Главная
Предметный указатель
ПОСВЯЩЕНИЕ - см. также УЧЕНИК окк., ОПЫТ сверхч., ВОСПР.сверхч. — и свобода |
546. "Нужно хорошо подготовиться в физическом мире, желая проникнуть в духовный мир. Нужно действительно достигнуть всего того, что в принципе человек должен достичь в физическом мире, а именно: не предаваться инстинктам, в них —несвобода; не предаваться каким-либо автоматическим привычкам-правилам, которым человек так охотно подчиняется. Человек должен действительно прийти к сознанию своей свободы, прежде чем вступать в духовный мир. Те представления, что развиты в моей "Философии свободы", человек должен уже сделать в себе живыми, если действительно хочет взойти в духовный мир. Это ведь подчеркнуто и в "Как достигнуть познания высших миров?"." 206(13.VIII)
Перейти к данному разделу энциклопедии
551. "Эта способность (свободно) связывать и разделять представления, она прекращается со вступлением в имагинативный мир". Нужно научиться ценить свободу этого мира и сам мир. "Эту свободу мы научаемся особенно ценить тогда, когда мы ее развиваем как силу таким образом, как, скажем, воспоминания после смерти. Лишь когда в чувствах мы можем вернуться в земную жизнь, мы оказываемся причастными свободе и между смертью и новым рождением. Мы должны остаться связанными с земной жизнью, чтобы быть причастными свободе между смертью и новым рождением. ... не стой человек твердо на почве, на которой мы стоим в физической действительности, он не мог бы в здоровом состоянии войти в духовный мир". 206(13.VIII)
Перейти к данному разделу энциклопедии
О некоторых опасностях эзотерического праксиса и их преодолении 1098а. "Эзотерику нужно иметь доверие, — эту мысль он должен глубоко вписать в свою душу. Четыре опасности угрожают эзотерику, которые он должен преодолеть: 1. Первая опасность — материалистическая; она живет в физ. теле. Этой опасностью является физ. тело. 2. Ясновидческая опасность; она сидит в эф.теле. 3. Магическая опасность; ее приносит астр. тело. 4. Мистической опасностью является Я". Выражения типа: "я хотел сделать как лучше, но не получилось", — следует забыть. Вместо этого следует почувствовать весомость слов: "Я должен познать!" "В эзотерике значимо лишь деяние, лишь то,
что исполняется. В высших мирах неспособность — вина". "Материалистическая опасность состоит в том, что низшее "я" закрывает доступ к высшему; рост эгоизма. Ясновидческая опасность состоит в стаскивании высших миров вниз. Магическая опасность состоит в желании получать приказы. Из высших миров не приходит: "Ты должен!" Мистическая опасность возникает при смешении собственных вожделений с тем, что приходит свыше". 266-1, с. 422-423 Если эзотерик не может преодолевать в себе плохое настроение, то он подпадает власти неправильного духа тяжести. "Дух тяжести как таковой принадлежит к Иерархии Духов Личности; это он утром при пробуждении возвращает нас в физ.тело. ... и это хорошо для нас. Но среди духов такого рода существуют такие, которые переступают сферу своей деятельности и желают
действовать в области Духов Формы. Это они овладевают эф.телом эзотерика (действуют в Я), если он предается плохому настроению, и так обрабатывают его, что человек целиком впадает в ипохондрию. В физ.теле это ведет затем к заболеванию пищеварительного тракта". У экзотерика дух повседневности постоянно все приводит в равновесие. 266-2, с. 49 Если эзотерик не в состоянии преодолеть в себе тщеславие, то "...он подпадает власти Духов Света, но не регулярных, добрых, происходящих из сонмов Духов Мудрости, но таких, которые действуют в области Духов Движения. Добрые Духи Света имеют задачу вести человека вечером после засыпания в духовный мир, облегчать ему туда вход". Другие Духи света так влияют на его эф.тело — если он к тому же не желает познавать духовный мир, — что начинаются изменения даже в физическом мозгу.
Человек начинает страдать от спутанности мыслей, фантастичности, и даже может помешаться. И он может тогда вредить даже всему человечеству. 266-2, с. 50 Ложным Духам света подпадают в случае, "когда, например, человек начинает воображать себе, будто бы ему следует помогать человечеству, и он желает целиком открываться в любви, тогда как на самом деле им владеет вожделение без особого труда взойти наверх. Тогда являются эти Духи света, проникают в человека и приводят его к грезам и фанатизму, так что все представления в нем переворачиваются и делаются неистинными. Человек же думает, что он являет собой силу добра, что он способен улучшить мир". Исправить положение можно, преодолев вожделение быстрого развития и начав желать правильного развития в правильное время. 266-2, с. 53
Эзотерик начинает переживать, как изнутри приходит все то, что прежде предписывалось как нравственные нормы. Вследствие этого связь Я с астр.телом делается свободнее, а чувства — самостоятельнее. "Вследствие этого человек сначала может показаться менее моральным, чем обычный, средний человек, тогда как он старается освободиться от приходящих извне чувств и ощущений. Также и эф.тело постепенно делается свободнее; привычки, предрассудки отношения меняются и приходят в противоречие с тем, к чему нас принуждают, следуя духу времени и общепринятым понятиям. Что прежде мы считали истинным, оказывается ложным; человек легко приходит в конфликт с внешним миром". В физ.теле возникают ощущения, что может заболеть, где угодно, но старые лекарства перестают помогать.
Опасности от ослабления связей могут проявиться в пренебрежении к человеческим и мировым отношениям. Необходимо помнить о среднем масштабе. 266-2, с. 66-67 На пути вовнутрь нас может совсем плотно окутать мир вожделений, закрывающий от нас, подобно туману, дух. "Существуют силы, подступающие к эзотерическому ученику, чтобы сделать этот туман еще плотнее. Все плотнее становится он, если мы этому не противимся. Нам необходимо сжечь его, чтобы самим не погибнуть в огне наших вожделений. Если же мы этот туман не преодолеваем, не отталкиваем, не долбим его возрастающую благодаря люциферическим и ариманическим существам плотность, то мы, выражаясь оккультно, оказываемся в заключении. ... Это называют "оккультной темницей". 266-2, с. 150-151
"Если бы эзотерика стала вредить собственной свободе, то это было бы черной магией". "Если мы чувствуем ослабление сознания в нас или совсем теряем его, то это знак того, что тут вмешиваются злые силы; и чем сильнее переживание бессилия, тем больше сил жизни отнимают они у нас". Если подобное мы переживаем в медитации, то она тогда не усиливает, а ослабляет нас. Туть можно даже заболеть, постоянно чувствовать усталость, недовольство жизнью. "Ибо злые силы больше, чем обычных людей, любят развивающихся через медитацию, цепляются за них и стараются их погубить". 266-1, с.383, 461 Перейти к данному разделу энциклопедии
587. "Наконец, для ищущего важно принять в соображение "волю к свободе". Ею обладает тот, кто в самом себе находит опору и основание для всего, что он совершает. Столь трудно достижима она потому, что необходимо полное такта равновесие между раскрытием чувства ко всему великому и доброму и одновременным отклонением всякого принуждения. С такой легкостью говорят: воздействие извне и свобода — несовместимы. Но в этом как раз все дело, чтобы они совмещались в душе. Когда кто-нибудь сообщает мне что-либо и я принимаю это под давлением его авторитета, то я не свободен. Но я несвободен и в том случае, когда замыкаю себя перед тем добрым, что я могу получить таким образом. Ибо тогда на меня в моей собственной душе оказывает давление то худшее, что в ней есть. И при свободе дело заключается не только в том, чтобы я не находился под давлением внешнего авторитета, но прежде всего и в том, чтобы я не находился под давлением собственных своих предрассудков, мнений, ощущений, чувств. Не слепое подчинение воспринимаемому будет правильным, но: дать ему возбудить себя, воспринять его совершенно непредвзято, чтобы "свободно" признать его. ... На значение изложенных качеств было указано уже прежде при описании "цветов лотоса". Там было показано, какое отношение они имеют к развитию двенадцатилепесткового цветка лотоса в области сердца и к исходящему от него току эф.тела. Из сказанного выше видно, что задача их состоит главным образом в том, чтобы дать возможность физ.телу (духовно) ищущего обходиться без тех сил, которые обычно идут ему на пользу во время состояния сна и которые должны быть у него взяты ради развития. Среди таких воздействий развивается имагинативное познание". 12(1)
Перейти к данному разделу энциклопедии
588. "Внутренняя сила собирается не благодаря тому, что мы ненавидим принуждение, но благодаря тому, что мы добровольно, совершенно добровольно берем на себя принуждение". 264 с.67
Перейти к данному разделу энциклопедии
589. "Свобода от предрассудков личности, от сомнений и суеверий — вот признаки того, кто на пути познания достиг ученичества". 9(14)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|