Главная
Предметный указатель
НОРМАНЫ |
VIII. XX-й ВЕК — КРИЗИС ЦИВИЛИЗАЦИИ
1. Мировая война
Духовные подосновы
826. "Это звучит удивительно, но нужно взять 860-й год" — не 1860-й, а 860-й, — чтобы проследить процесс, ныне получивший своe выражение в виде ужасной войны, подобной которой люди не знали с тех пор, как живут на Земле. ... Кольцеобразно идут два потока через восток и запад на юг и кольцеобразно замыкаются. Из одного центра движутся на юг в IX в. норманские племена, родственные по крови многому, что затем живeт в Средней Европе. Но они тянутся к романскому элементу, идущему с юга Европы, и сливаются с ним. В 860 г. они стоят под Парижем, и там норманнов одолевают латиняне. Из этого возникает Западная Франция. Более, чем англы и саксы, приносят из Франции на британские острова норманны. На востоке норманны с севера проходят через славянские земли до Волги и Чeрного моря. Позднее приходит татарское нашествие. Славянство преодолевает норманнов и даeт им христианскую религию в еe восточной форме. Они славянизируются как "россы" — так их называют в Финляндии, — но от этого ничего не сохранилось, кроме имени Россия. Это слово германского происхождения. Таково же происхождение и имени Рюрик. ... Считают, что в Средней Европе живут в основном германцы, на западе преобладают кельты. Но всe обстоит наоборот; у французов больше германской крови, в Средней Европе больше кельтской крови, вот что имеет место в действительности. ... Но жители Запада совершенно подавлены латинизмом. На Востоке норманский и германский элементы совершенно подавлены местным расовым элементом. Там до сих пор господствует совершенно чуждая русской народной душе религия. Латиняне достигли Константинополя, а с другой стороны славянизированные норманны также дошли до Константинополя. Так образуется змея, кольцо". 159(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
1389. "Монархическая государственность не проистекает из развития нормано-германских социальных импульсов. В их сути заложено членение на роды, фамильная конфигурация, в которой одно сравнительно индивидуально и самостоятельно стоит рядом с другим и лишь с определенной точки зрения находится под княжением, которое контролирует сверхродовое. ... Не мог здесь возникнуть и монотеизм, он пришел с юга, с юго-востока через теократически-иудейский элемент. Если бы нормано-германский элемент развивался чисто сам по себе, то сегодня было бы легче осуществить тот правомерный монотеизм, который не принимает опять-таки абстрактно единого Бога, но принимает последовательность Иерархий: Ангелов, Архангелов и т. д., — а не ту бессмыслицу, что Бог, например, пронизывает два воинства, стоящих негодуя, одно против другого". 185-а(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
1403. "При антропософском рассмотрении истории Европы бросается в глаза то обстоятельство, что в то же самое время, когда на юге мы наблюдаем все более надламывающийся дух... на севере (Скандинавия) в решающем IV-м столетии ... люди были предрасположены принимать божественные учения, чувствовать их, и сами боги, т. е. существа высших Иерархий, еще странствовали между ними. Поэтому мы должны серьезно принимать вспыхивающие из сумеречных духовных глубин отдельные провозвестия, которые должны рассматриваться так — и это истинно, — что среди северных народов, еще детских в то время, боги странствовали как учителя. ... На юге все это было давно уже в прошлом. И примечательно, глубоко показательно, каким образом в судьбе народов слагается роль жителей севера по отношению к жителям юга, как носителей того, чему они, люди севера, учились теперь не от людей, а от богов". Большое значение имело и то, что жители этих северных областей совершали походы на запад, юго-запад, в Сицилию, Северную Африку. "Дети богов шли к детям мира и несли им совершенно определенным образом то, чему они научились у своих богов". Свои учения они несли в измененной, метаморфизированной форме и оказали глубокое влияние на английские острова, Францию, Испанию, Италию, Сицилию, Африку. "Что позже более склонилось к норвежскому — стремилось на юго-запад, то позже более склонилось к шведскому — стремилось на юго-восток. Повсюду, конечно, неслось северное учение богов, но представлено оно было по-разному. Те народы, что позже стали норвежцами, обладали активным элементом, элементом силы, воодушевления, что они и несли на юго-запад. Надломленной романо-латинской культуре таким образом были привиты активность и действенность. Мы видим, как, я бы сказал, северные боги так действуют во время походов, что активизируют всю народную