Главная
Предметный указатель
ПРОФЕССИЯ — и карма |
От соматики к эстетике
1909. "Если физ. тело слишком слабо, чтобы противостоять (атавистическому) видению, то наступает бессилие. Если физ. тело достаточно сильно, чтобы противостоять ему, то это последнее слабеет. Оно тогда утрачивает характер, в силу которого оно лжет, будто бы оно подобно вещам или процессам чувственного мира; ибо так лжет видение, из-за чего человек заболевает. Если физический организм достаточно силен, чтобы победить склонность атавистического видения ко лжи, то наступает следующее: человек становится достаточно сильным, чтобы встать в отношение к миру, подобное тому, которое было на др. Луне, и те взаимосвязи приспособить к современному организму. Что это означает? Это означает, что человек свой круг Зодиака с 12-ю сферами чувств внутренне несколько изменяет. Он изменяет его так, что в этом круге Зодиака с 12-ю сферами чувств начинают разыгрываться в большей мере жизненные, чем чувственные процессы, или, лучше сказать, разыгрываются процессы, которые хотя и ударяют по чувственным процессам, но в сфере чувств превращаются в жизненные процессы, т.е. чувственный процесс извлекается из мертвого, которое он сегодня имеет в себе, и переносится в живое, так что человек видит, но в видении в то же время живет нечто такое, что в ином случае живет только в желудке или на языке. ... Процессы чувств приходят в движение. Их жизнь возбуждается. Это должно происходить спокойно. Тогда органам чувств приживляется нечто из того, что сегодня в такой степени имеют только жизненные органы...". "Жизненные органы внутренне пронизаны большой силой симпатии и антипатии. ... и это вливается теперь в органы чувств. Глаз не только видит красное, но ощущает симпатию или антипатию к цвету. ... Орган чувств вновь становится неким образом сферой жизни. Жизненные процессы также должны тогда измениться. И это происходит так, что жизненные процессы проодушевляются в большей мере, чем это происходит в земной жизни. Происходит так, что три жизненных процесса: — дыхание, согревание и питание, — соединяются и одушевляются, выступают душевно. При обычном дыхании человек вдыхает грубый материальный воздух, при обычном согревании — воспринимает тепло и т.д. Теперь же наступает некий род симбиоза, т.е. жизненные процессы образуют единство, когда они проодушевляются. ... Внутренне в человеке объединяются: дыхание, согревание и питание — не грубое питание, но нечто, чем является процесс питания; процесс протекает, но человек не нуждается при этом в еде, и он протекает не один, как во время еды, но вместе с другими процессами. Соединяются также и четыре других жизненных процесса ... и образуют более одушевленный процесс. ... И тогда вновь могут соединиться две партии, но так, что не просто все жизненные процессы действуют совместно, а взаимодействуют, например, по три, по четыре, три взаимодействуют с четвертым. Благодаря этому возникают — наподобие, но не так, как это теперь имеется на Земле — душевные силы, имеющие характер мышления, чувства и воли: их также три. Но они другие. ... Они в большей мере — жизненные процессы, но не столь обособленные, как жизненные процессы на Земле. Процесс, который здесь происходит в человеке, очень тонок, интимен, когда человек выносит это как бы погружение в лунное прошлое, когда возникает не видение, но нечто подобного рода, тонкое подобие некоего рода постижения, где чувственные сферы становятся жизненными сферами, жизненные процессы — душевными процессами. Постоянно пребывать в таком состоянии человек, конечно, не может, ибо тогда он оказался бы непригодным для Земли... но когда наступает нечто подобное, то наступает... эстетическое творчество ... эстетическое наслаждение. Истинно эстетическое поведение человека состоит в том, что органы чувств некоторым образом оживляются, а жизненные процессы проодушевляются. Это очень важная истина о людях, ибо она поможет нам многое понять. ... Особенно те чувства, которые по преимуществу служат физическому плану, переживают большие изменения, когда они в некотором роде наполовину отводятся назад, в лунное бытие — в чувство Я, чувство мышления, грубое осязание". В переживании, например, живописи участвуют зрение, чувство тепла, вкуса, обоняния. Происходит некий симбиоз, но не в грубой форме. "Когда вы наслаждаетесь живописью, то происходит тонкий имагинативный процесс в том, что лежит за языком и принадлежит к чувству вкуса, к языку и принимает участие в процессе зрения. ... Художник пробует краски глубокими душевными чувствами. Нюансы цветов он обоняет, но не носом, а тем, что происходит при каждом душевном обонянии глубоко в организме. Так происходят взаимоналожения сфер чувств, когда они переходят более в процессы жизни, в область жизненных процессов". "Поэзию мы переживаем, воспринимаем с помощью чувства речи ... но кроме речи на поэзию может быть направлено проодушевленное чувство равновесия и проодушевленное чувство движения". "При слушании музыкального произведения четвертый жизненный процесс (разъединение) заходит так далеко ... что это уже не принадлежит эстетическому, ибо разъединение доходит до физического разъединения. Конечно, до физического разъединения это не должно доходить, процесс же должен протекать душевно, но как процесс, лежащий в основе физического разъединения. А во-вторых, разъединение не должно наступать для себя, но вся четверка — всё душевно — должна соединиться вместе: разъединение, рост, удержание и воспроизводство. Также и жизненные процессы становятся душевными". Аристотель говорит о катарсисе, возникающем через переживание трагедии. "Лишь тот поймет это правильно, кто поймет... тот медицинский, полумедицинский смысл, который Аристотель вкладывал в это слово. Поскольку жизненный процесс становится душевным процессом, то для эстетического восприятия это означает, что впечатление от трагедии, процессы трагедии действительно доходят до телесного, возбуждая там процессы, обычно сопровождающие жизненные процессы страха и сострадания. И происходит просветление, т.е. эти жизненные аффекты в то же время проодушевляются через трагедию. Все душевное жизненного процесса заложено в этом определении Аристотеля". "Что Шиллер называет освобождением необходимости разума от затвердения (Письма об эстетическом воспитании) — это живет в оживлении сферы чувств, которые, опять-таки, сводятся до жизненных процессов. А что Шиллер называет одухотворением — лучше бы ему сказать "одушевление" — естественных потребностей — это живет тогда, когда жизненный процесс действует как душевный процесс. Жизненный процесс становится душевнее, процесс в чувствах — живее. Таков тот истинный процесс, который — только более в абстрактных понятиях, в понятийном плетении — находится в эстетических письмах Шиллера, каким он мог быть в то время, когда человек в мыслях еще не был достаточно крепок спиритуально, чтобы взойти до области, где дух живет так, как этого хочет видящий. ... (где) дух пронизывает материю и нигде не натыкается на нее...".170(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
Карма профессий
1189. "Идущая вперед карма, идущие вперед нити судьбы касаются более человеческого внутреннего, чем внешней или внутренней профессии (внутренняя прфессия, например, у художника) человека; они более касаются внутренних душевных сил и душевных сопротивлений, моральных связей, которые, в конце концов, заявляют о себе в каждой внешней и внутренней профессии".238(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
1190. "Человек вовлечен определенным образом в социальный строй жизни. Своей кармой он приведен к той или иной профессии. И ни одна из них не может быть обозначена как прозаическая или поэтическая... что человек исполняет внутри социального строя, является зародышем того, что имеет значение не только для нашей Земли, но будет развиваться дальше, когда Земля будет проходить через состояния Юпитера, Венеры, Вулкана".172(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
1191. "Большая часть того, что обусловливает облик человека: короткая или длинная фигура, походка твердая или танцующая, короче, все связанное с телесным ... происходит из кармического действия профессии в предыдущей инкарнации". "Эф. тело действует образуя — ибо то, что как осанка выступает в физ. теле, в подаче себя, происходит из эф. тела, — а астр. тело действует преобразуя. Через игру обеих сил, поистине со злостью борющихся друг с другом, выражается многое для действия кармы профессий". Род и образ, какими мы, согласно нашей карме, вступаем в связь с новыми людьми в жизни, зависят от первого и четвертого в их взаимосвязи. Это, опять-таки, восходит к нашим жизненным взаимосвязям в предыдущей жизни. Род и образ, какими мы находим трудовые, профессиональные жизненные взаимосвязи, зависят от второго и третьего и их двустороннего взаимодействия".172(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
Карма профессий
646. "В профессиональной жизни выражена необходимость развивать отношения, имеющие космическое значение именно благодаря тому, что профессиональная жизнь до некоторой степени отделена от человеческих импульсов. — И некоторые могли бы сказать, что встаeт печальная перспектива относительно будущего. Человеку придется всe больше вживаться в однообразную работу. ... Но такой вывод был бы ложным. ... Подумайте о том, как в мире выравнивают полярные противоположности. Положительное и отрицательное электричество производят действие при их противоположении; они необходимы друг для друга. ... Нечто подобное лежит в основе того, о чем мы говорим. Это должно быть так, чтобы в профессиональной работе, отделeнной от человека, создать первые космические задатки для далеко идущего мирового развития. Ибо всe происходящее в мировом развитии находится в связи с духом. И в том, что мы в физической или в т.наз. гуманитарной работе создаeм внутри профессии, — в этом лежит исходный момент для воплощения духовных существ. В земном эоне это духовные существа элементарного рода... четвeртой ступени. Но они станут существами третьего рода, когда придeт развитие Юпитера и т.д. Наша работа, когда она совершается в объективном профессиональном процессе, отделяется от нас и становится внешней оболочкой элементарных существ, которые через эволюцию развиваются далее, но лишь при определeнных условиях ... Порождаемое вами в профессиональной жизни приобретает значение для развития Вулкана (Сатурн есть 4-я планета по отношению к Земле, а Земля есть 4-я планета по отношению к Вулкану), но для этого необходимо нечто другое, другой полюс". "Можно заметить, как в прошлом профессиональная жизнь была связана с жизнью эмоциональной и что существенное в развитии этой области состоит в том, что профессиональная жизнь переросла и всe более перерастает человеческую эмоциональную жизнь. Поэтому в профессиональную жизнь должен войти другой полюс. ... В прошлом 6 дней недели были посвящены профессии, а воскресенье тому, что необходимо для души. Было два полюса: профессиональная жизнь и жизнь религиозных представлений. ... До тех пор, пока то, что человек рождал как элементарную духовность в своей профессии... не отделялось от человека, до тех пор старых религиозных представлений в каком-то отношении хватало. Теперь их уже не хватает и менее того будет хватать в будущем. ... Другой полюс должен войти в человеческую эволюцию, и он состоит в том, что человек должен быть в состоянии образовывать себе конкретные представления о духовных мирах". "Человек должен будет думать, стоя у тисков: со сверканием искр рождаются элементарные духи, которые переходят в мировой процесс и в нeм имеют значение". 172(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
647. "В том, что Яков Бeме описал как своe величественное мистически-философское воззрение, действовало как результат всe то, что строило человека, начиная с др.Сатурна через Солнце, Луну и до земного развития; это идeт как широкий поток и получает своe особенное выражение в отдельной личности в силу особых кармических отношений. ... А то, что человек научился хорошо тачать сапоги, также находится в связи с этим потоком. Сделанные сапоги уходят в мир ... там служат людям, а следствие этой работы выражается лишь впоследствии". И можно сказать, что философия Якова Бeме есть следствие и завершение его развития от др.Сатурна. Его сапожное ремесло есть начало той судьбы, которая придeт к своим результатам на Вулкане. Там это выльется в нечто, подобное его настоящему философско-мистическому мировоззрению. "Людям свойственно любить прошлое, с которым они срослись; с тем же, что только ещe начинается, человеку труднее иметь дело. Это любят меньше. ... Так, действительно, человек живeт в глубоком сне в отношении всего, что связано с его профессией, ибо в профессии он творит не через то, что его радует в профессии, но через то, что в ней развивается без его ведома — будущие ценности. Если кто-то ныне производит одни лишь гвозди, то это, естественно, не доставляет никакой радости. Но сделанный гвоздь имеет определeнную задачу. Что потом произойдeт с гвоздeм, человек не думает ... но поскольку всe остаeтся бессознательным, покрыто глубоким сном, то ему суждено в будущем ожить. Так мы видим стоящими рядом то, что делает обычный человек — незначительную работу по профессии, — и то, что явится высшим достижением. Высшее достижение — это конец, незначительная работа —начало". 172(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
649. "Во многих отношениях карма профессии перекрещивается с кармой сословия, класса и т.д. ... когда в зависимости от места, на которое человек поставлен в жизни, он вносит своe честолюбие, тщеславие, предрассудки и многие другие факторы в исполняемую им работу, которые способствуют вмешательству ариманического влияния в карму профессий". Общеизвестно, как часто ныне важнейшие посты занимают худшие люди. "Но нужно понять и то, что наше время должно быть прежде всего воспитано для интенсивного постижения жизни с помощью того, что люди видят, как происходит односторонность, избрание худших, когда этим худшим даже поклоняется т.наз. общественное мнение. Управители всячески исполнены ариманически-мефистофельским. И именно в развитии "Фауст"-деяний люди могут видеть, как Мефистофель исполняет свою должность". 172(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
|