BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ОТЦЫ церкви «ОТЧЕ НАШ»

Переживание упадка языческих культов

404. "Жизнь его (Иисуса) души от 12-ти до 19-ти лет была такова, что он все глубже и глубже проникал в иудейское учение и все менее мог им удовлетворяться; оно все больше причиняло ему боль и страдания. Душу наполняет глубоко трагическое ощущение, когда она обращается к страданиям Иисуса из Назарета, причиненным ему тем, чем стало в позднейшем человеческом роде прадревнее святое учение. И часто, сидя в тихом раздумье, говорил он себе: некогда свыше пришло учение, людям было дано откровение, но теперь уже нет людей, способных его постичь!"
     "От 18-ти до 24-х лет Иисус странствовал в ближних и дальних областях... вне Палестины. ...Однажды он пришел к месту языческого культа... Это было место такого культа, который своей церемонией напоминал то, что исполнялось в Мистериях, только с пониманием... а здесь это была внешняя церемония. ...Это была область, где люди жили в нужде и болезнях; их культовое место было покинуто жрецами".
     Во время своих странствий Иисус встречался со многими людьми, и они чувствовали, как от него исходит сердечная доброта, сострадание, доброжелательность. Это влекло их к нему. И возле этого языческого алтаря люди подумали, что пришел жрец, который теперь будет вновь совершать жертвоприношения. "Но когда он стоял перед собравшимися, то почувствовал себя на время как бы перенесенным в другое душевное состояние. И он увидел ужасное! Он увидел на алтаре и среди людей, окружавших его, тех, кого можно назвать демонами, и он узнал, что означают демоны. Он узнал, как постепенно языческие жертвы превратились в нечто такое, что магически притягивало к себе демонов... люциферические и ариманические власти, которых он увидел вокруг себя, когда был перенесен в другое состояние сознания... он упал, а люди разбежались. Демоны же остались. Так увидел он, что на месте древнего благодетельного божественного действия выступило люциферическое и ариманическое демоническое действие. Он увидел падение язычества в том, что воспринял вокруг себя духовно. ...И он имел (затем) видение... некоего рода космического "Отче наш".148 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

405. "И когда он взглянул на толпу, то увидел повсюду в ней и наконец на самом жертвенном алтаре, на котором он стоял, демонических элементарных существ. Как мертвый, упал он, но это падение произошло потому, что он впал в удаленное от мира состояние через это созерцание двух сторон действительности".
     "Теперь он мог — не через инспирацию, а через непосредственную имагинацию (когда он упал на языческом алтаре) — с большой живостью пережить падение язычества... И вместо того, что было прежде, когда в жертвенном действии присутствовали добрые силы, там теперь жили демонические элементарные существа, всевозможные элементарные посланники Люцифера и Аримана. ...Это был второй род великой боли, когда он мог сказать себе: в свое время культовые действия язычников соединяли человечество с добрыми существами определенных Иерархий; теперь это пришло в упадок, пришло к распаду... И горе человечества, сконцентрированное, сжатое в коротком опыте, пережил он теперь. И когда он поднялся к восприятию того, что открывалось в добрую, лучшую, цветущую пору язычества, то услышал слова — так это можно обозначить, — которые содержали тайну всей человеческой жизни на Земле в ее связи с божественно-духовными существами. Я не могу это описать иначе, как сказав: в душе упавшего, подобно мертвому, Иисуса, когда он начал затем приходить в себя, прозвучали слова... которые я уже произносил при закладке краеугольного камня нашего Дорнахского строения (космическое "Отче наш"). ...После этого он вновь пришел в себя и увидел убегающих демо-нов и убегающих людей... Он приобрел теперь познание не через внешнее наблюдение, а через наблюдение души, познание, которое ему сказало: язычество, как и иудейство, нуждается в чем-то совершенно новом, в совершенно новом импульсе!" 148 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Макро- и микрокосмическое "Отче наш"

415. "Когда Христос Иисус оставил одиночество (пустыню), то Он почувствовал Себя возвышенным над всем, что было Им пережито и изучено с двенадцати лет; Он почувствовал совместно с Духом Христа то, что жило в Нем от Его двенадцатого года. Он почувствовал Себя более не связанным со всем тем, что стало старым и иссохшим в человечестве. И сама речь, что звучала вокруг Него, стала Ему безразличной, и первое время Он молчал". После крещения в Иордане Христос странствовал по Земле. "И Он почувствовал, что не было больше ни одного человека, который мог бы слушать голоса древних пророков. Теперь Он осознал, что жизнь в насущном хлебе отделила людей от Неба, что люди впали в эгоизм и должны идти к Ариману. ...Затем в нем засветился земной опыт Бога: Я должен говорить людям не о том, как боги прокладывают путь из духа на Землю, но о том, как людям отыскать путь от Земли к духу.
     Теперь Он постиг смысл сказанного Бат-Коль и понял, что древняя формула, молитва, должна быть обновлена (та молитва, что звучала Иисусу от Бат-Коль, когда Он упал возле языческого алтаря)... Последнюю строку молитвы Он сделал первой, но такой, что она соответствовала людям нового времени и была обращена не к многим духовным существам Иерархий (Вы, отцы на небесах), но к одному духовному Существу: "Отче наш, Сущий на небесах". Вторую от конца строку, какой она употреблялась в Мистериях: "И забыл Ваши имена" — Он переделал так, как она должна звучать в связи с изменением пути в духовные миры: "Да будет воля Твоя как на Небе, так и на Земле". Тайну хлеба, тайну воплощения в физ. тело, тайну всего того, что теперь явилось Ему через жало Аримана (третье искушение), Он переделал так, чтобы человек мог ощутить, хотя и не знал этого непосредственно, как физический мир исшел из духовного мира. ...Так возникла строка: "Хлеб наш насущный дай нам на сей день" (вместо: "переживите в хлебе насущном"). Слова: "У других задолжавшая вина самости" — Он переделал в слова: "Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим". И строку (седьмую снизу) этой древней мистериальной молитвы: "порождаясь обособляющимся эго", — Он превратил в слова: "Но освободи нас"; первую строку: "Господствуют злые (силы)", — в: "от зла. Аминь". ...Подобным образом возникла Нагорная проповедь и другие вещи, которым Иисус Христос учил Своих учеников".148 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

416."Господствуют злые (силы)... — таковы, высказанные лепетом, те слова, что "выражают собой как бы закон воплощающегося человека, переходящего из Макрокосма в микрокосм. С тех пор, как мне стали известны эти слова, я обнаружил, что они представляют собой исключительно значительную медитативную формулу. Они имеют над душой силу особого рода, и можно тем более заметить крепкую силу этих слов, чем больше их рассматриваешь. Когда же пытаешься их разгадать и понять, то обнаруживается, что в них сконцентрирована тайна человека и судьбы человечества, а будучи взяты в обратном смысле, они позволяют возникнуть микрокосмическому "Отче наш", которое Христос возвестил Своим ученикам". 148 (16)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

417. Из речи Рудольфа Штайнера при закладке первого Гетеанума 20 сентября 1913 года: "Должны были созреть человеческие души, чтобы понять то, что как прадревнее, макрокосмическое Евангелие должно звучать с Запада, как эхо, навстречу микрокосмическому Евангелию Востока.
     Если мы принесем понимание навстречу настоящему моменту, тогда в нас взойдет также понимание того, что к четырем Евангелиям должно быть добавлено пятое. Так пусть в сегодняшний вечер в добавление к микрокосмическим тайнам прозвучит слово, выражающее тайны Макрокосма. Как первое из пятого Евангелия здесь должен прозвучать макрокосмический противообраз микрокосмической молитвы, что некогда была возвещена с Востока на Запад. Так звучи снова, как знак понимания, макрокосмическая мировая молитва, содержащаяся в пятом, древнейшем Евангелии, связанном с Луной и Юпитером, как четыре Евангелия связаны с Землей:

АУМ, Амен.
Господствуют злые (силы) (злы),
Порождаясь обособляющимся эго;
Другими задолженный долг самости
Переживается в хлебе насущном,
В котором не правит воля Небес,
Ибо человек отпал от Вашего царства
И забыл Ваши Имена,
Вы, Отцы на небесах.



    ...Возьмем с собой макрокосмическое Отче наш, чувствуя, что этим начинается обретение нами понимания Евангелия Познания: Пятого Евангелия. ...Если мы станем учиться пониманию смысла этих слов, то мы будем искать восприятия тех семян, которые расцветут здесь, если земная эволюция не иссохнет, если она должна плодоносить и далее; и тогда Земля сможет через человеческую волю достичь поставленной в пра-начале цели".42/245


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

123. (6; 9-13) В древних источниках (талмудических и др.) можно, фактически, найти все строки "Отче наш", на основании чего делается вывод о заимствовании. Эти строки, если их собрать вместе, таковы: "Отче наш, сущий на небесах, будь к нам милостив; о, Господь, наш Бог, да святится Твое Имя, и да память о Тебе прославится (как) наверху, на Небе, так и внизу, на Земле. Да пребудет Царство Твое над нами ныне и присно. — Святые люди древних времен говорили: оставь людям все, что они мне совершили. И не введи нас во искушение. Но избавь от зла. Ибо Твое есть Царство Небесное, и царствуй во славе ныне и во веки веков". — В этом тексте не хватает одного: нюансов, которые придают ему высочайшее значение в связи с Событием Христа. Эти нюансы состоят в том, что в том тексте нигде не говорится: "Да приидет Царство Твое" — а: "Да пребудет Царство Твое над нами". Далее, там не говорится. "Да будет воля Твоя как на Небе, так и на Земле", что значит: да охватит она наше "я".123 (9)
     "В "Отче наш" следует думать о Мировой Основе. Начало "Отче наш" обращено не к позднейше-му становлению, а к началу, к возникновению". 343, с. 630
     "Отче наш" — самая действенная из молитв. "Чем больше внимания и преданности проявляют к ней, тем лучше для души сознательной". В ней заложены силы человеческого происхождения. Со временем человек начинает переживать ее так, что оказывается не способным в течение дня вместить все ее моления, чувствует себя недостойным "...каждый день эту великую посвятительную молитву разворачивать в своем сердце".Д.110, с. 25


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

124. В атлантическую эпоху "Отче наш" переживалось в 7-ми звуках, 7-ми тонах и запахах. Это мысле-мантрам. Особенно сильно он действует на арамейском языке, но сохраняет силу и при переводах. 97 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

127.(9; 2) Что означает: "Прощаются тебе грехи твои?" "Это означает... хотя ты и должен ждать кармического возмездия, но твои долги и грехи Христос преобразовал так, чтобы позже ты был избавлен от безграничного страдания, вызываемого созерцанием своей вины в уничтожении части бытия... Выражение "Прощаются тебе грехи твои" означает космический, а не кapмический факт".155(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

152. "Эф.тело обладает способностями, благодаря которым человек принадлежит к определенному наро­ду, расе, человеческому сообществу вообще. ... Индивидуальное в человеке обусловлено астр.телом.
     Поэтому вся жизнь человека в сообществе зависит от того, что его эф.тело находит правильное состояние равновесия с эфирными телами тех, с кем он должен совместно жить. Если же он его не находит, то он не может жить совместно с ними. Христианская эзотерика называет ...проступки эф.тела "долгом" ... Проступки астр.тела, обусловленные индивидуальностью, называются "впадением в искушение". ... Про­ступки "я" обозначаются "злом".97 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

220. "Что в "Царстве" является "Именем" — это человек обретает в отдельном Самодухе, или Манасе, благодаря тому, что образует особую часть Божества, особое имя для себя, которое у отдельного человека проходит через все инкарнации".97 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

227. Человеческая воля находится "...на пути к тому, чтобы обрести силу, способную на "великую жерт­ву". Такова истинная природа развиваемой силы Атма: волевая природа, поскольку она является излияни­ем Божественного Существа. ... Представьте себе Космос, Универсум, как зеркало бесконечной мировой воли. Божественная мировая воля не заключена ни в одном отдельном существе, но многообразно отражается во всем. Отражение Божества, когда оно само пребывает в одной точке, а каждая точка, в которой оно отражает себя, оживлена "великой жертвой", — в христианском смысле называется "Царством"." Это выражение означает также то, что в человеке является Буддхи. Если вы рассматриваете Уни­версум в отношении творческого, продуктивного принципа, который исходит из первоначального. Божествен­ного, то это, прежде всего, является тем, что связано с Атма; его божественная жизненная искра есть Буддхи. Как "Царство", Буддхи является универсально-космическим. "Атма — это Воля Бога, Буд­дхи ... — Царство, Манас — Имя".97 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

287."Той жизнью (см.рис., четырехугольник), из которой лишь подобно тени поднимается мышление, чувство и воля (треугольник), той жизнью наших инстинктов, потребностей, нашего темперамента мы ку­да более связаны с действительностью (чем заключенным в треугольнике). Подобно тому, как наша душевная жизнь трехчленна, та действи­тельность четырехчленна и таковой всегда представлялась посвященными. И если, т.обр., рассматривать всего человека, то мы получаем семичленное существо. Только низшие члены — те, в которых человек не­которым образом повторяет животное — более интенсивно содержат в себе характер действительности, чем теневым образом дистиллированные абстракции мышления, чувства и воли".
     Мир четырехугольника должен быть облагорожен, иначе он станет миром зла. И это можно сделать сверхчувственным познанием. "Когда человек погружается в материальное, то (многое) зависит от того, погружается ли он чисто этически, со свободным образом мыслей, или это происходит с нечистым, неморальным, несвободным, т.е. с эмоциональным, инстинктивным, животным настроением".198 (15)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

511. "Человек обмена веществ еще находится в некотором отно­шении к ритму суточной жизни. Силы, формирующие его облик, тверже. Если же взять вместо человека животное, то там вы найдете намного большую зависимость от макрокосмоса, чем у человека.
     Человек уже вырос из этой зависимости. Старая мудрость по этой причине говорила о формирующих силах не как о "человеческом круге", а как о "животном круге" (по-немецки круг Зодиака дословно звучит как "живот­ный круг". — Сост.) Животные обликообразующие силы, являющиеся у животных во множестве обли­ков, у человека в основном являются в облике всего человеческого рода. Но это силы животности. И когда мы вырастаем из них к человечности, то мы должны выходить за пределы "животного круга". По ту сторону круга Зодиака лежит то, от чего мы, как люди, зависим в большей степени, чем от всего того, что лежит внутри круга Зодиака, т.е. внутри неба неподвижных звезд. Это то существенное, что соответствует нашему Я.
     Нашим астр.телом — его имеет и животное — мы пребываем внутри зависимости от макрокосмоса. В астр. теле все организовано так, как этого хотят звезды. С нашим Я мы стоим по ту сторону мира звезд, вне круга Зодиака.
     Здесь следует искать то, что делает нас свободными. Внутри круга Зодиака мы не можем грешить, мы можем здесь столь же мало, сколь и животное. Но мы начинаем грешить, вынося наше поведение за круг Зодиака. И мы можем это делать. ... Таково существенное содержание нашего Я.
     "В человеке совершается нечто, лежащее вне этого пространства и этого времени, лежащее вне того, что происходит в астральном. За пределами этого нет никакой природной необходимости, там нахо­дится то, что связано единственно с нашей моральной природой, с нашими моральными поступками. Под небом неподвижных звезд мы не можем развернуть нашего морального мира, когда же мы его разворачива­ем, то мы его врисовываем в макрокосм вне круга Зодиака. Все, что мы делаем, остается как действие в мире. Происходящее в нас, от нашей формообразующей силы до обмена веществ, все это есть результат прошлого. Но в прошлом в Мироздании не предрешено все будущее, не предрешено то будущее, которое ис­ходит от человека в его моральных действиях".201 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     53
. "Религия нуждается в целеполагании, в соединении с Богом, со сверхчувственным. Познание же, в первую очередь, направляется на существующее, ставшее, на прошлое. Что есть познание для человека? Некогда им овладел Люцифер. Теперь оно является уничтожителем бытия в человеке, познающем природу.
     Как духопознание оно наполнится бытием: я мыслю, следовательно меня нет; я формирую (образую), следовательно я становлюсь; я знаю о моем формировании, о моих образах, следовательно ко мне приходит воспринимающее меня в духовный мир. Я знаю в моем образе, творении бытие, следовательно я есмь.
     Оно нуждается в живом Слове, в проистекающем из себя действии, в неправомерной природе в человеке, в силе эту неправомерную природу изменить: грех — милость.
     1) Мертвое слово,
     2) действие, инвольвирующее одни лишь силы природы,
     3) природа в человеке,
     4) лишенная человека природа в человеке.
     Молитва = внутреннее слушание.
     1) Мысль о Боге, 2) слушание Имени, 3) наступающее Царство, 4) слушание Царства в воле, 5) дай нам, 6) прости, 7) избавь". 343 (II), с. 69


