Главная
Предметный указатель
ПРОЛЕТАРСКОЕ движение |
325. "Возьмeм представительные личности в отдельных нациях — в 1840 г. они находились в таком пункте развития, где рассудок стал в наибольшей мере теневой сущностью. Этот ставший теневым рассудок был затем кое-чем наполнен, и благодаря этому начала "светать" душа сознательная. Эпоха души сознательной началась в 1413 г., но до 1840 г. длился период еe подготовления. В Англии развитие идeт таким образом, что с 1000 г. до Р.Х. и до 1820 г. по Р.Х. вся жизнь там внутренне как бы стоит на месте. Внешне движение там начинается с 1770 г., когда древнейшее сталкивается с наисовременнейшим. С 1820 г., с 1830 г. в Англии становится необходимым закон. Для детей 12—14 лет запрещается рабочий день более 8 часов, ранее он достигал 12 часов. Развивается машинная техника, патриархальное отступает назад. Так Англия встречает 1840 г. Во Франции, унаследовавшей древнюю культуру души рассудочной, эта душа рассудочная в эпоху души сознательной достигает своей вершины во французской революции, когда внезапно из наивнейшего абстрактного выдвигается идеал: свобода, равенство, братство. Во Франции всe традиционно, всe унаследовано. Теневой рассудок требует абстракций, рода идеологии. Поэтому этот теневой рассудок ударяется тут же в свою противоположность: бонапартизм как государственно-социальный эксперимент. Всю первую половину XIX в. Франция проводит в экспериментах без цели, из которых видно, что теневой рассудок не в состоянии охватить реальные отношения. Всe остаeтся недоделанным, незаконченным, всe остаeтся наследием древнего романизма. Так подходит Франция к 1840 г. Италия сохранила часть души ощущающей при прохождении через душу рассудочную, потому там не дошли до абстрактных понятий французской революции, но искали переход от некоего древнего группового к индивидуальному человеческому сознанию. Италия вступила в 1840 г. так, что в ней под гнeтом Габсбургской тирании хотело вырабатываться индивидуальное сознание человечества. Интересен конгресс в Вене ("Святого альянса" в 1822 г. под руководством Меттерниха, в котором не участвовали Англия и Ватикан). Мы видим, как там от России и Австрии исходит, я бы сказал, род заговора против того, что должно принести современное сознание человечества. Конгресс, по сути, хотел ответить на вопрос: как уничтожить всe то, что хочет развиться как современное сознание человечества?" В остальной Европе, в Средней Европе небольшой круг людей пробивается к сознанию, что теперь в душу сознательную должно вступить Я (Гeте, Фихте). Но это был очень узкий круг. Достаточно сказать, что в 1852 г. редкий человек обладал экземпляром гeтевских сочинений. А последняя треть XIX в. была вообще малопригодной для правильного понимания Гeте, гeтеанизма. Всеобщее душеобразование в Германии шло значительно медленнее, чем в Англии. Англия дала быстро влиться материалистически-научно-технической жизни в свою патриархальную старую жизнь и образовать социальную структуру. Достигнутое в Англии затем перешло в Среднюю Европу. "Таким образом, если к 1840 г. англосаксонская нация уже претерпела преобразование отношений и уже с необходимостью восприняла душу сознательную, то немецкий народ продолжал спать и в сновидении пережил 1840 г., а затем проспал и время, в которое можно было построить мост между ведущими личностями и тем, что вставало из массы народа как пролетариат, который был затем захвачен социалистической доктриной и по этой причине попытался затем в 1875 г. насильственно, в радикальной форме прорваться к душе сознательной. Однако и это не было замечено, во всяком случае не было введено в какие-либо каналы, и об этом поныне судят вкривь и вкось". "В ещe большей степени проспал, естественно, Восток всe то, что возникло в 1840 г. Вы только подумайте о горсточке интеллектуалов в огромной массе приверженцев ортодоксального культа Востока, русского народа! И подумайте об усыпляющем действии Александра I, Николая I и всех других "I", которые следовали за ними!" 204(11) Перейти к данному разделу энциклопедии
