Главная
Предметный указатель
АУРА - см. также ЧЕЛОВЕК, - сверхч. обл. |
134.. . Рупа. "Эта, более материальная форма, называется... эфиром. В эфирной Земле все содержится только в виде мыслей. ...Эфир затем сгущается далее в астральный свет ...третья глоба — это астральная Земля. Этот астральный свет состоит из той же субстанции, которой позже начинает сиять аурическое яйцо человеческой формы ... Затем следует физическая Земля, при этом вычленяются отдельные аурические яйца для людей. Их вычленение подобно тому, как если бы в сосуде, полном воды, с одной стороны образовывался лед, а с другой — вода свертывалась бы в капли". 93-а (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
562. «Плохие мысли, излучаемые человеком, втягивают в его ауру плохих существ, поскольку они находят там пищу. Тогда эти существа воплощаются в ауру человека».98 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
Другие духовные (элементарные, промежуточные) существа
576. «Имеются существа, состоящие только из тела и души. Они не видимы для физического взгляда. Их часто называют «элементарными духами». Но это совсем неподходящее для них название, т.к. они являются именно существами, совсем не обладающими духом. Было бы лучше называть их существами без духа, чем элементарными духами. О них также говорят как о «духах природы».102 (10)
Перейти к данному разделу энциклопедии
460. "Мы оставляем после себя, подобно хвосту кометы, проходящую через всю жизнь утонченную духовную ауру, которая в жизни фантомообразно составлена из нашего морального и интеллектуального достояния и излучается в мир... Раньше это фантомообразное существо, которое излучал человек, было более летучим. Но оно стало плотнее, приобрело более четкий образ после Мистерии Голгофы. И человек примешивает как основной характер к этому фантомообразному существу то, что убивает в себе, например луч света, проникший в глаз и умерщвленный (дабы возникло чувство зрения). ...В некотором роде это мертворожденный духовный ребенок, это земно-духовное существо, которое излучает человек, т.к. он передает ему свою смерть". И если бы Христос не пришел, то "...эти плотные образования могли бы перейти с Земли на Юпитер. Человек обрек бы Землю на смерть. Мертвая Земля родила бы мертвый Юпитер"! "В то, что отделяется от нас как объективный грех, как объективная вина, что мы не несем далее в своей карме, туда проникает живой Логос, Христос, и оживляет это. И когда Он это оживляет, то живая Земля развивается в живой Юпитер. Таковы последствия Мистерии Голгофы".155 (9) Перейти к данному разделу энциклопедии
5. Я
199. "Путем самосознания человек определяет себя как самостоятельное, от всего другого отдельное существо, как "я". В "я" человек собирает воедино все то, что он переживает как телесное и душевное существо. Тело и душа суть носители "я"; оно действует в них. Как физ.тело имеет свой центр в мозгу, так душа имеет свой центр в Я. К ощущениям человек побуждается извне; чувства проявляются в виде воздействий внешнего мира; воля касается внешнего мира, т.к. она осуществляется во внешних действиях. Я, как истинная сущность человека, остается совершенно невидимым. Поэтому Жан-Поль очень удачно называет осознание своего Я событием, совершающимся лишь в сокровенном святая святых человека". Со своим Я человек пребывает наедине с собой.— И это Я и есть сам человек, что дает ему право смотреть на Я как на свою истинную сущность. Он может называть свое тело и свою душу "оболочками", внутри которых он живет; и он может называть их телесными условиями, через которые он действует". По мере своего развития он научается все более и более пользоваться этими орудиями как слугами своего Я. ... Имя Я никогда не может проникнуть к моему уху извне, если оно означает меня самого. Только изнутри, только через саму себя может душа определить себя как Я. Значит, когда человек говорит себе Я, в нем начинает говорить нечто такое, что не имеет ничего общего ни с одним из миров, из которых взяты вышеупомянутые "оболочки". Я становится все более и более властелином души и тела. — И это тоже находит выражение в ауре. Чем больше Я становится властелином тела и души, тем расчлененнее, разнообразнее, богаче красками аура. Это влияние Я на ауру может воспринимать "видящий". Само Я невидимо также и ему; оно поистине заключено в "сокровенном святая святых человека". — Но Я вбирает в себя лучи света, вспыхивающие в человеке как вечный свет. Как человек соединяет в Я переживания тела и души, так же дает он влиться в Я и мыслям истины и добра. Чувственные явления раскрываются для Я с одной стороны, дух — с другой. Тело и душа отдаются Я, чтобы служить ему; Я, в свою очередь, отдается духу для того, чтобы он наполнил его. Я живет в теле и душе; дух же живет в Я. И то, что есть в Я от духа, то вечно, потому что Я получает суть и значение от того, с чем оно связано. Поскольку оно живет в физ.теле, оно подчинено минеральным законам; благодаря эф.телу — законам воспроизведения и роста; благодаря душе ощущающей и душе рассудочной — законам мира душевного; поскольку оно воспринимает в себя духовное, оно подчинено законам духа. Что образуется путем минеральных законов и законов жизни, то возникает и погибает; дух же не имеет ничего общего с возникновением и прехождением". 9 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
200. Я образует в ауре овал. "Кто способен видеть этот овал отдельно, сам по себе, тому он представляется черным". Но обычно его видят в ауре души рассудочной и сознательной; и тогда он виден голубым. "Как маленький голубой овал является Я у совершенно неразвитого человека. По мере идущего вперед развития человека оно становится все больше и больше; у среднего человека современности оно имеет примерно такую же величину, как и остальная аура. Внутри этого овала вспыхивает особое излучение. ... Оно есть выражение того, что человек сделал из себя сам". 34 с.133 Перейти к данному разделу энциклопедии
Аура
252. "Для "видящего" телесный человек есть лишь одна часть всего человека. Тело, как самое грубое образование, находится среди других образований, которые взаимно пронизывают его и друг друга. Как жизне-формой физ.тело наполняется телом эфирным; со всех сторон, выступая за его пределы, видно тело душевное (астральный облик). И опять-таки, выступая над ним, видна душа ощущающая, затем душа рассудочная, — которая становится тем больше, чем более она воспринимает в себя истину и добро. Ибо истина и добро способствуют расширению души рассудочной. Рассудочная душа человека, живущего исключительно своими склонностями, своими удовольствиями и неудовольствиями, вполне совпала бы с границами его души ощущающей. Эти образования, среди которых человеческое тело является как бы в облаке, можно назвать человеческой аурой ". "Воспринимаемые "духовным взором", сияющие вокруг физического человека и обволакивающие его наподобие облака (как бы в форме яйца) красочные явления есть человеческая аура. Величина этой ауры различна у различных людей. Но все же — в среднем — можно представить, что весь человек вдвое длиннее и в четыре раза шире, чем физический человек". 9 (6, 13) Перейти к данному разделу энциклопедии
252a. "Человек живет в своей "яичной скорлупе" — в ауре. Элоимы дали нам ауру, благодаря грехопадению она превратилась в некую оболочку вокруг нас, и мы пребываем в ней подобно цыпленку в яйце. Небо и звезды — наша граница, и мы должны их "проклюнуть" своей душевной силой ... и поскольку все люди окружены, собственно, одной и той же "скорлупой", могла возникнуть астрономия…". "Скорлупа" — это и есть E.D.N. Мы можем пробить ее и выйти в духовный мир — в J.C.M. Пробуждение с помощью Христа есть P.S.S.R.266-3, с.186 Перейти к данному разделу энциклопедии
253. "Возьмем сначала душевные переживания с сильно выраженными аффектами. Их можно разделить на два рода, на такие, к которым душа влечется преимущественно животной природой, и на такие, которые принимают более утонченную форму, так сказать, находятся под влиянием размышления. При переживаниях первого рода ауру в определенных местах пронизывают преимущественно коричневые и красновато-желтые цветовые потоки всех оттенков. При переживаниях с более утонченными аффектами в тех же мостах ауры проступают оттенки более светлого красно-желтого и зеленого цветов. Можно заметить, что по мере увеличения интеллигентности все чаще появляются зеленые цвета. Люди очень умные, но занятые всецело удовлетворением своих животных побуждений, обнаруживают много зеленого цвета в своей ауре. Но их зеленый цвет будет всегда в большей или меньшей степени иметь налет коричневого или коричнево-красного цвета. У неинтеллигентных людей большая часть их ауры пронизана коричнево-красными или даже темно-кроваво-красными потоками. Существенно иной, чем при таких состояниях аффекта, является аура при спокойном, взвешивающем, вдумчивом душевном строе. Коричневатые и красноватые тона отступают, и наружу выступают различные оттенки зеленого. При напряженном мышлении аура имеет успокоительно действующий зеленый основной тон. Так выглядят преимущественно те натуры, о которых можно сказать: они умеют найтись при всяком напряженном положении жизни. При самоотверженных душевных настроениях выступают синие красочные тона. Чем больше жертвует человек своим Я для служения какому-нибудь делу, тем определеннее становятся синие оттенки. Здесь тоже встречаются два совсем различных рода людей. Есть натуры, которые не привыкли развертывать силу своего мышления, пассивные души, которые как бы не имеют ничего, что они могли бы бросить в поток мировых событий, кроме своего "доброго чувства". Их аура сияет прекрасным синим цветом. Такова же она и у многих самоотверженных религиозных натур. Подобную же ауру имеют сострадательные души и те, кто охотно проводят жизнь в благотворительности. Если же эти люди сверх того еще и интеллигентны, тогда синие и зеленые потоки у них чередуются или же синее само принимает зеленоватый оттенок. Отличительное свойство активных душ, в противоположность пассивным, состоит в том, что их синева изнутри наружу пропитана светлыми тонами. В высокой степени это наблюдается у личностей, которых называют "мудрыми", которые исполнены плодотворных идей. Вообще все, что указывает на духовную активность, имеет скорее вид лучей, распространяющихся изнутри, тогда как все, что берет начало из животный жизни, имеет форму неправильных облаков, которые проходят сквозь ауру. Сообразно тому, служат ли представления, исходящие из активности души, своим собственным животным порывам или идеальным положительным интересам, — соответствующие аурические образования являют различные краски. Изобретательная голова, все свои мысли употребляющая на удовлетворение своих чувственных страстей, являет темно-иссиня-красные оттенки; напротив, та, что бескорыстно отдает свои мысли положительным интересам, дает светло-красно-синие цвета. Жизнь в духе, сопутствуемая благородной самоотверженностью и способностью самопожертвования, выражается в розово-красных или светло-фиолетовых цветах. ... Внезапный взрыв сильного гнева порождает красные волны; оскорбленное чувство чести, проявляющееся во внезапном возмущении, можно воспринять в виде темно-зеленых облаков. — Но цветовые явления ... проявляются также в виде определенно очерченных, правильно сформированных фигур. Например, приступ страха виден в ауре человека как волнистые полосы синего цвета с красновато-синим отсветом, идущие сверху донизу. У лица, в котором заметно напряженное ожидание какого-нибудь события, можно видеть в ауре беспрестанно идущие в виде радиусов изнутри наружу красно-синие полосы. ... В ауре людей, которые сильно волнуются от каждого внешнего впечатления, постоянно вспыхивают красновато-синие точки и пятнышки. У людей, не обладающих живостью чувства, эти пятнышки имеют оранжево-желтую или же красно-желтую окраску. Так называемая рассеянность людей выявляется в синеватых, переходящих в зеленое пятнах более или менее изменчивой формы. Для более высоко развитого "духовного видения" в этой, окружающей и обволакивающей человека "ауре" различимы три рода красочных явлений. Сначала здесь видны такие цвета, которые более или менее носят характер непроницаемости и тусклости. Однако, если мы станем сравнивать эти краски с теми, которые видит наш физический глаз, то они