Главная
Предметный указатель
НАЦИЯ, национ.начало - см. также НАРОД |
361. Не будет преувеличением, если мы сообщения Акаши-хроники изложим т.обр., что скажем: культурные нации обладают таким телесным сложением и выражением, равно как и некоторыми основами телесно-душевной жизни, какие были напечатлены им женщиной". 11 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
140. "В то мгновение, когда папский импульс вынужден был выпустить из своих тенет западноевропейское народонаселение ("авиньонское пленение" пап с 1309 по 1377 год состояло в том, что папа из Рима был переселен во Францию и подчинeн королевской власти), на Западе вспыхивает сила национального начала (Жанна Д'Арк 1412-1431) и становится там формирующим, элементом". Эмансипируются от папства даже итальянцы. "В 1476 г. на территории современной Швейцарии произошло значительное сражение. Жившее тогда в душах людей, когда Карл Храбрый потерпел поражение при Муртене , особенно симптоматично выступает нам навстречу именно в этой битве... начинается искоренение тесно связанного с римским папством рыцарства, самой сущности этого рыцарства". "В Гусе (1369-1415) мы имеем личность человека, который, я бы сказал, всем обликом своего характера являлся подобно человеку-вулкану. В 1414 г. в Констанце начинается собор, приговоривший его к сожжению (хотя Гус имел на соборе при себе охранную грамоту короля Сигизмунда). ... Каким предстаeт Гус в новейшее время? — Как мощный протест против всей внушающей, суггестивной культуры католического универсального импульса. Сама душа сознательная вздымается в Гусе против того, что душа рассудочная приняла от силы римского универсального импульса". И это было не единичное явление. Сюда относится и Савонарола (1452-1498), и Лютер (1483-1546), и эмансипация от Рима англиканской церкви, и Кальвин (1509-1564). "Что удивляет нас в Кальвине, Лютере, если мы берeм их как историческое явление? ... Не новые продуктивные идеи, не новое, создаваемое самой душой, а сила, с которой они хотели влить старое в новую форму". Правомерные импульсы (Гус, Лютер, Виклиф) вступают в развитии в борьбу с неправомерным. "Симптом этой борьбы мы видим в восстании Соединeнных Нидерландов (1556 г.) против люциферо-ариманической личности испанского Филиппа. ... а также в 1588 г., когда побеждается испанская армада". 185(1) Перейти к данному разделу энциклопедии
264. В 1912 г. в Лондоне основана новая наука: евгеника*. Предполагается оздоровить человеческий род, соединяя мужчин и женщин по законам, которые должны быть найдены из связи политэкономии и антропологии. "Да, об этих вещах следует поразмыслить. Идеал этого конгресса, на котором председательствовал сын Дарвина**, состоит в том, чтобы различные классы общества исследовать на предмет величины черепа: какой он у богатых, какой у бедных, насколько крепко противостоят усталости богатые и бедные и т.д." Затем в будущем предполагается точно определить заранее, какой человеку следует иметь череп, как человек должен выглядеть, какую меру усталости он должен испытывать. "Это всe шумы, естественные шумы в мозгах, освободившихся от души, шумы тех идей, которые обладали реальностью в Атлантической эпохе. Тогда действительно было так, что в силу определeнного закона можно было влиять на величину человека, на его рост путeм всевозможных скрещиваний и перекрещиваний". Варьируя соединение мужчин и женщин тогда можно было производить разных существ, как теперь это делают с растениями. "Через это в Атлантиде возникли черно-магические безобразия. И порядок восстановился только с образованием классов, когда эти вещи были отняты у людей. И таким образом возникли нации, возникли современные расы". Теперь национальные вопросы вновь шумят как отзвук Атлантической эпохи в обездушенных мозгах. Теперь пишется множество статей такого рода: Ницше с точки зрения психиатрии, Конрад Майер с точки зрения психиатрии, Гeте с точки зрения психиатрии и т.д. Умея читать между строк, можно почувствовать, что авторы этих статей хотят сказать примерно следующее: жаль, что этого человека не лечили в нужное время. Если бы его лечили в правильное время, то он не написал бы тех вещей, которые, например, написал Конрад Фердинанд Майер, написал только в силу болезни". 177(5)
_________________________________
* Евгеника введена в научный обиход Френсисом Гальтоном (1822-1911) через серию своих статей,под общим названием" наследственный талант и гений", появившихся в 1865 г.