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     72г.
В теологии принято называть Бога-Отца Творцом, а Христа — Спасителем. Но вспомним, что стоит в начале Ев. от Иоанна. "Бог-Отец должен переживаться как лежащая в основе всего субстанция, как лежащее в основе всего бытие..." Бог-Сын же, пришедший на Землю через Христа, есть Творец. 344, с. 81-81


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Культ. Таинства

     101б. "Древний индус стремился прочь от всего, что он видел, ибо, стремясь к человеку, он, я бы сказал, впадал в бессознательное состояние, в нирвану. Древний перс, напротив, оставался среди виденного им. Он постигал Божественное, лежащее в основе минерального, растительного, животного мира; за ним следовало его религиозное стремление. Но тут им овладевает страх". Он чувствует необходимость искать человека — такое настроение господствует у всех народов Передней Азии и далее в Африке, — но при этом попадает в сферу абстрактного, "...в ту сферу, куда позже вошли римляне со своей религией. До эпохи Рима, во 2-м, 3-м тысячелетии мы повсюду обнаруживаем стремление избежать соприкосновения с абстрактным; поэтому, с другой стороны, присутствует стремление постигать то, что дается в образах. ... человек ищет как отношение к Божественному, которое он созерцает, оформить не с помощью абстрактных понятий, а в образном действе. Таково происхождение культа". 343, с. 28
     Что такое сакраментализм? — Претворение естественного процесса в процесс духовный. Культовое действие есть такое совершение процесса с природным объектом, при котором внутреннее человека регулирует процесс. Благовестие — жертва — пресуществление — соединение". 343 (II), с. 66
     Все (семилетние) периоды жизни эволютивны.
     "Всякое таинство есть инверсия (инволюция) естественного этапа эволюции". Таинств — семь; "...четыре являются земными: крещение, конфирмация, причастие, покаяние. Они столь же всеобщечеловеческие, как физ., эф., астр. тела и Я". Три другие таинства относятся к Манасу, Буддхи, Атма; "...они переходят в социальное: венчание, рукоположение, последнее миропомазание". Протестантизм сохранил лишь два таинства. 342, с. 138
     "Для прихожан культ есть созидание, воздвижение, откровение; для совершающего культ он есть постоянный источник инспираций. ... Совершенно необходимо реальное отношение между совершающим культ и тем, что составляет реальность культа, особенно обедни". 344, с. 42
     "Культ реальнее природы, если он исполняется правильно". Ибо: "Земля и Небо прейдут, но слова Мои не прейдут". Жертвоприношение (в церкви) реальнее, чем природный процесс. Отсюда должно рождаться в священнике чувство ответственности. 344, с. 44
     Процесс созревания эмбриона, рождения сопровождается инволюцией душевно-духовного в материальное. Когда человек рождается, в нем начинается процесс умирания. "Мы умираем через восприятие, мы умираем через мышление. Через восприятие и мышление в нас вчленяется процесс умирания. Он идет навстречу эволюционному процессу рождения". После Мистерии Голгофы, в связи с обезбожением мира, необходимо определенным образом освящать процесс инволюции, в процесс умирания должен быть внесен Импульс Христа. Происходит это в таинстве крещения. "Как рождение является процессом эволюции (это дар природы), так крещение должно стать процессом инволюции. К ритму, в который мы вчленяемся через рождение, должно быть в крещении добавлено, в некотором роде, качание маятника в другую сторону".
     Правильная взаимосвязь физического с душевно-духовным формируется к 14-15-ти годам, к периоду полового созревания. Эволюционный процесс здесь коренным образом изменяет все существо человека. И как крещение относится к рождению, так в этом возрасте процесс инволюции, освященный таинством конфирмации, относится к эволюционному процессу созревания. Тут имеет место соотношение физически-эфирного и астрального с Я.
     Третий эволюционный процесс есть вочеловечение духовно-душевного в тело человека. Соответствующим инволюционным процессом, исключающим как экстатические крайности, так и впадение в животность, является переживание обедни, причастия.
     Далее мы нуждается в воспоминании о пережитом на Земле. К психопатологии ведет нарушение памяти о прошедшем. Полноценная способность держать себя в руках, тесно связанная с воспоминанием, с внутренним чувством себя, приходит лишь со зрелостью. Через воспоминания в нас консолидируется Я, и это процесс инволюционный, он сопровождается таинством покаяния. Благодаря ему процесс воспоминания христианизируется, переносится в сферу морального.
     На этом исчерпываются эволюционные процессы в человеке. Воспоминание означает овнутрение того, что с рождения раскрывалось вовне. И вот мы совершенно естественно подходим к процессу инволюции — к моменту смерти. Прежде мы через таинство процесс инволюции противопоставляли процессу эволюции. В таинстве отпевания с исчезновением телесного духовно — душевное снова обретает форму. Миропомазание идет от процесса образования масел в природе, где оно является неким процессом одушевления. Мы здесь присоединяем к процессу инволюции процесс эволюции. Так исчерпывается индивидуальная жизнь человека.
     Далее начинается отношение с небесно-духовным. Это глубинный, часто бессознательный инволюционный процесс в нас. И необходимо найти соответствующий ему эволюционный процесс. Таковой дан в ритуале рукоположения в духовный сан.
     Седьмым таинством является венчание. В женском преобладает склонность к душевно-духовному, в мужском — к физически-телесному. Женщина не вполне достигает границы физического, мужчина ее переступает. Так в физическом выражается противоположность мужского и женского. Она инволюционна. Эволюционное противостоит этой противоположности в таинстве венчания.
     Мужчина и женщина: бракосочетание. 343, с. 256-265
     "Вода: обновление, возрождение. В воде живет сила вечного обновления. ... Соль — мудрость. Дым, огонь — носитель Слова. Масло (елей) — любовь. ... Оно пронизывает материю и склоняет ее к любви". 343 (II), с. 74
     "Идея крещения связана с идеей принятия в духовную общину. ... :Я крещу и тем принимаю (крещаемого) в духовную общину, о чем свидетельствую водой крещения". Вода же напоминает о водном испытании в древней Атлантиде. Д. 110, с. 23-24
     Отпевание, совершаемое во время, "...когда умерший еще сохраняет свое эф. тело или только что его сложил, имеет для него очень существенное субъективное значение". Но умерший остается в связи с Землей и через 30 и более лет. Поэтому и тогда следует совершать для него поминальные службы. 343, с. 493-494


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1055а
. "Одна из тех индивидуальностей, которых мы называем Мастерами мудрости и созвучия ощущений, знакомая мне, сказала: я беру "Отче наш" как медитацию один раз в месяц; в остальное время я пытаюсь сделать себя зрелым и достойным углубиться хотя бы в одно предложение этой удивительной медитации". 266-2, с. 26


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru