Главная
Предметный указатель
ПИТАНИЕ — минеральное и растительное |
150. "Я-организация постоянно стремится умертвить физ.тело и его органы. Этому должно быть в физ. теле противопоставлено питание. Эфирным импульсам, вызывающим рост, противостоит астр.тело, стремящееся не умертвить, но надломить деятельность эф.тела. Этой деятельности астр.тела мы обязаны нашей душевной жизнью, сознанием. Они обусловлены нашей тенденцией к заболеванию. Эф.тело постоянно выравнивает свое соотношение с астр.телом, но если в человеке возникает ненормальная жизнь чувств, то эф.тело не может установить равновесие, чувство тогда идет в физ.тело, в какой-либо орган, и происходит разрастание болезни. Если же человек в состоянии сохранять в душе нормальные чувства, то он бывает здоров. Равновесие между "я" и физическим организмом есть равновесие между внешним и внутренним миром. Например, соль — это внешний мир; будучи захваченной я-организацией, она должна быть полностью видоизменена. Иначе она останется в организме как чуждое тело.
Я-организация — смерть Астральная организация — болезнь Эфирная организация — здоровье Физическая организация — питание". 316 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
160. "В системе туловища, в системе груди, в туловище-грудной системе происходит, главным образом, кровообращение, дыхание, питание. Все эти процессы находятся во взаимоотношении с тем, что происходит вовне, в физически-чувственной природе, в мире растений, но в весьма своеобразном взаимоотношении". Человек вдыхает кислород. Через средства питания он получает углерод. Этот углерод соединяется с кислородом, и получается углекислота. Если бы человек смог удержать ее в себе, то он превратился бы в растительный мир. Весь растительный мир построен из субстанции углерода, выделенного из процесса ассимиляции, соответствующего процессу человеческого дыхания. "Система туловища имеет сильную склонность постоянно рождать растительный мир. Голова и конечности не позволяют ей это сделать, они противятся этому. Тогда человек выгоняет из себя углекислоту и не дает возникнуть в себе растительному миру; то он дает ему возникнуть из углекислоты вовне ... Мы можем, т.обр., сказать: в отношении туловище-грудной системы человек в состоянии создать противоцарство растений. ... негатив царства растений". Если голова и конечности не достаточно сильно противятся склонности туловища, то человек заболевает. "В растительном окружающем мире находятся образы всех наших болезней", а не только образы нашего развития до наступления половой зрелости. Процесс питания в человеке подобен процессу дыхания, поскольку состоит в принятии внутрь внешних субстанций. Но их переработка в этом случае представляет собой постоянное горение, без конца и без начала. Во внешнем мире процесс горения — это созревание плода, и человек может питаться плодами только в средней стадии их сгорания-созревания. Незрелые плоды делают его больным, т.к. роднят с природой. Т.обр., "двоякое живет в нашей телесной туловище-грудной системе: вышеуказанный антирастительный процесс, совершающийся через дыхание, который действует всегда совместно со средней частью остального внешнего природного процесса. Здесь одно действует сквозь другое. Здесь, вы видите, взаимосвязаны душа и тело. ... Человек соединяется телесно только со средней частью природного процесса, и он проодушевляет этот природный процесс в процессе дыхания". 293 (12) Перейти к данному разделу энциклопедии
316. "Мозг плавает в мозговой жидкости и весит около 20 грамм, мозг, имеющий вес в 1500 грамм, давит лишь 20 граммами на свое основание. Подумайте только однажды, как сильно мы, люди, благодаря тому, что мозг плавает в мозговой жидкости, в таком важном органе имеем тенденцию освободиться от Земли. Ведь мы совсем не думаем органом, подлежащим земной тяжести, мы думаем вопреки земной тяжести. Орган сначала изымается из земной тяжести. Если вы возьмете колоссальное значение впечатлений, получаемых вами через органы чувств и которым вы противостоите со своим произволом, и сравните это с незначительным влиянием, приходящим от соли и т.п. средств питания или добавок к средствам питания, то вы тогда обнаружите следующее: то, что из минерального царства имеет непосредственное влияние на человека, соответствует соотношению 20 г. к 1500 г. Столь значительно ослабляется то, что как впечатления достигает нас через органы чувств, и благодаря этому мы остаемся независимыми от возбуждения чувств, они нас не терзают. И то, что в нас действительно подлежит земной тяжести, как минеральные добавки к средствам нашего питания, это нас внутренне консервирует; ибо соль обладает в то же время консервирующей, освежающей силой. Человек, т.обр. находится в большой зависимости от окружающего минерального мира. Он берет из этого мира в себя то, что не имеет непосредственного влияния на его существо. Он движется свободно и независимо в минеральном мире. Мои дорогие друзья, если бы не было этой свободы и независимости движения в минеральном мире, то вообще не было бы того, что мы называем человеческой свободой. И это очень значительно, что мы можем сказать: минеральный мир здесь необходимо контрастирует с человеческой свободой. Ибо не будь минерального мира, мы бы не были свободными существами. Ибо в тот момент, когда мы вступаем в мир растений... мы рождаемся в нем как дышащие существа, как живые существа, обладающие обменом веществ. Все это более зависит от окружения, чем глаза, уши, чем все впечатления чувств. Мир растений, широкий мир растений живет в окружающем Землю со всех сторон эфире. И человек также подлежит действию этого эфира".235 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
318. "Человек растворяет все, что принимает в себя из внешних субстанций. Это процесс, подобный растворению соли в воде. Человек несет эту воду в своей жизненной жидкости. Всякая материя, поскольку она становится питательной материей, является солью. Она растворяется. В соли, в солях, мировые мысли выражаются на Земле. А человек вновь образует эти мировые мысли в своем эф.теле. Таков солевой процесс". (Таким его имеет в виду и Бёме).220 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
Природа на службе у человека
320. "Все минеральное (как пища в человеке) должно превратиться в тепловой эфир. И в тот момент, когда в организме человека появляется нечто, мешающее минералу превратиться в тепло, человек заболевает. Человек принимает минеральное, но оно постоянно имеет тенденцию стать тепловым эфиром. Растительное имеет тенденцию становиться в человеке воздушным, газообразным. Так что человек имеет в себе растительное как воздушное царство. ... И если что-то в организме мешает растительному принять воздушный облик, человек заболевает. Все животное, что человек принимает в себя или сам в себе вырабатывает как животное, должно в нем, по меньшей мере через некоторое время, принять жидкую, водную форму. ... Если же человек не в состоянии свое собственное животное или чужое животное превратить в себе в жидкость, чтобы перевести это затем в твердое, то он заболевает. И только то, что в человеке хранит чисто человеческую форму, что в человеке происходит оттого, что он является прямоходящим существом, что он содержит в себе импульсы к речи и мышлению, лишь то, что его, собственно говоря, делает человеком, что возвышает его над животным, должно в твердо-земном — это составляет 10% всей нашей организации, — должно в твердом, в твердом облике входить в форму. Если же что-то от животного или растительного входит в твердую форму человека, то он заболевает. ... Человеческое — единственно оно должно в человеке постоянно сохранять твердую земную форму. Такова тайна человеческой организации. Если исследовать обмен веществ до дыхания, то мы находим, что человек из себя образует углерод, который в нем можно найти повсюду. Этот углерод с кислородом, который человек вдыхает, и превращается в углекислоту. Но до того, как произойдет выдох, углерод становится, так сказать, благодетелем человеческой природы. ... ибо, прежде чем покинуть человека, он распространяет по всему человеческому организму излияния эфира. ... Этот эфир проникает в эф.тело человека. Всегда порождаемый углеродом, он является тем, что делает человеческую организацию способной открываться духовным влияниям, тем, что воспринимает астрально-эфирные действия из космоса. Этим эфиром, оставленным углеродом, притягиваются космические импульсы, которые, в свою очередь, формообразуя, действуют на человека, например, так подготовляют его нервную систему, что она может стать носителем мысли. Этот эфир должен постоянно пронизывать наши органы чувств, например глаза, чтобы они могли видеть, чтобы они могли воспринимать световой эфир. Т.обр., мы обязаны углероду, тем, что мы эфирно подготовлены к миру, который идет нам навстречу". Все это подготавливается в системе обмена веществ. Но сама по себе эта система несовершенна. Ее зачатки возникли в третью очередь, на др. Луне; ранее, еще на др. Солнце, возникли зачатки нервно-чувственной системы. Все процессы, совершающиеся в системе обмена веществ, имеют склонность привести человека к болезни. И все болезни, кроме тех, что приходят от внешних повреждений, обусловлены тем или иным процессом в обмене веществ "Мы можем спросить каждый отдельный процесс (обмена веществ): чего ты, собственно, хочешь? — И он нам ответит: будь я один, то я бы, как процесс, сделал человека больным. Ни один из процессов в человеческой природе не должен идти до конца, ибо в таком случае он сделал бы человека больным. Человек остается здоровым только тогда, когда процессы обмена веществ останавливаются в нем на определенной ступени". Исцеляющие процессы заложены в человеческой системе циркуляции. Можно сказать, что если пациент родился на др.Луне, то врач — на др.Солнце. Человек совершает в сутки примерно 25 920 дыханий. — Столько лет длится платоновский год. Пульс же бьется в четыре раза быстрее. "Дыхательная ритмика соответствует общению человека с внешним миром. Этот ритм дыхания должен постоянно связываться ритмом циркуляции, чтобы человек оставался, так сказать, на своих двоих. Ритм циркуляции не регулярный — 103 680 ударов пульса в сутки. Этому нет соответствия в космосе. Обмен веществ вырывает человека из всего космоса, делает его чуждым космосу, а ритм дыхания соединяет с космосом. В этом делении и связывании ритма циркуляции с ритмом дыхания вы видите пра-процесс исцеления, который постоянно совершается в человеке. Но в каждом случае, когда необходимо совершить внутреннее исцеление, нужно тонким образом процесс дыхания, проходящий во все тело, использовать так, чтобы он повсюду в человеке связал процесс циркуляции, оттеснил его ко всеобщим отношениям в космосе. ... Этот процесс исцеления, совершающийся в нас, вызывает удовольствие высших Иерархий". В этой связи обратимся к граничной планете нашей Солнечной системы, к Сатурну. "Там в середине стоит то, что таит в себе силы, которые, если мы их представим себе сконцентрированными на Земле, были бы силами, вызывающими болезнь, а вокруг вращаются силы оздоровления, исцеления. И кто обладает чувствительностью к подобным вещам, тот смотрит на кольца Сатурна ... и видит в них кругообразующееся исцеление, здоровье". Таким образом, в Сатурне представлен тот же процесс, который постоянно разыгрывается через нашу систему обмена веществ и организм циркуляции. Но, обращая взор к Сатурну, мы видим также высшие Иерархии, которым доставляет удовольствие оздоровление болезненного. "И это удовольствие является силой в Мироздании. Это удовольствие высших Иерархий пронизывает затем систему наших нервов и органов чувств и образует в них силы духовного развития человека. Это силы, которые некоторым образом расцветают из исцеления, постоянно совершающегося в человеке. Так мы приходим к третьему — к духовному развитию.
1. Обмен веществ — питание. 2. Циркуляция — исцеление. 3. Нервно-чувств.орг. — духовное развитие.
... В человека входит минеральное (как пища) и через жидкость и т.д. превращается в нем вплоть до теплового эфира. ... Этот тепловой эфир обладает огромной склонностью воспринимать в себя то, что как силы излучается, струится из мировых далей. Он, т.обр., вбирает силы Мироздания. И эти силы Мироздания, которые он вобрал, они теперь образуются как духовные силы, проодухотворяющие здесь тепло-эфирную земную субстанцию; а затем отсюда с помощью тепла эфирной земной субстанции впервые в тело проникает то, в чем оно нуждается для образования своего облика. Т.обр., если в старом смысле слова мы назовем тепло огнем, то мы можем сказать: взятое человеком в себя минеральное доходит до огненной природы. Огненная природа склонна воспринимать в себя влияния высших Иерархий; и этот огонь тогда снова струится во все человеческие внутренние органы и образует, снова отвердевая, то, что в человеке субстанционально составляет основу отдельных органов. Ничто из того, что человек принимает в себя, не остается таковым, как оно есть. Ничто не остается земным; все приходящее, в первую очередь из минерального царства, превращается так основательно, что может воспринять в себя духовно-космическое, а с помощью духовно-космического оно снова отвердевает до земного. Возьмите из кости частицу сернокислой извести — она не такая, какую вы встречаете во внешней природе или получаете в лаборатории". Если организм не может довести, например, сахар до состояния теплового эфира, то он оседает в организме в ином состоянии, и возникает диабет. В отношении каждой материи нужно представить себе, сколько ее человек способен превратить в тепловой эфир, сколько он в состоянии поднять неживого. Иначе возникает отложение этой материи. Когда человека окружает чрезмерный внешний холод, холодный ветер, то он может оказаться не в состоянии достаточно быстро мировое тепло превращать в свое собственное, и тогда он может взять внешнее тепло от отдельных мест своей кожи и сделать его своим собственным. В таком случае возникает простуда. "Именно в этом заключается простуда. Простуда — это отравление внешним теплом, которое не взято организмом в свое обладание. Вы видите, все находящееся во внешнем мире — это яд для человека, настоящий яд, пока человек им не овладеет, не сделает его приемлемым для себя своей собственной силой. Только тогда от человека идут силы, идут человеческим образом к высшим Иерархиям, тогда как вовне они были у элементарных существ природы, у элементарных духов. В человеке должно совершиться удивительное превращение, чтобы элементарные духи в его организации могли передать свою работу высшим Иерархиям. И все это касается только минерального, когда минеральное целиком и полностью превращается в тепловой эфир. Обратимся к растительному миру. Растение в действительности содержит для человека множество волшебного, когда он начинает глазами духа рассматривать растительный покров Земли". "Духовная природа желания, я бы сказал, погруженная в благочестие природа желания прорастает в каждом весеннем цветке (фиалка, ландыши, желтый нарцисс)". Затем приходят более поздние цветы. Например, уже осенью появляется зимовник (дикий шафран) — можно ли смотреть на него без легкого чувства стыда? Не предостерегает ли он нас от нечистых чувств, поскольку наши чувства пронизываются различными недостойными вещами? Зимовник со всех сторон как бы шепчет нам: посмотри на мир желаний, о человек, как легко ты можешь стать грешником. Мир растений — это внешнее природное зеркало человеческой совести, если мы умеем правильно на него смотреть. Тогда мы увидим, что цветы тоскуют по миру света в Мироздании, корень же постоянно хочет отвоевать их у Неба и приспособить к Земле. Когда Луна еще была соединена с Землей, то она стремилась растения превратить в один корень, и они прорастали вверх лишь в виде тоненьких волосков. Выход Луны означал для них освобождение, они смогли развивать цветы. "Земля образована из духа. И посмотрим на растение. — Оно несет в своем облике живое воспоминание об эволюции. Оно несет в своем корневом становление земного, становление физически-материального. Посмотрите на корень растения, и он вам скажет, что смог возникнуть только благодаря тому, что из духовного развилось земно-материальное. И едва только Земля освободилась от лунного бремени, растения устремились назад, к далям света. И когда человек употребляет растительное в пищу, то он дает ему возможность продлить то, начало чему оно положило вовне, в природе: вернуться не только в световые, но в духовные дали космоса. Поэтому, как я сказал, растительное мы доводим в себе до воздухообразного, до газообразного, чтобы растение могло следовать своей тоске по световым, духовным далям. ... Когда человек ест растение, то происходит следующее. ... корень, поскольку он живет в земле, освобождается от нее и устремляется вверх; его устремление к духу самое сильное, и он оставляет за собой стремление цветов. ... Растение полностью выворачивается наизнанку. В себе самом оно организовано так, что верхнее является нижним, а нижнее — верхним. Что подвинулось до цветов, оно, так сказать, в материальном стремлении насладилось светом, донесло материю до света. За это оно должно потерпеть наказание и остаться внизу. Корень был рабом земного, но зато он — это вы находите уже в метаморфозе растений у Гете — несет в себе совокупную природу растения. Он устремляется вверх. Да, если человек стал закоренелым грешником, то ему таковым хочется и оставаться. Корень же растения, пока он скован Землей, похож на упитанного банкира, но как только человек его съест, он видоизменяется и устремляется вверх, тогда как то, что принесло материю к свету, — цветы, должно оставаться внизу. Т.обр., в корне растения мы имеем нечто такое, что, будучи съедено, в силу своего собственного существа устремляется в голову человека, тогда как то, что находится ближе к цветам, остается в нижних областях. Оно вступает в общий обмен веществ и не доходит до головной организации. ... У растений, сильно пронизанных астральным, например, употребленный в пищу стручковый плод, остается в нижних областях, не хочет подниматься к голове, поэтому от них бывает глухой сон, а голова после пробуждения — тупая. Пифагорейцы, желая оставаться чистыми мыслителями и не желая привлекать пищеварение в функции головы, отказывались от питания бобовыми. ... И когда мы переходим к животному, то нам должно быть ясно, что животное само обладает пищеварением, само принимает в себя растительное. ... и это опять-таки очень сложный процесс, ибо, принимая в себя растительное, животное не может противопоставить ему человеческий облик. Поэтому животное не может перевернуть растение сверху вниз и снизу вверх. Позвоночник у животного параллелен земной поверхности. Поэтому то, что хочет совершиться при пищеварении животного, приходит в полный беспорядок. Верхнее хочет стать нижним, нижнее — верхним, и все дело застопоривается в самом себе. ... Вследствие этого в животном растению делается запрет: довольно тосковать по мировым далям! — Но запрет не действует, и растение отбрасывается назад, к Земле. Однако благодаря тому, что в животном организме растительное отбрасывается назад, к Земле, в животное тотчас же вместо мировых духов, как это имеет место в человеке, где растение переворачивается, вторгаются элементарные духи. И эти элементарные духи: являются духами страха, носителями страха. Так это открывается духовному наблюдению: животное само вкушает пищу, вкушает с внутренним удовольствием; и в то время, как с одной стороны идет поток питания, с другой — идет поток страха от элементарных духов страха. Постоянно в направлении к пищеварению, через пищеварительный тракт животного идет поток удовольствия от принятия пищи, а навстречу ему идет ужасный поток элементарных духов страха". И когда животное умирает, то в нем оживают существа, полностью состоящие из страха. "Вместе с животным умирает, т.е. оживает, страх. Плотоядные животные вкушают этот страх вместе с пищей. Хищник разрывает свою добычу и получает удовольствие, вкушая плоть. А навстречу этому удовольствию от поедания плоти устремляетcя страх, который травоядное животное выделает из себя в момент смерти. На хищника он устремляется уже при жизни. Такие животные, как львы, тигры, в своем астральном теле пронизаны страхом; после смерти он прогоняет их назад по цепи полученных при жизни удовольствий; так что хищники некоторым образом живут после смерти в своей групповой душевности, но эта жизнь представляет собой кошмарнейшую из всех, какие только проходит человек, Камалоку... Но, естественно, это происходит в ином сознании". Что я здесь говорю, не является агитацией за вегетарианское питание, ибо Антропософия вообще ни за что не агитирует, она имеет дело только с поиском истины. Когда человек вкушает минеральную субстанцию, то она в нем превращается в тепло. Ребенок еще не имеет достаточно сил для преобразования минерала в тепло, поэтому он питается молоком, где он получает нечто в подготовленном виде, что легко превращается в тепловой эфир, быстро изливается в голову и оттуда развивает формообразующие импульсы, ибо вся организация ребенка исходит от головы. Но если эти формообразующие силы действуют в более позднем возрасте, т.