557. "Человек тогда (в древне-персидскую культуру) не внешне, а инстинктивно стремился распознать в мире то, что он имел внутри как потребности; человек тогда не требовал никакой социальной структуры, которая позволила бы вовне познавать то, что внутри его жило как желания, инстинкты, потребности. Затем пришла третья послеатлантическая эпоха, египетско-халдейская. Здесь человек потребовал, чтобы одна часть его существа являлась ему как отражение во внешней социальной действительности, а именно та, которая связана с головой. ... осуществляется поиск теократического социального устройства, способного все стороны жизни пронизать теократически-религиозным принципом. Всe остальное оставалось ещe инстинктивным. Всe относящееся ко второму человеку, грудному человеку, человеку дыхания, а также обмена веществ, всe это оставалось инстинктивным. Тогда человек ещe не думал о том, чтобы каким-то образом смотреться в зеркало внешнего социального устройства. В древне-персидскую эпоху существовала только инстинктивная религия, ведомая посвященными заратустрианства. А всe, что развивал человек, было ещe внутренне инстинктивным. У него ещe не было потребности рассматривать вещи внешне, в отражении, в социальной структуре. ... Затем пришла греко-латинская эпоха. Здесь человек потребовал, чтобы внешне, в социальной структуре отразились два члена его существа: головной и ритмический человек, или человек дыхания, грудной человек. ... Фактически все теократические устройства имеют много общего с теократией 3-го послеатлантического периода, в том числе и католическая церковь. В 4-ой послеатлантической эпохе в дополнение к тому, что пришло из предыдущей эпохи, возникло нечто новое: внешнее учреждение, республика, такое учреждение, которое строило своe управление внешней жизнью на основе права и т.п. Человек требовал, чтобы два члена своего существа он не только носил в себе, но мог бы их видеть отражeнными извне. Вы не поймeте, например, греческую культуру, если не будете знать, что жизнь обмена веществ в ней оставалась инстинктивной, внутренней. Так что не требовалось еe внешнего отражения. Ведь она внешне отражается в экономической структуре, поэтому не требовалось никакого еe внешнего отражения. Тенденция же требовать для этого также и внешнего выражения впервые выступила начиная с XV в. христианского летоисчисления. ... в 4-й эпохе господствует стремление иметь вовне правовое, религиозное общественное устройство, но не более, чем инстинктивно, — экономическое устройство. ... Сегодня мы должны изучать трeхчленного человека, поскольку он развивает трeхчленный инстинкт: иметь во внешней структуре ... во-первых, духовную сферу, самоуправляющуюся, с собственной структурой; во-вторых, сферу безопасности и государственного управления, политическую сферу, которая, опять-таки, является самостоятельной; в-третьих, экономическую сферу, внешняя организация которой впервые потребовалась в наше время. Видеть человека реализованным в образе социальной структуры — это как инстинкт впервые выступает в нашей эпохе. Это является глубоким основанием того, что простой экономический инстинкт больше не действует, но тот экономический класс, который возник впервые, — пролетариат, стремится к тому, чтобы сознательно создать внешнюю экономическую структуру, как 4-я эпоха создала административную, правовую структуру, а 3-я ... теократическую". 186(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
632. "В двух областях в противоположном смысле развивались эти три потока. В Британской империи все развивалось так, что дворяне, буржуазия и пролетариат шли вместе, следуя одной общей тенденции. Это добрый старый дворянин, он понимает потребности буржуазной природы, а именно потребности материальной и финансовой природы буржуа, и старается прийти с этим в равновесие. Он не только благородный, но также и состоятельный, богатый человек в современном смысле. В одно и то же время он может иметь доходные статьи в промышленности и оставаться дворянином в добром старом смысле. Целым же управляют так, чтобы пролетарий на его предприятии не особенно отклонялся от того, чего хотят остальные. ... В новом немецком государственном образовании всe расходится (см.рис.)... Здесь промышленность слагается в большую индустрию, в самостоятельное течение. Старые дворяне образуют юнкерство ... пролетариат всe более становится врагом буржуазии и своей задачей ставит непримиримую классовую борьбу против буржуазии". 185-а(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
Пролетарское движение в действии
698. "Не забудем, что наихудшее случилось бы в том случае, если бы осуществилась иллюзия пролетариата о мировом господстве, ибо тогда пришлось бы опять преодолевать это господство. ... Что будет происходить в тех районах, где пролетариату дастся господство? ... а то, что происходит в России: придется укокошить столько людей, сколько большевики укокошили в России. Все эти идеи годятся для того, чтобы заниматься грабежом, пожирать старое и ничего не создавать нового. ... Для примера возьмeм один факт: в 1917 г. государственная касса России имела приход 2852 млн.рублей, в этот несчастный 1917 г. — 2852 млн. рублей. Ворвался большевизм. Он занялся грабежом, государственный приход в России в 1918 г.: 539 млн.рублей! Примерно 1/5 прошлогоднего прихода. ... О подобных вещах не следует судить кое-как, но их следует рассматривать в связи с тем, как протекает объективный ход событий в человеческой истории под влиянием этих фактов. Если бы такой социальный строй распространился, люди пришли бы к нулю, к ничто. Но прежде, чем наступит это ничто, из подсознания людей то там, то здесь выступит реакция, и к распространяющемуся пролетаризму, пронизанному марксизмом, должно, опять-таки, из разных центров, примешаться то, что в вере, в импульсах, или также в иллюзиях, или, собственно, в глупостях люди готовили столетиями, а то иногда и тысячелетиями. Это примешается не в том облике, какой оно носило в прошлом, но в преображенном облике. Поэтому об этом необходимо знать и быть в состоянии правильным образом его оценивать". "Не правда ли, можно согласиться, например, с тем, что династия Гогенцоллернов как таковая больше не всплывeт. Но чувства людей, при которых могла жить династия Гогенцоллернов, эти чувства людей продолжают жить дальше, маскируясь в другую форму. Или не так уже невероятно, что при этом до определeнной степени, возможно, имеется воля Антанты, чтобы злосчастная династия Габсбургов вновь как-либо возникла. Но речь идeт не о том. Чувства, которые были в состоянии в человеческих сердцах поддерживать династию Габсбургов, они будут жить дальше. Они, конечно, не намереваются снова восстанавливать эту династию Габсбургов, но они будут соучаствовать, эти самые чувства, в той реакции против пролетаризма, о которой я говорил; в совершенно другой форме они выступят вновь. Почему и необходимо выступающее из различных центров видеть насквозь здоровым суждением. При этом важно видеть отношения взглядом, направленным сквозь действительность. Факты как таковые не имеют цены. ... Они еe получают, когда сплетаются с правильными суждениями". "Что ныне является социальным мышлением также и пролетариата, — это может вести только к разбою, к разрушению. Дело в том, что социальные вопросы, когда их берeт пролетариат, принимают такой образ, что пролетарское чувство далеко отстоит от спиритуальности. Однако спиритуальность должна быть туда введена. И хотя внешне видимым образом они далеко отстоят одно от другого, внутренне они взаимосвязаны: пролетарская воля и спиритуальность. Пролетариат сегодня отбивается руками и ногами — ибо в этой борьбе голова не особенно присутствует — от спиритуальности. ... но без спиритуальности он ничего не достигнет". 185-а(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
699. "Каждое пролетарское собрание заканчивается лозунгом: "Да здравствует интернациональная революционная социал-демократия!" Только подумайте, какой колоссальной суггестивной силой обладает повторяющееся из недели в неделю действие этих слов на пролетариев, как единое сознание пронизывает массы, так что всякая свобода мысли, само собой разумеется, исключается. ... Развивается униформированное классовое сознание". 189(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
708. "Всe, что пролетариат создаeт как трудности для человечества, что выступает в человечестве как трудности благодаря пролетариату, всe это указывает на будущее, создаeт будущую карму, должно будет выноситься человечеством в будущем". 185-а(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
|