Главная
3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ
XI. ВНУТРЕННЯЯ ПРИРОДА ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ
6. Психософия и современные науки
Психоанализ
|
1891. В психоанализе дилетантизм в психологии соединяется с дилетантизмом в физиологии; причем оба дилетантизма велики и равновелики.84 с. 148
1892. В обыкновенном состоянии чувство, мысль и воля действуют, соприкасаясь друг с другом в правильно функционирующем Я. Если человек идет путем посвящения и переступает Порог, то возникает картина, что на рисунке дана вправо от сферы Я: чувство, мысль и воля становятся самостоятельными. Это описано в "Как достигнуть познания высших миров?" Но возможно и нечто противоположное; можно переступить Порог с другой стороны (слева): это происходит при нарушении деятельности Я. Тогда мысль, чувство и воля приходят к смешению. Эти-то случаи и описывает психоанализ как истерические. "Здесь мышление, чувство и воля в некотором роде поворачивают в противоположную сторону по сравнению с тем направлением, которое ведет в духовные сферы". Возьмите пример с той дамой, что с сильным я-сознанием должна была дежурить у постели больного отца. Наименьшее, что могло при этом случиться, это неверное протекание мысли рядом с чувством и, наконец, западение мысли в сферу чувства. "Но в этом случае мысль тут же подхватывается волнами чувств, которые сильнее, чем волны мысли. ... Это важное требование к современному человеку: укрепляться в способности держать мышление вне сферы чувств и воли. Часть рисунка справа — это сверхсознание, середина — сознание, слева — подсознание. Захват мышления подсознанием, волнами чувств в подсознании означает нарушение строя организма. Это исключительно важно. ... Мышление ориентировано на физический план, но иное дело — чувства... Чувство действительно стоит в связи со всеми духовными существами, о которых можно говорить как о реальных. Так что, если человек с недостаточными понятиями погружается в жизнь своих чувств, то он приходит в коллизии с богами — если хотят это так выражать, — но именно со злыми богами. ... Он вынужден погружаться туда с недостаточными понятиями, когда в сфере чувств содержится больше, чем в обычной сфере рассудка. В сфере чувств человек не может эмансипироваться от связи с духовным миром. Если же он в материалистическое время эмансипируется в сфере рассудка от духовного мира, то именно с недостаточными понятиями он будет входить в мир своих чувств; и тогда он может заболеть. Как тогда помочь человеку? Единственным средством тогда будет вновь привести его к понятиям, которые охватывают и сферу чувств; а это означает, что современный человек вновь должен заговорить о духовном мире, во всеобъемлющем смысле заговорить о духовном мире. При этом дело заключается не в подходящем для индивидуума терапевтическом методе психоаналитиков, но во всеобщезначимой Духовной науке. Если человек действительно принимает понятия Духовной науки — не все, кто их слышат и о них читают, их принимают, — кто их действительно принимает, тот уже не позволит хаотически смешиваться в подсознании трем сферам души — мышлению, чувству, воле, что приводит ко всякой истерии и неврозам, происходящим внутри души; а ведь только об этом и говорит психоанализ. При этом необходимо, конечно, набраться мужества прийти к признанию конкретных действий духовных миров, признать, что мы живем в условиях кризиса, связанного с кризисом 1879 г., о котором мы говорили (низвержение духов тьмы)".178(6)
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|