е. если затянуть питание грудным молоком, то это уже плохо. "Ибо то, что у младенца идет в голову и через силы головы, действующие до смены зубов, оказывается в состоянии, формообразуя, изливаться во все тело, — этого в дальнейшем в человеке больше не существует. Позже весь остальной организм должен излучать формообразующие силы". Для их развития нужно иное питание; эти силы необходимо побуждать извне. Мы должны тогда прибегнуть к чему-то такому, что подобно молоку, но производится не во внутреннем человека, а вовне. Голова человека замкнута со всех сторон. В этой голове находятся детские импульсы для формирования тела. В остальном теле кости находятся внутри, а формирующие силы — вовне. И вот эти силы должны прийти извне. В природе есть нечто такое, что являет собой голову без черепной коробки, где извне действуют те же силы, которые действуют внутри головы, когда она нуждается в молоке. И это есть улей. Пчелы делают то же самое, что голова делает внутри себя, только у пчел это производится извне. "Внутри улья уже под внешним духовным влиянием происходит то же самое, что и в голове под внутренним духовным влиянием. В улье мы имеем мед, и когда мы едим мед как пожилые люди, то он дает нам для того, что теперь более извне должно поставлять формообразующие силы, ту же силу и власть, какую нам в детстве давало в голове молоко. Будучи ребенком, мы возбуждаем в голове пластические силы, питаясь молоком; нуждаясь в этих силах в позднем возрасте, мы должны есть мед, но вовсе не в больших количествах. ... Вы видите, понимание человека предполагает понимание природы; понимание природы дает основу для понимания человека".230 (II) Перейти к данному разделу энциклопедии
568. "Мы вкушаем растение, растительную субстанцию — она может быть и вареной, но особенно сильно это происходит, когда мы едим сырую грушу или сырое яблоко, клубнику, — мы вытесняем эфирное и воспринимаем в наше собственное эфирное тело силовое образование, лежащее в основе растения. Растение имеет определенную форму, определенный облик. Тот облик, который мы воспринимаем, — он раскрывается ясновидящему сознанию, — иной по сравнению с внешним обликом. Облик растения струится в нас и удивительным образом приспосабливается к человеческому организму. ... Вы едите капусту и в нижнем человеке сначала высветляется вполне определенное образование (см. левый рис.). В обмене веществ, в нижнем человеке, совершается деятельность, являющаяся следствием того, что человек съел капусту. В той мере, в какой эта деятельность выступает в нижнем человеке благодаря съеденной капусте, в верхнем человеке, в головном человеке возникает "негатив" этого, я бы сказал — пустое пространство, соответствующее тому, что возникает внизу, настоящий негатив (см. правый рис., синее и красное). И в этот "негатив" капусты мы воспринимаем внешний мир. Он может передать нам свои впечатления, поскольку мы, в некотором роде, несем в себе пустое пространство — все это, естественно, говорится лишь приблизительно, — и так действуют все растения, средства питания в нас". Ядовитые растения втягивают в себя астр.тело (а не просто овеваются им). Благодаря этому они образуют в нижнем человеке форму, которая нелегко перерабатывается и может даже заявить о себе как самостоятельная форма. Благодаря этому возникает неслыханно интенсивно действующий негатив. У кого астр.тело слабо входит в физ.тело мозга, тот может страдать сумеречным состоянием сознания. Сильные негативы, рождаемые, например, беленой (или беладонной), могут прояснить ему мышление. Эфирное тело тогда пронизывается крепким остовом (доза, конечно, должна быть умеренной). Этот остов рождает негатив в голове, и на этой смене негатива и позитива основано лечение беладонной.222 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
589. "Имеются люди, которые в силу своей душевной и духовной конституции легко теряют себя в благочестивой форме самоотречения. Это есть нечто хорошее, что приводит их к высочайшему блаженству познания. Но тут необходим противополюс, и такие люди должны есть много сахара, чтобы твердо стоять на земле... Зато другие повсюду проявляют свою самость. Они составляют противополюс преданным натурам. Им можно бы было посоветовать воздержание от наслаждения сахаром". 98 (14) Перейти к данному разделу энциклопедии
Что является пищей человека?
