BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





воление (во взаимосвязи) — происхождение


3. Возникновение жизни на Земле

Возникновение элементов и процессов

152а. "Сначала Земля была единым живым существом, потом:
     земля — существо воды +
     воздух — существо тепла +
     происходит взаимодействие,
потом:
     земля + вода
     воздух + тепло
потом:
     земля + земля
     вода + вода
     воздух + воздух".
Д.40, с. 25
     Следующие один за другим эоны совпадают с четырьмя элементами : огонь, воздух, вода, земля.Д.60, с. 31
     Если не просто наблюдать, а пытаться созерцать воду, углубляться в ее природу, а затем также созерцать свет, медитативно пережить, откуда свет возникает, так что весь окружающий мир превращается в текучий свет, сотворенный нами, то тогда можно попытаться оба созерцания соединить как бы химически. "Насквозь пронизанная светом вода есть тело, которое алхимики называли Меркурием. ... Но этот алхимический Меркурий не есть обычная ртуть. ... Необходимо сначала пробудить в себе способность с помощью чистых понятий породить себе из окружающего свет. Меркурий есть смесь света с созерцанием воды, пронизанная светом сила воды, которой овладевает человек. Это элемент астрального мира".
     Далее таким же способом силу воздуха можно химически соединить с порожденным чувством огнем; тогда мы получим "огненный воздух" (Фауст). Один элемент здесь вытягивается, высасывается из данного элемента, из воздуха, другой, огонь, тепло, нужно самому породить в своем внутреннем. "Этот воздух плюс огонь алхимики называли серой, сульфуром, светящимся огненным воздухом.
     И если вы теперь светящийся огненный воздух соедините с водным элементом, то обретете истину той астральной материи, о которой в Библии сказано: и Дух Божий носился над "водами"".
     Третий элемент возникает, когда Землю лишают силы и эту силу Земли объединяют с духовной силой в "Звук"; тогда получают то, что здесь названо Духом Божиим. Это также называют "громом". Действующий Дух Божий есть гром, есть земля плюс звук. Таким образом, Дух Божий парит над астральной материей. Та "вода" не обычная вода, но то, что называется астральной материей. Она состоит из четырех видов сил: воды, воздуха, света и огня. Расположение (расстановка) этих четырех сил представляет собой астральное созерцание в виде четырех измерений астрального пространства.
     Итак, мы видим, что астральное является наполовину субъективным, т.е. данным субъекту пассивно — вода и воздух, тогда как свет и чувство (огонь) объективны, т.е. активно явлены субъектом. Лишь наполовину можно найти астральное внешнее (как данное субъекту, полученное из окружения). Другая часть должна быть туда привнесена субъективно, собственной деятельностью человека.
     Из сил понятий и чувств (из данного) через деятельную объективизацию получают другую часть. Так что в астральном мы имеем субъективно-объективное.
     На Девахане же нет никакой объективности (просто данного субъекту). Там царит полностью субъективный элемент".324а, с. 58-60
     "Через взаимодействие огня и воды, жары и влажности (через взаимодействие жары с холодом) возникла кристаллизация и получился Четвертый элемент — земля". Получилась форма, мужское, человек. 266-1, с.331
     "В учении розенкрейцеров подчувственным всегда назывался мир элементов огня, воздуха, воды и земли".266-2, с. 160
     "Возрождающееся (воскресающее) : прорастающие силы.
     Двигающееся вперед — солевое, сдвинутое в меркуриальное; стремление на воздух. Меркуриальное сдвигается в сульфурное.
     Дух в соли — от Земли, как форма в растущее существо: в меркурий".Д.19, с.4
     "Азот является восприемником формообразования; жизнь движется туда, где N получает условия для формообразования: там С (углерод) переводится духовным существом в формообразование. Универсальная сила несет существо — из Н (водород) в О (кислород); здесь она находит эфирно-живое (а если несет в N, то находит астральное), а затем — в С.
     С: здесь следует искать дух, который формообразует.
N: здесь следует искать душевное, действующее вовнутрь.
О: здесь следует искать жизнь, выводящую форму вовне.
Н: здесь следует искать то, что распространено во всеобщем.
S (сера): это и есть указанная универсальная сила". Д.18, с.7
     Сульфур-процесс, сгорание, лежит в основе всех мыслей. "Поэтому он соответствует "чувству" в божественном процессе развития. Можно сказать: период Сатурна был волей, период Солнца был чувством". Др. Луна — меркуриальный процесс — "...ступень творческих мыслей. ... Эти творческие мысли открывались как звук; благодаря ему из воды формировались тела человека и животных". 266-1, с. 330


