Главная
3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ
VIII. УЧЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ЧУВСТВ
Органы чувств и лотосы
|
1348. "Шестое чувство — это свет Кундалини в излучающемся чувстве тепла"*. 93-а (9) * - Р.Штайнер говорит очувствах в различных циклах лекций и в различной связи. Поэтому не следует удивляться,что порядок рассмотрения чувств не всегда совпадает с тем, который дан на общей схеме. Когда здесь говорится о "шестом" чувстве, то его следует понимать как идущее за пятью известными: зрение, слух, и т.д. Далее дается тройственная группировка чувств, благодаря которой понятие приходит в связь с восприятием, и т.д. -Сост.
Оболочки, миры, жизненные процессы и восприятия чувств
1349. Первые три органа чувств строятся изнутри наружу; шесть дальнейших — с обеих сторон, изнутри и снаружи; три последних — извне вовнутрь. Для них сверхчувственная деятельность, строящая органы чувств, открывается т.обр., что она подступает к внутренней душевной жизни уже при ее образовании. В Я она в наибольшей степени обнаруживает свою собственную природу, но при этом стягивается в точку. "Чувство осязания в этом отношении образует некую противоположность Я. В осязании открывается тот сверхчувственный, или, если желаете, внесверхчувственный мир, который не может стать внутренним переживанием человека, не открывается через соответствующее ему внутреннее переживание". "Телесный облик в некотором отношении есть результат своеобразия органа осязания в различных местах поверхности тела".45, с.47, 49. "Мир, из которого образуется способность чувственного восприятия, подобно тому как, например, представления образуются из "чувственного мира", пусть будет назван "эфирным миром"; а то в человеке, что из этого "эфирного мира" рождается так же, как "я-человек" из чувственного мира, пусть будет названо "астральным человеком". ...Как в основе "чувственного мира" (мира чувств) лежит "эфирный мир", так в основе "я-человека" лежит "астральный человек".45, с. 115 "Из эфирного мира образуется астральный человек, как из чувственного мира — я-человек. Позади всего чувственного мира лежит взаимодействие между эфирным миром и астральным человеком. ... Так стоит ли искать эфирный мир просто вне человека? Ясно, что нет. Ибо через чувства жизни, движения, равновесия человек воспринимает свою собственную телесность, как через обоняние, вкус и т.д. он воспринимает внешний мир. Т.обр., для погружения в собственную телесность должно существовать взаимоотношение между эфирным миром и астральным человеком. А отсюда следует, что в своем телесном внутреннем человек должен иметь нечто такое, что подобно эфирному миру", — собственное эф. тело. Две силовые области приходят к противодействию в человеке. Астральный человек, находящийся во взаимоотношении с внешним эфирным миром, наталкивается на "внутреннего человека, который включает в себя формирующие силы и условия размножения". Это эф. тело. "И видно, как смыкаются человек и внешний мир. Сначала во взаимоотношение приходят чувственный мир и я-человек. В основе этого отношения лежит еще одно отношение: между эфирным миром и астральным человеком. В эфирном мире должны скрытно для чувственного мира существовать образующие силы для способностей внешних органов чувств, для обоняния, вкуса и т.д.. Внутри встает взаимоотношение астрального и эфирного человека, и в нем возникают восприятия чувства жизни" и т.д. А далее эф. тело служит еще размножению и др.45, с.119-121 "Двоякого рода существо пребывает в эфирном мире: то, которое воздействует на астрального человека, и другое, которое сильнее и воздействует на эфирного человека таким образом, что может отпечатлеть в нем формы органов чувств. Так обнаруживается, что из эфирного мира действует нечто такое, что подобно астральному человеку и что в эфирном человеке дает побуждение тем формообразующим силам, что создают (чеканят) органы чувств. ... Та часть эфирного мира, которая находится во взаимодействии с астральным человеком, может быть названа эфирным миром в узком смысле слова; другая же часть, к которой привело рассуждение, пусть будет названа астральным миром из-за ее родства с астральным человеком. Итак, можно сказать, что на я-человека действует чувственный мир,на астрального человека — эфирный мир, на эфирного — астральный мир". И как у физического человека множество инструментов чувств, отдельных "...областей чувств, так в астральном мире различимо множество различных силовых областей... Эти силовые области возбуждают в эфирном человеке соответствующие формообразующие силы, так что в физическом человеке образуются соответствующие органы чувств". Но действие при этом происходит разное. Например, в обонянии человек мало проникает во внутреннее вещества, в чувстве тепла — более. "Отсюда следует, что орган обоняния меньшими силами построен извне и большими изнутри"; орган тепла — наоборот. В ряду органов чувств существует степенеобразный порядок в действии внешних и внутренних сил. Первых три органа чувств — чувства жизни, движения, равновесия — в существенном построены изнутри. "Это означает, что в их построении деятельна та часть эфирного мира, которая развивается как эфирный человек. Это эфирный человек так формирует физ. тело, что оно делается способным на восприятия названных чувств. И он может его так формировать по той причине, что он сам побуждается к этому силами астрального мира". Здесь имеет место "...