573. "Что растет на Земле под Солнцем, чем питается корова — все это самое подлинное питание". 97 (17) Перейти к данному разделу энциклопедии
574. "Животная пища пробуждает такую жизнь воли, которая протекает более бессознательно в аффектах и страстях". "Молоко — это нечто специфически-земное. И если бы мы захотели дать объединяющее понятие о молоке, то должны были бы сказать: жизне-существа каждой планетной системы имеют свое собственное молоко". "В растениях вокруг нас выступает то, что можно найти (по внутренней сущности, нематериально) и на других планетах нашей системы". "Животный мир Земли коренным образом отличается от всего, что в этом роде может быть найдено на других планетах". "Все, что предлагается человеческому организму в молочной пище, готовит его к тому, чтобы быть человеческим существом Земли, приводит его в соответствие с условиями Земли, но не приковывает всецело к Земле...не препятствует ему быть гражданином всей Солнечной системы". "В какой мере человек подвергает свой организм действию мясной пищи, в той мере он лишает себя сил, необходимых для освобождения от Земли", отказывается от Неба и как бы желает раствориться в условиях земной жизни. "Решение питаться молочной пищей означает: я хочу жить на Земле, хочу иметь возможность исполнить свою миссию на Земле, но не хочу существовать только для Земли". "Что совершает человек в своем организме, перерабатывая растительную пищу, пробуждает в нем силы, которые распространяются по всей Солнечной системе, поэтому в своей физической оболочке он тогда становится участником в действии сил всей Солнечной системы и, т.обр., не отрывается от них, не вырывает себя из них. ... Легкость организма, которую человек приобретает, питаясь растительной пищей, возвышает его над тяжестью Земли; она пробуждает в человеческом организме некую внутреннюю способность переживания, которая постепенно переходит в известное вкусовое ощущение, благодаря которому человек действительно чувствует, что вместе с растением он вкушает как бы сам солнечный свет, производящий в растении значительную работу". "Чтобы мы не стали чрезмерно стремящимися к душевному развитию одиночками, чтобы мы не стали чуждыми другим человеческим чувствам, человеческой деятельности на Земле, будет хорошо, если мы примем в себя некоторую тяжесть через молочную пищу, будем потреблять молочные продукты вообще. Это может сделаться даже систематической задачей человека (оккультиста) ... не быть строгим вегетарианцем, но употреблять также молоко и молочные продукты".145 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
Воздействие отдельных продуктов на человека
578. "Человек в основном употребляет в пищу только четыре продукта; в процессе пищеварения они превращаются в нечто иное: крахмал — в сахар; белок — в жидкий белок; жир — в глицерин, кислоты; соли — в соли". 347 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
579. Действие элементов растения, как средств питания, на органы человека: корни — мозг, листья — легкие, цветы — почки, семена — сердце, плоды — кровеносная система.134 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
583. "Надо всегда помнить, что человек должен развивать в себе большие силы, чтобы противостоять иным силам, наступающим на него. И силы, заложенные в минеральных веществах, которые должны быть ассимилированы и переработаны, несравненно больше, чем содержащиеся в растительных веществах".312(10) Перейти к данному разделу энциклопедии
584. "Наиважнейшими в человеческой голове являются соль и фосфор". Фосфор образуется из легчайших частей пищи, идущей к голове. Соль: мышление Голова Фосфор: воля "Когда в нас скапливается слишком много фосфора, т.е. когда мы едим слишком горячую пищу, то мы превращаемся в ужасного "картонного плясуна", который во все вмешивается, который всегда чего-то хочет". Если же избыток фосфора возникает из всей конституции человека, то он не просто дергается в своей воле, но беснуется, сходит с ума. Чтобы волить, нужно совсем немного фосфора".347 (6) "Процесс растворения соли составляет потребность действующего в физическом астр. тела. Человек выгоняет астральное из физического, когда вводит в организм соль в истонченном состоянии. ...Фосфор загоняет астр. тело в физическое".Д.20, с.18 Перейти к данному разделу энциклопедии
596. "Молоко возникает в человеке женского пола в связи с верхними конечностями, с руками. Порождающие молоко органы являются как бы тем, что продолжается от конечностей вовнутрь. Молоко в животном и человеческом царстве является единственной субстанцией, которая имеет внутреннее родство с существом конечностей, которая поэтому содержит в себе силу существа конечностей. И когда мы ребенку даем молоко, то оно, как единственная субстанция, по крайней мере в главном, действует пробуждающе на спящий дух. Это, дорогие друзья, Дух, пребыващий во всей материи, проявляющий себя там, где он должен проявляться, молоко несет в себе этот дух, имеющий задачу пробуждать спящий детский дух. Это не образ, а глубоко обоснованный естественнонаучный факт, что пребывающий в природе Гений, дающий таинственным образом из подоснов природы возник путь субстанции молока, является пробудителем спящего в ребенке человеческого духа".293 (11) Перейти к данному разделу энциклопедии
|