Главная
Предметный указатель
НАБЛЮДЕНИЕ - см. также ВОСПРИЯТИЕ |
341. "Правильное наблюдение чувственной действительности составляет задачу пятой послеатлантической эпохи". Другую задачу человеческой души составляет следующее: наравне с чистым созерцанием действительности развить, в определенном смысле как род повторения египто-халдейского времени, свободные имагинации. В связи с этими задачами пятая послеатлантическая эпоха ушла не особенно далеко. Свободные имагинации должны развиваться так, как они ищутся через Духовную науку, т.е. они не должны быть несвободными имагинациями, которыми обладала третья послеатлантическая эпоха, они не должны быть до фантазии дистиллированными имагинациями, но имагинациями свободными, в которых человек движется так свободно, как только он может двигаться в своем рассудке. Из развития этих двух способностей возникнет правильное развитие души сознательной в пятую послеатлантическую эпоху. Гете прекрасно ощущал чистое созерцание, которое он, в противоположность материализму, обозначил своим прафеноменом. "Фаустом" он дал толчок к свободным имагинациям.171 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
41. Потомки древних индусов говорили о том, что в будущем грядет божество Прамати, человек будет лишен духовного водительства, и мыслью станут постигать божественных существ, настанет Кали-юга. Начало этой эпохи переживалось народами как всемирный потоп и нашло свое выражение почти во всех мифологиях, где говорится, "...что произошло затопление сознания и что в 3-й послеатлантической культуре через особое развитие души ощущающей — т. е. созерцание внешнего мира — должно наступить нечто новое. Индус ощущал это, говоря: приближается Кали-юга как наследница Прамати. А что говорили греки? — То же самое. Только вместо Прамати они говорили Прометей, что является одним и тем же. Он — брат Эпиметея, который представляет собой взгляд в прошлые времена. Эпиметей — это "думающий вслед", Прометей — "думающий прежде", чем что-то совершить во внешнем мире. И как Прамати наследует Кали-юга, так и Прометей имеет наследника: ... "Калион" — темный Деус-Божество, и мы получаем "Девкалион"; это то же слово, что и Кали-юга. ... По совету отца Прометея Девкалион делает деревянный ящик и в нем спасается со своей женой Пиррой от потопа, посланного Зевсом на род человеческий. Девкалион и Пирра причаливают затем к Парнасу и являются для греков родоначальниками нового человеческого рода". 133 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
Пути познания
1753. "В школах браминов говорили о 4-х средствах, с помощью которых человек на своем жизненном пути приобретает знание. ... Первое — это нечто такое, что парит в середине между традицией и воспоминанием, что связано с санскритским корнем s-mr-ti, и что теперь человек имеет только в идеях. ... Люди в прошлом не делали различий между тем, что они вспоминали сами, и тем, что получали по наследству. ... Второе средство познания можно сегодня обозначить словом... "поставить-перед-глазами"; это было прежде тем, что мы теперь называем восприятием. Третье можно назвать схватывающим воедино мышлением. Итак: воспоминание с традициями, наблюдение и объединяющее мышление. И еще о четвертом средстве познания со всей отчетливостью учили в древнем браманизме: получать нечто из сообщений других людей".217 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
|