Главная
3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ
Х. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
5. Индивидуально-душевное
Понятие
|
Понятие
1683. Аристотелем впервые развита понятийная техника. Все, созданное до него в философии, есть запись того, что стремилось из Мистерий войти в мир (Платон, Пифагор и др.).Философия освещает предмет извне, а он многогранен, потому возникают точки зрения. Мудрость Мистерий освещает его изнутри, и тогда спора не возникает. 108 (9)
1684. Если мы на пути света поставим предмет, то образуется тень. Она возникает в результате исключения света на некоем пространстве, и она подобна предмету. Нечто подобное происходит в отношении понятий. Они есть исключение сверхчувственной действительности. Они подобны тени, подобны сверхчувственному миру, поэтому с их помощью мы получаем чувственно-сверхчувственный мир. Где восприятие сверхчувственного выступает в чувственном, там возникает теневой образ. Но в теневых образах понятий столь же мало сверхчувственной действительности, как в тени — самого предмета. Так что понятия — это граница между двумя действительностями, но происходит она от сверхчувственного. В диалектическом методе мы сплетаем понятие с понятием. Все движущиеся сами собой понятия, приспосабливающиеся к обоим мирам — чувственному и сверхчувственному, — называются в широком смысле "категориями". В сущности говоря, вся сеть человеческих понятий составлена из одних лишь категорий. Можно даже сказать: все понятия есть категории; все категории есть понятия. Хотя традиционно категориями называют узловые, родовые понятия (вслед за Аристотелем). Логика Гегеля — это учение о категориях. Чем меньше понятие, тем больше его объем. Возьмите, напр., "бытие". Истинно диалектический метод состоит в том, что человек живет лишь в понятиях и при этом в состоянии дать вырастать одним понятиям из других. Тогда живут в сфере, отвлеченной от чувственного мира и от стоящего за ним сверхчувственного мира.108 (16)
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|