     Без содействия азота не было бы сознания, астральное не смогло бы проявиться. Без тепла не было бы самосознания. Серный процесс означает сгорание. Солевой процесс — это сгущение, подобное оседанию соли. Знак Меркурия: вверху Луна, круг — это знак Солнца, крест соответствует Я. В середине Атлантической коренной расы в человека вошло Я. 266-1, с. 312-314


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

263.
 ПрошлоеНастоящееБудущее
Физическоеголовной чел-кРитмич. чел-кЧел-к конечностей
ДушаЖизнь представленийЖизнь чувствЖизнь воли
ДухБодрственная жизньЖизнь сновиденийЖизнь сна
 КрасотаМудростьСила

     "Жизнь представлений указывает нам не так далеко назад, как голова. В космосе должна была сначала иметься голова, прежде чем стали возможными представления. Эта жизнь указывает нам на др. Луну и Солнце. Жизнь воли указывает нам на будущее — на Юпитер и Венеру. Жизнь сна указывает на Юпитер. На Юпитере происходящее во сне примет внешнюю форму; на Венере состояние воли примет внешнюю форму.
 
ГоловаЖизнь представленийБодрственная жизньЖизнь снаЖизнь волиЧеловек конечностей
Сатурн  ЮпитерЮпитерЮпитер
СолнцеСолнце  ВенераВенера
ЛунаЛунаЛуна  Вулкан

202 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

347. "Когда мы испытываем нехватку дыхания, то в дыхательных путях сидит чуждое элементарное существо. Но это аномально образованный дыхательный процесс. В нормальном ... сидит постоянно возникаю­щий человек Постоянно из макрокосмоса идет становление человеческого рождения, рождения внутреннего человека в человеке. Весь процесс, разыгрывающийся здесь, стоит под активным воздействием астр.тела…".
     "В выдохе действует активность эф.тела, жидкий элемент. Во время сна из человека выходит микрокос­мическая часть астр.тела; зато тем деятельнее становится макрокосмическая часть. Во время бодрство­вания человек регулирует вдох сам изнутри, своим астр.телом, а астральность космоса тогда спит. На внешнюю астральность влияет околоземное, климат и т.п. Если мы перейдем в область, регулируемую голо­вой (хотя в ослабленном виде это происходит во всем человеке), то там мы найдем утонченное дыхание, где во вдохе и выдохе участвует тепло; гл.обр. на вдохе, т.к. выдох становится внутренним процессом. Итак, в нервно-чувственной системе мы вдыхаем тепло, тепло космоса, и это тепло несем с собой: "...свет, макрокосмический химизм, макрокосмическую витальность, макрокосмическую жизнь". — Световой, химический и жизненный эфиры макрокосмоса переходят в человеческий организм. В отношении выдоха мы приходим к сильному огрублению в нижнем человеке: от процесса образования углекислоты к пищеварению, к обмену веществ, который является модифицированным выдохом. Одна и та же сумма сил формирует выдох и обмен веществ: она имеет дело с элементом "земли", как в случае вдоха мы имеем дело с элементом "воды".
     Представим себе путь теплового эле­мента: "...он несет свет, химизм, виталь­ность и связывается с дыханием, но не отдает дыханию свет, удержи­вает его; он отдает дыханию только химизм и витальность. Свет остается (отстает) здесь (рис.) и наполняет человека как внутренний свет, ста­новится мыслительной деятельностью".

