Главная
Предметный указатель
ПОЗИТИВНОСТЬ |
1481. "Если вы думаете о вашем ближнем доброе, то это звучит в мировом эфире как объективный процесс; если вы думаете злое, то и это звучит как объективный процесс. Вы не можете замкнуть в вашем жилище то, что вы восприняли или о чем судили в мире".194 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
524. "Брать людей такими, какие они есть, и уяснить себе, что каждый человек, каков бы он ни был, даже преступник — следует сказать и так, — всегда говорит нам нечто более важное о мире, чем всe то, что мы можем вообразить себе о сущности человека, если даже измышляем прекрасные мысли; говорить подобное означает уравновешивать люциферическое в нас. ... Сказанное не следует путать с потерей критичности по отношению к человеку. Кто исходит из идеи: ты должен рассматривать всех людей как хороших и любить всех в равной мере, — тот опять-таки создаeт себе люциферическое удобство, поскольку в первую очередь исходит из своей фантазии. Рассматривать всех людей одинаковыми — это самая настоящая люциферическая фантазия. ... дело же заключается в полном любви или, лучше сказать, в полном интереса понимании каждого отдельного человека. Вы можете спросить: так что же такое вся эта люциферическая сила в нас, когда она удерживает нас от развития интереса, полной мудрости терпимости к человеческой природе? ... Что соединяет нас с людьми, что позволяет нам находить в себе других людей, — это одно привело бы нас к тому, что мы утонули бы, захлебнулись в нашем человекопознании, если бы при этом постоянно не присутствовало люциферическое жало, которое всe вновь и вновь удерживает нас от захлeбывания, всe вновь и вновь удерживает нас на поверхности, возвращает к самим себе, а затем будит интерес к самим себе. Как раз в отношении к людям мы живeм в постоянной смене между нашей наисобственнейшей силой и люциферической силой". 184(10) Перейти к данному разделу энциклопедии
525. "Прекраснейшим, значительнейшим качеством для будущего развития является лелеяние в себе как раз естественнонаучного, объективного интереса к ошибкам других людей, когда ошибки других людей интересуют человека гораздо больше, чем желание их критиковать. Ибо в течение трeх последних эпох — 5-й, 6-й и 7-й — человеку предстоит всe больше и больше с любовью разбираться в ошибках другого человека". Познать себя можно будет познавая других. "Что способно привести к значительным выводам о человеческой природе — это рассмотрение патологического в человеке. ... надо сказать себе: как раз трагическое — его, конечно, нельзя желать — может быть иногда бесконечно поясняющим глубочайшие тайны жизни. Значение мозга для душевной жизни узнаeшь лишь благодаря тому, что всe больше и больше изучаешь болезненные мозговые явления людей. Это школа для пробуждения интереса к другому человеку. Мир, я бы сказал, подходит к болезни с грубыми средствами, чтобы приковать к ней наш интерес. Интерес же к другому человеку — это, вообще, есть то, что в ближайшие времена способно социально продвинуть человечество вперeд, в то время как противоположностью позитивности — например, бесконтрольным энтузиазмом или отталкиванием человека — человечество социально отбрасывается назад. Все эти вещи связаны с тайной нашей эпохи сознания". 185(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
532. Если кто-то причинил нам вред, а мы при встрече жмем ему руку, как если бы ничего не произошло, то это действует как целящий бальзам. Таков факт. 107(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
533. "Мы можем оживляюще действовать на ближних тeплыми чувствами. Это особенно могут наблюдать воспитатели детей". 93-а(21) Перейти к данному разделу энциклопедии
531а. "На основе истинного следует нам судить о делах личности, сама же личность пусть неизменно пользуется нашей любовью, и пусть наша симпатия даже возрастет оттого, что дела ее мы вынуждены отклонить. ... не называть черное белым". (Сказано по поводу Анни Безант.) 266-3, с. 25
Перейти к данному разделу энциклопедии
