Главная
3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ
XI. ВНУТРЕННЯЯ ПРИРОДА ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ
5. Природа зла. Эмоции
Смех и плач. Скука. Боль
|
1880. "Только благодаря тому, что Я пребывает деятельно внутри человека, а не действует как групповое Я извне, возможны смех и плач". "Каждый раз, когда возникает смех, происходит расширение, вспучивание астр. тела через Я (подобно состоянию астр. тела во сне)". "В печали, которая выражается в слезах, Я чувствует себя в определенной дисгармонии с внешним миром, которую оно стремится восстановить тем, что стягивает астр. тело в нем самом, как бы спрессовывает его силы. — Таков духовный процесс, лежащий в основе плача". "Мудрому известен такой факт: когда его Я настолько преодолено, что он не в себе ищет основания для смеха и плача, но находит их во внешнем мире, то он может плакать, смеясь, и смеяться, плача. ... Смех и плач можно назвать в высшем смысле физиогномией Божественного в человеке". У Гомера говорится об Андромахе, что она могла, смеясь, плакать! (Ил., 6п.).107(17)
1881. "Что не имеет Я, то не может ни смеяться, ни печалиться. ... Когда мы в состоянии смеяться, то возвышаемся над ситуацией. Мы тогда осознаем нашу собственную внутреннюю ценность и благодаря этому возвышаемся. Нечто колоссально оздоравливающее заложено в буффонаде, шутках кукольного театра и вплоть до комиков, показывающих всевозможные глупости, бессмыслицу, ибо настоящий смех над глупостью выдает изверга, не человека". Но было бы прямой противоположностью этому смеяться над естественной врожденной глупостью человека.127(7)
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|