взаимодействие астрального мира и эфирного человека, которое не имеет ничего общего с взаимодействием эфирного человека и астрального человека. Иначе обстоит дело с обонянием, вкусом, чувством тепла и слухом. Здесь эфирный человек должен способствовать такому строительству, чтобы в области соответствующего органа чувств стало возможным взаимодействие эфирного мира и астрального человека. Это значит, что из астрального мира для каждого (из названных) органов чувств определенная сила должна воздействовать на эфирного человека. И из действия этих сил из астрального мира возникают в эфирном человеке формообразующие силы, ведущие к построению соответствующих органов чувств. Можно также сказать, что при образовании органов чувств жизни, движения, равновесия астральный мир взаимодействует непосредственно с эфирным человеком...". Во втором случае обращается внимание на астрального человека. При образовании органов чувств речи и понятия "...происходит намного более непосредственное взаимодействие между внешним миром и астральным человеком, чем в случае пяти предшествующих органов чувств. Это непосредственное взаимодействие приближается уже к тому, что имеет место между я-человеком и ощущением чувств, действующем в мимике, в физиогномике. Поэтому области этих чувств впервые образуются, когда человек приходит в соприкосновение с внешним миром, после рождения; тогда как формообразующие силы других органов чувств в существенном приносятся в мир вместе с рождением. Будет правильным сказать: в то время как силы для построения органов чувств жизни, движения и равновесия таятся глубоко за чувственным миром, силы для чувств речи и понятия находятся непосредственно за чувственным миром". Между теми и другими лежат силы астральных органов чувств. Я и осязание нельзя причислить к области органов чувств. Однако они образуют границы жизни чувственных восприятий. Я превращает их в душевные переживания, делает их совершенно внутренними, и они тогда больше не принадлежат жизни чувственных восприятий. Осязание оставляет предметы совершенно вовне. От них остается внутреннее переживание, лишь через сокрытое суждение находящее отношение к внешнему миру. "А это внутреннее переживание принадлежит области чувств жизни, движения и равновесия. Ясно, что тот внешний мир, который открывается в осязании, впервые может быть назван совершенно внешним, поскольку, чтобы быть воспринятым, он не нуждается в построении в человеке особого органа чувств. Между этим внешним миром и человеческим Я лежит область, из которой развивается четырехчленный человек". (Три тела и Я). В первых трех органах чувств открываются силы эфирного человека, изживающиеся в физическом человеке. Астральный человек здесь не берется во внимание. Силы работают во внутренней телесности так,как если бы астр. тела тут не было. Следующие пять органов чувств считаются с астральным человеком. В чувствах речи и понятия появляются силы, близкие к тому, что открывается через органы чувств. "В соответствии с этим следует различать чувственный мир, открывающийся в я-человеке и образующий его сознательную жизнь; непосредственно скрытый за чувственным миром эфирный мир, который образует астрального человека; в этом эфирном мире опять-таки таится астральный мир, который так формирует эфирного человека, что тот развивает формообразующие силы физического человека; но за этим астральным миром следует предположить еще один мир ... (пропуск в тексте подл.)". "Слух и чувство тепла более связаны с движением и с процессом согревания", предыдущие чувства — с процессами сохранения и роста. "Жизненные процессы роста и сохранения больше воздействуют на сторону внутренних чувств (жизни, движения, равновесия); согревание и дыхание более воздействуют на те органы чувств, через которые человек отворяет врата своей жизни вовне".45, с. 128-129 "Мы воспринимаем цветок и говорим: этот цветок прекрасен. Между восприятием и суждением здесь вдвигается Я. Что же касается вызываемого процессами дыхания, согревания, то это благодаря самому себе, без того, чтобы сюда вмешивалось Я, указывает на нечто подобное суждению. В переживании человека непосредственно заключено указание на нечто, соответствующее голоду и так связанное с ним, как вынесенное суждение — с соответствующим ему восприятием чувств. ... Эта (первая) связь поэтому должна быть названа открывающейся инстинктивно. И она имеет место во всех внутренних переживаниях, связанных с процессами дыхания, питания, роста. Поэтому необходимо делать различия между удовольствием от дыхания, наслаждением теплом, поскольку они являются инстинктивными внутренними переживаниями, и соответствующими им восприятиями чувства жизни. Волны инстинктивного должны сначала каким-либо образом ударить в я-человека, чтобы достичь чувства жизни. — И вот структура внутренних переживаний, разыгрывающихся благодаря указанным процессам позади я-человека, должна быть приписана астральному человеку. ... Как я-человек через инструмент органов чувств берет свои переживания из чувственного мира, так астральный человек — из мира, данного ему благодаря процессам дыхания, роста и т.д. Пусть этот мир будет назван жизненным. Ну а чтобы жизненный мир мог существовать, жизненные органы должны быть построены таким миром, который возвышается над всякой жизнью так же, как силы для построения органов чувств возвышаются над всем чувственным. Этот мир, опять-таки, открывается в своих действиях при построении жизненных органов". Но можно заметить, что жизненные процессы менее дифференцированы, чем восприятия чувств. Их органы перетекают одни в другие: легкие в кровеносную систему, а та — в обмен веществ. "Этим указывается на то обстоятельство, что соответствующие области того мира, в котором пребывают строящие их силы, также находятся в ином отношении друг к другу, чем силы, строящие органы чувств. Первые должны быть подвижнее, чем вторые. Переживание, например, вкуса может встретиться с переживанием слуха только в общем Я, которому они принадлежат. Чувство же роста через само себя выступает в связи с тем, что выражает себя в процессе дыхания. Чувство силы роста проявляется в приятности дыхания, в согревании и т.д., в возрастании внутренней жизни". У каждого восприятия чувств свой круг, область, а Я движется повсюду. Чувства жизни все подвижны и могут двигаться одни по другим. Но имеется и отчетливое отношение между чувственным восприятием и жизненным процессом. Возьмем органы дыхания и слуха. Оба они вырастают из организма навстречу внешнему миру, но если первый из них должен подходить только организму, второй — внешнему миру: области звука. "Это показывает, что силы, сделавшие орган слуха инструментом чувственного восприятия, принадлежат миру более раннему, или высшему, чем тот, в котором пребывают силы как таковые, которые, действуя в теле, образовали как орган слуха, так и орган дыхания". Подобное же можно сказать об органах выделения и чувстве вкуса. Разной высоты духовные существа строят органы чувств и органы жизни. Последние из них "...астральный человек чувствует как свои внутренние и инстинктивные переживания; первые — я-человек как чувственную действительность (чувственный мир). ... астральный человек в переживаниях чувств, данных ему благодаря процессам жизни, воспринимает откровения сверхчувственного мира, в которых органы этих процессов (органы жизни) воспринимают существ: 1)служащих жизни; 2) образующих из себя органы чувств. В таком переживании высказывается нечто такое, в чем другие инстинктивные переживания астрального человека сливаются воедино и свою высшую действенность открывают как формо-(облико) образующую силу. ... Чтобы стал возможным я-человек, силы сверхчувственного мира строят органы чувств. И поскольку человеческое тело есть носитель органов чувств, оно являет себя построенным из сверхчувственного мира. И лишь этот носитель органов чувств и назван физическим человеческим телом . Его пронизывает я-человек, чтобы с его помощью жить в чувственном мире. По этой причине в физ. теле можно видеть существо, построенное из сил, родственных в своей неповторимости самому Я. Внутри чувственного мира физ. тело человека может являть себя в чувственном откровении. По своей внутренней деятельности оно — существо сверхчувственного рода. Чтобы стал возможным астральный человек, сверхчувственный мир строит органы жизни". Эти силы открываются лишь в жизненных процессах. Органы жизни не могут воспринимать, поэтому ни непосредственно эти силы, ни их откровения в человеке воспринять нельзя. "Их откровение названо эф. телом человека. Как физический человек относится к я-человеку, так эф. тело человека — к его астр. телу. Физ. тело по его сути создано так, что делает себя чувственно воспринимаемым; эф. тело, как строитель органов жизни, может быть непосредственно, чувственнообразно пережито только астральным человеком". Итак, мы имеем четыре мира: 1)сверхчувственный мир, силы которого строят органы чувств; 2) тот, силы которого строят органы жизни (высший и низший духовные миры); 3) мир, в котором астральный человек приходит в такое отношение к процессам жизни, что они открываются в нем как жизненные инстинкты (это астральный мир); 4) мир, где я-человек имеет чувственные переживания благодаря органам чувств (это физически-чувственный мир).45, с.54-63 Астральный человек отражает процессы в органах жизни. Но эти его переживания не единственные. К ним следует добавить способность человека к движению. "Импульсы к движению заложены во внутренней жизни, поскольку она оказывается независимой от жизненных процессов. И в то же время, самоанализ показывает, что эти импульсы далеко не всегда проистекают от я-человека; они представляют собой инстинктивные переживания и потому принадлежат той же области, что и инстинктивные переживания, сливающиеся с процессами жизни, т.е. с астральным человеком. — Далее астральному человеку принадлежат переживания, которые могут быть: названы инстинктивными вожделениями (желаниями). Вожделения возникают на основе видимых восприятий. Только самоанализ в отношении их выявляет следующее. Видимые восприятия прежде всего ведут к суждению, если они восприняты я-человеком. Это суждение затем воздействует на астрального человека, если оно ведет к вожделению. В я-человеке образуется переживание: чувственно воспринятое ценно; к нему побуждается интерес. И если теперь интерес должен стать вожделением, то суждение должно быть взято импульсом астрального человека". Вожделения вызывают и жизненные процессы, но их природа иная. Переживание голода — это не вожделение. Лишь в форме суждения оно указывает на жизненный процесс. "Вожделение — это самостоятельное переживание, которое астральный человек присоединяет к чувству голода. Наравне с этим имеются вожделения, коренящиеся в астральном человеке, не будучи возбужденными жизненными процессами или внешними восприятиями. Некоторые желания (потребности) принадлежат области, из которой вырастают эти вожделения". Третий род переживаний астрального человека вдвигается между чувственным восприятием и переживанием я-человека. Это образ. Образ остается, когда чувственное переживание уже прошло, и он принадлежит к я-деятельности, к суждению. "Судить можно лишь на основе образов. В образе содержится переживание астрального, а не я-человека. Образ можно также назвать ощущением, если это слово применить не к чувственному переживанию. ... Как в отношении физического говорят об органах чувств, эфирного — об органах жизни, так в отношении астрального говорят об импульсах движения, о вожделениях и ощущениях. Органы для этих переживаний не могут происходить из самого астрального человека, ибо ему их нужно уже иметь, чтобы получить переживания". Они происходят из мира, лежащего вне астрального человека, но той же природы, что и он. "Только необходимо отличать астр. человека, каким он переживает внутренне самого себя в образах, вожделениях и импульсах движения, от астр.человека, который есть откровение лежащего вне импульсов движения и вожделений мира. Этого астр. человека следует отличать от первого, называемого астр. телом человека. ... Образ, возникающий благодаря чувственному переживанию, отделяется от этого переживания и остается как содержание астр.человека. Но в отдельном образе следует мыслить наличие сил, образующих органы астр.человека; но не так, как видимые переживания". Итак, имеется коренящееся в действительности тело образов, возжигающее из себя силы вожделений и движения. Жизненные процессы протекают один над другим, поскольку остаются самими собою. — Орган дыхания строится заново под действием процесса поддержания, но сам процесс дыхания не меняется. "Иначе обстоит деле с процессами движения, вожделения и ощущения образов". Они действуют следующим образом. "Ощущение образов рождает себя действенно в вожделениях; вожделения живут далее в импульсах движения. Поэтому правомерно сказать, что когда ощущение образа касается силы вожделения, то первое пронизывает второе, и в вожделении содержание ощущения образа живет далее. Таким же образом в движении живет вожделение — вместе с ощущением образа". Мир, из которого образуется астр. тело, есть астральный мир. Жизненные процессы должны сначала преобразоваться в жизненные инстинкты, чтобы стать импульсами в астр.человеке. "Итак, жизненные инстинкты, ощущения образов, вожделения и импульсы движения принадлежат астральному человеку, поскольку он уже предполагает наличие нижнего духовного мира и сам имеет свое происхождение в астральном мире".45, с.64-69 "Органы вкуса, зрения, тепла и слуха таковы, что в организме они образуются силами струящегося в нем вещества; для чувств обоняния, равновесия, движения, жизни и осязания внешнее вещество с его силами выступает как условие". (Напр.,для чувства равновесия необходимо трехмерное пространство, заполненное веществом). "Как жизненные органы в дыхании, согревании, питании указывают на вещественный внешний мир, также указывают на него и названные органы чувств. Зато выделение, поддержание, рост, воспроизводство, органы вкуса, зрения, слуха, слова, понятия и организм Я предполагают внутренний принцип образования, который может действовать во взятой вовнутрь вещественности".45, с. 95 Высший духовный мир. "Что следовало бы в нем искать? Не те силы, которые вообще образуют жизненные органы, но силы, которые своим образованиям насаждают задатки стать жизненными органами. Но эти силы следует мыслить как противоположности чувствам равновесия, движения и жизни. Если эти силы, до того как достигнуть границ своей действенности, удерживаются благодаря внутренним строящим процессам, при образовании указанных органов, то они тогда отпечатлевают из таких задатков к органам органы слуха, слова и понятия. А что получается, если они достигают границы, заложенной в их собственном характере?". Тогда в высшем духовном мире следовало бы искать покоящееся в себе переживание чувств, родственное земным чувствам понятия, слова или слуха. Но перед ним там, вверху, стоит не Я, а сущность, творящая его деятельность.45 с.97-98
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|