** Леонард Дарвин(1850-1943), с 1911 по 1929 г. был председателем "Евгенического воспитательного общества, в 1926 г. опубликовал книгу "Необходимость евгенической реформы". Перейти к данному разделу энциклопедии
321. "Собственно Иннокентий III (папа с 1192 по 1216 г.),как человечески-духовная сила, с тем, что из него исходило, является первым творцом национального сознания, т.наз. итальянцев. Он является лангобардским отпрыском. ... Этот процесс национализации к XV в. закончился. Таким образом, сама церковь явилась творцом национального элемента. И если в отношении французской нации как раз в это время действует суггестивная мощь языка (романского), в итальянской нации действует церковный элемент". 180(16) Перейти к данному разделу энциклопедии
V. ДУХОВНЫЕ ПЕРВОПРИЧИНЫ НОВОГО КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1. Характер выступления души сознательной
324. Душа сознательная "сказывается в исторических симптомах. С одной стороны, мы видим деятельное проявление национальных импульсов, с другой — вплоть до глубин религиозного исповедания —деятельное проявление вздымающейся личности, которая хочет быть поставленной на самоe себя именно потому, что душа сознательная хочет пробиться из оболочек. И если принимаешь во внимание дальнейшее развитие представительных национальных государств — Франции и Англии, — то нужно изучать действие этих двух сил. ... Укрепление национального элемента совсем особенно проявляется в Англии, где личное начало, которое, например, из Гуса выступало лишь как религиозный пафос, связывается с национальным и с личным началом души сознательной, всe больше ведeт к парламентаризму, всe больше разрабатывает его, так что всe начинает склоняться в сторону политики. Во Франции мы видим, несмотря на национальный элемент, действующий сильно в темпераменте и во многом другом, преобладание в личности принципа стояния на самой себе. ... И если в Англии окраску всему даeт большое национальное начало, то во Франции — элемент личности". 185(1) Перейти к данному разделу энциклопедии
338. В VIII-IX христианских столетий выступило искушение от люциферических ангелов в виде идеи о единой форме истины для всей Земли. "Они хотели победить. Они хотели заставить человека впасть в заблуждение и поверить, будто бы по всей Земле должна господствовать единообразная, однозначно звучащая догматическая истина. И всe снова и снова встаeт среди человечества это ужасное заблуждение догматического монизма. ... ариманический принцип выступил в XIX в. Носителем, земным носителем его был Наполеон. От Наполеона в Европе изошло то заблуждение, что всe должно исходить от национального принципа, что люди делятся на группы по национальностям. На службе у Аримана действовал Наполеон, и оттуда исходит то, что живeт и поныне: группирование людей на земной территории в строго национальных границах". Прикрывается это лозунгом о свободе и равенстве наций. С другой же стороны провозглашают: одна истина для всех! "Импульс Христа поставил себе задачу создать противоимпульс тому, что некоторое время действовало в двух ложных направлениях. Это означает: дать нормально развитым Ангелам большую силу, чтобы они могли противодействовать люциферически развитым ангелам, преследующим ложную цель единства. На место ложно-монистической единой природы всякого знания выступает теперь то, что проистекает из правильно понятого Христианства: понимание, а не навязывание того, что человек думает сам, поиск истины в другой человеческой природе. И если это есть в человеке, то в нeм есть Импульс Христа, укрепляющий нормально развитого Ангела. Этим, опять-таки, людям и каждой эпохе ставится идеал: искать на Земле индивидуально образованную истину, искать не из совершенно загнанного Люцифером в тупик интеллекта, а из души, из сердца, искать то, что истинно; до некоторой степени каждый человек на свой лад ищет то, что истинно. Слова: истина пребывает в каждой человеческой душе, — глубоко христианские, что я не раз объяснял. В их основе пребывает укрепление природы Ангела, который таким образом может одержать победу над люциферическим ангелом, желающим по всей Земле распространить единую догматику как равномерную сеть однозначной интеллектуальности, не допускающей множественности понимания. А с другой стороны, должна быть укреплена сила правильно развитого Архангела, чтобы он всe более и более мог побеждать тех духовных существ, которые вводят разделение человеческих групп, влюбляют эти группы в их языки и так вгоняют их в фанатизм обособления. Через Импульс Христа должны укрепляться правильно развитые Ангелы и Архангелы. ... Христос пребывает здесь не только для людей, но и для Ангелов и Архангелов. Ибо Христос — это космическое Существо, вошедшее в земное развитие через Иисуса из Назарета". 162(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
1322. "Почитать нацию как нечто особенное означает сегодня способствовать ариманическому заблуждению. Нации — это остатки дохристианских времен, современное человечество должно выйти за их рамки". 184(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
Германские народы
1399. "Различные германские народы Европы, которые были первоначально ведомы одним Архангелом, были призваны к тому, чтобы мало-помалу перейти под начало разных Архангелов и так образовать различные индивидуальные народы". 121(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
1400. Деятельность Духов народов может быть в некоторой степени расстроена отсталыми Архаями (Духами языка). Тогда в одном народе образуются группы с особыми задачами. Так, в "расщеплении общей немецкой нации на группы народностей вы можете усмотреть перекрещивающуюся деятельность Духов Личности отсталого развития и Архангелов. В этих народах заметно понижение принципа централизации, они больше направлены к совершенствованию индивидуального начала". "Первоначально у Голландии и Германии был один общий Архангел. Расщепление произошло благодаря тому, что в определенный момент Дух Времени (нормального развития) выделил часть народа, вложив в него проведение в жизнь того, что стало важнейшей задачей нового времени. ... Дух Времени нуждался в органе действия, чтобы выполнить заокеанскую миссию того времени". То же самое произошло при выделении португальского народа. Это результат более интенсивной, чем обычно, деятельности Духа Времени, когда он сам вступает в историю народа. Его вступление сопровождается брожением, волнением в народе, затем наступает возможность для воплощения в народ обоих Архангелов — нормального и отсталого развития. 121(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
Духи народов и элементы
Земли 1507."Связь между отдельными людьми и народной Душой у итальянцев происходит через воздух". Воздух — это самая низшая составная часть народной Души Италии. "Мы, скажем, хотим изучать русскую народную Душу. Нижним ее членом совсем не является что-либо материальное в том смысле, в каком материальным является твердое, жидкое, воздушное и теплое, но ее нижним членом, столь же свойственным ей, как человеку свойственна соль, твердое, является световой эфир. Звуковой эфир присущ ей как человеку жидкость; жизненный эфир — как человеку воздух; а зной вожделений соответствует тому, что является как бы физ. телом русской народной Души; он присущ ей, как тепло человеку. Тогда встает вопрос: как русская народная Душа относится к отдельным русским людям? Это происходит таким образом, что свет, идущий с высот, некоторым образом светит назад из земли. Свет оказывает некоторое действие на землю. Он не только, я бы сказал, светит назад физически, но свет лучится обратно из земли, из всего произрастающего, что несет на себе почва. Свет действует не прямо на отдельных русских, но сначала он действует на землю, на грубо физическую землю; он действует в растениях и во всем том, что на земле растет, а затем светит обратно. И в том, что тогда светит обратно, дан посредник, через которого русская народная Душа приходит в связь с отдельными русскими. Поэтому у русских отношение к земле, ко всему, что из нее произрастает, намного интимнее, чем у других народов. ... А текучее возбуждение (см. "Теософию") — исключительно значительно. Этот первый эфирный ингредиент, имеет для русской народной Души то же значение, что свет для человека". Когда итальянец дышит и воздухом поддерживает свою жизнь ... то шепчет, говорит с ним в подсознании народная Душа. Он этого не слышит, но его ас. тело воспринимает это и живет в том, что за порогом сознания разыгрывается как общение отдельного человека с народной Душой". "В том, что как оплодотворенное солнечным светом излучает русская почва, содержатся таинственные руны, через которые русская народная Душа говорит с отдельным русским, когда он идет по своей земле или ощущает жизнь, излучаемую светом. Но не думайте, что вещи следует принимать материально. Вы можете, естественно, как русский, жить в Швейцарии; также и в Швейцарии есть свет, отражающийся землей. Если вы итальянец, то в Швейцарии вы можете с дыханием слушать шепот вашей народной Души. Если вы русский, то также и в Швейцарии вы почувствуете восходящим от почвы то, что вы можете слышать как русский. Вы не должны вещи воспринимать материально. Это не связано с местом, хотя, конечно, человек обусловлен некоторым образом и материально, и его родные места дают ему больше. ... русский может быть русским где угодно, хотя русская земля, естественно, русскому бытию доставляет особое состояние. ... Ибо не просто свет, распространяющийся над русской почвой, содержится в теле русской народной Души, но всякий свет, свет вообще. ... Архангел не обусловлен местом, он сверхпространственен." 174(24) Перейти к данному разделу энциклопедии
1508."Лишь из соединения действий, исходящих из головы и из всего остального организма, полноценным образом возникает то, что затем отпечатывается в народном характере. Действие, исходящее из головы, некоторым образом нейтрализуется действием, исходящим из остального организма. Поэтому можно сказать: с тем, что житель Италии вдыхает с воздухом, что вообще для остального организма, кроме головы, определяется дыханием, с этим взаимодействует конфигурация нервной системы всей головы... Во Франции дело обстоит иначе. Что в организме живет как ритм, является особым ритмом для головы и особым для остального организма; голова имеет свой ритм. Если в Италии имеет место нервная деятельность головы, которая взаимодействует с тем, что как воздух воздействует на человека, то во Франции — это ритм, ритмическое движение в голове, вибрация, ритма в голове вместе с тем, что вызывается в организме жидкостью. Так строится через особое взаимодействие индивидуального человека головы с тем, что Дух народа вызывает из окружения, народный характер. ... Дух народа британской сути действует через все земное, главным образом через соль и ее соединения в организме. Твердое здесь самое главное. ... солевой элемент действует здесь через все, что через воздух и питание входит в организм. Это вызывает всеобщую конфигурацию британского народного характера. Но также и здесь из головы действует нечто нейтрализующее... Как ритм, так и пищеварение, обмен веществ имеют место не только в голове, но и во всем организме. Каким образом организм головы производит свой обмен веществ — это взаимодействует с солевым элементом в организме, и это обусловливает британский народный характер. Так что земное в связи с обменом веществ в голове производит британский народный характер. И можно сказать: в то время, как народная Душа действует через солевой элемент, ей навстречу из головы устремляется особенность обмена веществ в голове. ... У американцев это, опять-таки, обстоит иначе, там действует подземный элемент. ... нечто вибрирующее под землей. Это имеет там преимущественное влияние на организм. Особенно через подземные магнитные и электрические потоки действует в народном характере американцев народный Дух. И навстречу этому нечто исходит из головы: ... человеческая воля. Такова особенность американского народного характера. ... А если народная Душа воздействует на человека из подземного, то он не вырабатывает свою народную Душу в свободе, но бывает народной Душой, так сказать, одержим. ... (пример). И если у Германа Гримма можно видеть, как завоевывается все человеческое, то у Вудро Вильсона видна человеческая одержимость всем этим". Потому-то так важно знать кто говорит, а не что говорится. И Гримм, и Вильсон могут говорить об одном и том же, но у первого содержание сказанного многократно переработано, у второго все говорится из одержимости. Если подняться из хаоса того, что имеет место на Востоке Европы, то можно увидеть, что у славян, у русских народный Дух действует в вибрирующем свете. "И когда на Востоке то, что там должно взрасти в будущем, освободится от эмбриональных оболочек, то ... там увидят совершенно иное, чем на Западе, действие народного Духа". Отраженный почвой свет действует там. "Но он действует не на организм, а непосредственно на голову, на чувство мысли, на способ выработки представлений, ощущений и т. д. Таким образом, способ действия народного Духа здесь противоположен тому, что имеет место на Западе, где он действует на остальной организм, а из головы исходит противодействие ему. ... Действующее (на Востоке) в противоположном направлении, исходит от остального организма, особенно от организации сердца. Это действует в противоположном направлении на голову и изменяет исходящее из нее действие. Сейчас это все пока еще в хаосе, в эмбриональных оболочках. Ритм дыхания здесь ударяет в голову и нейтрализует то, что окольным путем через воздух приходит от Духа народа. ... Особенность азиатского Востока состоит в том, что народный Дух лишь отчасти действует там через свет, воспринятый, отраженный почвой и затем идущий в голову. В другом случае народный Дух там действует не через свет, а вообще через невидимое: через гармонию сфер, которая вибрирует через все, которая для духовного человечества азиатского Востока является действием народного Духа; но этот Дух отражается землей и воздействует на голову. А навстречу ему действует ритм дыхания. В этом заключается тайна ищущего дух на Востоке, когда он стремится к особой выработке дыхания, чтобы через него прийти в связь с духом (йога). ... он ищет его тем способом, как это заложено в его народном характере. И чем дальше идти на Восток, тем в большей мере это имеет место. В Средней Европе народно-душевное действует через тепло. Это действие достигает среднеевропейца однажды через голову, другой раз через остальной организм, в зависимости от того, как действует тепло: извне, как греющий воздух, или через питание, или через дыхание. Все это является посредником для народного Духа. Противодействующим здесь, опять-таки, оказывается тепло ... рожденное человеком внутри себя. ... Что в организме через народного Духа действует как тепло, этому навстречу идет собственное тепло головы. Если тепло народного Духа действует через голову, то навстречу ему действует тепло из всего остального организма". Чем живее, жизненнее деятельность чувств, тем больше человек развивает собственного тепла, а кто ощущает поверхностно, тот порождает его меньше. "Тепло здесь сталкивается с теплом. Такова особенность образа действий среднеевропейского Духа народа. ... Тепло обусловливает европейский характер, который выражает себя в том, что более или менее может входить во все. Мы не делаем ценностных определений, но только характеризуем, поэтому каждый может это принимать как хочет: как добродетель или как нечто ей противоположное. — Тепло к теплу: это делает подвижным, пластичным, способным во всем найти себя, также и в чужом народном характере". 181(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
Нации и культура 1509."Ибо, если обратиться к тому, что представляет собой сегодня — я прошу обратить на это внимание: сегодня! — русское душевное и вообще народное своеобразие, то можно сказать: в России — да простят мне русские, но это истина — головной человек чувствует себя как дома ... Они (русские), может быть, скажут: в России человек сердца чувствует себя как дома, а головной как раз отступает назад. Но это можно утверждать только в том случае, если вы не достаточно точно изучали Духовную науку. Ибо русская головная культура потому до некоторой степени кажется культурой сердца, что, выражаясь тривиально, русский имеет сердце в голове, т. е. сердце действует так сильно, что своей деятельностью охватывает также и голову, что оно пересекает всю интеллегенцию, что оно пронизывает все. Действие сердца на голову, на понятия, на идеи придает определенную конфигурацию всей восточноевропейской культуре". "Пусть на меня не обижаются среднеевропеицы, но дело здесь обстоит так: существенным у них является то — и это характеризует всю среднеевропейскую культуру, — что их голова постоянно проваливается в грудь, а нижняя часть тела, или конечности, постоянно надвигается на сердце. ... он потому так неуверен, что и с одной, и с другой стороны не находит опоры". "Теперь пусть на меня не обижаются западноевропейцы, ибо — как вы уже можете догадаться — их культура является культурой нижней телесности, мускульной культурой, т. к. ее особенность состоит в том, что все, исходящее из культуры мускулов — это относится к народам в целом, а не к отдельным людям, — сильно действует также и в голове, поэтому здесь имеет место инстинктивная интеллигенция, поэтому здесь возникла культура мускулов в смысле современной жизни, спорт и т. д.". "У русских дело обстоит так, что у них сердце воскуряется в голову, у англоязычных народов нижняя часть тела воскуряется в голову, но при этом голова, в свою очередь, действует на нижнюю часть тела и управляет ею. Очень важно эти вещи иметь в виду. Но нет нужды всегда высказывать их столь радикальным образом, как мы это делаем между собой". 186(10) Перейти к данному разделу энциклопедии
1511."Я не могу удержаться от того, чтобы все снова и снова не обращать внимание на некоторые методические принципы. Эти методические принципы являются наиважнейшими в области духовнонаучного познания, и они совершенно необходимы в наше время. ... Ведь можно все снова и снова переживать, как при постижении непосредственно внешнего события используется именно тот род душевной структуры, который образуется через Духовную науку". 186(1) Перейти к данному разделу энциклопедии
|