556. По поводу того обстоятельства, что эзотерик должен упражняться в позитивности, тогда как многое в жизни подлежит критике: "В том же отношении, в каком взрослый человек стоит к своим детским играм, должен эзотерик стоять в отношении к повседневной жизни. Серьезность, достоинство должны быть свойственны его эзотерической жизни, и он обязан всегда отчетливо чувствовать границу, отделяющую его от экзотерической деятельности, иначе он ни в коей мере не является истинным эзотериком. Ему подобает свои экзотерические отправления совершать столь же хорошо, как и прежде, может быть даже лучше, но всегда он должен их исполнять, стоя выше их". В жизни встречаются разные души; бывают ленивые, захваченные люциферическими силами. Они надеются, что можно миновать прямой путь, связанный с неотступным изучением очень многого, и мировые силы когда-то выведут
их в духовные миры за обе руки. "Чтобы не подпасть подобному заблуждению, нам надлежит лелеять истинность как наивысшее, святейшее достояние, которым мы обладаем; никогда не идти на уступки, если они противоречат истине, ибо против истины эзотерик не смеет никогда грешить. Это ужасно и не обходится без тяжелых последствий, если эзотерик ради братства хотя бы немного затемняет истину. И если мы даже истекающим кровью сердцем видим, что человек, которого мы любим, грешит против истины, то мы, несмотря ни на что, должны остаться при известной нам истине, какие бы последствия из того ни проистекли. Но одно надлежит нам при этом сделать (и это ответ на поставленный вначале вопрос): когда нам приходится осуждать также и поступки человека, то самого человека мы не должны критиковать, но любить его. А любим ли мы его в действительности — это откроется потом, в моменты наших медитаций". 264 с.333-337
Перейти к данному разделу энциклопедии
859. Где мы изменяем свои симпатии и антипатии, там мы можем получить совершенно поразительный опыт. "Это изменение сил симпатии и антипатии вовсе не должно лежать в особенно высокой области... Это может касаться самых повседневных вещей, но где-нибудь да должно произойти это изменение". Есть люди, которые по 25-30 лет делают эзотерические упражнения и тем не менее бранят те же вещи, что они бранили 25 лет назад. Другие для успеха решают стать вегетарианцами, а им во сне снится мясо. "Поэтому не будем представлять себе столь легким делом то, что касается изменения симпатий и антипатий. ... Дело не в том, чтобы изменить одну или несколько симпатий и антипатий, а в том, чтобы серьезно изменить симпатию и антипатию вообще. Тогда ... вступают в область сновидений, не внося в нее, т.сказать, ничего из повседневной жизни, никаких чувственных переживаний. Но тогда получают переживания иного рода". 146 (3)
Перейти к данному разделу энциклопедии
Общие требования, которые должен предъявлять к себе каждый, желающий проходить оккультное развитие 984. "Ниже представлены условия, которые должны составить основу оккультного развития. Никому не следовало бы думать, что он может продвигаться вперед при помощи каких-либо мероприятий внешней или внутренней жизни, если не будет выполнять этих условий. Все медитации, концентрации и другие упражнения не будут иметь никакой цены и даже, в известном отношении, будут вредны, если не упорядочить жизнь в смысле этих условий. Никаких сил нельзя дать человеку, можно лишь привести к развитию те силы, которые уже в нем имеются. Они не развиваются сами собой, потому что для них имеются внутренние и внешние препятствия. Внешние препятствия устраняются при помощи нижеследующих жизненных правил; внутренние же — при помощи особых указаний относительно медитации,
концентрации и т.д. 1. Первое условие состоит в усвоении совершенно ясного мышления. Для этой цели необходимо в течение дня хотя бы самое короткое время, скажем, пять минут (но чем дольше, тем лучше), освобождаться от блуждания мыслей. Нужно стать господином в своем мире мыслей. Мы не господствуем в нем, если внешние условия, профессия, какие-либо традиции, общественное положение, наконец, принадлежность к определенной национальности, время дня, определенные действия и т.п. определяют мысли, которые приходят нам в голову, и то, как мы их развиваем. Необходимо, стало быть, в намеченное время совершенно по свободной воле освобождаться в душе от обычного, повседневного течения мыслей и из своей собственной инициативы ставить в средоточие своей души определенную мысль; лучше, если вначале стараются выбрать по возможности неинтересную и незначительную мысль.
