BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - см. также ПСИХОСОФИЯ — и умирание

414. "Воля погружена в процессы роста и питания. Все, что активно протекает в нас как рост, род­ственно в то же время воле. Подходя внешне, телесно, мы имеем процесс роста, подходя внутренне, душевно — волю".
     "По сути говоря, можно совершенно точно видеть, что жизнь представлений является противоположным полюсом жизни воли, а рост — всей жизни в организме вообще".
     "В нас постоянно происходит процесс роста, а значит, и процесс обмена веществ; также постоянно от­падает отмирающая материя. Мы постоянно, когда думаем, наполнены такой отмирающей материей. Эту от­мирающую материю мы именно и воспринимаем, когда восходим к имагинациям. И наше мышление, наши пред­ставления связаны с отмирающей материей. ... Постоянно неорганическое выпадает из органического, и с этим отпадением связана жизнь представлений. Если процесс роста и обмена веществ становится чрезмерно активным, то жизнь представлений чахнет. Если преобладает процесс отмирания, то наши пред­ставления делаются все жестче, педантичнее".206 (14.VIII)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

423. "Вы — световые существа, вы не знаете, что вы — световые существа, потому что живете в све­те. И ваше мышление, которое вы развиваете, является жизнью в свете. И если вы рассматриваете мышле­ние извне, то вы видите один свет. ...Мироздание, увиденное изнутри,—это свет, увиденное извне — мысли. Человеческая голова изнутри — это мысли, увиденная извне — свет. ... свет и мысли суть одно и то же, но увиденное с разных сторон".
     "Прошлый мир, мир прошлого, умирает в мыслях, или, выражаясь иначе, — в свете. Это одна из миро­вых тайн. Мы смотрим в Мироздание. Оно пронизано светом. В свете живут мысли. Но в этом пронизанном мыслями свете живет умирающий мир. В свете мир постоянно умирает.
     Когда такой человек, как Гегель, рассматривает мир, то он рассматривает беспрерывное умирание мира. Люди, имеющие особую склонность к тонущему и умирающему, надломленному миру, оказывают­ся совершенно особенными людьми мышления. А в умирании мир прекрасен. ... Ибо в свете, в котором умирает мир, блистает красота мира. Мир не был бы прекрасен, если бы не мог умирать, и когда мир умирает, он светится. Так что из постоянно умирающего мира является красота. Так рассматривается мир качественно. Новое время, начавшееся с Галилея и др., рассматривает мир количественно".202 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1605. "До 14-15 лет, т.е. до половой зрелости, мышление еще не совсем мертво. Мышление здесь умирает. Живым оно вообще было только в доземном бытии. В два первых периода жизни оно приходит к уми­ранию. Совсем мертвым оно, с первой трети ХV в., становится у человека с половой зрелостью".217 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1808. "Когда развивается какой-либо мыслительный процесс и проникает в наше тело, то он порождает в нервах продукты распада. Но прежде чем он породит их, он отражается. В то время, ко­гда он переходит в тело и в телесную деятельность, он прежде отражается; вызывание этой деятельности есть отражение".
     "Мы слышим шум или звук. Вовне имеет место созвучие тонов. Оно входит в ухо. В слуховых нервах происходит процесс отмирания. И слышимое вами есть поэтому отброшенный тон, собственно, внутре­ннее эхо. Т.обр.,в наших повседневных переживаниях мы целиком заключены в мир отраженных образов, и наше собственное бытие воткано в этот мир отраженных образов".156 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Взаимодействие мышления, воления и Я. Минеральное

1868. "Человеческий организм живет так, что прежде всего он несет в себе органический процесс, который я здесь схематически представлю вам с помощью белого мела. Но внутри этого органического процесса мы видим повсюду неорганическую, безжизненную материю, которая не выделяется, но повсюду откладывается, что я нарисую здесь схематически с помощью красного мела (рис.). Вверху я дам красные штрихи особенно плотно, поскольку в головной организации человека оседает и остается лежать невыделенная безжизненная материя. Далее весь человеческий организм пронизан Я. Зеленым мелом я рисую это Я схематически. Внутри нашего организма Я приходит в соприкосновение с безжизненной отторгнутой материей. Оно пронизывает ее. Т.обр., в нашем организме, с одной стороны, Я пронизывает органический процесс, внутри которого мате­рия содержится как живая материя, но, с др.стророны, Я пронизывает и безжизненное, я бы сказал, минерализированное в нашем организме. Когда мы думаем, то постоянно совершается то, что возбуждается через внешние чувственные восприятия или также через воспоминания; Я определенным образом усилива­ется этой безжизненной материей и начинает в смысле внешних чувственных возбуждений или возбуждений, вызванных воспоминаниями, колебаться этой материей, начинает — я дол­жен сказать — в нас рисовать. Ибо это никакое не образное представление, но оно, вообще, соответствует реальности, когда Я неорганическую ма­терию использует так, как если бы я сейчас, если прибегнуть к сравнению, растер этот мел, затем обмакнул палец в эту пудру и стал бы им рисовать разные фигуры. Это происходит так, что Я раскачивает эту безжизненную ма­терию, усиливает себя ею и рисует в нас фигуры, которые, конечно, имеют иной вид, чем обычно рисуемое нами внешне. Но Я с помощью без­жизненной материи действительно рисует, кристаллизует, хотя и не в образе тех кристаллов, которые мы находим в минеральном царстве (красное). Что т. обр., разыгрывается в нас между Я и тем, что в нас становится минеральным, что как тонко-твердая минеральная субстанция выделяется в нас, — это и является там минеральным, которое лежит в основе нашего мышления. Инспиративное познание показывает процесс мышления, про­цесс представления, фактически, как деятельность Я совместную с минеральным в человеческом организ­ме. Это является точным описанием того, что я часто характеризовал абстрактно, говоря: когда мы мыслим, мы постоянно умираем".
     Рассматривая, с другой стороны, те процессы жизни, в которых материя не минерализуется, находится в живом процессе, мы приходим, я бы сказал, к материальному волевой деятельности. Во время сна Я удаляется из физ. тела. В волении Я выходит из определенных мест нашего организма. Это происходит потому, что в тех местах в определенный момент не то чтобы происходит минерализация, но, напротив, все ожива­ет. ... там разворачиваются волевые импульсы. Но Я при этом выталкивается. Я в минеральное втяги­вается; минеральным оно может манипулировать, но живым — нет, из живого оно вытесняется, как ночью во время сна оно вытесняется из всего физ. тела и находится вне его. ... Когда действует наша воля, мы частью нашего Я находимся вне себя. Мы вчленяем себя в силы, что проходят через мир. Когда я дви­гаю рукой, то я делаю это не благодаря тому, что происходит внутри организма, но с помощью сил, нахо­дящихся вне моей руки и в которые Я входит благодаря тому, что из определенных мест моей руки оно вытеснено. ... В то время как при мышлении человек вгоняется внутрь через отношение Я к минерализо­ванным частям человеческого организма, при волении — как во сне — он изгоняется вовне. И никому не по­нять воления, кто не постигнет человека как космическое существо, кто не выходит из границ человечес­кого тела и не знает, что человек в волении вчленяется в силы, лежащие вне его. Мы погружаемся в мир, мы отдаем себя миру, когда волим. ... Воля в нас представляет собой витализацию, распространение Я, вчленение Я в духовный внешний мир и действие Я на тело извне, из духовного внешнего мира".209 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru