Главная
Предметный указатель
ПОСВЯЩЕНИЕ - см. также УЧЕНИК окк., ОПЫТ сверхч., ВОСПР.сверхч. — и личность |
1731. "Люцифер создал личность. Поэтому можно сказать: человек со своей личностью не может войти в сверхчувственный мир, он должен свою личность выключить, иначе он загрязнит духовный мир. В будущем человеку надлежит свою личность предоставить инспирациям свыше, из которых она сможет воспринять то, что должно излиться из духовного мира. Если личность удовлетворяет свои потребности тем, что может воспринять из спиритуального познания, то она становится чем-то совсем другим. ... Через кровь, темперамент определялись в прошлом личности, и в эти личности светил из сверхчувственного не личный элемент... В будущем человек станет личностью через характер, который он получает благодаря участию в сверхчувственных мирах. Причиной этого будет импульс Михаэля, который введет в человеческие души понимание спиритуальной жизни. Люди потому будут иметь в будущем этот личный характер, что смогут выражать то либо это через понимание сверхчувственных миров. Александр, Цезарь, Наполеон принадлежат прошлому. В них, конечно, вливался сверхчувственный элемент, однако личную окраску они получали через то, что шло снизу".152 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
55. "Когда дело касается интересов астр.тела, человек может заблуждаться на две стороны: в сторону Амфортаса и — пока Амфортас не будет исцелен — в сторону Парсифаля. ... Астр.тело стремится развивать в себе силы эгоизма. Но когда оно вносит в этот эгоизм свои личные интересы, то оно испытывает удар и вместо того, чтобы распространяться над всей Землей, оно сжимается в точку личности. ... Когда это происходит, то действие личного, которое выражается через кровь, ранит человеческую личность — это и есть заблуждение в сторону Амфортаса. ... Парсифаль, ... когда мимо него несут святой Грааль, готов спросить: для кого приготовлена эта пища, — но не спрашивает. ... Царю рыбаков (Амфортасу) нужно истребить в себе личный интерес и расширить его до общечеловеческого интереса Иисуса Христа. И Парсифалю нужно возвысить свой интерес от простого, невинного созерцания до внутреннего понимания того, что есть одно во всех, что необходимо для всего человечества — до понимания дара Святого Грааля... Парсифаль слишком слабо чувствует в себе общемировой интерес". 145(7)
Перейти к данному разделу энциклопедии
525. "Ни одна душа не находится в таком же положении, как другая. Поэтому и самый путь в сверхчувственные миры является для каждой души индивидуальным, т.е. таким путем, который в исходной точке берет направление в соответствии с данной душой". 138(6)
Перейти к данному разделу энциклопедии
733. "В обычном познании мы чувствуем себя как субъект и ищем объекты вне нас. В познании посвящения мы сами являемся объектом и ищем к нему субъект. ... В познании посвящения мы должны искать, как мы продумываемся в космосе". 305(20.VIII.1922)
Перейти к данному разделу энциклопедии
734. "Без отказа от обычного сознания никакой мистик не возможен". 129(7)
Перейти к данному разделу энциклопедии
870. "Этот переход в сверхчувственное, этот отказ от всего чувственного все же несет с собой и конкретное переживание. И именно в этом конкретном переживании чувствуется то, что я описал как превращение мышления как бы в наполняющий весь человеческий организм орган осязания, так что духовно человек чувствует себя как бы в выступающем в осязании новом мире, который, собственно, еще не является действительным духовным миром, а тем, что я бы назвал миром строящих сил или эфирным миром. Кто действительно хочет научиться узнавать эфир, должен познавать его таким образом. Всякое спекулирование об эфире, всякое понятийное обдумывание не ведет к действительному познанию эфира. В этом, можно сказать, осуществленном мышлении человек живет со своим эф.телом". И еще одним образом человек живет в эфирном мире. Воспользуемся сравнением, чтобы это понять. Если, скажем, отрезать палец, то он отомрет, — он лишь часть организма, не самостоятельное существо. "И именно так должен сказать человек о себе в тот момент, когда он в имагинативном познании стоит в мире. Он тогда больше не чувствует себя отдельным, индивидуализированным существом, но членом всего эфирного мира, всего эфирного космоса. И человек затем узнает, что индивидуальностью, личностью он делается только благодаря тому, что имеет на себе физ.тело. Физ.тело индивидуализирует; физ.тело — есть то, что делает человека отдельным существом". Стать индивидуальностью в духовном мире — это уже иной вопрос. 227(2)
Перейти к данному разделу энциклопедии
879. Имеет ли душа нужду в чем-либо отражаться, когда она желает вступить в духовное сознание? — Да, она в этом нуждается. Отражением, или опорой, ей тогда служат индивидуальные переживания, которые она имела вплоть до того момента детства, до которого может вспомнить себя. Все это: ощущения, мысли, страдания — теперь встает в виде внешнего образа сновидения, некой фата-Морганы. "Человек чувствует, как из представшего ему разрастается то, в чем отражается духовно-душевное. Тогда необходимо в духовно-душевном переживании, в инспирации — но не переступая порог смерти — быть способным выносить, вместо внешних физических впечатлений, вместо того, что дают органы чувств как материальную или субстанциональную основу переживаний, свою собственную жизнь. И из этого переживания поднимается, как на зеркальном диске, то, что можно воспринять духовно. Тогда узнают,
насколько хорошим или плохим зеркалом стали для духовного мира. ... Вместо того, чтобы собственное тело иметь в качестве инструмента восприятия, теперь имеют самость, воспоминание своей самости, свои переживания. Они должны в отношении сознания сплавиться с тем, что тогда переживают духовно, и отразить духовно переживаемое". Когда такое случается, то внутреннее является "как эфирное существо, которое все увеличивается, поскольку оно внутренне родственно всему духовному космосу. Чувствуют себя как бы высасываемым космосом. ... как если бы в жизни между рождением и смертью имелось что-то как бы свернутое в рулон сил физ.тела. В момент, когда в посвящении покидают физ.тело, нечто сохраненное из сил как физ. так и эф. тел, освобождается. И это освободившееся стремится затем распространиться в духовном мире, становится благодаря тому все менее воспринимаемым, и возникает опасность, когда таким
вот образом воспринимают духовно, что собственное Я, мысле-самость, растворится в духовном космосе и человек утратит себя, ибо после растворения зеркала больше ничего не остается. Этому противодействует физ.тело, пока имеет такую возможность". Его силы проявляются укрепленными, когда возникает такое духовное утончение, и возвращают Я назад, в тело. 63 с.156-158
Перейти к данному разделу энциклопедии
1258. "Если бы по меньшей мере четырежды двенадцать человек в ближайшее время мысль Михаэля ощутили бы в себе полностью живой, четырежды двенадцать человек, но которые бы не сами себя, а руководством Гетеанума в Дорнахе могли бы быть признаны таковыми... то тогда мы увидели бы свет, который через течение Михаэля и деятельность Михаэля в будущем распространится среди человечества". 238(11)
Перейти к данному разделу энциклопедии
860. "Если человек хочет продвинуться в ту область, где сплетается ткань снов, то он должен принести туда из обыкновенного мира то, что можно назвать укрепленным самосознанием, некий избыток Я, превышающий необходимое этому Я для физического плана". Этот избыток можно приобрести с помощью упражнений, данных в "Как достигнуть познания высших миров?". Если эта крепость не развита, то человек испытывает робость перед высшими мирами. 146 (4)
Перейти к данному разделу энциклопедии
861. "Хорошо, если при первых шагах посвящения в высшие миры человек научился строго отличать первый шаг от следующего за ним шага. В существенном это различие состоит в том, что человек научается наилучшим образом ориентироваться в высших мирах, когда с теми воспоминаниями, которые он берет туда с собой и которые напоминают ему мир чувств, не связывает представления о собственном физ. теле и своем образе. Опыт показывает ... чтобы приблизить первые шаги посвящения, внимание должно быть обращено на то, чтобы к связанным с воспоминаниями представлениям, которые появляются после перехода границы и прохождения мимо Стража Порога, не примешивалось созерцание физической телесной формы, но чтобы, наоборот, первые, связанные с воспоминаниями представления были в существенном таковы, чтобы их можно было объединить под общим обозначением морально-интеллектуальных ощущений самого себя. Первое, что надо ощутить, — это какую моральную оценку необходимо сделать самому себе, какие имеются в нас моральные и аморальные наклонности, живет ли в нас чувство правды или, напротив, поверхностное отношение к ней, и вообще, какова наша ценность как человека душевного. Это есть то, что обнаруживается в качестве первого переживания. ... Темна и мрачна сфера, в которую входят с чувством внутреннего несогласия; светла и ярка сфера мира, в которую входят, чувствуя удовлетворение собой". 138 (5)
Перейти к данному разделу энциклопедии
865. "В духовные миры ничего не взять с собой из того, о чем человек знает, что это он и есть. Он может взять в те миры то, о чем он ничего не знает в обычной жизни. Это сокрытые, лежащие в подосновах человеческой души элементы бытия..." "Из подоснов души извлекаются в сознательное бытие переживания, которые выходят на поверхность в виде как бы сгущенной, окрепшей душевной жизни. Эта сгущенная, укрепленная (с помощью медитации и концентрации) душевная жизнь, о которой в обычном состоянии сознания ничего, не знают, может перейти в духовный мир". "Необходимо при помощи медитации, концентрации и т.д. подготовить себя так, чтобы, перейдя через Порог в духовные миры, иметь силу удерживать в сверхчувственном воспоминании то, что было нами оставлено. ... при помощи сверхчувственного воспоминания, находясь в духовном мире, вспоминать то, что было нами оставлено. Кроме этих воспоминаний больше ничего нельзя брать с собой". 138(4)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|