Благодаря этому больше возбуждается самостоятельная сила мышления, в которой и заключается дело, в то время как интересная мысль сама увлекает за собой мышление. Лучше, когда это упражнение в контроле мыслей производится над булавкой, чем над Наполеоном. Говорят себе: теперь я исхожу из этой мысли и присоединяю к ней, при помощи моей личной внутренней инициативы, все то, что может быть с нею надлежащим образом связано. При этом в конце заданного промежутка времени мысль должна стоять перед душой столь же красочно и живо, как и в начале. Нужно делать это упражнение изо дня в день по меньшей мере в течение месяца. Можно брать каждый день новую мысль, но можно также придерживаться одной мысли несколько дней. В конце такого упражнения нужно попробовать совершенно ясно осознать то внутреннее чувство твердости и уверенности, которое вкоре можно заметить в своей душе при тонкой внимательности,
а затем закончить упражнение, перенеся мышление (это чувство) далее в голову и середину спины (в головной и спинной мозг), как бы желая влить полученное чувство твердости и уверенности в эти части тела. 2. После того, как упражнялись т.обр. приблизительно месяц, следует прибавить второе требование. Надо попробовать придумать себе какое-нибудь действие, но такое, которое при обычном течении своей жизни до этого времени человек не предпринял бы. Теперь такое действие делаю своей ежедневной обязанностью. Поэтому хорошо выбрать действие, которое можно проделывать каждый день на протяжении долгого времени. Опять-таки гораздо лучше начинать с очень незначительного. действия, к которому приходится себя принуждать. Напр., ставят себе задачу в определенное время дня поливать купленный именно для этого цветок. Через некоторое время к первому действию следует присоединить подобное
же второе действие, потом третье и т.д. — сколько можно выполнить при соблюдении всех своих других обязанностей. Это упражнение также должно продолжаться один месяц. При этом насколько возможно, нужно и во время этого второго месяца продолжать делать первое упражнение, хотя и не следует более вменять его себе в такую исключительную обязанность, как в первый месяц. Но оно не должно быть оставлено в пренебрежении, потому что иначе скоро заметят, как быстро теряются плоды первого месяца и начинается прежнее брожение неконтролируемых мыслей. Вообще необходимо следить за тем, чтобы однажды приобретенные плоды никогда снова не терялись. Когда такое, произведенное во втором упражнении, инициативное действие исполнено, то при помощи тонкой наблюдательности можно осознать в душе чувствоо внутреннего побуждения к деятельности; это чувство следует излить в свое тело, как бы давая ему стекать от головы к сердцу
(обтекать сердце). 3. На третий месяц в центр жизни должно быть выдвинуто новое упражнение — выработка известного равновесия (хладнокровия) по отношению к колебаниям удовольствия и неудовольствия, радости и горя. "Радость до небес", "смертельное огорчение" должны быть сознательно заменены известным уравновешенным настроением. Обращают внимание в себе на то, чтобы не захватывала никакая радость, не удручало никакое горе, никакое переживание не ввергало бы в беспредельный гнев и злость, никакое ожидание не наполняло бы боязливостью или страхом, накакое положение не повергало бы в растерянность и т.д., и т.д. Не следует бояться, что упражнение сделает человека сухим, жизненно бедным, наоборот, вкоре заметят, что на месте того, что уйдет благодаря этому упражнению, в духе возникнут более просветленные свойства; прежде всего, однажды, благодаря тонкой внимательности,
смогут почувствовать внутренний покой в теле. Этот покой, подобно тому, как это делалось в обоих вышеуказанных случаях, нужно излить в тело таким образом, чтобы дать ему излучаться из сердца в направлении рук, ног и, наконец, головы. Конечно, в подобном случае это не может быть предпринимаемо после каждого отдельного упражнения, так как, в сущности, здесь имеют дело не с отдельным упражнением, а с постоянным наблюдением над своей внутренней душевной жизнью; но нужно по крайней мере хотя бы раз в день вызывать в душе этот внутренний покой, а затем пытаться воспроизвести указанное истечение из сердца. С упражнениями первого и второго месяца надо поступать так, как поступали с упражнением первого месяца во втором. 4. На четвертый месяц следует в качестве нового упражнения взять т.наз. позитивность. Она состоит в том, чтобы учиться отыскивать во всяком опыте, существах
и вещах содержащееся в них доброе, превосходное, красивое и т.д. Лучше всего это душевное свойство характеризуется персидской легендой о Христе Иисусе. Когда Он шел однажды со Своими учениками, они увидели на краю дороги сильно разложившийся труп собаки. Все ученики отвернулись от неприятного зрелища. Только Христос Иисус остался стоять, разглядывая животное, и сказал: какие прекрасные зубы у этого животного. Там, где другие увидели лишь безобразное, несимпатичное, Он искал красивое. Так должен рассматривать вещи эзотерический ученик: в каждом явлении, в каждом существе отыскивать положительное. Он вскоре заметит, что под оболочкой безобразного скрыто добро, что оно как-то скрыто даже под оболочкой преступника, а под оболочкой сумасшедшего таится божественная душа. Это упражнение кое в чем связано с тем, что называется воздержанием от критики. Это не следует понимать так, будто черное надо называть
белым, а белое черным. Но существует разница между таким суждением, которое исходит только из отдельной личности, определяющей, что симпатично, а что антипатично, сообразно себе самой, и суждением, в котором любовно переносят себя в другое явление или другое существо и всюду спрашивают себя: каким образом пришел другой к тому, чтобы стать таким или так поступать? Такая точка зрения совершенно сама по себе приводит к тому, чтобы больше стремиться помочь несовершенному, чем просто порицать и критиковать. Возражение, будто жизненное положение многих людей требует, чтобы они порицали или судили, здесь не может быть принято. Ибо это лишь означает, что жизненные отношения у данного человека таковы, что он не может проходить правильного оккультного обучения. Действительно, существует немало жизненных условий, в которых невозможно обстоятельно проходить такое оккультное обучение. Тогда человеку не следует
нетерпеливо стремиться несмотря ни на что делать успехи, которые могут быть достигнуты лишь при известных условиях. Кто в продолжение месяца сознательно направляется во всех своих опытах к позитивности, тот постепенно заметит, что в его внутреннее закрадывается такое чувство, будто бы его кожа становится со всех сторон проницаемой и его душа как бы широко открывается навстречу различным таинственным и тонким процессам в его окружении, раньше полностью ускользавшим от его внимания. Дело при этом заключается именно в том, чтобы побороть лежащую в каждом человеке невнимательность по отношению к таким тонким вещам. И если однажды будет замечено, что описанное чувство появляется в душе как своего рода блаженство, то следует попробовать свести его мысленно в сердце, а оттуда дать ему течь в глаза, а из них наружу, в пространство перед и вокруг человека. Тогда заметят, что благодаря этому получают
известное интимное отношение к этому пространству, как бы вырастают за пределы самих себя, вовне, научаются рассматривать часть своего окружения как нечто, принадлежащее к своему собственному. Для этого упражнения необходимо довольно много концентрации и прежде всего необходимо признание того факта, что все бурное, страстное, аффектное действует на означенное настроение совершенно разрушающе. С повторением упражнений первых месяцев опять следует поступать так же, как это уже было ранее указано. 5. На пятый месяц надо попытаться выработать в себе чувство совершенно непредвзятого отношения к каждому новому опыту. Когда мы сталкиваемся с тем, что люди по отношению к только что услышанному или увиденному говорят: о таком я еще никогда не слышал, такого я еще никогда не видел, этому я не верю, это заблуждение, — то с таким взглядом эзотерический ученик должен совершенно
расстаться. Он должен быть готов каждую минуту принять совершенно новый опыт. Что он до сих пор признавал закономерным, что ему представлялось возможным — все это не должно создавать никаких оков для восприятия новой истины. Хотя это звучит радикально, но в общем правильно, если кто-нибудь скажет эзотерическому ученику: ты знаешь, с этой ночи колокольня церкви X. стоит совершенно криво, — то эзотерик должен оставить свободное место для возможности, что полученное им доселе знание законов природы может оказаться расширенным вследствие такого, по-видимому, неслыханного факта. Кто на пятом месяце направит свое внимание на то, чтобы быть так настроенным, тот заметит, что в его душу закрадывается такое чувство, как будто в том пространстве, о котором говорилось при упражнении четвертого месяца, возникло что-то живое, как-будто в нем что-то движется. Это чувство чрезвычайно тонко и субтильно.
Нужно попробовать внимательно овладеть этим субтильным вибрированием в окружении и дать ему как бы втекать в себя через все пять чувств, в особенности через глаза, уши и кожу, поскольку эта последняя содержит в себе чувство тепла. Меньше внимания следует обращать на этой ступени эзотерического развития на впечатления от тех возбуждений, что возникают в низших органах чувств: вкуса, обоняния и осязания. На этой ступени еще трудно отличить многочисленные дурные влияния, вмешивающиеся в среду имеющихся здесь хороших, от этих последних; поэтому пусть ученик предоставит это дело дальнейшей ступени. 6. На шестой месяц следует попробовать систематически, в правильной последовательности все снова и снова выполнять все пять упражнений. Благодаря этому постепенно образуется прекрасное равновесие души. Именно будет замечено, что совершенно исчезло имевшееся в определенной мере
недовольство явлениями и существом мира. Примиряющее все переживания настроение овладеет душой; но это ни в коей мере не безразличие. Напротив, только теперь человек сможет лучше и эффективнее работать для прогресса мира. Откроется спокойное понимание вещей, прежде совершенно закрытых для души. Даже походка и жесты человека изменятся под влиянием таких упражнений, и когда человек сможет заметить, что его почерк принял другой характер, тогда он сможет себе сказать, что положил начало достижению первой ступени на пути вверх. Необходимо подчеркнуть двоякое: во-первых, что изложенные шесть упражнений парализуют вредное влияние, которое могут иметь другие оккультные упражнения, так что сохраняется только благоприятное; и, во-вторых, что только они, собственно, обеспечивают положительный успех работе с медитациями и концентрациями. Одно лишь традиционное, хотя бы и очень добросовестное,
исполнение обычной морали еще не достаточно для эзотерика, т.к. эта мораль может быть очень эгоистической, когда человек говорит себе: я хочу быть хорошим, чтобы меня сочли хорошим. — Эзотерик делает добро не потому, что хочет прослыть хорошим, а потому, что постепенно познает, что только добро движет вперед эволюцию мира, зло же, тупость и уродство ставят препятствия на пути этой эволюции". 42/245 с.15-21 1. Упражняясь в концентрации, научиться собственное физ. тело переживать как постороннее. 2. Путем инициативных действий, господства над волевыми импульсами осознавать эф. тело. "Каждое пространство заполнено элементарными существами; когда мы изнутри развиваем действие, то натыкаемся на них, и благодаря тому осознаем эф. тело". 3. Осознать астр. тело, приведя к покою
вожделения. Отстраненность. Равновесие. В предыдущем случае мы действовали из волевого центра, теперь астральный мир натыкается на нас. 4. Осознать Я, развивая позитивность, и в ужасном находить прекрасное. Ступень "Лебедя". 5. Познать и почувствовать Манас, упражняясь в непредвзятости, в непосредственности. "Далее этого можно не ходить. Через указанные пять ступеней установить контакт с духовным миром. А еще, путем постоянного повторения этих пяти упражнений, кроме различных способностей, которые следует развить с их помощью, необходимо выработать их гармоничное взаимодействие. Таковым является шестое упражнение". 266-3, с. 249-250, 245 "С помощью наших медитаций и концентраций мы лишь тогда достигнем того, чего следует достичь,
если пронижем их большими возвышенными целями и станем выполнять со светлой полной ясностью". "1.Концентрация мыслей. 2.Инициатива действий. 3.Спокойствие, невозмутимость в радости и страдании"... "Шестое упражнение — соединение пяти, созвучие в интеллектуальном, чувственном и моральном. Во всех трех ученик должен равномерно утвердиться". 266-1, с.102, 406 Перейти к данному разделу энциклопедии
|