Главная
Предметный указатель
РАСА (в т.ч. коренная) |
80. СЕМЬ ЭОНОВ РАЗВИТИЯ Схематический обзор ступеней мирового развития(составлен по библ.№№ 13,93а) Перейти к данному разделу энциклопедии
135.Глоба состоит из семи рас. "Астральной глобе соответствовало семь астральных рас". 93-а (24) Перейти к данному разделу энциклопедии
Образование оболочек человека
178.
"Благодаря процессу сгорания, благодаря образованию и отложению пепла (золы) дух пришел на Землю. Благодаря образованию соли на Землю пришла мудрость. И то и другое вновь должно быть омыто водами жизни".
"В древний атлантический период воздух был наполнен водой... В этом тумане, пребывая вне физических тел, жили мы, духи, вошедшие потом в человеческие тела. В то время мы управляли телом извне. Все тяжелое, твердое выкристаллизовалось на Земле из наполненной водой атмосферы. Вода тогда не была столь плотной, как теперь". Постепенно, уйдя из атмосферы, вода оплотнела, что "символизировано в соли, находящейся в растворенном состоянии. Соль — это мудрость; из нее произошло (библейское) Ruach Hochmael. Человеческое тело тогда не имело костей. Но по мере того, как кристаллизовалась атмосфера, выделявшаяся соль образовывала кости там, где прежде были лишь магнитные потоки".265, с. 248-249 Перейти к данному разделу энциклопедии
Полярная и Гиперборейская расы
220. "Лемурийцы, атланты и арийцы составляют в тайноведении так называемые коренные расы человечества. Если мы представим себе еще две такие же коренные расы, которые предшествовали лемурийцам, и две, которые в будущем последуют за арийцами, то в общем получится семь рас".11 (1)
Перейти к данному разделу энциклопедии
233. Вопрос: "Когда выпрямился человек?" Р.Штайнер: "Не стоит это представление "приколачивать гвоздями". Одни расы распрямились раньше, другие — позже".300-а (с.108) Перейти к данному разделу энциклопедии
234. "Лемуриец мог общаться с окружающими его людьми, не испытывая потребности в речи. Общение тогда состояло в своего рода "чтении мыслей". Силу своих представлений лемуриец черпал непосредственно из окружающих его вещей. Она притекала к нему из силы роста растений и из жизненной силы животных. Он понимал растения и животных в их внутренней жизни. Таким же образом понимал он и физические и химические силы безжизненных вещей. Когда он что-нибудь строил, ему не нужно было вычислять сопротивление древесного ствола или вес строительного камня: он видел по древесному стволу, сколько тот мог выдержать, и по строительному камню — где будет уместна или неуместна его тяжесть. Так строил лемуриец — без инженерного искусства, основываясь на своей способности представлений, действовавшей с уверенностью инстинкта. При этом ему было в высокой степени подвластно его собственное тело. Он мог, когда было нужно, одним только напряжением воли сделать свою руку прямо-таки стальной. Он мог, например, поднимать огромные тяжести благодаря лишь развитию воли. Если впоследствии к услугам атланта было его господство над жизненной силой, то к услугам лемурийца было его умение управлять волей. Во всех областях низшей человеческой деятельности лемуриец был — пусть это выражение не будет понято превратно — прирожденным магом. Главное внимание у лемурийцев было обращено на развитие воли и силы представления. На это было всецело направлено воспитание детей. Мальчики сильнейшим образом закалялись. Их приучали преодолевать опасности, переносить боль и совершать смелые поступки. Кто не умел переносить мучений и преодолевать опасностей, тот не считался полезным сочленом человечества. Ему предоставлялось погибнуть от сопровождавших воспитание опасностей и трудов. Запечатленное в Хронике Акаши относительно воспитания детей превосходит все, что могло бы нарисовать себе самая смелая фантазия современного человека. Перенесение жары вплоть до опаляющего зноя, прокалывание тела острыми предметами были самыми обыкновенными приемами. — Девочек воспитывали иначе. Правда, закаляли и их, но все остальное было обращено на развитие могущественной фантазии. Так, например, их заставляли выносить бурю, чтобы они спокойно испытали ее большую красоту; девочки должны были присутствовать на состязаниях мужчин и проникаться чувством той крепости и силы, которую они видели перед собой. Благодаря этому у девочек развивались задатки к мечтательности и фантазированию; но это-то и ставилось особенно высоко. А поскольку памяти еще не существовало, то эти задатки не могли и выродиться. Все представления, порожденные грезами или фантазией, длились, лишь пока был налицо соответствующий внешний повод. Таким образом, основание этих представлений было во внешних вещах. Они не терялись в беспочвенном. Это была, так сказать, фантастика и мечтательность самой природы, погруженная в женскую душу". "Развитие, пройденное женщиной во время Лемурийского периода, обусловило ту значительную роль, что ей было суждено сыграть при появлении на Земле следующей коренной расы, атлантической. Она возникла под влиянием высоко развитых существ, которые были знакомы с законами образования рас ... (тем существам) была присуща сверхчеловеческая мудрость и сила. Они выделили из лемурийского человечества небольшую группу людей, которым назначили стать родоначальниками грядущей атлантической расы. Место, где это совершилось, было расположено в жарком поясе. Мужчины в той кучке людей развивались под их руководством в труде над овладением силами природы. Они были сильны и умели извлекать из земли самые разнообразные сокровища. Они умели обрабатывать поля и пользоваться их плодами для своей жизни. Строгое воспитание, которому они были подвергнуты, создало из них крепкие, волевые натуры. Но душа и ум у них были развиты слабо. Зато последние были раскрыты у женщин, которые обладали памятью и фантазией и всем, что с этим связано. Под влиянием означенных вождей эта кучка разделилась на маленькие группы. Организация и устройство групп были возложены на женщин. Благодаря своей памяти, женщина приобрела способность извлекать пользу для будущего из единичных опытов и переживаний. Что оказалось целесообразным вчера, то применяла она и сегодня и понимала, что это будет полезным и завтра. Благодаря этому от нее исходило устройство совместной жизни. Под ее влиянием образовались понятия о добре и зле. Путем своей мыслительной жизни она приобрела себе понимание природы. Из наблюдения природы выросли у нее представления, согласно которым она направляла деятельность людей. Вожди устроили так, что через душу женщины облагораживалась и очищалась волевая природа и избыточная сила мужчины. Конечно, мы должны мыслить себе все это в детских зачатках. Слова же нашего языка тотчас и слишком легко вызывают представления, взятые из современной жизни. Только окольным путем, через проснувшуюся душевную жизнь женщин, вожди начали развивать и душевную жизнь мужчин. Поэтому влияние женщин в означенной колонии было очень велико. К ним должны были обращаться за советом, когда хотели истолковать знамения природы. Но весь род их душевной жизни был еще таков, что он управлялся тайными душевными силами человека. Мы лишь приблизительно верно определим положение вещей, если скажем, что женщины тогда обладали сомнамбулическим зрением. В некотором высшем сновидческом состоянии раскрывались им тайны природы и притекали побуждения к деятельности. Все было для них одушевлено и открывалось им в душевных силах и явлениях. Они отдавались таинственной деятельности своих душевных сил. Побуждением к поступкам были для них "внутренние голоса" или же то, что им говорили растения, животные, камни, ветер и облака, шелест деревьев и т.д. Из такого душевного строя возникло то, что можно назвать человеческой религией, Душевное в природе и в жизни человека стало постепенно предметом почитания и поклонения. Некоторые женщины достигали большого господства, поскольку умели черпать свои истолкования того, что содержится в мире из особенных таинственных глубин. И случилось так, что жившее в их глубине женщины начали переводить в своего рода природную речь. Начало речи лежит в чем-то похожем на пение. Сила мысли превращалась в доступную слуху силу звука. Внутренний ритм природы зазвучал из уст "мудрых" женщин. Вокруг таких женщин собирались люди, и в их певучих речах они ощущали выражение высших сил. Отсюда получило свое начало человеческое богослужение. — Для того времени не может быть и речи о постижении "смысла" произнесенного. Ощущались звук, тон и ритм. Больше того ничего себе не представляли; только впитывали в душу силу услышанного. Все это совершалось под руководством высоких вождей. От них притекали к "мудрым" жрицам звуки и ритмы; но о том, как это происходило, не может быть сказано открыто. Так могли они действовать облагораживающим образом на души людей. Можно сказать, что только таким путем пробудилась вообще подлинная душевная жизнь". "Особенно важным было одно явление, обусловленное в дальнейшем ходе лемурийского развития вышеописанным образом жизни, который вели женщины. Благодаря ему они выработали особые человеческие силы. Сила женского воображения, находившаяся в союзе с природой, стала основой для высшего развития жизни представлений. Женщины вдумчиво принимали в себя силы природы и давали им действовать в своей душе. Так образовались зачатки памяти. А вместе с памятью в мире появилась и способность образовывать первые простейшие нравственные понятия. — Развитие воли у мужской половины первоначально не знало ничего подобного. Мужчина инстинктивно следовал либо побуждениям природы, либо влияниям, исходившим от посвященных. — Из женской сущности возникли первые представления о добре и зле... Только тот может верно понять развитие человечества, кто примет во внимание, что первые шаги в жизни представлений были сделаны женщинами. От них произошло развитие привычек, связанных с вдумчивой жизнью представлений, с выработкой памяти, и образование зачатков правовой жизни, а также своего рода нравов. Если мужчина созерцал силы природы и владел ими, то женщина стала их первой истолковательницей. То, что здесь возникло, было новым, особым родом жизни при помощи размышления, гораздо более личным, нежели тот, который вел мужчина. Надо еще представить себе, что этот род душевной жизни женщин содержал в себе в некоторой мере ясновидение, но отличное от волевой магии мужчин. Женщина в душе своей была открыта духовным силам иного рода, а именно таким, которые больше обращались к элементу чувства, нежели к духовному; мужчина же был подвластен тем силам, которые обращались к духовному. Итак, от мужчины исходило действие более природно-божественное, а от женщины — душевно-божественное". "Описанное здесь относится лишь к небольшой части людей. Все другие жили жизнью животных. Эти люди-животные и по своему внешнему строению, и по образу жизни были совершенно отличны от той небольшой группы. Они не особенно отличались от высших млекопитающих, в некотором отношении походили на них и по виду".11 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
240. "Древние атланты, принадлежавшие к одной расе, испытывали глубокую антипатию к представителям другой расы. Общая кровь определяла сопринадлежность, любовь. Смешанные, межродовые браки считались безнравственными".99 (12) Перейти к данному разделу энциклопедии
7. Пятый послеатлантический период (культурные эпохи)
258a. 266-1,с.205
Перейти к данному разделу энциклопедии
259. "Впервые в третьей подрасе, у пра-тольтеков, речь приобрела отчетливость. Пятая подраса, которую мы называем прасемитами и чье главное место обитания находилось в современной Ирландии, образовала первый зародыш для современной кавказской, или ... арийской, расы. Современное еврейское население очень сильно отличается от той расы, но, ввиду некоторых процессов, она по праву может быть названа прасемитской подрасой. Одна ее часть ушла в Азию и образовала там рассудочную культуру, которая затем распространилась по современной Европе, южной Азии и среди населения северной Африки".54 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
263a. Древнеиндийская культура — раса спиритуальности. Древнеперсидская культура — раса огня. Древнеегипетская культура — Халдея, Ассирия, Вавилон, Египет, древнейшие греки, римляне, кельты (Зевс остался от 2-й культуры; Геракл, Тезей, Язон — солнечные герои 3-й). Раса звезды. Древнегреческая культура — раса личности. Германская, англосаксонская культура — раса всего мира.Д.67/68 с.38 Перейти к данному разделу энциклопедии
388. "В действительности правомерно говорить только о 16 человеческих расах: 5 лемурийских, 5 атлантических + 5 арийских + 1 послеарийская. Что было до того и что выступит после — это нечто иное, чем "расы". Лишь бездушевный схематизм механически распространяет семь земных отношений на все планеты. Механическое перемножение на семь надлежит заменить живой духовной действительностью".262 (с.52) Перейти к данному разделу энциклопедии
Ману
605. "На вершине великого Атлантического оракула, бывшего во главе всех других оракулов и называв¬шегося Солнечным, стоял великий посвященный Атлантиды, великий Солнечный Посвященный Ману, который вывел определенную часть атлантов на Восток. ... и основал там древнеиндийскую культуру".114 (4) Первый водитель, давший импульс этому развитию человечества (5-й расы) был Ману, Ману 5-й коренной расы (послеатлантической). Ману принадлежит к тем водителям человечества, которые сошли на Землю во время 3-й коренной расы. (Примечание редакции (к лекции): имя Ману происходит от санскритского корня "ман" — думать. В индо-теософской терминологии этим именем обозначались высокие духовные существа, которым надлежит образовывать новые расы.) 93, с. 305
Перейти к данному разделу энциклопедии
606. "Ману, который явится в следующей коренной расе, станет действительным братом людей, в то время как прежние Ману были сверхчеловеческими, божественного рода существами. Лишь теперь человечество созрело для того, чтобы иметь своего человеческого брата как Ману, который с середины лемурийской эпохи прошел все стадии развития".93 (6) Лишь в конце 5-й коренной расы человеческий Ману достигнет своего образования (Ausbibldung).Д.71/72, с.23 Перейти к данному разделу энциклопедии
136. "Благодаря тому, что за человеком в определенном смысле стоят Архай, Архангел, Ангел, он принадлежит к определенной человеческой группе (расе, народу, семье). Благодаря этому он стоит в наследственной линии, в наследственных отношениях. ... Но Христос желает большего, иного: ...ты должен, рассматривая человека, понимать, что его действительность приходит не просто от Архая, Архангела, Ангела, но от еще более высоких духов, которые уже не принадлежат земному развитию, планетному развитию. ... Так через майю человека выступает нечто сверхземное". "В каждом человеке присутствует сверхземная природа, и земными человеческими средствами ее не понять. ... Но перед приходом Мистерии Голгофы люди стали терять свое сверхчеловеческое, низошли до человеческого... когда стали римского цезаря почитать как бога. Человек тогда утратил свою человечность и погрузился в подчеловеческое. ...С приходом Христа за каждым земным человеком стоит Христос, и для каждого земного человека истинны слова: "Что сделал ты для меньшего из Моих братьев, то сделал ты для Меня". — Это нужно ощутить, только тогда можно прийти к полной истине". 172 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
280. "Четыре первых эпохи (Атлантиды) были таковы, что человек тогда был еще групповой душой. Затем, в 5-й эпохе, возник первый импульс к я-душе. Итак, на первых четырех ступенях развития в Атлантиде человек продвигался вперед как групповая душа, и каждой из первых четырех атлантических рас соответствует типичный животный облик: льва, орла, тельца или быка, и человека. С этим человек переходит в пятую эпоху, где типичные облики теряются. Подумайте о том, что человек в настоящее время пронизан Принципом Христа и благодаря этому все более и более преодолевает животное. И четыре типичные головы: льва, орла, тельца и человека, они пребывают в нем как нечто такое, что снова примет свой облик, сможет выступить наружу, и к нему присоединятся еще три животных облика, оставшихся от трех последних рас Атлантиды, когда человек начал становиться человеком. Эти три облика также снова выступят в человеке, если он не переработает свою душу так, чтобы животное в ней исчезло". Когда Земля соединится с Солнцем и они оба одухотворятся, то отставшее выступит из астрального моря в виде зверя с семью головами, но это будет уже не правомерным, как в эпоху Атлантиды, теперь это будет искуситель. "Голова" является выражением апокалиптической Мистерии, имеющей отношение к эфирному в человеке, к его эфирной голове, выступавшей в прошлом из физической головы. А то, что эф. телом вызывается в физ. теле человека, — это в апокалиптической Мистерии называют "рогом". Все физические органы суть сгущенные эфирные органы. Например, сердце получило свои первые зачатки в то время, когда человек в своей групповой душевности переходил через то, что называется львом. Сердце, таким образом, является "рогом" львиной головы. "Так что человеческое эф. тело состоит из "голов", а физ. тело — из "рогов". Таков язык Мистерий". 104 (9) Перейти к данному разделу энциклопедии
377. "Если бы с 4-го, греко-латинского периода, развитие и далее пошло прежним образом, то человечество под влиянием Люцифера и Аримана распалось бы на 7 групп, столь же различных между собой, как различны 7 животных групп". Имя "человек" нельзя было бы использовать для всех людей, а пришлось бы говорить о семи телах, обусловленных особенностями семи родов эф. тел. Должны были быть приняты чрезвычайные меры, чтобы этого не произошло. "Но физическое развитие уже зашло так далеко, что его нельзя было изменить. Так что в отношении эф. тела человека должны были быть приняты особые меры. В эф. тело должен был прийти импульс, противодействующий расщеплению земного человечества на 7 групп. ...Этим Импульсом была Мистерия Голгофы". Первая попытка создать единый человеческий облик по всей Земле, предпринятая Духами Формы, не удалась, так как формы не смогли переходить одна в другую, а души в перевоплощениях — накапливать только положительный опыт этих форм; если бы это удалось, то 5-я, европейская, культура явила бы совершенный совокупный тип человека. Этому помешало люциферически-ариманическое влияние, сохранившее в развитии старые формы, расы. "Существо Христа соединилось с человеческим обликом в тот момент развития, когда в наибольшей степени имелась возможность утвердить человеческий пра-тип. Какое же это время в человеческом развитии? — Все силы, которые действуют навстречу первоначальным одинаковым задаткам физ. тела (одинаковым у всех людей; это земные силы), действуют в человеке в первые семь лет, когда физ. тело еще развивается мягко. ...Они могут так действовать и во 2-м... и в 3-м, и в 4-м семилетии, во время развития астр. тела, души ощущающей. Но когда подходит середина развития души рассудочной, или характера, того члена, который как раз развивался в греко-римскую культуру, тогда внеземные силы менее всего могут приближаться к человеку... в средний период между 29 и 35 годами, т. е. от 30 до 33 лет. После этого внеземные силы вновь обретают огромное влияние на человека. ...В эти три года Христос пребывал в человеке (в теле Иисуса)... имея дело с земными силами, когда в человеке в наибольшей степени пребывает земное". 165 (11) Перейти к данному разделу энциклопедии