покажутся скользящими и прозрачными. Внутри же самого сверхчувственного мира они образуют сравнительно непроницаемое пространство; они заполняют его как бы туманными образованиями. — Второй род цветов — это те, которые как бы всецело являются светом. Они просветляют пространство, которое заполняют. Благодаря им это пространство само становится световым пространством. — От этих двух родов цветовых явлений совершенно отличен третий. Он имеет сияющий, сверкающий, искрящийся характер. Его цвета не просто пронизывают сиянием пространство, которое они заполняют, они заливают его лучами и сиянием. В этих цветах есть нечто деятельное, в самом себе подвижное. Если другие цвета имеют в самих себе нечто спокойное, лишенное блеска, то эти, напротив, как бы постоянно родятся вновь из самих себя. — Первые два рода цветов как бы заполняют пространство тонкой жидкостью, которая спокойно в нем пребывает; третий заполняет его постоянно воспламеняющейся жизнью, неустанным движением. Указанные три рода цветовых явлений не обязательно расположены в человеческой ауре один возле другого; они не находятся в отдельных друг от друга частях пространства, но пронизывают друг друга самыми различными способами. В одном месте ауры можно видеть все три рода красок перемешивающихся друг с другом, как возможно одновременно видеть и слышать какое-нибудь физическое тело, например, колокол. Оттого аура становится необычайно сложным явлением. Ибо, собственно говоря, приходится иметь дело с тремя находящимися одна в другой проникающими одна другую аурами. Но в этом можно разобраться, если попеременно устремлять свое внимание на одну из них. При этом в сверхчувственном мире делают нечто подобное приему, употребляемому в чувственном мире, когда закрывают глаза, чтобы вполне отдаться впечатлению музыкального произведения. "Видящий" имеет, соответственно, троякие органы для трех родов цветов. И для того, чтобы наблюдать без помех, он может открывать для впечатлений один или другой род органов и закрывать остальные. — У "видящего" вообще может быть сперва развит лишь один род органов для восприятия цветов первого рода. Тогда он может увидеть лишь одну ауру; две другие остаются для него невидимыми. ... Более высокая ступень "дара видения" состоит в том, что человек может наблюдать все три ауры и в целях изучения направлять свое внимание попеременно на одну или другую. Троякая аура есть видимое сверхчувственно выражение существа человека. В ней находят свое отражение три члена: тело, душа и дух. Первая аура является зеркальным отражением влияния, которое оказывает на душу человека тело; вторая выражает собой собственную жизнь души, поднявшейся над тем, что непосредственно раздражает чувство, но еще не посвятившей себя служению вечному; третья отражает в себе то господство, которое вечный дух приобрел над преходящим человеком. Когда — как здесь — даются описания ауры, то нужно отметить, что эти вещи трудны не только для наблюдения, но и для описания. Поэтому никто не должен в этих описаниях видеть что-либо иное, кроме побуждения. Т.обр., особенность душевной жизни выражается для "видящего" в свойстве ауры. Если ему встречается душевная жизнь, которая всецело предана преходящим чувственным порывам, вожделениям и мгновенным внешним возбуждениям, тогда он видит первую ауру в самых кричащих красных тонах; напротив, вторая лишь слабо образована, в ней видны лишь скудные красочные образования; а третья едва намечена. Лишь то там, то здесь появляется сверкающая цветовая искорка, указывающая, что и при таком душевном настроении в человеке живет вечное как задаток, но что оно оттесняется вышеуказанным влиянием чувственного. — Чем больше человек отстраняет от себя свою преданную порывам натуру, тем менее навязчивой становится первая часть ауры. Вторая часть ауры все более и более увеличивается и все совершеннее наполняет своей сияющей силой цветовое тело, внутри которого обитает физический человек. А по мере того, как человек становится все больше "служителем вечного", проявляется дивная третья аура, свидетельствующая о том, в какой мере человек является гражданином духовного мира. Ибо Божественное Я излучается через эту часть человеческой ауры в земной мир. Поскольку люди являют эту ауру, постольку они — светочи, посредством которых Божество освещает этот мир. Этой частью ауры они показывают, насколько они научились жить не для себя, но для вечной истины, благородной красоты и добра, насколько победой над своим ограниченным "я" они достигли возможности принести себя в жертву на алтарь великой мировой деятельности. Так отражается в ауре то, что сделал из себя человек в течение своих воплощений".9 (13) Перейти к данному разделу энциклопедии
993. Во время сна лишь верхние части Я и астр. тела уходят. Нижние их части (в туловище), напротив, еще глубже связываются с физ. и эф. телами, становятся плотнее и компактнее. Нижние я-аура и астр. аура регенерируют человеческие силы под влиянием звездных сил, в связь с которыми во время сна встает верхняя часть ауры.141(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
1179. "В нижних частях ауры даже у маленьких детей видны темные облака. ... Это унаследованная карма ... грехи отцов. До седьмого поколения наследуются грехи отцов. Человек может иметь свойства, обусловленные предком в седьмом колене. После семи поколений наследование растворяется. Считается, что за столетие сменяется три поколения. В таком случае современные люди проявляют хорошие и плохие свойства, которыми обладали их предки в ХVII в.".93-а(10) Перейти к данному разделу энциклопедии
1440. "Для духовного наблюдения совесть есть сумма существ, которые окружают человека, духовно-астральная реальность вокруг него".113 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
1478. "У подверженного ужасному аффекту вы можете видеть в астр. теле такие лучи:. Человек, сдерживающий в себе злобу, имеет в себе фигуры, подобные змеям:".96 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
1511. "Четыре темперамента, отпечатлеваясь в эф. теле, образуют четыре их рода, а в астр. теле распознаются по основной его окраске".97 (23) Перейти к данному разделу энциклопедии
