Главная
Предметный указатель
ОБРАЗ и образность — и реальность |
Роль симпатии и антипатии в процессах душевной жизни
1843. "Представление имеет образный характер. И кто ищет в представлении характер бытия, кто ищет в нем действительное существование, тот подпадает большой иллюзии". Наш глаз или желудок обладают элементом бытия, но ими нельзя представлять. Они идентифицируют себя с элементом бытия. Вернее будет сказать: я мыслю — значит не существую. "И мы должны представить себе, что также и в мыслительной деятельности мы имеем лишь образную деятельность. Т.обр.,все, что является лишь движением в представлении, есть движение образов. Но образы могут быть лишь образами чего-то, не могут быть просто образами в себе. ... Представление — это образ всех переживаний, пережитых нами до рождения, вернее до зачатия". Ваша жизнь до рождения отражается, как в зеркале, в жизни после рождения — и это есть представления. "Для самой себя воля не имеет никакого содержания. ... Она есть не что иное, как зародыш в нас того, что будет существовать после смерти в духовно-душевной реальности. ... Я прошу вас иметь в виду это различие между зародышем и образом. Ибо зародыш есть нечто сверхреальное, образ — нереальное". "Мы носим в себе силу антипатии и с помощью ее превращаем элемент, идущий из (состояния) до рождения, в простой образ представления. А с тем, что как волевая реальность после смерти лучится в наше бытие, мы соединяемся как с симпатией. Эту пару, симпатию и антипатию, мы не осознаем непосредственно, но они живут в нас бессознательно, и они-то и означают наши чувства, что постоянно слагаются из ритма, из взаимной игры симпатии и антипатии. Мы развиваем в нас мир чувств, постоянную взаимную игру — диастола, систола — между симпатией и антипатией. ... Антипатия постоянно превращается в нашей душевной жизни в представляемое; симпатия, с др.стороны, превращает нам душевную жизнь в то, что мы знаем как наши волевые деяния, в зародышевое того, что после смерти является духовной реальностью. Здесь мы приходим к реальному пониманию духовно-душевной жизни: мы творим зародыш душевной жизни как ритм симпатии и антипатии. Что отражаете вы в антипатии? Вы отражаете в ней целую жизнь, которую прожили, целый мир, которым обладали до рождения или до зачатия. Это имеет в существенном познавательный характер. ... Это познание встречает антипатию и ослабляется ею до образа представления. ... Когда вы теперь представляете, то каждое такое представление встречает антипатию, и если антипатия достаточно сильна, то возникает образ представления, память. Т.обр., память есть не что иное, как результат господствующей в нас антипатии. Вы имеете здесь взаимосвязь между чисто чувственным, антипатией, которая неопределенно отражается назад, и определенным отражением, отражением — теперь образным — совершённой деятельности восприятия в памяти. Память — это лишь возросшая антипатия. У вас не было бы никакой памяти, если бы к своим представлениям вы испытывали столь большую симпатию, что "проглатывали" бы их; только отвращение к представлениям обеспечивает вам память... Когда вы представили образно, отбросили это в память и утвердили образное, то возникает понятие. ... Если же достаточно сильна симпатия, то из нее возникает фантазия. ... А если вы развиваете достаточно сильную фантазию — что в обычной жизни происходит лишь бессознательно — если она становится настолько сильной, что пронизывает вас целиком вплоть до органов чувств, то вы тогда обычно приходите к имагинациям, с помощью которых представляете внешние вещи ... Что, напр., мел вы ощущаете белым — происходит от применения воли, которая через симпатию и фантазию стала имагинацией. Зато когда вы образуете понятие, то это имеет совсем другое происхождение, понятие исходит из памяти. ... Все душевное ...все, что выражается в антипатии, памяти и понятии, отпечатывается, открывается в телесном. Это связано в телесной организации с нервами. Когда в теле образовалась нервная организация, то все там действовало из состояния до рождения. ... Это творило нервы. ... Еще в человеке постоянно образуется нечто такое, что постоянно имеет тенденцию одухотворяться. Но поскольку человек хочет утвердиться хотя и в большой, но в эгоистической любви, в теле, то это не может одухотвориться; оно растекается в телесности. Мы имеем в нас нечто материальное, но из материального состояния оно постоянно хочет перейти в духовное состояние. Мы не даем этому одухотвориться; поэтому мы уничтожаем его в тот момент, когда оно хочет одухотвориться. И это есть кровь — противоположность нервов. Эти два полюса должны составлять основу педагогики.
293 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
255. "Возьмeм силу, которая в духовном мире действовала в вас от последней смерти до настоящего рождения. Там действовали, далее, силы физ.тела, эф.тела и т.д. ... Но сила, действовавшая до рождения, она действует далее и в то же время, можно сказать, не действует. Ибо свою собственную суть она излила в телесность, которую она проодухотворила. Что из этой силы продолжает действовать здесь далее, продолжает как бы идти в том же направлении, — это лишь образы, это одно образное бытие. Так что между рождением и смертью мы живо несeм в себе образ того, что мы имели между смертью и новым рождением. И этот образ есть сила нашего интеллекта. Наш интеллект вовсе не реальность между рождением и смертью, но он есть образ нашего бытия между смертью и новым рождением. В этом не заключено решения загадки сознания, но — загадки культуры. Вся конфигурация нашей культуры новых времeн, которая зависит от интеллекта, становится наглядной, если знают: это культура-образ, это культура, совсем не созданная реальностью, но созданная образом, образом спиритуальной реальности. Мы имеем абстрактную духовную культуру. Материализм — это абстрактная духовная культура; отвергая мысли и становясь материалистами, мыслят в таких мыслях. Материалистические мысли остроумны, но они, естественно, уходят в заблуждение. Это образ мира, что действует, вызывая культуру, — не сам мир". 205(1.VII) Перейти к данному разделу энциклопедии
|