Главная
Предметный указатель
НОВООБРАЗОВАНИЕ |
334. "Греко-латинская культура в существенном, хотя в совершенно ином облике, представляет собой лишь отзвук, выступающее на более высокой ступени повторение того, что уже жило в древней Атлантиде. ...Пятая послеатлантическая культура, в которой мы находимся, есть новообразование, есть нечто целиком новое, прибавляющееся к совершившемуся до сих пор ходу развития человечества".159 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
425. "Творение из правильных, прекрасных и добродетельных отношений в христианской эзотерике называется Духом Святым. Святой Дух воодушевляет человека, если тот в состоянии из ничего творить правильное, истинное, прекрасное, доброе. ... Основание творить из ничего дано человеку вступлением Христа в земное развитие".
107 (19) Перейти к данному разделу энциклопедии
Мир Бога-Отца и мир Бога-Сына
535. Когда мы смотрим на зеркало воспоминаний, то видим там некий род очагов разрушения; они способствуют укреплению нашего Я. "Что внутри себя человек имеет как положительную задачу, без чего мы не могли бы вырабатывать наше Я, — этого не следует выносить вовне. Плохой, злой человек выносит это вовне, хороший человек удерживает в своем внутреннем. Будучи вынесенным вовне, это становится преступлением, злом. Оставаясь внутри, оно оказывается тем, в чем мы нуждаемся, чтобы образовать правильную силу "я". В мире нет ничего такого, что, будучи поставленным на свое место, не имело бы благодатного значения. Мы были бы бездумными, легкомысленными людьми, если бы не имели в себе этих очагов". В них уничтожается материя, превращается в ничто, "и внутри этого ничто, которое здесь возникает, мы можем дать возникнуть доброму, когда вместо своих инстинктов, своих потребностей, вызывающих лишь образование самости, эгоизма, изливаем в эти очаги разрушения с помощью моральной конституции души всё то, что составляет моральные, этические идеалы. Тогда возникает новое. Тогда именно в этих очагах разрушения возникает семя для будущих миров. Здесь мы, как люди, принимаем участие в возникновении мира. ... В бытии Юпитера будет только то, что сегодня у людей в этих очагах разрушения возникает как новообразования из моральных идеалов, в том числе, конечно, и из антиморальных импульсов. ... В бытии Юпитера между ними будет борьба". Вещи, подобные вышеизложенным, невозможно представить миру без достаточной подготовки, взятой из других областей Духовной науки. Однако должны быть найдены формы — как это, например, делалось в прошлом, когда говорилось о грехопадении, — в которых современным людям стало бы известно, что внутри них есть очаги разрушения. "Бог-Отец действует вплоть до материи в ее законченности. ... Но внутри нас материя отбрасывается в ничто, пронизывается чисто духовной сущностью, нашими моральными идеалами, а также и аморальными. Отсюда проистекает новая жизнь. Мир должен явить нам свой двойственный облик: Бога-Отца, как Он творит внешне видимое, и как это достигает своего конца в человеческом внутреннем, где оно отбрасывается в хаос. Мы должны сильно чувствовать конец этого мира, который есть мир Бога-Отца; и мы увидим, как благодаря этому мы придем к внутреннему пониманию мистерии Голгофы, к тому внутреннему пониманию, через которое станет наглядным как то, что в смысле творения Бога-Отца приходит к концу, так и то, как оно через Бога-Сына вновь оживает, как образуется новое начало". "Действительное Христианство должно иметь ощущение живого, но также быть в состоянии отделить ощущение оживающего от умирающего. Поэтому важнейшее представление, которое необходимо связать с Мистерией Голгофы,—это представление о воскресающем Христе, о Христе побеждающем смерть. В этом заключается все дело: увидеть, что важнейшим является представление о проходящем через смерть и воскресающем Христе. Христианство — это не просто религия спасения, таковыми были и восточные религии, Христианство — это религия воскресения, религия пробуждения того, что в противном случае остается лишь разрушающейся материей. Космически разрушающуюся материю мы имеем в Луне, а заново возникающее — в солнечном". Имагинативно видно, как луна постоянно собирает материю из окружения, расщепляет ее и распыляет в мире. Образуется как бы один круг, внутри другой, третий, наконец, сама Луна. Центра ее материя не переносит, она там расщепляется, растворяется в мире. Она концентрируется к центру, но самого центра не переносит и расщепляется в мировую пыль; материя в Луне постоянно спрессовывается и растворяется. В Солнце "...материя хотя и приближается к центру, но затем начинает излучаться, будучи пронизанной жизнью. Она не расщепляется, но получает жизненность; Солнце из центра распространяет повсюду жизнь. И вместе с этой жизнью развивается астральность. В Луне такого не происходит; там астральность разрушается. В Солнце астральность соединяется с излучением. Солнце в действительности есть нечто, изнутри пронизанное жизнью, где средоточие, центр является не непереносимым, но действует как нечто оплодотворяющее. В центре Солнца живет космическое оплодотворяющее. В космической противоположности Солнца и Луны дана противоположность между повергающей в хаос и восходящей, прорастающей материей. Когда мы погружаемся в наше внутреннее, мы смотрим в наш внутренний хаос, в наше лунное. Здесь внутренняя Луна. ... Но затем в нас через наши чувства проникает солнечное и входит в лунное. ... Через оба эти переживания человек видит в раскалывающемся, распыляющемся мир Бога-Отца, который должен здесь пребывать, пока не превратится в мир Бога-Сына, данного по сути, физически в мировом солнечном. Лунное и солнечное соотносятся между собой как Божественно-отчее и Божественно-сыновнее".207 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
1419. "Представляя мир, мы имеем только образы; действуя морально, мы творим в мире реальность (которой там без нас не было). С нашей моралью нам было бы нечего делать в мире, который выступал бы перед нами как действительный. Ибо тогда с тем, что мы хотели бы совершить как моральное, мы бы повсюду наталкивались на мир. Возьмем животных — они переживают мир совершенно иначе, чем человек, не как мир образов, а как мир настоящих реальностей. Потому животные не могут развивать никакой морали. ... Боги перенесли нас на Физический план и наши душевные переживания сделали миром ирреальностей, дабы мы оказались в состоянии моральные импульсы как реальность внести в ирреальность. Здесь вы имеете творение из ничто, творение в ничто, поскольку представления — это только образы, ничто. ... Существа высших Иерархий — это не просто мыслесущества, они — реальные существа, они обладают субстанцией, и то, что является их субстанцией, — мы переживаем не в наших мыслях, а в нашей воле, и именно в пронизанной любовью воле. В нашей воле! И когда мы вносим моральные импульсы в мир, являющийся для нас миром образов, мы низводим субстанцию высших существ в мир".156 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
183а. "1413 г. — образ человека для восприятия сверхчувственных существ стал завершенным; сколько угодно людей может рождаться в будущем — сверхчувственные существа ничего не испытывают благодаря им, если человек не проявит интереса к себе, если не станет работать с ними". Д. 31, с. 34 "До XV столетия человечество всем было обязано прошлому: от конца атлантического времени здесь было только старое, но на новый лад". Д. 69/70, c. 27 "С XV в. в ингредиентах мира больше нет душевно действенных сил". Д.14, с. 6 "Так, начиная с XV столетия, слились духовная, государственно-правовая и хозяйственная жизнь в неорганическое единство. В нем человеческие потребности не могут правильно ориентироваться. Человек теряет связь с фундаментальными силами жизни. В этом факте — основание ужасного кризиса современности". Д. 8, с. 17 Перейти к данному разделу энциклопедии
|