Главная
Предметный указатель
ОПЫТ-сверхчувственный - см. также ЯСНОВИДЕНИЕ — переживание жизни в обр.порядке |
579. "Медитирование, если оно должно правильным образом вести к успеху, следует подкреплять другими душевными упражнениями. Прежде всего, все вновь и вновь должны вырабатываться такие свойства души, как твердость характера, внутренняя правдивость, определенный душевный покой и прежде всего полнейшее благоразумие, рассудительность, осмотрительность (Besonnenheit)... Благоразумие, рассудительность (как в математике) как в медитативных упражнениях, так и во всем, что как их следствие выступает в виде точного ясновидения, должно составить основу душевного настроения, душевной конституции. Если человек такие свойства, как твердость характера, внутреннюю правдивость, рассудительность, определенный душевный покой делает привычкой, то тогда медитативный процесс в состоянии, если он систематически возобновляется — у одного, может быть, несколько недель, у другого — годы, — свои результаты отпечатлеть во всем физическом и эфирном человеческом организме, так что человек действительно придет к такой внутренней деятельности в имагинативном познании, какую в ином случае он совершает благодаря физ.телу, чувственно созерцая мир и думая с помощью тела. Если человек достигает такого имагинативного познания, то он оказывается в состоянии ход собственной жизни, пережитой с детства до последнего момента, обозреть разом, как в одной временной панораме". 215(3)
Перейти к данному разделу энциклопедии
871. "Сколь быстро идет развитие — это целиком зависит от существа самого человека. Один достигает результатов в три недели, систематически повторяя одни и те же упражнения, другой — в семь лет, третий — в 19 лет и т.д. Существенное при этом заключается в том, чтобы никогда не ослабевала энергия в поисках перехода к активному мышлению. Однажды человек действительно познает другое мышление, по сравнению с тем, которое он имел прежде. Он познает мышление, которое протекает не в пассивных образах, как обычное мышление, но такое, которое внутренне полностью активно, о котором человек знает, ясно его при этом переживая: это сила, как силой является то, что движет рукой, когда я на что-либо указываю пальцем". Об обычном, пассивном мышлении мы знаем, что оно ни на что не наталкивается наподобие того, как мы можем телом натолкнуться на стену. "Ибо обычное пассивное мышление — это не реальность, это образ. Мышление, к которому мы приходим описанным образом, является реальностью, является чем-то таким, в чем человек живет. И оно может натолкнуться на что-либо, как наталкивается палец на стену; и как палец не может проникнуть всюду, так в реальном мышлении человек не может проникнуть куда угодно. Это первый шаг. Этот первый шаг нужно проделать, нужно сделать свое мышление, активизировав его, душевным органом осязания, чтобы можно было почувствовать себя в нем так, как если бы при мышлении возникало нечто, подобное тому, что происходит при ходьбе, когда человек что-то берет, осязает, чтобы человек знал: он живет в сущности, не просто в обычном мышлении, которое только отображает, но он живет в реальности, в душевном органе осязания, которым сам человек становится целиком. ... Ставшее активным мышление подобно улитке, которая вытягивает свои щупальца и может их прятать назад. Человек живет в силовом существе, но во внутренне подвижном существе, которое может двигаться вперед и назад, которое внутренне активно. Т.обр., в духовном мире человек может далеко простираться органом осязания и осязать им вокруг или отступать назад, если нечто духовно причиняет боль. ... Что должно быть развито через активность мышления — это первый сверхчувственный орган человека. ... Мышление становится сверхчувственным осязанием. И для этого сверхчувственного осязания эф.тело, или тело строящих сил, становится постижимым, видимым в высшем смысле. Это, так сказать, первый действительный шаг в сверхчувственный мир". Вслед за осязающим мышлением выступает новое чувство пространства, которому теперь недостает третьего измерения; и время теперь превращается в пространство. В таком пространстве в имагинативных образах перед человеком встает панорама его прошедшей жизни. "И когда человек это пережил, он должен взойти к следующему шагу. Но его делают неохотно. Он заключается в возможно более сильном внутреннем преодолении (себя). Ибо получаемое человеком в переживании этой панорамы, в которой перед душой встает земная жизнь ... вызывает огромной силы субъективное чувство счастья. Из этого субъективного чувства счастья произошли все те религиозные идеалы и описания, которые например, встречаются в магометанстве, где внеземная жизнь описывается в счастливых образах. Переживание этого чувства счастья происходит из имагинаций, и его, если человек хочет сделать следующий шаг, он должен забыть. Ибо теперь, после того, как человек произвольно, как я это описывал, через медитации, концентрации активизировал мышление и через активизированное мышление взошел к панораме собственной жизни, теперь необходимо все это со всей силой исключить из сознания". И это выключение сознания должно быть не пассивным, а активным. Сознание должно стать пустым. "Однако когда все впечатления сознания, все созданные самим человеком впечатления сознания выключены, человек должен оставаться бодрственным — и это значительно, — он должен бодрственно обладать силой, внутренней активностью и не допускать в себя никакие внешние впечатления, никакие созданные им самим переживания; в этом заключается установка пустотного сознания, полностью переживаемого пустотного сознания". В таком случае оно не останется пустым, но наступит вторая ступень познания, инспиративного познания, и первой в нем, (когда погашена полностью панорама жизни) выступает доземная жизнь, нерожденность. 227 (I)
Перейти к данному разделу энциклопедии
900. "Когда в ясновидческом сознании возникает имагинация, когда из мрака духовного бытия выплывают первые впечатления, то эти первые впечатления очень напоминают по своим качествам, по всей своей сущности то душевное содержание, которое живет в нас как сокровище памяти. ... Мы тогда замечаем, что наше сокровище памяти — это первое истинно духовное, первое, с помощью чего мы, в известной степени, поднимаемся над нашим телом; но затем мы должны пойти еще дальше: мы должны эти реющие в духовном мире образы, подобные образам памяти, но только гораздо более живые, извлечь из духовных глубин, не принадлежащих к нашему переживанию, как образы воспоминаний, — нечто должно подняться к нам как бы из памяти. Нужно твердо запомнить: нечто поднимается к нам из чуждых духовных областей, между тем как сокровища памяти поднимаются к нам из того, что мы пережили в физическом. Если мы попытаемся устремить теперь духовный взор назад, на переживания нашего Я в годы, пережитые нами с момента нашего детства, до которых простирается наше воспоминание, если мы попытаемся, отвлекшись от всего внешнего, совершенно погрузиться в самих себя, все более вживаясь в наши воспоминания, и извлечь из сокровищницы наших воспоминаний то, что обычно не присутствует в них, тогда мы станем все более приближаться к тому моменту, о котором уже едва можем вспомнить. И если мы предпринимаем это часто и приобретаем даже известный опыт... в воскрешении давно забытых воспоминаний... и этим упражняем нашу силу, извлекающую воспоминания ... то мы найдем между воспоминаниями всплывающие образы и имагинации того, чего раньше мы не знали, что всплывает подобно цветам среди луговой травы и происходит из совсем других духовных глубин, чем воспоминания, возникающие из нашей собственной души. ... Но при этом мы выходим из нашего тела другим способом, чем ... покидая тело непосредственно. При способе, указанном теперь, мы сначала проходим нашу жизнь в обратном порядке... наконец мы достигаем того, что уходит за пределы нашего рождения в ходе времени, по ту сторону нашего зачатия, в духовный мир, в котором мы жили прежде, чем связали себя с нашей теперешней инкарнацией..." Выходя из тела обычным способом, "мы чувствуем себя как бы вне нашей жизни во внешнем пространстве ... Мы выходим из самих себя и как бы наполняем пространство. Мы выходим в пространство. Если же мы действительно проделываем то, что было указано выше, то мы выходим из самого пространства, пространство перестает иметь значение для нас; мы покидаем пространство и находимся во времени... Тогда мы чувствуем себя не одновременно с нашим телом, мы переживаем себя во времени ... в котором мы были до инкарнации, в некотором "прежде". А на тело мы смотрим как на возникающее после. Мы действительно находимся только в ходе бегущего времени, и на месте "вне" и "внутри" выступает "прежде" и "после". 153 (2)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|