BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





РАСТИТЕЛЬНОЕ царство — и астральное

Четыре царства и космос

512. Каким-либо многоугольником выступает перед нами минерал. Одни силы в нем действуют по верти­кали, другие — по горизонтали. Но какими бы ни были они — внутренними или внешними, — их основное свойство заключается в том, что они стоят под каким-либо углом по отношению одна к другой. Эти силы, действуя в человеке, и его, как физическое существо, стремятся сделать многоугольным. Мешают этому эф. и астр. тела. "Благодаря различным процессам, минерал иногда может выступить в круглой форме, но эта форма ему не свойственна. Для этого он должен стать валуном или чем-то подобным. Его изначаль­ная форма многоугольна. Но в растении мы имеем круглую форму, и каждая отдельная клетка растения хочет образоваться круглой. Этому стремлению к круглой форме человек немного следует в своей голове, но оно свойственно растению. Т.обр., тому, что составляет сущность растения, человек обязан круг­лой формой своей головы. А тем фактом, что растения все круглые, они обязаны тому обстоятельству, что круглая форма борется в них против многоугольной, и из этой борьбы возникает некая результирую­щая форма. И еще растительная форма борется против космически-астрального ... оно сверху действует на растение. Благодаря этому форма модифицируется. Шары накладываются один на другой. Но исходный облик растения шарообразный.
     Растения, стремясь стать круглыми, принимают форму самой Земли. Земля, как вы знаете, косми­чески образована круглой. Шарообразную форму принимает каждая капля воды. Лишь части Земли, ее ми­неральные части образуются многоугольными". Благодаря астральному телу человек принимает ту форму, которая представлена в животном царстве. Животная (форма станет нам понятной, если к круглой форме мы добавим еще нечто, карманообразную форму (рис.) "Именно животные являют ту особен­ность, что круглая форма у них повсюду пронизывается карманообразным".
     Рассмотрите глаза: два кармана, идущие извне вовнутрь; рассмотрите носовые проходы, аппарат пищеварения, начинающийся с губ и идущий в желудок. Повсюду карманообразная форма, соединенная с шарообразной.
     "Эта форма кармана становится понятной, когда мы от Земли обратимся к планетной системе. Вам лег­ко представить себе: Земля стремится всему живому на ней дать свою форму. Но если планета действует извне, то она действует против земных сил и превращает в мешок то, чему Земля дает круглую форму. И различные животные образованы в виде различных форм этого мешка. Взглянем на планеты в их различном действии. Сатурн образует мешок иного рода, чем Юпитер или Марс. Лев наделен изнутри иной мешкообраз­ной формой, чем, например, верблюд, т.к. на него оказывается другое планетарное воздействие и т.д. Итак, мы имеем дело с формированием мешкообразной формы.
     Но у животных, а также и у человека — прежде всего, у высших животных (у низших это обстоит иначе), — у высших животных выступает нечто такое, что не просто приходит от планетарного, но мы должны о нем сказать: у животно-человеческого существа ...вы­ступает не просто карманообразная форма. Она выступала бы в том случае, если бы были одни планеты и не было действия неподвижных звезд, но к карманообразной форме тут подходит нечто другое. ...
     Карман наполняется. Это значит, что возникает шаро-карманообразная форма и наполненный карман. Рас­смотрим органы чувств, например глаза: это глазные впадины, и они заполнены. Это наполне­ние связано с кругами Зодиака. Человек, обладающий в этом отношении наивысшей животной ор­ганизацией, обладает поэтому, хотя это различным образом замаскировано, двенадцатью карманами с наполнением. Поэтому в моей "Антропософии" я насчитал двенадцать чувств.
     Зададим вопрос, возвращаясь к прошлому: с чем в космосе связано многоугольное? Видите ли. Земля, как таковая, в целом имеет форму живого, и она эту форму только и являла бы, если бы была одной во­дой. Но в воду вторгаются разного рода нарушения, например отливы и приливы ... А теперь оглянемся назад, на прошлые времена, когда образовывалась жидкая Земля, когда она получала удары твердого.
     Ведь еще и сегодня можно знать, как приливы и отливы связаны с Луной. Подобным же образом все много­угольное, все образующееся в Земле как многоугольные формы связано с Луной. ... Можно сказать: многоугольное, или физическое, существо человека связано с Луной, растительное, или эфирное, существо — с Землей, астральное, что принимает форму кармана, — со сферами планет, а наполнение карманов — с кругом Зодиака".