1558. "В сердце сплетаются два элемента. Один элемент идет из макрокосмоса, он соединяется с я-аурой, идущей снизу и накапливающейся, задерживающейся в области сердца. И как астральная аура задерживается мозгом, так я-аура задерживается сердцем и там соприкасается с внешним элементом я-ауры. Поэтому я-сознание человека, согласно фактам, не возникает в голове".129 (9) Перейти к данному разделу энциклопедии
1750. "Познание ближайшего окружения есть первый шаг в самопознании, познание семьи, расы — второй". У того, кто в своих чувственных и волевых импульсах попытался освободиться от всего, во что он поставлен в народе, расе, семье и т.д., у такого человека аура становится широкой, подвижной, в ней видны вибрации, тогда как ранее она была мертвой, неподвижной.108 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
Духовно-душевное существо человека
1910. Можно сделать набросок человека, увиденного справа, в профиль, в отношении его духовно-душевного существа. Это духовно-душевное человека находится в значительно большей взаимосвязи со своим окружением, чем физически-чувственное, о котором действительно можно сказать, что оно заключено в кожный покров. "Все, что приходит из Универсума, т.е. из бесконечности пространства, духовно-душевным образом, можно нарисовать вот так (см.рис). Так можно было бы зарисовать все пространство (синее), но я изображу только непосредственное окружение человека. Представьте себе это в душевно-духовной образности, во что включен человек". Представьте себе волнующееся синее море, а в нем человека, плавающего или парящего. "Мы можем также, переходя от универсального окружающего мира к человеку, человеческое духовно-душевное представить себе как бы парящим в этом красном. Тогда здесь мы имели бы одну часть духовно-душевного; тогда, если набросок сделать соответствующим действительности, верхнюю часть нужно изобразить переходящей в фиолетовое, в лиловое, в красное. Это можно сделать правильно, лишь если здесь вверху красное оттенить фиолетовым. Этим я дал вам, можно сказать, один полюс духовно-душевного человека. Второй полюс мы получим тогда, когда здесь, где универсальное духовно-душевное, паря-плавая, находится напротив человеческого физического лица, вчленим нечто следующим образом: желтое, зеленое, оранжевое; зеленое еще переходит в синее. Такой вы имеете, я бы сказал, нормальную ауру человека, увиденного справа в профиль. Я подчеркиваю: нормальную ауру, увиденную с правой стороны. ... Изучая представленное здесь правильно, видишь, как человек оказывается ограниченным с двух сторон существом. Эти две стороны, ограничивающие человека, они в жизни всегда заметны; однако видят их неправильно, по меньшей мере неправильно понимают". Дюбуа Раймон в 70-х годах говорил в Лейпциге: в те области, где материя грезится, человеческое познание абсолютно не проникает. Наука говорит об атоме, но когда она хочет его описать, то он оказываяется неприступным. То же самое относится и к материи. Есть понятия, к которым человеку не подойти. "Что такие понятия возникают, основывается попросту на том, что то внутреннее духовно-душевное, светящееся в человеке, простирается здесь вовне в темноту. Что здесь может быть констатировано как граница познания, человек может правильно видеть аурически. Здесь проходит граница человека. Существо, которым является он сам, представлено здесь так, что аурическое я должен изобразить переходящим из светло-зеленого в сине-фиолетовое. Но когда оно переходит в сине-фиолетовое, то это уже больше не человек, здесь находится универсальное окружение. Здесь человек своим существом, внутренней силой своего созерцания мира достигает границы, здесь он достигает некоего рода ничто, и здесь он вынужден устанавливать такие понятия, как материя, атом, субстанция, сила, которые не имеют никакого содержания. Это заложено в человеческой организации. Это заложено в связи человека со всей Вселенной. Здесь происходит соединение человека со Вселенной. Обозначая эту границу в духовно-научном смысле, можно сказать: эта граница позволяет человеку, в отношении его души, соприкоснуться с Универсумом. Здесь можно направление к Универсуму обозначить одной петлей лемнискаты, а то, что относится к человеку — другой; только исходящее из человека уходит в Универсум, в бесконечное. Поэтому одну петлю лемнискаты можно оставить открытой и изобразить ее по-другому. ... Что я нарисовал здесь как открытую лемнискату, есть не просто вымысел, а нечто такое, что вы можете видеть как идущую в одном и другом направлении молнию, идущую нежно и очень медленно, являющуюся выражением отношения человека к Универсуму. Течения Универсума постоянно приближаются к человеку; он притягивает их, они делают петлю вблизи него и снова уходят прочь. ... Поэтому человек, как вы можете себе представить, окружен неким родом волнистой ауры... Но то, что вы ощущаете как находящееся в вашем сознании, вы найдете здесь представленным синевато-зеленовато-желтоватым, переходящим вовнутрь в оранжевое. Но здесь это встречает преграду; внутри человеческого душевного это желтовато-оранжевое наталкивается на то, что из синего моря всплывает как духовно-душевное нижнего человека, низшего человека. Что я здесь изобразил красным, переходящим в оранжевое, — принадлежит подсознательной части человека, соответствует тем физическим процессам, которые главным образом разыгрываются как деятельность пищеварения и т.п, в чем сознание не принимает никакого участия. Связанное с сознанием следует охарактеризовать аурически в светлых частях, представленных мною здесь. Как здесь человеческое духовно-душевное сталкивается с духовно-душевным окружающего мира, так, идя вовнутрь, человеческое душевное сталкивается с его подсознанием, собственно, также принадлежащим Универсуму. Эти столкновения я должен нарисовать в таких течениях, что одни из них уходят в бесконечность, а другие сталкиваются во внутреннем человека. Также и здесь я должен рисовать петли, но уходящие вовнутрь. Будьте внимательны: я рисую лемнискату, а потом нижнюю петлю поворачиваю вверх. ... Так образно обозначаю я закруживание, затор, возникающий в человеке... соответствующий внутренней волне человека. Если вы хотите последовать за внутренней волной, то ее главное направление — но именно только главное — пройдет вдоль линии столкновения, которая вам известна, хотя и под неправильным названием, как т.наз. чувствительные и моторные нервы человека. Это я говорю между прочим, поскольку сегодня я хочу обсудить главным образом духовно-душевное. Так выясняется нам большая противоположность, имеющая место в отношении человека к духовно-душевному окружающему миру и к самому себе, к той части его самого, которую он берет из духовно-душевного окружающего мира как свое подсознательное и что я изобразил здесь в виде красноватой волны во всеобщем синем море духовно-душевного Универсума. Мы говорили, что этим волнам здесь (справа; см.большой рис.) соответствует некоего рода предел, на который человек наталкивается, когда желает познавать внешний мир. Но также и здесь (слева) существует предел; внутри самого человека имеется предел. Не будь этого предела, вы всегда смотрели бы в свое внутреннее. Каждый человек смог бы смотреть внутрь себя. Если бы не было этого предела (справа), человек смотрел бы во внешний мир, а если бы этого (слева) — то во внутренний. Но человеку, каким он является в современном цикле развития, это не доставило бы радости, ибо то, что он видел бы в своем внутреннем, предстало бы ему в виде в высшей степени несовершенного, хаотического, клокочущего волнения внутри его собственной природы, что не доставило бы ему никакой радости; однако это-то фантастическая мистика и полагает увидеть в своих устремлениях. ... Человек не может взирать в свое внутреннее. Что образуется в этой области (слева), создает затор и отражается, по меньшей мере может отразиться в самом себе; и явление этого обратного отражения представляет собой воспоминание, память. Всякий раз, когда мысль или впечатление, полученное вами, вновь возвращается в воспоминание, то это происходит благодаря тому, что затор начинает функционировать. Не будь этой заторной волны, всякое впечатление, полученное вами извне, всякая мысль проходила бы сквозь вас и уходила бы в духовно-душевный Универсум. ... В вас существует накий род таблички, нарисованной здесь в профиль. ... Бодрствуя, вы соединены с внешним миром, и в ином случае все проходило бы сквозь вас в этом состоянии. Вы не знали бы о впечатлениях, вы получали бы впечатления, но удержаться на них не могли бы". Ложная мистика стремится заглянуть за этот затор, и поскольку в обычном сознании сделать это ей не удается, то она старается его разрушить, чтобы не отражалась волна памяти. "Вообще вся наша жизнь должна отражаться как воспоминание. И в существенном то, что мы называем жизнью нашего Я, является отражением нашего воспоминания. Вы видите, таким образом, что в своей сознательной жизни мы живем между этой волной здесь (справа) и этой волной (слева). И мы были бы шлангом, сквозь который уходило бы все, если бы не было этой заторной волны, лежащей в основе воспоминания. ... Были бы мы так организованы, что не имели бы нужды образовывать себе эти в некотором роде ненаполненные понятия, эти темные понятия, то мы были бы людьми, лишенными любви, безлюбовными существами; мы были бы каменными натурами, сухими натурами. Ничего в мире мы не имели бы охотно; мы все были бы мефистофельскими натурами. А поскольку мы так организованы, что не можем с нашим абстрактным понятием, с нашей способностью постижения подойти к нашему духовно-душевному окружению, то это обусловливает в нас способность к любви. Ибо к тому, что мы должны любить, мы не должны подходить так, что мы его анализируем в обычном смысле слова, что мы его расчленяем и обращаемся с ним так, как химик в лаборатории обращается с химическими веществами. Когда человек химически анализирует или синтезирует, он не любит. Способности воспоминания и любви соответствуют две границы человеческой природы". За зоной воспоминания лежит подсознательное внутреннее человека; за зоной, дающей способность любви, лежит духовно-душевное Универсума, т.е. тоже бессознательное. "Для земной жизни это духовное (в середине) является весьма тонко сотканным. Все здесь представляет собой, я бы сказал, тонко сотканный свет (желтое). Если показать, где этот тонко сотканный свет находится у человека, то его следовало бы отнести к человеческой голове. Таким образом, то, что я описал здесь как желтое, желто-зеленоватое, желто-оранжевое, с другой стороны является тонко сотканным — если я могу так выразиться — духовным светом. Он не имеет никакого родства с земной материей, он менее всего родственен ей, а потому не может с ней хорошо соединиться, остается большей частью не связанным с ней; этой части дается такая материя, которая происходит из предыдущей инкарнации человека. ...формообразующие силы человеческой головы в существенном выносятся из предыдущей инкарнации, и тонко сотканное духовно-душевное находится здесь в субтильной связи с телесностью, сохраненной, собственно говоря, из предыдущей инкарнации. Ваша физиономия обусловлена вашими отправлениями и свойствами в прошлой инкарнации. И кто хорошо интерпретирует человека, тот смотрит именно сквозь его голову, не сквозь то, что происходит от люциферического внутреннего, но более сквозь приспособление к Универсуму". В физиономии нужно видеть душевное, это как бы негатив лица. Сделайте с лица отпечаток, и он выдаст вам ужасно много относительно прежней инкарнации. А лежащее внизу, за порогом воспоминания, подготовляет физиономию будущей инкарнации. Весь остальной человек — это, по сути, также голова, но остановившаяся на более ранней ступени. Развивайся остальное тело дальше, оно бы также стало головой, а настоящая голова — она пришла из прошлой инкарнации. И если вы возьмете то духовное, что в вашем теле идет к голове, и лишите его тела, то вы получите люциферический облик, изображенный на нашей деревянной скульптуре. А то духовно-душевное, что стоит за настоящей головой и в человеке получает свою границу (справа), которую оно не может переступить (ибо в том случае голова совсем окостенела бы), — это выражено в ариманическом облике в той скульптурной группе. "Если вы, таким образом, находящееся над границей воспоминания представите себе излившимся во внутреннее человека, то вы получите все люциферическое. А если все то, что находится по ту сторону этой заторной волны (справа), вы представите себе излившимся в человеческую фигуру, то получите ариманическую форму. Человек же находится в середине, между тем и другим. Все изложенное мною вам имеет большое значение не только для понимания духовных процессов в развитии человечества. Человеку без этих вещей не понять, как Христианство и Импульс Христа вошли в развитие человечества. Он также не поймет, какую функцию исполняет католическая церковь, какую функцию исполняет иезуитизм и т.п. течения, Восток и Запад, если не рассмотрит их в связи с этими вещами". Если мы уйдем назад, за VIII столетие до Р. Х., то там "...лежащее за пределами указанных двух границ еще как-то проникало в сознание, и на этом основывалось существовавшее тогда атавистическое ясновидение. Определенные импульсы тогда проникали из Универсума и проявлялись как атавистические созерцания. Непрозрачными эти границы стали — я имею в виду интеллектуально непроницаемыми — с VIII дохристианского столетия, и в дальнейшем они делались все более и более плотными. ... А теперь люди особенно настаивают на этом, утверждая, что вообще ни один человек не может проникнуть в "вещь в себе", или как там ее еще называют, — в то, что лежит по ту сторону этой границы (справа)". С другой стороны, с ХVI столетия все более проявляется тенденция к тому, что зона слева делается прозрачной (напр., см. Вайнингера). "Сегодня необходимо делать фактическое различие между просто научным, газетным пониманием мира, которое, конечно, удобно и особенно излюбленно, и истинным пониманием. Истинное понимание мира способно уяснить себе противоположности типа тех, что были здесь изложены: восточный подход от того, что лежит здесь вовне справа, подход американских народов, от того, что лежит внутри (слева). И то, что здесь подступает, не является просто дурным, но может быть в определенном смысле грандиозным ариманическим откровением. Ибо, в основном, это является ариманическим откровением — статья Вудро Вильсона о развитии американского народа (см., с другой стороны, речь Тагора о духе Японии при вручении ему Нобелевской премии). Посвященные Востока и посвященные американского народа знают, как сделать нужное из подобных вещей. С обеих сторон хотят развитие человечества увести на определенные пути". С востока хотят, чтобы уже в середине 6-ой послеатлантической культуры люди отказались от воплощений. И этого можно достичь, исключив определенные ингредиенты культуры. Но не только посвященные, всякий образованный житель Востока инстинктивно отклоняет европеизм, его технику, ариманических демонов, которые пришли с машинами в человеческую культуру. "Ибо эта ариманическая демонология дает человеку определенную тяжесть и делает невозможным то, что хотят восточные посвященные: чтобы с середины 6-ой культуры род человеческий прекратил свое физическое существование на Земле". Американская сторона стремится образовать внутреннюю связь человеческой души с той телесностью, которая в 6-ой культуре станет грубой, что вызовет сильное погружение в телесность. Так хотят идти навстречу тому, что проступает слева; для этого души должны как можно скорее возвращаться на Землю. "Иезуитизм и американизм — это две чрезвычайно родственные вещи. Ибо, когда началась 5-ая послеатлантическая культура, дело заключалось в нахождении импульса, с помощью которого можно было бы создать положение, в наибольшей мере уводящее людей от понимания Христа. И таким стремлением в развитии культуры ... стал иезуитизм. Иезуитизм стремится постепенно искоренить всякую возможность понимания Христа. Ибо то, что лежит здесь в основе, связано с глубокой Мистерией. Постоянно приходящие извне (справа) в человеческое внутреннее связано с тем, что, как я говорил, до VIII-VII в. до Р. Х. человек обладал атавистическим ясновидением. Но через это атавистическое ясновидение люди видели в Универсуме Христа". Когда ясновидение было утрачено, Христос пришел на Землю в теле Иисуса. С того времени перед людьми стоит задача постичь Христа в человеке. И должна быть спасена возможность вместе с тем, что просачивается отсюда (справа), познать Христа. Ибо Христос низошел к людям. Иисус — это человек, в котором жил Христос. Действительное человеческое самопознание должно нести зерно Иисуса. Благодаря этому человек сможет переселиться в будущее. Глубоко обоснованно то, что мы говорим о Христе Иисусе. Ибо Христос соответствует космическому, но это космическое низошло на Землю и заняло жилище в Иисусе, а Иисус соответствует земному со всем земным будущим. Если человека хотят замкнуть от духа, то у него отнимают Христа. Тогда у него остается возможность обращаться только к Иисусу, к земному лишь в его земном аспекте. Поэтому в иезуитизме происходит постоянная борьба с христологией, остро подчеркивается, что человек является солдатом в армии Иисуса. Поэтому нет ничего удивительного в том, что иезуитизм неистовствует против Антропософии. Но люди, к сожалению, часто спят в отношении подобных неудобных фактов, даже если занимают ведущие места в руководстве человечества. "Однако те, кто интересуется Духовной наукой, уже должны выгравировать в своих душах знание о том, что предпринимается все возможное, дабы Духовную науку сделать недейственной. И совсем не хорошо, если также и мы в наших кругах слишком спим в отношении наблюдения того, что происходит в мире". В 5-й послеатлантической культуре нет задачи важнее, чем понимание духовнонаучного познания. Найдутся люди, которые это познание обретут в сверхчувственном мире. Но на Земле должны найтись люди, которые рассудком, силой интеллекта поймут Духовную науку. Ибо так будут преодолены противостоящие культуре силы. И еще мы нуждаемся в людях, всей полнотой души представляющих спиритуальное, духовное достояние, противостоящих, таким образом, люциферическому элементу.183(2,3) Перейти к данному разделу энциклопедии
1911. Если продолжить вышеприведенное изображение человеческой ауры, то она будет иметь следующий вид (рис.). Лиловым изображена человеческая голова, но не в ее физической части, а в тех сверхпустотах, в которых в голову вступает духовно-душевная жизнь. Эти пустоты являются носителями сознания после смерти. Кружочком обозначен глаз. 183(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
1319. "Когда человек уяснит себе, что по отношению ко всем особым точкам зрения существует единая мудрость, что каждый стоит на своей особой точке зрения лишь потому, что не может проникнуть достаточно далеко, тогда он впервые сможет понять идею Святого Духа. Лишь несовершенный человек имеет свою точку зрения. Тот же, кто приближается к Духу Мудрости, не имеет никакой точки зрения. Он знает, что должен бессознательно отдаться изначально единой мудрости. Как все растения склоняются перед единым Солнцем, так люди склоняются пред Единым, ибо Дух Мудрости будет жить в них. Если от Христа проистекает то, что первоначально люди имели в кровной связи, то мудрость снова соединяет нас вместе в братском союзе". Удивительным образом это выражено в празднике Пятидесятницы. "Человек, наделенный ныне совсем другим сознанием, больше не может составить себе верного представления о принадлежности (в древности) к роду, о чувстве себя как пребывающего в теле всего рода. Но это было так, и чем больше распространялись маленькие роды, чем больше семьи становились родами, тем индивидуализированнее делался человек. Что мы здесь познаем как процесс индивидуального становления — это вы должны представить себе связанным с человеческой кровью. Вы поймете эту связанность с кровью, если я сообщу вам следующее, на что я бы попросил вас обратить серьезное внимание. То излияние духа, которое имело место в Лемурийскую эпоху, совсем не было единообразным излиянием. Вы могли бы там видеть множество духов, нисходивших из духовного окружения Земли на Землю, много индивидуальностей. Когда мы говорим о Ягве, то имеем дело не с единственным Божеством, но с множеством народных божеств. Иудеи сознавали, что Ягве был одним среди множества божеств. Ибо многие такие народные души — которых я прошу принимать как реальность — низошли к Земле, и потому люди были разделены на роды. И чем дальше они идут в развитии, тем больше соединяются в семьях, в родах, а затем сливаются в большие роды — народы. Но слияние в один большой братский союз таким образом было невозможно. Это слияние всего человечества на Земле возможно благодаря тому, и это постепенно осуществляется, что кроме того излияния духа и одушевления людей духом, устремившимся вниз во многих народных душах, излилось еще нечто такое, что живет не в воздухе, а в тепле Земли, и что это всеобщее излилось в людей. То, что излилось сначала, в христианской эзотерике называют Святым Духом. Говоря о древних духах, излившихся на Землю, следовало бы, собственно, говорить о многих Ягве. Но когда говорят о Духе, содержащем в Себе всеобщее тепло, то можно говорить о Единственном. В христианской эзотерике Его называют Логосом, Христом, Единым Духом рода человеческого на Земле. Если вы теперь обдумаете, что живущее в Самодухе, все обозначенное Манасом излилось вниз во множественности, а обозначенное Буддхи излилось в человечество как Единство, то вы получите здесь противоположность. И вы поймете, что человечество сначала через влияние духа должно было быть подготовлено к излиянию Христа, или Буддхи, Жизнедуха. До того момента, когда Христос Иисус явился на Земле, все содержащееся в духе Христа, было Единством. Это была единая оболочка, окутывавшая всю Землю и имевшая в твердой Земле как бы свою костную систему. Если вы возьмете твердую Землю со всем тем, что она содержит в себе, а затем то, что окружает Землю как тепло, то вы получите примерно то, что называют телом Духа-Христа. ("Кто ест тело Мое, тот попирает Меня ногами своими". Ев. от Иоанна.) ... Как в Лемурийскую эпоху в отдельные индивидуальности излился элемент духа, Ягве-духа, так все более и более в годы, предшествовавшие Христу Иисусу, а также теперь изливается Дух Христа, Который Свое Тело имеет в теплоте крови. И когда весь Дух Христа изольется в человеческие индивидуальности, тогда Христианство станет большим человеческим Братством, которое обретет Землю. Тогда вообще не будет сознаний разных клик и малых сообществ, но только сознание, что человечество — это братский союз. При величайшей индивидуализации каждый, тем не менее, будет тянуться к другим. Малые родовые и народные сообщества сольются в Общину Жизнедуха, Буддхи, в Общину Христа". 96(18) “Каждый народ, раса, род имеют общую астральную материю, материю инкарнации для Духа народа”. Коллективная карма вполне реальна. Карму имеют Духи народов. “Интернациональные стремления принадлежат еще более всеобъемлющему духу, объемлющему всю астральную материю земли; таков Дух Земли, планетарный Логос”. Физическая Земля образует его физ. тело. В нем — карма всего земного развития. “Интернациональные стремления являются первым образованием того великого единства, что возникает на арупа-плане”. Д. 69/70, с. 19 “В духовном мире эти отставшие существа (люциф. и ариманич.) полезны, и их действия согласуются с мировым планом. Но как только они переступают свои задачи на физическом плане, то начинают действовать как противники богов. Свою деятельность эти существа осуществляют в людях как силы природы”. Когда силы природы действуют вовне, не в человеке, то в них работают высшие Иерархии. В человеке силы природы, например, имеют вид гортани; благодаря той или иной ее организации люди говорят на разных языках; и здесь действуют люциферические или ариманические существа. Ариман смешал языки на Вавилонской башне. Латинские буквы носят ариманический характер, готические — люциферический. Если в диалоге человека с Душой народа посредником не выступает Христос, то отставшие духи вмешиваются в то, что как связь сил природы с Духом народа живет в человеке, и действует так, что человек начинает желать своему Духу народа расширить границы народа. В христианском отношении к Духу народа человек переживает гармонию между народными духами, духовный мир, где нет границ, и одно пронизывает другое. Д. 108, с. с.24-25 Перейти к данному разделу энциклопедии
649. На картинах Рафаэля Мадонна имеет либо верхнее одеяние синим, а нижнее красным, либо нижнее синим, а верхнее красным. Магдалина одета в желтое. Этим делается попытка с помощью одеяния охарактеризовать ауру изображаемой индивидуальности. Тогда еще имелось предчувствие, что одеяние подражает ауре. 163 (2)
Перейти к данному разделу энциклопедии
669. "Дух Земли бодрствует зимой, и Земля соединяется с бодрствующим Духом Земли, как человек соединяется со своим бодрствующим духом во время бодрствования. Когда ученик при эзотерическом обучении подходит к указанным ощущениям, то именно поэтому он и начинает чувствовать себя летом принужденным мыслить, вырабатывать в себе мысли, а не инспирации. И тогда они выступают из внутреннего, из самостоятельного тела человека. Зимою же мысли являются более инспирированными ... В этом именно смысле человеческое мышление зимой протекает с такой легкостью, как если бы оно шло само собой. Но эти соотношения комбинируются различным образом... могут даже принять противоположный характер, если у человека есть особенная склонность к мыслям, обращенным к сверхчувственному... летом легче мыслить именно эти мысли о сверхчувственном. Но для переживания собственного эф.тела имеет значение то, что сказано выше". "При эзотерическом развитии человек воспринимает свое эф.тело летом с большей силой, ясностью, отчетливостью, чем зимой ... Он переживает самостоятельность эфирной части головы — того эфирного члена, который лежит в основе физического мозга". Еще Заратустра учил, что эфирный мозг строится 7-ю духами — Амшаспанд. Начиная с ранней весны, эти духи, сменяя друг друга, посылают свои эфирные силы в одно и то же место. Однако их действие не непосредственное. Мы лишь чувствуем, что исходит от этих духов весной и что мы приняли еще на др.Луне. Переживание эфирного мозга весной таково, что он как бы открыт вовне, в духовные миры, постепенно теряется в них. В эфирной части головы человек несет многое из прошлого, даже древнее лунное бытие. Концентрирование на этой части эф.тела ведет к настроению меланхолии, это настроение как бы изливается над головой. И из этого настроения всплывает как бы воспоминание о др.Луне. Средняя часть эф.тела чувствуется отделенной от всего остального. В этой части чувствуют себя как бы плывущим вместе с потоком времени, сопереживают жизнь земного эфира дифференцированной в смене времен. Чувство здесь колеблется между флегматическим и сангвиническим. Весною здесь ощущается как бы движение наравне с потоком времени; ближе к осени — это сопротивление, отталкивание себя от потока времени. Нижняя часть эф.тела чувствуется в направлении вниз неопределенно исчезающей в земле, постепенно расширяясь все более и более. Есть еще один, четвертый член эф.тела, имеющий ясные очертания в форме-яйца, охватывающего собой всего человека. Эф.тело имеет также окраску. "В этих четырех членах действуют различные силы, так что внутреннее впечатление получается неодинаковое; но для внешнего ясновидческого наблюдения силы наиболее внешней ауры оттесняют верхнюю часть, и когда мы смотрим извне, то получаем впечатление, что эфирная часть головы лишь чуть выступает за ее пределы; также и средняя часть. Но чем дальше вниз, тем это совпадение меньше. ... Но следует помнить, что внутреннее переживание эф.тела отличается от того, каким оно предстает внешнему ясновидческому наблюдению. ... Верхняя часть эф.тела настроена меланхолически, средняя — попеременно, то флегматически, то сангвинически, а нижняя — холерически. Это относится ... именно к эф.телу". Для правильного развития эф.тела после исключения чувственных восприятий необходимо научиться исключать "абстрактное мышление, переходить к конкретному, образному мышлению; затем от мышления нужно перейти к мыслям и, наконец, отбросить также и мысли. И когда человек установит в себе опустошенное сознание, то ... он перестанет быть умным и станет мудрым. Человек начнет чувствовать в себе как бы излияния мудрости, богами дарованной мудрости, которая вливается в него и наполняет его эф.тело. ... Он почувствует, как его жизнь течет, или плывет во времени. А с противоположной стороны навстречу ему движется поток мудрости, который вливается в него, плывущего во времени; ... потоки времени вливаются в него через голову, проникают в тело и поглощаются им. ... Чувство для восприятия этой мудрости развивается только ... когда человек спокойно принимает все, что приносит ему будущее ... эти новые переживания". 145(4)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1133. Перед имагинациями человек не стоит, как перед нарисованными в физическом мире картинами. "Кто их так переживает, тот переживает (визионерски) видения, а не имагинации. Имагинации человек переживает так, как если бы своим собственным существом, которое теперь также потеряло третье измерение, он двигался сам внутри картины. ... Все, что являет себя так же, как в физическом мире, — это видения. Действительно высшее познание имеет место тогда, когда переживаются имагинации того рода, при котором, напр., если человек видит в этих имагинациях цвет, то он видит его не так, как в физическом мире, а переживает этот цвет". Когда мы переживаем цвета в физическом мире, то с каждым цветом мы связываем определенное переживание. Красное мы воспринимаем так, что оно нас атакует. Зеленый несет ощущение умеренности и никакой боли, но также и никакого особого удовольствия.
С синим вы переживаете ощущение жертвенности, смирения. "Когда в духовном мире навстречу идет нечто такое, что вызывает настроение смирения, то это есть то же самое переживание, что в физическом мире выступает как переживание синего или сине-фиолетового цвета, и тогда для краткости говорят, что видят синий или красный в духовном мире. Иначе всякий раз, желая выражаться точно, пришлось бы говорить, что мы переживаем нечто подобное тому, что переживает человек, когда в физическом мире видит красное иди синее. Чтобы постоянно не употреблять этот длинный способ выражения, прибегают к сокращениям и говорят, что имеют аурическое видение, аурическое созерцание, которое подразделяется на красный, зеленый, синий и т.д." 227 (2)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|