BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ПРОСТРАНСТВО — и время - см. также отдельно

Пространство и время

545. Ребенок рождается из времени в пространство. "От Солнца пришло это Существо, Существо Христа.
     Мы смотрим теперь на Солнце и говорим себе: глядя на Солнце, мы должны видеть в солнечном све­те сокрытым от пространственного время. Во внутреннем Солнца находится время. И из этого, ткущего во внутреннем Солнца, из времени пришел Христос в пространство, на Землю. Что принес Христос на Землю? Христос принес на Землю то, что из внепространственного соединилось с Землей, что пришло извне. ... Из этого следует, что человек только тогда правильно смотрит на Солнце, когда, глядя на Солнце духовно, покидает пространство и считается только со временем. Солнце излучает не только свет, но само про­странство. И когда мы смотрим на Солнце, мы смотрим на него из пространства. Поэтому Солнце — исклю­чительная звезда; благодаря ей человек смотрит за пространство. Но из этого "за-пространства" пришел Христос к людям. Человек, до того как Христианство было через Христа основано на Земле, уже очень долго пребывал в Ex deo nascimur. Он сроднился с ним. Он полностью потерял время. Он целиком стал пространственным существом.
     Сознанием современной цивилизации мы с трудом понимаем древние предания, поскольку они повсюду считаются со временем, а не с пространством, считаются с пространственным только как с придатком временного.
     Затем пришел Христос и снова принес людям временное. И когда человеческое сердце, человеческая душа, человеческий дух соединяются с Христом, то они снова обретают поток времени от вечности до вечности. ... И если люди, выходя из пространства (умирая), не хотят также умирать и душой, то они должны умирать во Христе". Они должны к Рождественской мысли добавить Пасхальную мысль: Jn Сhristo morimur. "Земля содержит подкосмическое в физическом, космос имеет сверхфизическое в Самодуховности.
ЗемляКосмос
ФизическоеПодкосмическое
ЭфирноеЭфирное
АстральноеАстральное
СверхфизическоеСамодуховное

     Физическая наука говорит о движении Солнца. Она может это делать. Ибо внутри пространственного образа, который нас окружает как космос, мы можем видеть определенные явления, что Солнце находится в движении. Но это лишь вторгающееся в пространство отображение движения Солнца. А если говорит: о действительном Солнце, то это полная бессмыслица, что Солнце движется в пространстве. Ибо про­странство излучается Солнцем! Солнце излучает не только свет, но и пространство. И движение самого Солнца лишь внутри пространства является пространственным; вне пространства оно лишь временное. И то, каким здесь кажется Солнце, что оно спешит к созвездию Геркулеса, — это лишь отображение вре­менного развития солнечного существа.
     Да, своим интимным ученикам Христос сказал: взгляните на жизнь Земли — она родственна жизни космоса. Пока вы смотрите на Землю и окружающий космос, то это Отец оживляет Мироздание. Бог Отец — Бог пространства. Я же возвещаю вам, что Я пришел сюда от Солнца, от времени — от времени, к которому человек приобщается, когда умирает. Я принес вам Меня Самого из времени. Воспримите Меня, и вы вос­примите время и не подпадете пространству. Но для этого вам нужно найти переход от одной троичнос­ти: физическое, эфирное, астральное, — к другой троичности: эфирное, астральное и Самодуховность. Самодуховность столь же мало можно найти в земном, как физически-земное в космосе. Но Я принес вам от нее весть, ибо исшел от Солнца.
     Да, Солнцу присущ троякий аспект. Если человек живет внутри Солнца (после смерти) и смотрит с Солнца на Землю, то он видит физическое, эфирное, астральное. Если же он смотрит на то, что находится в самом Солнце, то вынужден ... постоянно видеть физическое. Если же он смотрит в противоположную сторону, то видит на другой стороне Самодуховность. Человек колеблется между физическим и Самодуховностью. Стабильным остается в середине эфирное и астральное. А когда человек смотрит в Мироздание, то земное исчезает полиостью. Остаются эфирное, астральное и Самодуховность. Это откроется вашему взору, когда вы придете в солнечное время между смертью и новым рождением. ... Но Христос принес весть, что когда пространство будет преодолено и человек познает Солнце как творца пространства, почувствует себя в Солнце, через Христа почувствует себя внесенным в живое Солнце, тогда физически-земное исчезнет и останется эфирное и астральное. Эфирное оживает и больше нет его как небесной синевы, оно предстает как светло-красное блистание космоса. И из этого светло-красного блистания звезды не являют себя (взгляду), но прикасаются к нам своим исполненным любви действием. И человек может почувствовать себя, если действительно войдет во все это, стоящим на Земле и сбрасывающим физическое; и тогда остается эфирное, которое пронизывает его, излучаясь вовне как лилово-красноватое; звезды — это не блистающие точки, а излучения любви, подобные человеческо­му поглаживанию с любовью.
     И когда человек это ощущает—Божественное в себе, божественный огонь, как сущность человека, пылающим из него самого, когда человек чувствует себя в эфирной Вселенной пореживающим явление ду­ха в астральном миро-излучении, тогда это выносит из человека наружу внутреннее переживание духовно-лучащегося, к чему человек призван во Вселенной.
     Когда те, кому Христос это возвестил, достаточно долго пронизывали себя такими мыслями, то они восприняли действие этих мыслей в огненных языках праздника Пятидесятницы. Здесь они ощутили умира­ние через отпадение, через истечение по каплям физического Земли, но здесь они также ощутили: это не смерть, но для физического Земли Самодуховность восходит в Универсум: Per spiritum sanctum reviviscimus".236 (17)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

545а. Человек живет в пространстве, но само оно есть "творчески порожденное". Оно было сотворено "...до того, как началась работа и действие высших Иерархий; оно предшествует им". Оно есть порождение Божественной Троицы. "Но действие Иерархий в нашем мире ограничено пространственно; как и человека".324а, с. 124
     Подвижная точка образует линию, подвижная линия — плоскость. "Позволим двигаться трехмерному пространству и мы получим рост (развитие). Так время проецируется в трехмерное пространство: как движение, рост, развитие. Если сделать время живым в себе, то возникнет ощущение".324а, с.98-99


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     503
. "Рождественское Собрание для основания Всеобщего Антропософского Общества не может иметь свое содержание лишь в том, что в ходе его пережили собравшиеся в Гетеануме члены. Лишь, если повсю­ду, где любят Антропософию, в будущем станут ощущать: через исполнение того. что было возбуждено на этом Собрании, пришла новая антропософская жизнь, — это содержание будет действительно существовать. Но если бы такового не стало происходить, это Собрание не исполнило бы своей задачи. Так говорят чувства тех, кто в нем участвовал ". с.38
     "Рождественское Собрание для основания Всеобщего Антропософского Общества свое содержание может иметь не единственно лишь в том, что пережили собравшиеся во время его члены. Только если повсюду, где живет Антропософия, в будущем станут ощущать: это благодаря исполнению того, побуждение к чему было дано на том Собрании, пришла новая антропософская жизнь, — это содержание будет там поистине жить. Если подобного (ощущения) возникать не будет, то это означало бы, что Собрание своей задачи не исполняет". Рождественское Собрание не является чем-то замкнутым, в него постоянно должно втекать содержание благодаря тому, что будет происходить в А.О. в дальнейшем. Оно также не носит характер просто очередного собрания; на нем произошло нечто, "пришедшее из самого духовного мира. Была предпринята попытка покончить со всем, что составляет суть союзов, и позволить духу сиять сквозь каждое отдельно произведенное действие". Но у духа свои законы. И если Собрание не будет принято как отличное от других, то дух его от него отойдет и станет искать применения в других мирах, а не где-либо еще на Земле. с.91-92
     "Благодаря Мистерии Голгофы историческим событием стало то, что прежде могло быть явлено чело­веческому восприятию лишь в образе. Вместе с этим образом взгляд человека направлялся в космос, т.е. в пространство. И за этим его направлением стояли переживания посвященных в Мистериях. ... с основанием Христианства место пространства заступило время. Душевный взгляд может быть на­правлен на то, что совершилось на Голгофе. Что прежде искали вне Земли, теперь может быть найдено непосредственно в земном свершении. Мистерии древности утратили свой солнечный блеск перед сияющим челом Голгофы. Они обрели в Ней свое исполнение.
     Всматриваться во всемирноисторическую судьбу древних Мистерий составляет смысл праздника Пасхи, который для современного человечества выражает собой закат старого и восхождение нового; смысл это­го праздника Пасхи надо углублять. Стремясь к этому углублению, Антропософия благодаря этому прони­зывает саму себя мыслью о воскресении и становится вестницей воскресения. Воскресение из идеи пре­вращается в дело сердца". Празднование Пасхи становится импульсом дальнейшего развития Рождествен­ского Собрания". с.225-226
     Я хочу указать на один исключительно значительный факт. "После Рождественского Собрания ду­ховный импульс, которому надлежит нисходить из спиритуальных миров в том случае, если дальнейшее развитие антропософского Движения будет идти правильным образом, возрос, так что антропософское Движение после нашего Рождественского Собрания могло становиться все эзотеричнее и эзотеричнее, и так останется это и впредь". И есть надежда, что силы союза, установленного благодаря Рождествен­скому Собранию с добрыми духовными силами, смогут преодолеть мощные враждебные демонические силы, использующие земного человека в своих целях. с.236
     Когда происходило Рождественское Собрание, то через зал совершенно реально проходила дилемма: будет ли и дальше возможно черпать знания из духа или их источник закроется и в антропософском Движении наступит кризис. "Ныне надлежит сказать: в духовном мире принято решение, чтобы как раз после того Рождественского Собрания источники духовного мира были открыты еще больше, чем прежде, благодаря чему имеются основания, если они будут правильно поняты Обществом, для существенного уг­лубления антропософского Движения". 37 с.325


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     775
. "Если мы устали после колки дров, то в тех местах духовного организма, которые мы называем цветами лотоса ... появляются излучения. Это выступает здесь как результат; но он не достигает че­ловеческого сознания... Сознания достигает то, что его притупляет, поэтому оно не воспринимает в себя духовного результата усталости. ... Это можно понять лучше, если, вникая в духовность этого излучения, рассмотреть действие, спроектированное на моральное суждение. Представим себе, что мы не просто колем дрова, но делаем нечто такое, что подлежит моральной оценке. Такая моральная оцен­ка обычно охватывает узкий круг жизни. Но она имеет и иное значение. Все, что бы человек ни делал, имеет ценность во всем ходе развития человечества. Это суждение о ценности поступка для развития человечества человек столь же мало постигает познанием, как и действия своей судьбы. Но эта оцен­ка не проходит через его существо как через сито, она излучается вовне через цветы лотоса. Подсоз­нательно человек постоянно упражняется в оценке каждого отдельного поступка. Вы можете быть анге­лоподобным существом и творить всем людям добро: в своем подсознании вы судите о ценности подобно­го образа действий для всего развития человечества, и именно очень объективно, и эта оценка часто не совпадает с той, что возникает в верхнем сознании. Или вы можете быть вором — я, естественно, ничего при этом не имею в виду, — и тогда вы судите, совершая кражу, совершенно объективно с точки зрения ценности этого поступка для всеобщего развития человечества. И неизбежно вы излучаете это через цветы лотоса. Как суждение нашей судьбы, проходя через голову, словно через сито, удержива­ется нашими руками (мышление рук подсознательно, это мышление самой судьбы), так с помощью нашей астральной организации цветов лотоса из нас выводятся наши суждения о наших поступках, в том числе и о мысленных деяниях; как сияние они излучаются через систему цветов лотоса. И это сияние идет далеко. Оно не остается в пространстве и переходит во время. Потому-то и трудно представить себе цветы лотоса, что они постоянно в движении, постоянно производят переход во время. Здесь про­странство действительно становится временем".
     "Сегодня вы, например, как сорокалетний человек совершили некий поступок; ваша жизнь затем идет далее, к 50-ти, к 60-ти годам, затем через смерть в бытие между смертью и новым рождением. И когда вы проходите через то бытие, то шаг за шагом вы вступаете в то, что на протяжении земной жизни из­лучали ваши цветы лотоса. Вас тогда постигает все, что вы излучили в будущее".
     "Благодаря тому, что человек сложен вертикально (животное — горизонтально) и своим собственным аппаратом сознания покоится на себе, как на собственной земле, благодаря этому на месте цветов ло­тоса удерживается то, что исходит от его земного странствия в широком смысле этого слова. Здесь это удерживается, преломляется под прямым углом и отсылается в жизнь". 181(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru