Главная
Предметный указатель
НАУКА — и Христианство |
356. "Только в третьем периоде культуры, египто-халдейском, Ангелы стали до некоторой степени самостоятельными руководителями человечества. Еще в древне-персидской эпохе это было не так. Там Ангелы в гораздо большей степени, чем в египетскую эпоху, подчинялись высшему водительству и направляли все согласно импульсам высшей Иерархии, так что, хотя всем управляли Ангелы, но сами Ангелы подчинялись указаниям Архангелов. А в индийский период культуры... сами Архангелы в том же смысле подчинялись руководству Архаев, или Начал. Проследив, таким образом, развитие человечества от индийской эпохи через древне-персидскую и египто-халдейскую, мы можем сказать, что известные существа высших Иерархий все больше и больше отходили от непосредственного управления человечеством. А как обстояло дело в четвертый послеатлантический период культуры? ...Тогда человек в некотором отношении стал совершенно самостоятельным. Правда, руководящие, сверхчеловеческие существа вмешивались в ход развития человечества, но их водительство было таково, что "поводья" были натянуты мало, так что духовные руководители получали от человеческих дел столько же, сколько люди от их дел. Отсюда происходит та своеобразная, вполне "человеческая" культура греко-латинской эпохи, в которой человек был совершенно предоставлен самому себе... Существа, руководящие нашей эпохой, принадлежат к той же Иерархии, которая была господствующей у древних египтян и халдеев. Действительно, в нашу эпоху вновь начинают свою деятельность те же самые существа, которые были руководителями в то время. Мы указывали еще, что некоторые существа отстали во время египто-халдейской культуры и что мы находим их теперь в материалистических чувствах и ощущениях нашего времени. Шаг вперед для тех существ, которые принадлежат к категории Ангелов, или низших дхианических существ, задерживающих развитие, а также и содействующих ему, состоит в том, что они могли быть руководителями египтян и халдеев в силу способностей, приобретенных ими в древнейшие времена; но благодаря своему водительству они также развились дальше. Так развивающиеся Ангелы с теми способностями, которые они приобрели себе во время египетско-халдейской культуры, принимают на себя водительство пятой послеатлантической культурой. Благодаря такому своему шагу вперед они приобретают совсем особенные способности: они позволяют втекать в себя тем силам, которые исходят от самого значительного Существа всего земного развития. ...Те существа, которые вели древнюю египто-халдейскую культуру, не находились тогда под водительством Христа, но они подчинялись Его водительству, каким оно было во времена египто-халдейской культуры. И их движение вперед заключается в том, что теперь они под руководством Христа руководят нашим периодом культуры; они последовали за Христом в высшие миры. А отставание тех существ, которые, как сказано, действуют в качестве задерживающих сил, произошло оттого, что они не подчинились водительству Христа и продолжают действовать дальше независимо от Христа. Поэтому все яснее и яснее в культуре человечества будет проявляться следующее. Будет существовать материалистическое течение, стоящее под руководством отставших египто-халдейских духов; оно будет иметь материалистический характер. Большая часть того, что мы можем назвать современной материалистической наукой во всех странах, находится под этим влиянием. Но рядом с ним приобретает значение другое течение, направленное к тому, чтобы человек во всех делах своих нашел, наконец, то, что можно назвать Принципом Христа. Теперь есть, например, люди, которые говорят: наш мир состоит, в конечном счете, из атомов. Но кто же внушает человеку такую мысль, что мир состоит из атомов? Это делают отставшие во время египто-халдейского периода сверхчеловеческие ангельские существа. А чему будут учить се существа, которые достигли своей цели во время египто-халдейской культуры и которые тогда познали Христа? Они сумеют внушить человеку другие мысли, нежели те, что утверждают о существовании только вещественных атомов, ибо они смогут научить человека тому, что до мельчайших частиц мира вещество пронизано Духом Христа. И как бы странно это ни показалось теперь, в будущем появятся физики и химики, которые будут учить физике и химии не так, как обучают им теперь под влиянием отставших египто-халдейских духов, которые будут учить: материя построена так, как ее постепенно построил Христос! Тогда везде, вплоть до законов физики и химии, будут находить Христа".15 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
190. "В физическом организме человека — физиологически — выше, за мышцами, следует кровь. И как мышцы вплетены в гармонию сфер, так кровь вплетена в Логос и будет все больше и больше становиться сознательным выражением Логоса, бессознательным выражением которого она была с начала сотворения человека. Это значит: на физическом плане имеется тенденция к тому, чтобы человек почувствовал сознательное выражение Логоса в своей крови, которая есть выражение его "я" . И в 7-м периоде культуры люди почувствуют себя вплоть до своей крови пронизанными Логосом; и только тогда постигнут то, что, собственно, выражено в Ев. от Иоанна. Ибо только в 7-м периоде куль-туры Ев. от Иоанна будет постигнуто в его познавательном значении. И когда постигнут познавательное значение Ев. от Иоанна, тогда постепенно почувствуют, что первые слова этого Евангелия должны были бы стоять в начале каждой книги по физиологии и что вся наука должна была бы направляться в сторону этих слов". 124 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
232. "Будет так, что лабораторный стол станет алтарем, перед которым испытание (экзамен) человека будет состоять в том, что при разложении воды на кислород и водород в нем должны будут развиваться чувства, соответствующие тем, которые ощущают Боги, когда это происходит. Это приведет человека во внутреннюю связь с нижним Деваханом". 130 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
261. "Атомы — это ... чистейшая фантазия. Нигде вовне их нет. Почему же человек все-таки говорит об атомах? —Потому, что свою нервную систему он построил себе из отдельных шариков (ганглий) и проецирует это вовне. Внешний атомистический мир — это суть не что иное, как проецированная вовне мертвая нервная система. ... Поэтому наука всегда будет хотеть быть атомистической, так как она исходит из нервной субстанции. Науке противополагается все то, что как мистика, религия и т.п. исходит из крови. Это последнее хочет единства. ... В мире не существовало бы спора между наукой и религией, если бы его не было в человеческой природе — спора между нервной субстанцией и субстанцией крови. Примирение может быть найдено благодаря правильному способу соединения себя с тем, что как Существо Христа пронизало Землю со времени Мистерии Голгофы". 169 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
221. "В нашей (современной) науке больше арабизма, чем Христианства!" 239 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
221a. "Физики не несут ответственности перед духовным миром". Д.39, с. 26 Перейти к данному разделу энциклопедии
224. "Эрнст Геккель невозможен вне христианской культуры... все новейшее естествознание суть дитя Христианства, прямое продолжение христианского импульса. Когда пройдет период детских болезней естествознания, человечество увидит, что это естествознание, будучи правильно исследованным, от своего первоисточника последовательно приводит к Духовной науке, что от Геккеля последовательный путь ведет к духоведению". 148 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
799а. "Сфера вопросов обычного сознания (пожирающая жизнь) находится в нижнем человеке. Сфера ответов (насыщающая душевная жизнь) находится в верхнем человеке. Здесь (в нижнем человеке) спрашивают боги; в человеке они создали себе инструмент; когда они его переживания переживают на свой лад, то творят новые миры. Посвящение переворачивает (выворачивает) отношение: человеку следует область вожделений возвысить до состояния вопросов — всю науку следует сделать вопросом — боль знания — затем дать богам ответить — нужно быть таким, чтобы они могли ответить". Д. 23, с. 21
Перейти к данному разделу энциклопедии
|