     Человек отличается от животного. Животное образовано силами внутри круга Зодиака. Древняя мудрость говорила, что не будь ничего за кругом Зодиака, животные на Земле все равно существо­вали бы. "Но для человека имеет значение то, что лежит вне круга Зодиака. И это имеет значе­ние как раз для того, что действует наполняюще на карманы (см. рис.)... В отношении животного мы должны сказать: все, лежащее внутри круга Зодиака, действует на наполнение карманов". И все для объяснения этого наполнения мы найдем внутри этого круга. В отношении же человека мы должны выйти за пределы Зодиака, (оранж), чтобы объяснить, например, то, что действует в его чувствах.
     "Далее, у животных дело обстоит так, что планетные сферы, как та­ковые, непосредственно воздействуют на карманы... и карманы прости­раются вовнутрь и вовнутрь образуют органы. Благодаря этому живот­ное получает свои внутренние органы полные совершенства, образован­ные адекватно тому, что соответствует планетным сферам. ... у человека область, воздействующая на его карманы, более широка, чем круг Зоди­ака.
     У животного Земля воздействует непосредственно на все, что в нем хочет быть шарообразным — непосредственно на его круглую форму. У человека это не так. ... В определенном отношении животное хочет быть шаром. Здесь (см.рис.) у него позвоночник, здесь ноги. Лишь они мешают ему полно­стью стать шаром. Позвоночник составляет часть шара. Человек же стремится прочь от Земли, как он стремит­ся прочь из круга Зодиака. ... Мы можем сказать: по направлению к планетным сферам человек образует шаровую форму. Он распрямляется. Он стремится прочь от простого приспособления к земному.
     И когда мы смотрим на многоугольное, то в связи с животным мы можем сказать: в направлении Луны находится то, что дает ему многоугольность. Человек стремится прочь также и от вли­яния Луны, и от того, что дает ему многоугольность между Землей и Луной. ... Но благодаря этому Луна все еще продолжает постоянно действовать на человека. ... Но что она делает в человеке? Она вызывает в нем многоугольность, но в образе; и в то время, как животное многоугольность содержит в своей конфигурации, человек пришел к тому, чтобы над своим организмом возвыситься. Математико-геометрическое представление становится образом, выступает из тела. И человек сегодня представляет матема­тически, может понять все математическое потому, что благодаря лунному влиянию он смог возвысить свою многоугольность и вдвинуть ее в сознание. Итак, можно сказать: от Луны приходит понимание многоугольного в образе.
Для человека:Вне круга Зодиака —наполнение карманов
По направлению к кругу Зодиакакарманы
По направлению к сферам планет круглая форма
Прочь от Лунымногоугольность
Лунапонимание многоугольности в образе
Для животных:Круг Зодиаканаполнение карманов
Сферы планеткарманы
Землякруглая форма
Лунамногоугольность

     Изучая подобные связи, мы приходим к пониманию того, как человек образован изнутри, почему мешкообразную форму име­ют его носовые проходы, желудок и т.д., как образуется сердце, легкие, почки пу­тем смыкания мешка, его утолщения и от­рыва с внешней стороны, так что образует­ся внутренне замкнутый орган. Обращаясь к Мирозданию, мы узнаем, почему данный орган расположен именно здесь". 208 (19)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     353
. "Когда, например, растение переходит от цветения к плодоношению, то сверхчувственно наблюдающий человек видит изменение в некоем астральном существе, которое во время цветения осеняет растение сверху и окутывает его подобно облаку. Если бы оплодотворения не наступило, то это астральное существо приняло бы совершенно иной образ, чем тот, который оно принимает вследствие оплодотворения. Весь этот процесс, воспринятый сверхчувственным наблюдением, можно понять только тогда, когда мы научимся понимать его сущность в связи с тем великим мировым событием, которые совершилось с Землей и со всеми ее обитателями во время отделения Солнца. До оплодотворения растение находится в таком же положении, в каком была вся земля до отделения Солнца. После оплодотворения цветок растения является таким, какой была Земля, когда Солнце отделилось, а лунные силы находились еще в ней".
     "В имагинативном же мире, по мере того как растение увядает, видно возникновение другого образования, которое не воспринимается физически, но в которое постепенно превращается отмирающее растение. И когда растение исчезло, на его месте оказывается вполне развившееся образование". 13 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     374
. "Ядовитые вещества обладают той особенностью, что они не обращаются в эфирное, как обычные зеленые вещества в растении, но обращаются прямо в астральное. ... У беладонны плоды насыщены вожделением и благодаря этому не удовлетворяются принятием эфирного, но плод прямо воспринимает астральное до того, как оно жизненные силы воспримет в себя через эфирное, путем нисхождения. 221 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Человек и царства природы

     419. Существует взаимосвязь между формациями сланца и растительным бытием на Земле, а также между известковыми формациями и животным бытием. Дело здесь заключается не в том, что растительные и животные останки минерализуются, но в сверхчувственной связи. Представим себе Землю в виде круга (см.рис. белое). В нее включены сланцевые формации (фиолетовое), из нее прорастают растения (красное). Как известно, растения не обладают астр.телом.
     Оно лишь как бы овевает, наподобие облака, цветение и плодоношение. У растительного мира есть одно астр.тело, нигде не проникающее в отдельные растения. Земля окружена им как астральной атмосферой (оранжевое).
     "И то, что здесь развивается, должно было бы распасться в себе, если бы не было излучающихся сил, приходящих от камней сланцевых залежей. Т.обр., в залежах сланца присутствует стремление сделать всю Землю организмом. Отношение растений к Земле подобно отношению волос к человеку — они образуют единство. И то, что эту всеобщую организацию на Земле удерживает в единстве, — это силы, излучающиеся от сланцевых залежей". Эти же силы удерживают растительное в человеке в нормальном состоянии, как они нормализуют растительное бытие на Земле. С этой точки зрения следует изучать живую географию и геологию Земли. Сланцевые залежи располагаются в разных местах Земли, т.к. существуют различные виды растений. Однако не следует думать, что связь здесь самая непосредственная. Излучения сланцевых формаций протекают по всей Земле через магнитные и другие потоки. А там, где сланцевые формации развиты особенно сильно, там, напротив, растительное сегодня не мо-жет распространяться, поскольку собственные силы растительного слишком сильно втягиваются в Землю и не могут развиваться. Подготовлялись сланцевые формации на древнем Солнце. "Современных растений еще не было в солнечном бытии, но сама Земля имела некий род растительного бытия, и из него, с одной стороны, развился растительный мир, а с другой — отвердело то, что в мире растений пребывает как формирующая сила — сланцевые формации. И это также сланцевые формации — извлеченное из растительного Земли земное интел-лектообразное". 213 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     355
. "Повсюду растения имеют эф.тело, а над ним, как облако, помещается астральное. Так это бывает, например, у фиалки. Но у такого растения, как беладонна, это бывает не так. ... У фиалки плод развивается просто в эфирном. Беладонна всасывает в плод астральное. Поэтому он становится ядовитым. 243 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     356
. Если бы у растения было только эф.тело, то оно производило бы стебель и листья в бесконечном повторении. Своим цветением оно обязано астральности Земли, вступающей в рост растения. 107 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     359
. "Растение овевается астр.телом в цветке. Но "я" отдельных групп растений пребывает в центре Земли. Земля есть организм со своим "Я" в центре, которое состоит из "Я" всех растений. Сами же растения для нее — как волосы для человека. Если растение выдергивать с корнем, то Земля и душа растения испытывают боль, если срезать — то наслаждение; последнее имеет место также тогда, когда растения едят животные. "Я" растений — на Девахане".
     "Физический свет — это внешнее тело для астрального света, идущего от Солнца, и то, что окружает цветок растения астрально, имеет внутреннюю связь с астральным, идущим от Солнца. У растения есть тогда воля, желание. Оно состоит в том, чтобы впитать душу солнечных лучей и вместе с этой душой — "я". Так солнечный луч через растение достигает средоточия Земли. И в этой деятельности пребывает "я" растений. Так через растения духовная сила Солнца течет в Землю". 105 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru