Главная
Предметный указатель
ПОНЯТИЕ — и восприятие - см. также МЫШЛЕНИЕ, ГЕТЕАНИЗМ |
Ошибка! Фрагмент 107960 не найден.
Перейти к данному разделу энциклопедии
Ошибка! Фрагмент 100000 не найден.
Перейти к данному разделу энциклопедии
3. Начало книги Бытия: «В том, что перешло (в земной эон. — Сост.) от бытия Сатурна, Солнца и Луны, измыслили в космической деятельности Элоимы то, что открылось вовне, что волновалось внутри. И над тем, что волновалось внутри, и в том, что волновалось, господствовал темный мрак; но туда распространился и высидел (творение), пронизывая это теплом, наподобие курицы на яйцах, творческий Дух Элоимов, Руах-Элоим». — Таков смысловой перевод этого стиха Библии. 123 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
274. "Христос распят повсюду в низшей природе. Где эта низшая природа побеждает, там все мертво. Люди как трупы покрывают площади городов. Кто низшую природу преодолевает, тот приводит распятого Христа к воскресению и слышит трубный глас седьмого Ангела" (11; 15). 8(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
412. "После крещения в Иордане Христос пережил искушение. Вначале перед Христом предстало существо, которое было Ему уже знакомо, ибо Он видел его, когда встретился с отчаявшимся и благодаря тому пережил его как Люцифера. Это очень значительная взаимосвязь. ...При второй атаке Люцифер пришел вновь, но с ним было существо, которое уже вставало между Иисусом из Назарета и прокаженным, поэтому Он почувствовал его как Аримана".148 (9) Перейти к данному разделу энциклопедии
Ошибка! Фрагмент 113490 не найден.
Перейти к данному разделу энциклопедии
Ошибка! Фрагмент 113690 не найден.
Перейти к данному разделу энциклопедии
Ошибка! Фрагмент 118710 не найден.
Перейти к данному разделу энциклопедии
343. "Спустя почти столетие после Спинозы Давид Юм принес в мир тот образ мыслей, который снова выводил познание исключительно из восприятий. В пространстве и времени, говорил Юм, имеются только единичные вещи. Мышление связывает отдельные восприятия, но не потому, что в них самих лежит нечто, соответствующее этому связыванию, а вследствие того, что в характере рассудка заложена потребность приводить вещи во взаимосвязь. Человек привык видеть, что с течением времени одна вещь следует за другой, и он образует себе представление, что так это и должно быть. Одну вещь он называет причиной, другую следствием. Человек, далее, привык видеть, что за мыслями его духа следуют движения его тела. Он объясняет себе это тем, что дух обусловливает телесные движения. Мыслительные привычки и не более того — вот что для Юма человеческие идеи. Действительность имеют только восприятия". 6(3)
Перейти к данному разделу энциклопедии
350а. "Только впечатления, ощущения получает человек из внешнего мира. Упорядочение их во времени и пространстве и согласование их с идеями — это его собственное произведение. Но ощущения, с другой стороны, не проистекают из вещей. Не вещи воспринимает человек, а только впечатления, производимые ими на него. Я ничего не знаю о вещи, если располагаю только одним ощущением. В этом случае я могу лишь сказать: я заметил, что у меня возникло ощущение. Но при этом я ничего не знаю с том, благодаря чему вещи производят на меня впечатление. Согласно Канту, человек имеет дело не с вещью-в-себе, а с впечатлениями, которые вызывают вещи, и с взаимосвязями, в которые он сам ставит эти впечатления. Мир опыта существует не объективно, а только создается изнутри в ответ на внешний импульс. Печать, коей отмечен мир опыта, принадлежит не вещам, а человеческой организации.
Следовательно, не существует мира опыта независимо от человека. С этой точки зрения становится возможным принятие не зависящих от опыта необходимых истин. Ибо эти истины относятся просто к тому способу, каким человек из себя самого определяет свой мир опыта. Они сохраняют законы своей организации. Они не имеют никакого отношения к вещам самим, по себе. Кант, таким обр., нашел для себя выход, позволявший ему оставаться со своим предрассудком относительно того, что существуют необходимые истины, имеющие силу для содержания мира опыта, но не зависящие от него. Правда, он должен был, чтобы найти этот выход, прийти к заключению, что человеческий дух не способен что бы то ни было знать о самих вещах. Он должен был ограничить все познание миром явлений, сотканным человеком из собственной организации под влиянием обусловленных вещами впечатлений. Но какое было дело Канту до существа вещи в себе,
если он хотел только высвободить вечные, необходимо действенные истины в том смысле, как он их себе представлял. Односторонний платонизм созрел в Канте в плод, парализующий познание. Устремив свой взгляд на вечные идеи, Платон отвернулся от восприятий, ибо они, как ему казалось, не могли раскрыть существа вещей. Но Кант отказывал идеям в способности открывать сущность мира, оставляя им лишь атрибуты вечного и необходимого. Платон обратился к миру идей, так как верил, что существо мира вечно, неразрушимо и незыблемо и что эти качества присущи только идеям. Кант был удовлетворен тем, что им присущи только эти качества". "Кант также не обладал природным чувством взаимоотношений между восприятием и идеей. Он жил в философских предрассудках, воспринятых им в ходе изучения своих предшественников. Один из этих предрассудков состоял в признании того,
что имеются некоторые необходимые истины, порождаемые чистым, свободным от всякого опыта мышлением. В подтверждение наличия этих истин Кант указывал на математику и чистую физику. Другой предрассудок состоял в отрицании возможности познания необходимых истин опытным путем. Кант испытывал недоверие к миру восприятий. К его мыслительным особенностям присоединилось влияние Юма, сказавшееся в его симпатии к юмовскому положению о том, что идеи, в которые мышление заключает отдельные восприятия, проистекают не из опыта, а прилаживаются к опыту мышлением. Эти три предрассудка являются корнями кантианских мыслительных построений". 6(3)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|