Мистерии древности и Иоаннов Праздник
632. "Мы можем человеческое сознание представить себе таким, каким оно было у древнего человечества — заключенным в эти рамки (заштрихованная часть), — где минеральное и собственно человеческое находились вне области, которую как-то сознавало это древнее человечество, проводившее жизнь вне Мистерий". В образах сновидений сопереживалось растительное. Расовую жизнь переживали как то, что связывало с животностью. (Не как всеобщечеловеческое и не как внешний облик). Мистериями в ходе года учреждалось нечто такое, "...что людям, по меньшей мере приблизительно, давало, с одной стороны, опыт я-сознания, а с другой — опыт всеобщеминерального. ...через растительное люди поднимались к минеральному, и благодаря этому в древности в определенное время года в них вспыхивало Я. Это было подобно вспышке "я" в сновидческом сознании. Вы знаете, что также и в снах собственное "я" сегодняшнего человека выступает подчас их составной частью". В вершине лета, что соответствовало современному празднику Иоанна, с помощью определенных отправлений, устраиваемых Мистериями, люди получали я-сознание, приходящее извне. Эти отправления носили характер празднеств, сопровождавшихся строго ритмическим хоровым пением, музыкальной рецитацией, представлениями. Через все это стремились создать настроение, в котором Я вспыхивало в человеческой сфере. Пению же учились у птиц. "Когда в определенное время года поют жаворонки, соловьи, тогда то, что здесь образуется, проникает в космос не через воздух, а через эфирный элемент, вибрирует в космосе до определенной границы; затем эта вибрация движется назад, на Землю, и животный мир воспринимает то, что здесь вибрирует, обратно; только тогда с ним связано существо божественно-духовного Космоса. Так посылают соловьи, жаворонки свои голоса в Мироздание, и они эфирно возвращается к ним назад в моменты, когда они не поют, будучи пронизанными Божественно-духовным. Жаворонки посылают свои голоса в мир, и Божественно-духовное, которое участвует в формировании, в образовании всего животного, струится на Землю на волнах возвращающихся назад песен жаворонков и соловьев". Нечто подобное, хотя и не очень красиво, исходит от всего животного мира в космос. Ученики древних Мистерий разучивали для Иоаннова праздника такие песни, такие танцы, которые проникали в космос, конечно, уже не в животном, а в очеловеченном облике, как продолжение того, что в мировое пространство посылали животные. "И еще нечто включали в себя те празднества: не только танцевальное, не только музыкальное, певческое, но после всего также и — вслушивание. Сначала праздник велся активно, затем он приходил к тому, что люди слушали, что возвращается к ним назад. Большие вопросы ставили они божественно-духовному Космосу своими танцами и пением, всем поэтическим, исполняемым ими. Это струилось некоторым образом в дали космоса, подобно воде, поднимающейся в виде облаков и падающей дождем назад. Так познавались действия человеческих праздничных отправлений; они возвращались назад, естественно, не в виде дождя, но в виде того, что открывалось как мощь Я". Люди также обладали тонким ощущением удивительных преобразований, происходивших в окружении Земли во время Иоанновых презднеств с воздухом и теплом. Ощущали нечто растительное, тонко ощущали, что совершается в мире растений, когда весь воздух становится другим, когда расцветают растения или даже когда они плодоносят. "Итак, этот праздник имел удивительное, интимное человеческое содержание. Он был вопросом к божественно-духовному Мирозданию. Человек потому получал ответ, что он ощущал как плодоносящее, цветущее, зеленеющее Земли, так и нечто растительное, идущее в минеральном воздуха сверху. Поэтому в его сон бытия, в его сновидческое древнее сознание входил также и сон Я. А когда праздник Иоанна кончался и приходили июль, август, тогда люди имели чувство: у нас было Я, но оно осталось на Небе, оно там, вверху, оно говорит только во время Иоанна. Мы осознали, что связаны с Небом. Оно хранит наше Я и показывает его нам, когда открывается большое небесное окно; в Иоанново время оно было нам явлено! Но об этом нужно было попросить". Рождественский же праздник, напротив, проводили в наибольшем покое, созерцательно, в поучениях.223 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
Цвет кожи, глаз, волос
85. Совершенно мистериальный характер носит "...человеческий инкарнат, который через цвет человеческой плоти открывается вовне. Только вспомните, какая полнота индивидуального высказывается в этом". Кто вдумается в эту тайну, тот сможет почувствовать, что выражается в окраске человеческой кожи. "Инкарнат зависит от двух действующих в противоположных направлениях сил. ...Эф. тело действует вовне, астр. — вовнутрь, и так они действуют повсюду. ... Если астр.тело, стягиваясь, хочет давить внутрь, то эф.тело, как тело формообразующих сил, хочет давить изнутри наружу, расширяясь. На поверхности человека обе эти силы, давящие изнутри и снаружи, встречаются, и их взаимодействие открывает себя в человеческом инкарнате. Что хотят сказать эф. и астр.тела с противоположных сторон — это таинственным образом выражается в инкарнате. ... Но инкарнат выглядит иначе, если взглянуть на него изнутри наружу. ... у среднеевропейца он тогда не телесного цвета, не розовый, а зелено-синеватый. Этот зелено-синий цвет проявляется внешне после смерти у трупа ... когда эф.тело растворилось". Инкарнат имеет разные оттенки у разных людей, но и у одного человека он меняется в течение жизни (но не по причине болезни, где выступает аномалия). Для умерших он имеет вид ковра, содержащего все наши воспоминания. Ковер инкарната имеет тогда вид тонкого покрывала, которое поворачивается другой стороной. На другой стороне тогда делается видимым то, что было внутренним, подсознательным. Это дает возможность умершему сказать: это я! Цвет этого ковра не у всех одинаков. У белых людей он зеленоватый, зеленовато-синий, у японцев — фиолетово-красноватый, у черных — телесного цвета. Этот цвет играет существенную роль при выборе расы для следующего воплощения. 181 (11) Перейти к данному разделу энциклопедии
260. "Люди развивались так, что в 5-м атлантическом периоде их физическо-телесный облик был особенно сильно обусловлен одним родом эф.тел, в 6-м атлантическом периоде — другим родом и т.д. вплоть до 4-го послеатлантического периода (где действовал 7-й род эф.тел). Такова была общая предрасположенность. Но этому воспротивились Люцифер и Ариман ...". И если без них в ходе развития одна форма должна была бы развиваться из другой, то они стали удерживать старые формы и далее, когда уже развивались новые. И вместо того, чтобы расовым различиям сменяться в развитии, они стали стабилизироваться. "Пришло развитие одного рядом с другим вместо развития одного за другим, как это было предопределено". В то же время, начиная с 5-го атлантического периода, души начинают интенсивно возвращаться с планет, и возникает жизнь в перевоплощениях. Души имеют задачей собирать опыт, проходя через 7 земных типов в 7-ми периодах развития. "И в действительности на Земле мог выступить человеческий тип — к этому была вначале предрасположенность, — который был бы результатом 7-ми следовавших один за другим периодов развития, и соединил бы в себе определенные совершенства этих 7 типов как гармонический человек. Этот тип мог выступить в 5-м послеатлантическом периоде культуры. Но Люцифер и Ариман сорвали это. Могло случиться то, о чем мечтали греки, как о сверхчеловеческом типе: об Аполлоне, Зевсе и т.д. Они не могли охватить его полностью, ибо он не существовал в действительности... Этому помешали Люцифер и Ариман, сохраняя однажды возникшие расовые формы". Вмешательство Люцифера и Аримана, изменившее человеческий тип, было злым лишь отчасти. Если бы исполнился первоначальный замысел богов, то, действительно, на Земле жило бы 7 типов людей: аполлоно-зевсо-диано-афинообразных и т.д. К совершенству этих греческих типов приближалось бы человечество и в 5-й культуре. Но люди были бы не свободны без люциферического и ариманического влияния. "Эф.тело действует на формирование облика физ.тела, и при этом земные силы стремятся сделать всех людей физически одинаковыми, а эф.тела (7 родов) формируют их различно. Что касается различий, например, между мужским и женским телом, то они вызываются астр.телом, силами, которые развивает астр.тело при прохождении пути между смертью и новым рождением, где человек подготавливается к полу, который он будет иметь согласно карме". Люди на Земле распадаются на 7 групп.165 (11) Перейти к данному разделу энциклопедии
Неделя
469. "Первая половина земного развития, от начала до середины Атлантической эпохи (1, 2, 3 и половина 4 расы) находится в эзотерической связи с Марсом, вторая половина (половина 4-й, 5, 6, 7 расы) — с Меркурием. Когда существа, прошедшие развитие на Луне, всплыли из тьмы пралайи (1-я рунда Земли), в человеке было в зачатке развито следующее: 1. физ.тело (с Сатурна), 2. эф. тело (с Солнца), 3. тело ощущений (с Луны). Согласно всему тому, предпосылки к чему образовала Луна в первой половине Земли (1, 2, 3 рунды) — без внешнего влияния — могла развиваться душа ощущающая, которая слита с телом ощущений. Т.обр., человек, благодаря тенденции, заложенной в прямой линии эволюционного развития, был предрасположен к тому, чтобы застыть в своей сути, образованной по следующей схеме: И если человеку надлежало развиваться далее, то он нуждался в новом вкладе. На Земле, во время первой половины ее эволюции, должны были быть насаждены силы, которых не было на трех предшествующих мировых телах. Ведущие земное развитие Существа взяли эти силы во время первой половины эволюции Земли с Марса, а во время второй — с Меркурия. Благодаря силам Марса, душа ощущающая испытала освежение. Она стала тем, что в моей "Теософии" названо "душой рассудочной". Благодаря силам, взятым с Меркурия, эта душа рассудочная была вновь так освежена, что не остановилась в своей эволюции, а раскрылась Душе сознательной". Внутри же души сознательной был рожден Самодух (Манас). На Юпитере он станет в человеке господствующим принципом". "Человек не был на Марсе, но его душа рассудочная стоит в эзотерическом отношении к этой планете, с которой она получила свои силы. Пространственно это можно представить себе так, что Земля, до того, как стать физической (т.е. эфирно), прошла в 3-й рунде сквозь Марс, который тогда был эфирным. Схематически это можно представить следующим образом: То прохождение длилось еще и в "физическое" время Земли; когда же оно завершилось, ведущие существа взяли у Марса необходимую для души рассудочной кама-материю, и здесь,на Земле,она нашла свою физическую "повозку" в теплой крови(в крови Аресовых воинов).Земле было тогда напечатлено железо,которое есть составная часть крови. И Меркурий человек никогда не будет населять, но с середины Атлантического периода он находится в связи с кама-материей Меркурия (собственно с кама-Манас-материей),и ею ведущие Существа снабжают,как силами,человеческую душу сознательную. Физической повозкой этого меркуриального воздействия на Земле является ртуть.Когда Земля разовьется до пластического состояния,то пространственно пройдет сквозь Меркурий.Сама Земля тогда будет астральной, а Меркурий- эфирным." Схематически это выглядит так: Всю эволюцию Земли посвященные вложили в последовательность дней недели". Вулкан в ней отсутствует, поскольку в октаве повторяется первый тон. "В тайных школах учили еще одной закономерности относительно дней недели, которая не противоречит уже изложенной, но вполне соединима с ней. В ее основе лежит деление на 4 части, каждой из которых соответствует определенная планета. В целом в основе этого лежит последовательность планет, в которой они расположены по отношению к Земле**, а именно: Таким образом получается: *- Меркурий и Венера в астрологии переставлены местами
...в этом заложено отношение 4 к 7. Смысл его заключается в том, что на первую часть дня приходится основная часть планеты, к которой принадлежат его силы. Благодаря такой закономерности видно, как человек построен из макрокосмоса, а также видны многочисленные отношения к констелляциям тел макрокосмоса". 262 с.74-79 (День следует делить на такие 4 части: 6 — 12 ч, 12 — 18, 18 — 24, 24 — 6. — Сост.)
** - Имеется ввиду "парад планет", когда они выстраиваются в линию относительно Земли и астрологически находятся в аспекте соединения.Этим гипотетическим событием начинается и заканчивается "великий платонов год"(полный цикл развития цивилизации по Платону,продолжительностью 72000 лет=36000 лет*2),причем положение точки соединения сам Платон не указал, и позднее было принято 0 град.Овна. Идея восходит к ассирийской астрологической традиции, где великий год задавался большими соединениями в Раке и Козероге,а также работам Пифагора и Эмпедокла. Позднее, термин "платонов год" связали с прецессионным годом,периодом прецессии точки равноденствий,приблизительно 1 град. за 72 года, или 25920 лет; этой системой пользуется Р.Штайнер - Прим. Перейти к данному разделу энциклопедии
Любовь и воспитание Я. Добродетель души рассудочной
1363. Исполнение миссии др.Сатурна дало человеку физ. тело и волю, др.Солнца — эф. тело и чувства, др.Луны — астр. тело и силу мышления. Миссия Земли состоит в том, чтобы дать человеку Я и привести в равновесие три вышеназванные силы (символ этой миссии — равносторонний треугольник). А равновесие этих сил вызывает новый элемент — любовь. Взаимодействие трех сил есть "деяние любви"; в дальнейших воплощениях Земли оно должно влиться во всеобщую эволюцию. Этим троичность превращается в четверичность, где четвертый элемент сначала возникает на низшей ступени, как низшая форма любви, которой надлежит к концу земного развития просветлиться и очиститься. Миссия равновесия состоит в превращении троичности в четверичность; ее выполняют, ткут Духи Формы, которых поэтому можно назвать Духами Любви. "В их ткань отсталые духи Формы (т.е. духи Движения) вплетают затем то, что создает расы. Затем прядением Духов Времени нормального и отсталого развития в нее вносится историческое становление; далее ткание Архангелов — опять-таки нормального и отсталого развития — создает единичные народы и языки; и, наконец, в ней действуют те существа, которые приводят человека на подобающее ему на Земле место — Ангелы. Так прядется эта мощная сеть любви".121 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
1750. "Познание ближайшего окружения есть первый шаг в самопознании, познание семьи, расы — второй". У того, кто в своих чувственных и волевых импульсах попытался освободиться от всего, во что он поставлен в народе, расе, семье и т.д., у такого человека аура становится широкой, подвижной, в ней видны вибрации, тогда как ранее она была мертвой, неподвижной.108 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
133. В духовном мире существует закон, по которому каждая раса, развившаяся самостоятельно до определeнной высоты, должна воспринять заново импульс, идущий из мест еe происхождения, иначе еe ожидает упадок. Так мудрость Востока должна была воспринять мудрость Запада, над чем и работал Христиан Розенкрейц. "Духовную культуру Востока, какой она в своeм высшем цветении выразилась в мудрости Ветхого и Нового Заветов, он привeл во внутренне гармоническую связь с древней, идущей из Атлантиды мудростью. Так дал он нам Христианство в той форме, в какой оно уже подготовлялось тем таинственным "неизвестным из Оберланда", который приходил к Иоанну Таулеру".264 с.327-328 Перейти к данному разделу энциклопедии
Духи тьмы
339. "После атлантической катастрофы многие души, впавшие в декаданс по причине предательства тайн атлантических оракулов, не могли двигаться с основным потоком переселенцев в Азию. Так было в древней истории Европы, что в европейские расы воплощались души, которые были не в состоянии (по причине отставания) переходить в азиатские расы. По этой причине они были вынуждены в то время всe снова и снова воплощаться в европейских расах. Но при этом они становились всe лучше и лучше, и это привело к тому, что такие души стали постепенно переходить в более высокие расы. Души, прежде воплощавшиеся в совершенно подчинeнных расах, доразвились до более высокой ступени и смогли затем воплощаться в телесных потомках ведущих народов Европы, которые размножились, стали более многочисленны, чем прежде, поскольку возросло число душ, нуждавшихся в таких воплощениях... и развитие пошло так, что физические расы, телесные облики, в которые воплощались первоначальные народы Европы, вымерли, души покинули определeнным образом сформированные тела и те вымерли... Постепенно отмирали низшие слои европейского населения, пока не исчезли совсем". "Но если на большой площади (в больших масштабах) нечто исчезает, то оно исчезает не в ничто, а, растворяясь, пребывает в другой форме... При отмирании худшего населения (Европы)... территории наполнялись демоническими существами, представлявшими собой продукты распада, разложения того, что отмирало. Вся Европа, а также передняя Азия наполнились духовными существами разложения вымершей, худшей части своего населения. Эти демоны разложения существовали долгое время и позже действовали на людей ... Чувства и ощущения, которые люди имели потом, были пронизаны этими демонами. Это проявилось особенно сильно... в эпоху нашествия Атиллы на Европу. Население Европы было повергнуто им в страх, который привeл людей в соприкосновение с тем, что осталось от прежних демонических существ. В результате этого через них (демонических существ) в Европе... развилась проказа". 155(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
1099. "Когда на Земле осуществится понятие братства, то будут преодолены расы, а также и карма". 109(21) Перейти к данному разделу энциклопедии
1319. "Когда человек уяснит себе, что по отношению ко всем особым точкам зрения существует единая мудрость, что каждый стоит на своей особой точке зрения лишь потому, что не может проникнуть достаточно далеко, тогда он впервые сможет понять идею Святого Духа. Лишь несовершенный человек имеет свою точку зрения. Тот же, кто приближается к Духу Мудрости, не имеет никакой точки зрения. Он знает, что должен бессознательно отдаться изначально единой мудрости. Как все растения склоняются перед единым Солнцем, так люди склоняются пред Единым, ибо Дух Мудрости будет жить в них. Если от Христа проистекает то, что первоначально люди имели в кровной связи, то мудрость снова соединяет нас вместе в братском союзе". Удивительным образом это выражено в празднике Пятидесятницы. "Человек, наделенный ныне совсем другим сознанием, больше не может составить себе верного представления о принадлежности (в древности) к роду, о чувстве себя как пребывающего в теле всего рода. Но это было так, и чем больше распространялись маленькие роды, чем больше семьи становились родами, тем индивидуализированнее делался человек. Что мы здесь познаем как процесс индивидуального становления — это вы должны представить себе связанным с человеческой кровью. Вы поймете эту связанность с кровью, если я сообщу вам следующее, на что я бы попросил вас обратить серьезное внимание. То излияние духа, которое имело место в Лемурийскую эпоху, совсем не было единообразным излиянием. Вы могли бы там видеть множество духов, нисходивших из духовного окружения Земли на Землю, много индивидуальностей. Когда мы говорим о Ягве, то имеем дело не с единственным Божеством, но с множеством народных божеств. Иудеи сознавали, что Ягве был одним среди множества божеств. Ибо многие такие народные души — которых я прошу принимать как реальность — низошли к Земле, и потому люди были разделены на роды. И чем дальше они идут в развитии, тем больше соединяются в семьях, в родах, а затем сливаются в большие роды — народы. Но слияние в один большой братский союз таким образом было невозможно. Это слияние всего человечества на Земле возможно благодаря тому, и это постепенно осуществляется, что кроме того излияния духа и одушевления людей духом, устремившимся вниз во многих народных душах, излилось еще нечто такое, что живет не в воздухе, а в тепле Земли, и что это всеобщее излилось в людей. То, что излилось сначала, в христианской эзотерике называют Святым Духом. Говоря о древних духах, излившихся на Землю, следовало бы, собственно, говорить о многих Ягве. Но когда говорят о Духе, содержащем в Себе всеобщее тепло, то можно говорить о Единственном. В христианской эзотерике Его называют Логосом, Христом, Единым Духом рода человеческого на Земле. Если вы теперь обдумаете, что живущее в Самодухе, все обозначенное Манасом излилось вниз во множественности, а обозначенное Буддхи излилось в человечество как Единство, то вы получите здесь противоположность. И вы поймете, что человечество сначала через влияние духа должно было быть подготовлено к излиянию Христа, или Буддхи, Жизнедуха. До того момента, когда Христос Иисус явился на Земле, все содержащееся в духе Христа, было Единством. Это была единая оболочка, окутывавшая всю Землю и имевшая в твердой Земле как бы свою костную систему. Если вы возьмете твердую Землю со всем тем, что она содержит в себе, а затем то, что окружает Землю как тепло, то вы получите примерно то, что называют телом Духа-Христа. ("Кто ест тело Мое, тот попирает Меня ногами своими". Ев. от Иоанна.) ... Как в Лемурийскую эпоху в отдельные индивидуальности излился элемент духа, Ягве-духа, так все более и более в годы, предшествовавшие Христу Иисусу, а также теперь изливается Дух Христа, Который Свое Тело имеет в теплоте крови. И когда весь Дух Христа изольется в человеческие индивидуальности, тогда Христианство станет большим человеческим Братством, которое обретет Землю. Тогда вообще не будет сознаний разных клик и малых сообществ, но только сознание, что человечество — это братский союз. При величайшей индивидуализации каждый, тем не менее, будет тянуться к другим. Малые родовые и народные сообщества сольются в Общину Жизнедуха, Буддхи, в Общину Христа". 96(18) “Каждый народ, раса, род имеют общую астральную материю, материю инкарнации для Духа народа”. Коллективная карма вполне реальна. Карму имеют Духи народов. “Интернациональные стремления принадлежат еще более всеобъемлющему духу, объемлющему всю астральную материю земли; таков Дух Земли, планетарный Логос”. Физическая Земля образует его физ. тело. В нем — карма всего земного развития. “Интернациональные стремления являются первым образованием того великого единства, что возникает на арупа-плане”. Д. 69/70, с. 19 “В духовном мире эти отставшие существа (люциф. и ариманич.) полезны, и их действия согласуются с мировым планом. Но как только они переступают свои задачи на физическом плане, то начинают действовать как противники богов. Свою деятельность эти существа осуществляют в людях как силы природы”. Когда силы природы действуют вовне, не в человеке, то в них работают высшие Иерархии. В человеке силы природы, например, имеют вид гортани; благодаря той или иной ее организации люди говорят на разных языках; и здесь действуют люциферические или ариманические существа. Ариман смешал языки на Вавилонской башне. Латинские буквы носят ариманический характер, готические — люциферический. Если в диалоге человека с Душой народа посредником не выступает Христос, то отставшие духи вмешиваются в то, что как связь сил природы с Духом народа живет в человеке, и действует так, что человек начинает желать своему Духу народа расширить границы народа. В христианском отношении к Духу народа человек переживает гармонию между народными духами, духовный мир, где нет границ, и одно пронизывает другое. Д. 108, с. с.24-25 Перейти к данному разделу энциклопедии
1. Расы
1289. "Раса есть нечто, первоначально связанное с определенной областью Земли, что затем, получая от нее все большую независимость, укрепилось в человечестве на почве наследственности. ... Расы возникли и прейдут". 121(1) Перейти к данному разделу энциклопедии
1290. "В теософской литературе говорят о глобах как состоящих из семи (коренных) рас. Но таковой является лишь Атлантическая эпоха. Лишь тогда в каждой из семи эпох (подрас) человеческий облик изменялся так, что было правомерно говорить о расах. В нашей же, пятой послеатлантической эпохе о расах говорить нельзя. Нельзя говорить о них и в лемурийской эпохе. Но что будет в будущем? Люди, воспринявшие спиритуальную мудрость, в 7-й культуре снова разделятся на касты, но это будет сделано свободно, без насилия авторитета. Один человек возьмет на себя одну работу и сделает ее и для других, другой-другую. Человечество дифференцируется по моральному и интеллектуальному признаку". 105(11) Перейти к данному разделу энциклопедии
1301а. Расовое в человеке принадлежит к его животной составляющей. Д. 19, с. 1 “Человечество в целом, человеческая любовь является иным, чем пристекающее из семьи, народности, расы, нации. Однако не следует пытаться одно искоренить другим; необходимо привести к гармонии расу и индивидуума”. 342, с. 162 Перейти к данному разделу энциклопедии
306. Протерозойская эра — Полярная эпоха. Палеозойская эра — Гиперборея. Мезозойская эра — Лемурия. Кайнозойская эра — Атлантида. Вопрос: Как это возможно, что в Карбоне находят растительные остатки? Р. Штайнер: "Это никакие не растительные остатки. Что там выглядит как растительные остатки, это возникло так, как бывает, например, в случае, когда дует ветер и встречает определенные препятствия, скажем, ветер дует и вызывает нечто, похожее на растительные формы... Это некий род растительной кристаллизации, выкристаллизовывание растительных форм". Вопрос: А деревья, их совсем не было? Р. Штайнер: "Нет, они существовали как древесные формы. Вся флора Карбона существовала не физически... Представьте себе лес, который существует в своей эфирной форме и потому определенным образом задерживает ветер; по этой причине здесь, в форме, образуются почти сталактиты. Что здесь образуется — это никакие не растительные остатки, формы образуются здесь просто благодаря конфигурации, которая возникает через элементарные действия. Это, на самом деле, не остатки. Нельзя сказать, что тут дело обстоит так же, как в Атлантиде... или в конце Лемурии; в Карбоне об этом не может быть и речи, чтобы возникали растительные остатки; только животные остатки. Но и здесь также в большинстве случаев — таких животных, которые сравнимы лишь с нашей головной формой". 300-а, с. 107-108 Перейти к данному разделу энциклопедии
422. "Человек в своем развитии выделял царства природы. Так образовалось "дерево" развития. Причиной отпадения было преждевременное отвердение физ.тела. У Геккеля то же "дерево", только принцип другой"(см. рис.) 100 (21) Перейти к данному разделу энциклопедии
655. В "Тайной доктрине" в строфе 1, 6 (дзян) речь идет о 7 истинах, или откровениях. Р. Штайнер в письме к Г. Вагнеру от 24. ХII. 1903 г. пишет, что четвертая из этих истин "восходит к семи эзотерическим коренным истинам", которые соответствуют семи расам. "В настоящее время дело обстоит так, что четыре первых из этих частичных истин преобразованы в медитативные изречения для учеников Мистерий и не могут быть даны иначе, как в виде таких (символических) медитативных изречений. Но для медитирующего на оккультном пути из них проистекает много высокого. Я привожу четыре из этих изречений, перелагая их с символического языка знаков на немецкий язык: 1. По смыслу: как точка становится сферой и все же остается самой собой. Если ты постиг, как бесконечная сфера остается всего лишь точкой, то вернись к этому снова,
ибо тогда тебе станет ясно, что такое "бесконечное в конечном". П. По смыслу: как семя становится колосом, то вернись к этому снова, ибо тогда ты постиг, как живое живет в числе. Ш. По смыслу: как свет в темноте, тепло по холоду, как мужское по женскому тоскует, то вернись к этому снова, ибо тогда ты постиг, какой миг явит тебе великий дракон на Пороге. IV. По смыслу: как человек в чужом доме наслаждается гостеприимством, то вернись к этому снова, ибо тогда ты постиг, кто зрит Солнце в час полночи* . Если медитации были плодотворны, то из 4-х тайн открывается пятая. Позвольте мне пока лишь сказать не более того, что теософия — часть теософии, заложенная в "Тайной Доктрине" и ее эзотерике — представляет собой сумму частичных истин пятой истины.
... Я могу вас заверить, что в словах К. X. (стр. 127): "Когда наука познает, как возникли отпечатки растений на камнях..."** —заключена почти вся пятая тайна, скрытая оккультным образом". 264, с. 47-48
____________________________
* Перевод изречений сделан в соответствии с грамматическими формами подлинника. (Составитель.)
** В прим. дано письмо К. X., где он отвечает на вопрос А. П. Синнета о том, каким образом он пишет свои послания. (Прим. составителя).
Перейти к данному разделу энциклопедии
|