жизнь. Это можно проследить во всех отдельностях, и это увлекательное исследование. С другой стороны, рассмотрим совершенно примечательный характер заметного до сих пор восточно-скандинавского влияния на Восток, шведских импульсов на Восток, обусловленных и географическими отношениями". Конечно, дело здесь не только в одной географии, но нужно подумать и о том, почему одна душа воплощается в Норвегии, а другая в Швеции. "Итак, южные скандинавы стремятся на восток, но при этом повсюду, где они стремятся вперед, они как бы отвлекаются в сторону. Они не развивают никакой активности. ... Можно сказать: этот поток стремился вниз на юго-восток, но повсюду застопоривался. ... Северные боги, я бы сказал, когда они посылали свои импульсы на запад, развивали прежде всего свою волевую природу. Когда же северные боги посылали существо своей природы на восток, то разворачивали более свою рассудочную, или разумную, природу. Внешние войны, внешняя борьба являются в конце концов лишь чувственным отображением того, что разыгрывается таким образом, как я это описал". Современный норвежец поймет свою задачу, лишь исходя из знания, что его предки, исходя из земной задачи, совершали завоевательные походы в латинский мир. Это же относится и к шведам. Только, идя на восток, их предки "встречали там собственное учение богов сохраненным в некой мистически-ориентальной форме. Так что проистекавшее более из природы откровения мало принималось на востоке, и ходившие на восток были предназначены более к созерцательной жизни, к жизни чувств". Как наследие, это сохранилось в народном характере и поныне. Человек имеет миссию не только на Земле, но и за вратами смерти, в духовных мирах. Готовится он к ней на Земле. Такую миссию — не на Земле, а в посмертном — имеют норвежцы. Их души, восходя именно от почвы Скандинавии, благодаря особенностям физического народного характера, конфигурации мозга, всей телесности, могут дать нечто совершенно особенное другим душам после смерти. "Норвежский характер сегодня, в нашу эпоху, таков, что он предрасположен к подсознательному, внутреннему осознанию определенных тайн природы, — не с помощью их внешнего рассудочного знания, но знания, которое он развивает в своей духовной телесности между засыпанием и пробуждением, когда находится вовне, в пространстве и не пользуется своими чувствами". Тогда норвежцы познают тайны скал, растений, морских волн. Если они приходят в правильную связь с духовным миром, который они могут постигать, если они развивают то, что я назвал связью с существом Ангела, тогда бессознательную мудрость природы, это конкретное познание Духа растений, Духа камней и других природных явлений они вносят в духовный мир. И те, кто правильно проходят свою норвежскую жизнь, становятся побудителями, поучающими другие души в отношении тайн природы, что существуют здесь, на Земле. Ибо в духовном мире люди также изучают тайны Земли, как здесь, на Земле, они должны изучать тайны духовного мира. Более восточные жители Скандинавии вносят в духовный мир то, "что переживается в бодрственной жизни в чувственном единении с внешним миром, в осмысленном рассмотрении чувственного мира во время бодрствования, в пронизании чувством рассудочно понимаемого внешнего мира". Наша жизнь чувств подобна сну со сновидениями. В воле мы спим без сновидений. И такая воля особенно воспламеняется у шведских душ, которые мало способны во время сна проникать в тайны природы. И то, что в бодрственной жизни бессознательно входит в волю и чувства, берется за порог смерти. И миссия этих душ состоит во вчленении волевого элемента другим душам, т. е. она противоположна тому, что они несли исторически, внешне. 209(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
576. Готика образовалась из слияния двух импульсов. Первый из них пришел с севера, "он включал в себя, я бы сказал, жизненную практику, рассудок, понимание, реализм жизни". Это принесли с собой норманны. Их практицизм, реализм не следует понимать в современном смысле; он исходил у них от "мирового рассудка", объединял в себе земное с небесным. Второй импульс пришел из Испании и Южной Франции IХ-ХI в.в. Он нес в себе "мистический элемент". И еще один элемент является в готике — это внешнее ремесло с его здравомыслием. Итак, мистическое соединяется в готике с трезвым ремеслом. Этот принцип отчасти вошел затем в романскую культуру. Но и в готике (в основном в поздней), и в романском стиле есть нечто чуждое для Средней Европы, а именно то, "что тем или иным образом желает уничтожить индивидуальное". 292 (3)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|