BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Именной указатель





БЕРДЯЕВ

877. "Однажды с ним (Махом) произошeл такой случай. Он вошeл в омнибус и подумал: до чего же противный вид у того вон школьного учителя напротив! Затем он обнаружил, что видит самого себя в зеркале на стене омнибуса. Подобное же повторилось в другой раз у зеркальной витрины. Мах говорит: нет ни субъективных представлений, ни объективных вещей, а существует одно лишь содержание ощущений. И самому себе я дан как содержание ощущения. ... А понятия ... лишь средство экономии. Году в 1881-м или 82-м мне довелось слушать в венской Академии наук его доклад "Мышление по принципу наименьшей траты сил". И меня, совсем юнца, потрясло, что есть люди с таким радикализмом, что они не имеют никакого представления о том, что на пути мышления в человеческую душу входит первое провозвестие, первое откровение сверхчувственного; они настолько категорически отвергают понятия, что видят в них лишь результат человеческой душевной деятельности, направленной на экономию. И всe это у Маха и Авенариуса протекает в границах — поймите меня правильно — совершенно пристойного мышления". Оба отстоят от революционной мысли так далеко, как это только возможно. "И вот они становятся официальными философами большевизма!"
     Какой-нибудь дюжий позитивист мог бы всe это объяснить так: все интеллигенты среди большевиков вышли из Цюриха, а там учил Авенариус. Кроме того, учеником Маха был молодой приват-доцент Адлер (1876-1960), убивший в 1916 г. в Австрии министра-президента Штюргка. Может быть, сам Ленин многое воспринял непосредственно от него. "Но всe это не более, чем случайность. ... И то, чем так поражен Бердяев, а именно, что большевики избрали бравых бюргерских философов Авенариуса и Маха в качестве своих идеалов, это приводит нас (к тому) ... что жизненная действительность, наблюдаемая действительность, является совсем другой по сравнению с логической действительностью. Естественно, из самих Авенариуса и Маха не следовало, что они могут стать официальными философами большевиков. ... К действительности приходят только через исследование, проистекающее из самой этой действительности. В реальности действуют духовные существа. ... Ибо за кулисами бытия пребывают те духи, которые авенариусову и махову философию вводят по каплям в человеческое сознание, а будучи закапанной в человеческое сознание, она приводит, например, к большевизму. Логически здесь не вывести одно из другого. Но это может сделать действительность. ... Сегодня необходимо, чтобы люди однажды от обычного логического мелколесья, о котором ныне можно думать, что оно может дать понимание действительности, нашли переход к истинной действительности. ... Здесь я хочу указать вам на нечто такое, на что другой, игнорирующий Духовную науку, и внимания не обратит, сочтя всe фразой, второстепенностью. Видите ли, Мах позитивист, и радикальный позитивист, он приходит к выводу, что всe является ощущением. ... у нас нет никакого права разделять физическое и психическое. Стол вовне в том же смысле пребывает физически-психически, в каком и моe представление физически-психического, и понятия здесь присутствуют просто для экономии.
     Но у Маха мы встречаем и кое-что примечательное. Он иногда инстинктивно отшатывается от своего собственного мировоззрения. ... и, отшатываясь, он затем говорит: да, когда уяснил себе все достижения нового времени, то не имеет смысла говорить о том, что вне моего ощущения имеется что-либо ещe, или что мне следует различать физическое или психическое. Однако при всeм при том, когда я вижу стол, я всe снова и снова испытываю побуждение не только говорить об ощущении, но верить, что там вовне есть ещe что-то физическое. И опять-таки, когда я имею представление, ощущение, чувство, то я имею не просто восприятие, нечто происходящее, феномен, но я верю — хотя знаю, что, согласно учению, которое я создаю, это совершенно неправильно, — что внутри пребывает душа, а вовне объект. Что-то побуждает меня делать это различие. ... Иногда обстоятельства складываются так, что возникает вопрос, а не водит ли человека какой-то злой дух по замкнутому кругу? — И Мах заключает: я склонен думать, что это так.
     Я знаю, что многие люди пройдут мимо этого места, сочтя его просто фразой. Но это место симптоматично. ... Это ариманический дух водит людей по замкнутому кругу так, что они начинают думать как Авенариус и Мах. В отдельные моменты Мах и замечает этого ариманического духа. Это тот же самый ариманический дух, который теперь действует в большевистском образе мышления". 186(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1447. "Толстой явил собой односторонность, проявившуюся в полном заглушении внешней жизни. И как болезненно, как бесконечно болезненно ощущается то, что он является такой односторонностью. Подумайте о чудовищном контрасте между воззрениями Толстого, под властью которых находится большая часть интеллектуальной России, и тем, что в эти дни ползет к нам оттуда. О, это один из ужаснейших контрастов, какие только можно себе представить". 169(3)
     Бердяев исходит из одного предрассудка, который показывает, что он не имеет ни малейшего представления о том, "что русский Восток готовит для 6-ой послеатлантической эпохи. ... Он находит удивительным тот факт — а как русский философ он должен это знать, — что в России, в отличие от цивилизованного западного мира, когда дело касается философии, совершенно неправильный смысл вкладывается в то, что на Западе называют истиной. ... в России философскую истину принимают лишь постольку, поскольку она служит жизни, поскольку она нужна для непосредственного понимания жизни. Например, социалист интересуется философией постольку, поскольку надеется, что та или иная философия может оправдать его социализм. Также ортодоксальный богослов интересуется какой-либо философией иначе, чем западный теолог не потому, что философия содержит истину, а потому, что она может дать ему основание, оправдание его ортодоксальной веры и т. п. ... Постижение жизни, с точки зрения философии в настоящее время неправомерно, но в этом содержится семя будущего постижения". 186(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru