Главная
Предметный указатель
ПРОПАГАНДА |
1189. "Подумайте однажды над тем, каким образом в России велась пропаганда, чтобы в последние два десятилетия постепенно подготовить низвержение царизма. В этой порабощенной, закабаленной России открыто заниматься пропагандой, естественно, было нельзя, все пропагандистские тексты там конфисковывались полицией. Говорить там также нельзя. И тем не менее в сравнительно короткий период с 1900 по 1904 г. в России появилось 60 млн. антицарских текстов. Из этих 60 млн. лишь 20-25% было изъято полицией. ... так была подготовлена большая часть народа к свержению царизма ... но почему была конфискована только четвертая часть тех текстов? — Потому, что ведущие руководители агитации пришли к чему-то совершенно особенному, что ныне имеет колоссальное значение, но о чем люди сегодня не хотят ничего знать. ... Если же это увидеть в ариманическом смысле, как его видят руководители, то оно может действовать с огромной силой. Эти руководители открыли, что есть вещи, которые следует облечь в определенные слова, и они начнут по-разному действовать на крепко верящего в царя полицейского и на человека из народа. Одно и то же предложение, если его сказать определенным образом, делает полицейского кротким как ягненок, а при иных обстоятельствах станет действовать среди народа ужасно социалистически. Конечно, такие тексты не пишут так, как те, которые теперь пишут в Швейцарии, и их конфискуют. Поступают иначе: распространяют книгу или брошюру о ботанике, о растениях, которая лишь благодаря тому, что она составлена особым образом, в нужном смысле чрезвычайно эффективно подготовляет души. Таким вот путем в России в 1917 г. действительно была подготовлена революция. Проникнуть в тайну, что сказанное в одном случае действует так, а в другом иначе, —бесконечно важно. Конечно, это внимательно изучалось, и изучения, производимые в этой области, чрезвычайно характерны для нашего времени. Они представляют собой то, что с наибольшей злостью восстает против всего, что духовнонаучно входит в мир. Я, например, не могу представить себе, что есть нечто, ощетинивающееся в большей мере против праэлементов духовного, чем такие книги, как те, что написаны Николаем Рубакиным*, который пытается совершенно по-новому, но так, что это особенно противостает живому Духовной науки, изучать человеческую душу, так что некоторым образом фиксируется (космическая. — Сост.) интеллигенция, как она действует и как активность интеллигенции может быть выключена из действия. Стремление такого человека считается с тем, что в наше время все хочет совершаться интеллигентно, но не следует повсюду действовать путем усиления субъективной интеллигенции. Поэтому он предпринял следующее. В колоссальном объеме он организовал изучение читателей. Он исследовал, какие книги они любят больше всего, что в этих книгах особенно действует на них, что в этих книгах оказало на них влияние. Вопросы читателям ставились таким образом, что совершенно исключалась симпатия и антипатия к книгам; в рассмотрение входило только объективное действие интеллигенции. В своем исследовании он так расчленял читателя, что лишь путем постановки вопросов вскрывалась суть дела; и он проникал в их души глубже, чем это могли сделать сами читатели. С другой стороны, через тысячи и тысячи случаев путем такой рафинированной постановки вопросов анализировалось восприятие людьми появляющихся книг. При этом не принималось в расчет, какая это книга: математическая, ботаническая, политическая, социалистическая или анархическая. Содержание менее принималось в расчет... Пытались твердо установить, как действует книга: через красоту ли предложений, или через проступающий в изложении темперамент автора, или благодаря степенности изложения; т. е. изучались одни только свойства, через которые познавалась объективно действующая интеллигенция, познавалась статистически в книгах. Все было направлено к тому, чтобы познать действующую в столетии интеллигенцию в ее излиянии и ее восприятии. А если такое знание до определенной степени получено, то тогда можно написать книгу о планете Юпитер, а она будет действовать ужасно революционно, или даже о правой передней ноге майского жука, а она будет служить той же цели, что и книга о Юпитере. Ибо дело тогда заключается не в том, что говорят, но как говорят, поскольку знают, как интеллигенция объективно действует в людях, но чего сами они не сознают. Действуют не только субъективно, как, например, при счете, когда выключают собственную интеллигенцию, но действуют в том, что господствует как интеллигенция; не в том, что эта интеллигенция развивает от человека к человеку, но в том, что целиком исключает субъективную интеллигенцию". На этом основании можно создать институт, и он будет вести революционную пропаганду. Такое стремление существует в современности. Хотят в век интеллигенции вытолкнуть человека из интеллигенции. Не хотят, чтобы человек сознательно, современным сознанием воспринимал спиритуальный мир. Люди, подобные Рубакину, хотят вылезти из собственной кожи, т. к. внутри ее протекает живое, а они не хотят иметь с ним дела. Они любят разобъективировать собственную интеллигентную сущность, оказаться рядом с самими собой и переживать, как через них проходит волна интеллигенции, но не пользоваться ею лично! Этого, собственно, хочет и Духовная наука: знания, не замкнутого в пределах кожи. Но воспринимать знание следует здоровым человеческим рассудком. Не следует освобождаться от тела, чтобы приобрести знание, которое действует в мире независимо от действий тела. "Такова задача, а то первое есть ее карикатура". 187(8)
________________________________________ *Н.А.Рубакин (1862-1946), известен как книговед. С 1907 г. жил в Швейцарии. С 1930 г. жил как пенсионер в Москве; там же и похоронен. Перейти к данному разделу энциклопедии
|