Главная
Именной указатель
БЕЛЫЙ Андрей |
1338. Р.Штайнер (А.Белому): "Русские не знают своего языка; их язык шире, чем они; если бы они познали свой язык, если бы они научились понимать, как отыскивать правильное слово и как менять значение слов, если бы они их ставили на принадлежащие им места, т. е. слова брали реально, а не абстрактно, то они уже были бы в культуре Манаса; как мне кажется, слово "манас" содержится в вашем языке; но русские не постигают всего, что содержится в их языке. Язык несет в себе слова сокрыто, а русские говорят о "бессловесном", о "невидимом". ... монашеское направление в современной русской интеллигенции не хочет знать слова..." "Киселева говорила мне, что все "о" произносятся в вашем языке как "а". Я думаю, что это не заключено в сути вашего языка". Когда я был в русской церкви в Гельсинфорсе, "мне понравилось звучание слов в молитвах, как их произносил священник", все остальное усыпляло мышление. "Звучание же слов было поистине прекрасно. ... Когда я слышу русского, его речь звучит не в нем, а над ним (над головой); когда же они начнут говорить здесь (в груди), то овладеют своим языком; тогда для „несказанного" они найдут много слов". Д. 89, 30-31 Перейти к данному разделу энциклопедии
1426. А.Белый в письме к Блоку от 14 мая 1912 года: "Вот его (Р.Штайнера) слова по смыслу: "Душа русского народа бесконечно глубока, но русские не доросли до русской народной Души — никакого самообладания, одно лишь теоретизирование. Им не следует давать воли, они должны проходить военную службу. Через сколько-то лет России будет дан человек, который выразит русскую народную Душу; это будет русский учитель, а до той поры — руки по швам и учить алфавит!". Д. 89, с.21. Перейти к данному разделу энциклопедии
1439. В России "выступает нечто новое: интеллектуальность, которая в то же время является мистикой, мистика, которая в то же время есть интеллектуальность". (Перед этим в лекции отмечается филигранная выработка понятий в книге Б.Н.Бугаева о Гете. — Сост.). 176(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ
I. ДУХОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ (общий обзор)
Перейти к данному разделу энциклопедии
5. "В высшем смысле слова — и это показывает вся конфигурация замка Артура — воинство 12-ти под управлением короля Артура является воинством Михаэля, воинством Михаэля из того времени, когда Михаэль ещe управлял космической интеллигенцией. Когда смотришь на обломки замка Артура, то можно и сегодня почувствовать, особенно благодаря Акаше-Хронике, падение камней из того, что некогда было мощными вратами замка; и с падением этих камней чувствуется некий земной образ уплывания интеллигенции, космической интеллигенции из рук Михаэля в души людей. А рядом с течением Артура-Михаэля возникает полярное, проходящее в противоположном направлении течение ... течение Грааля". Там тоже 12 окружают одного. Но если на севере замок Артура, принцип Артура стремится обеспечить космическое господство Михаэля над интеллигенцией, то "... с другой стороны, из Испании,
в принципе Грааля восходит стремление считаться с тем, что интеллигенцию в будущем нужно будет искать на Земле, что она больше не струится вниз с Неба. Всe содержание сказания о Граале дышит чувством того, что я сейчас сказал. Так находим мы, ставя оба течения некоторым образом одно рядом с другим, большую проблему, которая ещe в прошлом была поставлена, я бы сказал, благодаря тому, что исторически встало перед людьми: последействие принципа Артура и последействие принципа Грааля. Была поставлена проблема: как находит не только такой человек, как Парсифаль, но как находит сам Михаэль путь от покровительства Артуру, который хотел укреплять его космическое господство, к покровительству Грааля, который хотел проложить ему путь в сердца, в души людей, чтобы он таким путeм мог там обладать интеллигенцией? Так соединяется для нас в одну большую проблему встающее в наше время перед нами:
через господство Михаэля Христианство должно быть постигнуто в более глубоком смысле. Колоссально встаeт перед нами эта проблема, начертанная благодаря этим двум противоположностям, благодаря тому граду, обломки которого видны в Тинтагеле, и тому граду, который людям не так легко увидеть, поскольку он со всех сторон окружен простирающимся на 60 миль лесом духов. Но между этими двумя градами стоит мощный вопрос: как станет Михаэль новым подателем импульса к постижению истины Христианства?" "Над школой Шартра парило нечто от того солнечного Христианства, импульсы которого хотели внести в мир, как рыцари Михаэля, герои круглого стола Артура. Примечательным образом эта школа Шартра, я бы сказал, поставлена между северным принципом Артура и южным Христовым принципом. И как тени града Артура и града Грааля действуют сверхчувственно невидимые импульсы не столько в учениях,
сколько во всeм тоне и настроении залов Шартра, где сидели воодушевлeнные ученики". 240(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
Социализм марксистского типа
652. "В то время как у Якова I* развитие носило очень ариманический характер, у Суареса (иезуит, боровшийся с королeм) оно было люциферическим. Их же взаимодействие, борьба сделали многое из того, что живeт и действует в новейшее время. ... от Суареса происходит многое из того, что называется историческим материализмом, марксизмом и социал-демократическим восприятием мира. Но, пожалуйста, не делайте вывода, будто я сказал, что социал-демократы — иезуиты! Хотя эти вещи всe же прекрасно обоснованы. Многие из противоположной партии, люди, противящиеся социал-демократии, возвращаются вновь к тому, что было привито Яковом I". "В оккультных обществах имеются два главных течения; из них исходит то, что не оккультно. Эти два главных течения представлены ... Яковом I Английским с живущей в нeм посвященной, совсем особенной душой и Суаресом". Суарес долго был плохим учеником, но затем внезапно в нeм проснулись гениальные способности. "Это произошло внезапно, следовательно, было разбужено тем, на что я указывал в лекции об упражнениях иезуитов ... которые применял Суарес". (См. цикл лекций ИПН 131. Прим.сост). 169(7)
_______________________________________ * Яков I (1566-1625), английский король с 1603г., сын Марии Стюарт. Суарес Франческо (1548-1617), родоначальник суаресизма( поздняя схоластика), противостоял томизму. Перейти к данному разделу энциклопедии
|