     Далее в процессе вдоха-выдоха отдается химизм и становится в чело­веке внутренним химизмом, откладывается в нем как макрокосмический химизм. И вплоть досюда, в этом взаи­модействии между выдохом и обменом веществ, идет жизненный эфир и вос­принимается человеком. Итак: "свет входит на путях теплового эфира, стоп! Там же вступает дыхание, для света остановка; свет распространя­ется, он далее не воспринимается организацией человек и может распрост­раняться как свет. Световой организм мы несем в себе как чисто све­товой организм, который мыслит. Мы исследуем процесс до того момента, где вдох граничит с выдохом; до того момента он несет в нервно-чувственном процессе химизм. Потом химизм стоп! Внутренний химизм, хи­мический организм в нас чувствует.
     Теперь мы идем дальше вниз, туда, где выдох составляет пищеварение, обмен веществ. Он не идет до внешнего процесса обмена веществ, состоящего в восприятии средств питания, но только до внутренних процессов обмена веществ. И там стоп! с жизненным эфиром. Жизненный эфир опять-таки образует челове­ческую организацию, которая волит. Так возникает мышление, чувствование и веление". Все три описан­ные стадии во внешне-физическом протекают: 1) в нервных путях, 2) артериях, 3) в венозной циркуляции. Остается собственная витальность; ее физической проекцией являются лимфатические пути. Кто способен видеть, как нервные пути образуют пути чувств, находит на этом пути карму. В процессах лимфы опять-таки образуется карма". Лимфатические пути — это в то же время начала кармических путей, идущих в будущее" (рис.; справа). Там, где образуется венозная кровь, в человеке возникает задержка, скапливание кармы, и человек действует в смысле кармы. "Изменения в крови попросту выражаются в гневе. А то, что там застаивается, поскольку прошлое не остается внизу в венозном процессе, это ведет к действию, переходит в образование кармы". 318 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1352.


206 (22.VII)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1665. Чувствующий человек пребывает как разделительная линия. Над нею — сверхчувственное (силы познания), ниже ее — подчувственное (силы воли). "Откуда приходят эти подчувственные силы, силы воли? — это те же силы, что и силы планет, т.е. для нас здесь это силы Земли. В действительности в нас постоянно дей­ствуют силы Земли; это силы волевой природы. Силы познавательной при­роды приходят с периферии мира, они как бы изливаются извне: из внепланетного они изливаются в нас".191 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1672. "Воля повсюду идет совместно с движениями конечностей. Так что о воле мы должны говорить как о той душевной деятельности, которая может принимать трехмерный облик".
     "Во всех волнах ощущений и чувств бесконечно большую роль играет тот факт, что мы располагаем пра­вой и левой половинами тела, что мы построены симметрично. Благодаря этому все происходящее с нами слева мы относим к правой стороне; невидимо нечто возникает в нас слева и перекрещивается с тем, что струится справа.
     Единственно благодаря этому возникает чувство. Чувство ни в коей мере не возникает в трехмерном пространстве, оно всегда возникает в плоскости. ... Мир чувств переживается человеком только в той плоскости, которая, если представить ее себе как плоскость сечения, делит нас на две симметричные поло­вины.
     Жизнь чувств подобна картине, нарисованной на полотне... Представьте себе, я натягиваю полотно и рисую справа налево и слева направо, и в наблюдении я даю действовать одному сквозь другое... И карти­на, возникающая здесь, она, собственно говоря, двухмерная. Все трехмерное, если я могу так выразиться, проецируется на двухмерное.
     Вы можете построить и другое представление. Представьте себе, что вы оказались бы в состоянии от предметов, стоящих справа, и от предметов, стоящих слева, отбросить тень на одну поверхность... на натя­нутую перегородку. Так обстоит дело с нашим миром чувств. Он не трехмерный, а двухмерный. Человек, по сути говоря, оказывается с двух сторон работающим художником, когда он не просто чувствуя вживается в пространство, но когда он через трехмерную волю все то, что ему встречается в пространстве как дейст­вие чувств, когда он через волю, которая, конечно, трехмерна — художник — это воля, — набрасывает все в теневых образах на идущую спереди назад плоскость. Чувствуя, человек живет в картинах, которые двухмер­но тянутся через его тело, но которые при этом нарисованы с двух сторон. Итак, когда мы для нас самих, для людей, хотим в душевном найти переход от воли к чувству, то мы должны перейти из трехмерного в двухмерное.
     Но благодаря этому вы получаете иное отношение того душевного, которое выражается в чувствах, к про­странственному, чем когда вы просто говорите о душевном, которое непространственно. Плоскость имеет два измерения, но она не пространственна. Вы можете доску назвать плоскостью, но в действительности она представляет собой тело с определенной толщиной. Плоскость хотя и пребывает в пространстве, но сама она не пространственна; пространство всегда должно иметь три измерения. И в это трехмерное пространст­во входит только воля. Чувство же... двухмерно. Однако оно имеет отношение к пространству, как имеет к нему отношение тень".
     Мир чувств постоянно пронизан миром воли. Часто мы их даже не разделяем. Действие воли бывает дово­льно тонким. Когда нас, напр., кусает комар, то мы делаем защитное движение, и оно выражается в движе­нии крови, в ритме дыхания. Но этого часто не замечают. И так не отличают того, что делает воля, от то­го, что составляет содержание чувства. Содержание чувства также слишком робко. "К нему можно прийти только в очень тщательной медитации. Но если все принадлежащее к воле вы однажды сможете отклю­чить от чувств, то тогда вы уменьшитесь справа и слева и станете в середине плоскостью. И когда вы стане­те плоскостью в середине и некоторым образом сознательно, как художник, начнете рисовать свои пережива­ния на этой плоскости, тогда вы начнете понимать, почему мир чувств так исключительно отличается от обычных переживаний".
     "А мышление — если с непредвзятой душой подойти к нему — как мало можно сказать, что мысль пребыва­ет в пространстве. Собственно, нигде в пространстве мышления нет. И тем не менее, оно должно иметь от­ношение к пространству. Ибо, несомненно, мозг является если и не инструментом, то все же основанием для мышления, ...медитативно мышление переживается как то, что простирается только сверху и снизу. Мыш­ление вообще одномерно, протекает в человеке по одной линии. Можно, т.обр., сказать: воля образует себя трехмерно, чувство — двухмерно, мышление — одномерно". Так постепенно совершается переход от пространственного к внепространственному. "Когда мы совершенно выходим из измерения и переходим к точке, то мы приходим к нашему Я. У него нет никакой протяженности. Оно точечно". Как телесное в человеке относит­ся к волевому существу? — Оно пронизывается волей по всем направлениям, как губка водой. К чувству оно относится, как предмет к своей тени на стене.
     Представим себе некое облако как наше душевно-духовное. Это прежде всего воля с ее тремя измерения­ми. "Мы видим первым световое облако, затем это световое облако в середине само в себе рождает плос­кость и через это чувствует. Плоскость же, в свою очередь, стремится стать линией. Поэтому мы постоян­но должны представлять себе: облако, плоскость, линия как живущие в себе образования... облако, плос­кость, линия — линия, плоскость, облако и т.д. ... Вы даете исчезнуть третьему измерению и через это теряете волю. Вы даете исчезнуть второму измерению и теряете чувство: мышление теряют, дав исчезнуть первому измерению. Тогда приходят к точке. Тогда впервые приходят к Я. Люди много говорят о 4-м,5-м измерении. Мысля математически, это дается легко, но в действительности четвертое измерение упраздняет третье, пятое — второе, шестое — первое, и приходят к точке".
     Если вы рассмотрите морскую звезду, которая имеет пятиконечную форму, то вам станет понятно, почему ей недоступно единое чувство. "Морская звезда не может правое соотнести с левым, правым охватить левое, но она должна постоянно приводить в отношение один луч с другим или двумя, тремя или со всеми четырьмя. Поэтому то, что мы знаем как чувство, вообще не живет в морской звезде.
     Как обстоит дело с тем — я прошу вас следовать за мной в этом интимном ходе мысли, — что нам извест­но как чувство? Что нам известно как чувство, приходит справа, приходит слева и в середине удерживает­ся в покое. Мы идем через мир, когда с нашим чувством спокойно ставим себя в мир. Морская звезда этого не может. То, что она вот отсюда (см.рис., красная стрелка) испытывает как действие мира. Она не может симметрично связать с чем-то другим. Она может это отнести (красное) к одному или другому, третьему или четвертому лучу, но наиболее сильно она это свяжет вот с этим )желтое). Поэтому морская звезда никогда не имеет внутри спокойных чувств, но когда она обращает внимание на одну сторону, то, благодаря ее уст­ройству, в ней возникает переживание: ты излучаешься туда, ты посылаешь туда луч (желтая стрелка). И когда она ощущает нечто оттуда, то она чувствует, как будто что-то выстреливает из нее. Она совсем не имеет спокойных чувств. Чувст­ва как бы выстреливаются из нее. Она чувствует себя излучающейся в мир.
     Если вы тонко разовьете свои чувства, то сможете это пережить, наблюдая морскую звезду. Взгляните на окончание одного из лучей и затем соотноситесь со всей морской звездой, тогда в вашем представлении она придет в движение по на-направлению этого луча, как если бы туда заструился свет. И так обстоит дело и с другими животными с несимметричным строением, не обладающими осью симметрии".213 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Воспоминание — забвение

1723. "Воля есть в некотором роде дитя среди видов нашей душевной деятельности; чувства старше ее, мышление еще старше, а деятельность, осуществляемая в воспоминаниях, — это поистине старуха, старшая из всех видев душевной деятельности". Воля — это земной продукт. На др.Луне за человека волил Ангел. "За­то чувство было усвоено уже во время лунного развития, мышление — во время солнечного и воспоминание — во время др.Сатурна".157 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1798. "Какова грубейшая форма вожделения? — голод. Поэтому все проистекающее из вожделений родст­венно, по сути, голоду. ... Мы можем сказать: если вожделение положить в основу воли, то в основу мыш­ления мы должны положить насыщение, насыщенность, а не голод". Чувства образуют в нас как бы дырки. "Когда мы мыслим, эти дырки, образующие в нас восприятия чувств, мы постоянно заполняем насыщением, поднимающимся из нашего организма. ... Когда мы волим, то также происходит нечто подобное! Только действует это не извне, продырявливая нас, а изнутри: когда мы водим, повсюду в нас образу­ются дырки, которые должны быть заполнены материей. ... Вы видите, это интимнейшая деятельность, образующая отверстия деятельность, которая, собственно, уничтожает в нас все земное бытие. Ибо, когда мы воспринимаем луч света, слышим звук, мы уничтожаем наше земное бытие. Но мы и реагируем на это: мы заполняем пустоты земным бытием. Наша жизнь, т.обр., протекает между уничтожением земного бытия и за­полнением земного бытия: люциферически и ариманически". Люцифер хотел бы нас совсем дематериализовать. Но Ариман постоянно борется с ним, заполняет пустоты. Сам человек есть состояние равновесия между ними.205 (15.VII)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1799. "Бодрствующий человек имеет эфирный организм, который внутренне сильно дифференцирован, сна­ряжен сложными образованиями в тех частях физического организма, где находятся легкие, печень, желудок, где находятся конечности.
     Так эфирный организм многообразно расчленяется в течение бодрственной жизни. Зато в головной организа­ции в течение бодрственной жизни, чем дольше это бодрствование длится, эф. тело оказывается все менее и менее дифференцированным. Оно там, наконец, становится просто равномерным облаком, поскольку строящие силы, пребывающие в ином случае в этой эфирной организации, теряют свое значение, а разрушаю­щие силы астрального организма, отмирая в бодрственном состоянии, воздействуют на головную организацию.
     Во сне все обстоит совершенно по-другому. Здесь человек с имагинативным сознанием видит, как указанная дифференциация, разнообразная многочленность эфирного организма вклинивается в эфирную организацию го­ловы. Здесь эфирный организм головы расчленяется так же, как во время бодрственного состояния расчле­нен остальной эфирный организм. Во время сна в голове бодрствуют жизненные силы, строящие, формообразующие силы эф.организма, и голова становится бессознательной, но очень живой организацией.
     Т.обр., вы видите, что человек в земном бытии из бодрственного состояния постоянно вносит в свою головную организацию латентную смерть. Тенденция к умиранию постоянно имеется в головной организации. Аст­ральная организация постоянно хочет головную организацию переместить в духовное. Она хочет сделать ее планетарным органом движения, хочет сделать ее отображением звездных констелляций; она является по­стоянным разрушителем физической головной организации.
     Астральная же организация человека производит это действие не только в бодрственной жизни. Лишь од­на ее часть обладает этой деятельностью. Другая часть живет в земном бытии в большей мере так, как она жила в доземном бытии. Эта часть астр.организма человека не деятельна в головной организации, но она деятельна во всем том, что в человеке является ритмической организацией, т.е. в тех органах физ. тела, в которых разыгрываются процессы дыхания, циркуляции крови и другие ритмические процессы. Эта часть астр. тела, о которой я теперь говорю, хотя и живет в ритмической организации человека, но она не соеди­няется с физическим ритмическим организмом так, как другая часть, которая деятельна в головной организации. Эта другая часть, деятельная в головной организации, захватывает головную организацию так сильно, что постоянно склоняет ее к отмиранию, к смерти, поскольку она ее раскалывает. Зато каждая часть астр. тела, которое примешивается к ритмической организации человека, пронизывает этот ритмичес­кий организм; оно живет в дыхании, живет в циркуляции крови. Но поскольку оно не захватывает эту орга­низацию особенно интенсивно, то оставляет ее в некотором отношении необремененной; оно не захватывает ее так, чтобы желать ее разрушить. И благодаря этому соединению астрального организма человека с ритми­ческой организацией не возникает никакой мыслительной жизни. Что изживает себя как душевное — это в постоянно стремящейся к отмиранию физической головной организации рефлектируется, вызывает полнос­тью осознанное мышление. Но разыгрывающееся в постоянном взаимопронизании астральной и ритмичес­кой организаций не рефлектируется тем же самым образом... это изживает себя в неопределенном роде душевной жизни, в жизни человеческих чувств. Это чувст­ва. Они возникают благодаря тому, что астр.организм в бодрственной жизни пульсирует через дыхание, че­рез циркуляцию крови; но он их не раскалывает, не погружается в них слишком глубоко, а через взаимодей­ствие с ритмической организацией воспламеняет то, что в человеке является жизнью чувств".215 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1803. "Как пищеварение соответствует мыслительной деятельности, так деятельность сердца и крови соответотвуют жизни воли и вожделений; все, что как определенные субстанции в виде различных средств пи­тания оказывает воздействие на кровь, выступает соответствующим образом в волевой деятельности".96 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1850. "По эту сторону Порога учатся познавать только мысли, которые на­поминают о прошедших пе­реживаниях. По ту сторону Порога мелькают существа Ангелов. По эту сторону Порога познают суть интел­лигенции, по ту сторону воспринимают мелькание Архангелов. По эту сторону По­рога воспринимают внешний чувственный мир, по ту сто­рону познают, как через наши глаза, уши входят и вы­ходят Духи Времени".
     "Согласно старому словоупотреблению эти три спосо­бности называют тремя высшими способностями человека. И если схематически набросать перед вами образ чело­века, то это можно сделать так. Прежде всего, я дол­жен нарисовать способность к деятельности чувств. Для этого я сделаю белую основу (на черной доске рисует­ся белый круг).... Основная деятельность чувств раз­ворачивается в голове. Конечно, деятельностью чувств пронизан весь человек, но я должен прежде обозначить головную организацию чувств (синее; см.рис.).

115 (II)
     Если я хочу изобразить интеллигенцию, то я могу это сделать следующим образом. Деятельность чувств на­правлена более вовне (синее), интеллигенция имеет свой аппарат отражения большей частью в мозгу. Далее лежит то, что составляет основу памяти, более связанной с телесной организацией. В действительности память (красное) связана с нижним организмом нервов и с остальным организмом. Я должен построить пере­ход между деятельностью чувств и интеллигенцией (индиго)... Для более абстрактных понятий дадим зеленое, а то, что как понятия носит в нас характер воспоминаний, я обо­значу, как переход от зеленого к красному, желтым". Конеч­но, все это действует одно сквозь другое, и пространственно это особенно не разграничить.
     "Другого рода душевная деятельность, связанная с нашей организацией — это желания. Они еще более эмбриональны, чем чувства. Все, что в нас составляет мир желаний, вож­делений, будучи теперь в зародышевом состоянии, в будущем состоянии Венеры достигнет своей цели. Сейчас они сильно связаны с нашей телесностью. Но они от нее осво­бодятся" и выступят на Венере полностью осознанной ин­спирацией.
     Но в еще более эмбриональном состоянии находится наша волевая душевная деятельность. В будущем воле предназна­чено стать чем-то могущественным, космическим, благодаря чему человек будет принадлежать всему космосу, будет ин­дивидуальным существом и в то же время индивидуальные импульсы изживать как мировые факты. Но это будет во вре­мя Вулкана, когда воля станет целиком осознанной интуи­цией.
Высшие способности:
Деятельность чувствСатурн — смутная интуиция — Архаи
ИнтеллигенцияСолнце — спящая инспирация— Архангелы
ПамятьЛуна — сновидч. имагинация— Ангелы
Низшие способности: социальный мир.
Чувства Юпитер — полностью осознанные имагинации— Минеральное царство
Желания Венера — полностью осознанные инспирации— Растительное царство
ВоленияВулкан — полностью осознанные интуиции— Животное царство


     "Как память, интеллигенция и деятельность чувств стоят в отношении к окружающему миру Ангелов, Архангелов, Архаев, так чувства, желания и воля стоят в отношении к окружающему физическому миру. При этом чувства в их отношении к миру во время земного развития все более и более истощают минераль­ный мир. Весь окружающий нас мир минералов с концом земных времен исчезнет и силы, которые человек истощает в минеральном мире, это силы чувств. ... На Юпитере минерального царства не будет, т.к. на Земле силы чувств истощат это царство; а на Венере не будет растительного царства, т.к. человеческие желания истощат его во время Юпитера; наконец, воля истощит во время Венеры животное царство". Все эти вещи актуальны теперь, поскольку и теперь низший и высший человек взаимно пронизывают один дру­гого.
     "Темно-красным на рисунке мы обозначили чувства. Но чувства простираются в интеллигенцию... а также проходят и сквозь память. И я должен, рисуя деятельность желаний, дать красно-фиолетовый цвет. Волю, какой она пребывает сегодня, я хочу дать сине-зеленой. Таким образом, человек является двойным существом: высшим, который в существенном является познающим, и низшим — в основном желающим; чувства и воля при этом выступают как два полюса желания.
     В земном человеке составляющее его нижнее действует в верхнем человеке и как воля, и как желания, и как чувства (стрелка вверх; см.рис.)".
     "Человек, каким он пришел к настоящему (состоянию), должен переживать струение воли, желаний и чувств в память, интеллигенцию и деятельность чувств, а сверху переживать откровение духовного мира через духопознание, чтобы его деятельность чувств, интеллигенция и память могли этим наполниться, по­скольку они не смогут этого сделать, когда наше физ. тело, следуя упадку Земли, станет все более и бо­лее иссыхать".
     "Партиец социал-демократ говорит: живущее вовне есть результат развития хозяйства, хозяйст­венных сил. — Нет, живущее вовне есть объективация чувств, желаний и воли совместно, социально живу­щих людей. ... На рис. внизу цветом обозначены чувства, желания и воления. Интеллигенция, чувственная деятельность и память действуют вниз и действуют через нашу волю в социальный мир (стрелка внизу справа; см.рис.). ... Если развитие пойдет дальше так, как это соответствует земному организму, и на­ша телесная организация усохнет, то отставшая чувственная деятельность, интеллигенция и воспоминание, не оплодотворенные духом, сухая интеллигенция, лишь внешние восприятия чувств и эгоистические воспо­минания отдельных людей будут господствовать в социальной жизни. Все шире станет разрастаться то, с чего теперь начали в России. В России теперь в зародыше, в ленинизме и троцкизме, подготовляется тот социальный строй, который происходит из опыта чувств, интеллигенции и пары воспоминаний эгоистической природы отдельных людей. ... там сознательно будут исключать все, что можно воспринять из духовного мира".196 (14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru