BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





РЕАЛЬНОСТЬ

II.    БЫТИЕ

Что есть сущее?

31. "Следует подчеркнутъ, что, в сущности говоря, в мироздании нет ничего другого, кроме сознаний. Наличие помимо сознаний каких-либо существ и всего остального должно быть в конце концов отнесено к области майи, великой иллюзии".148 (17)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

34. "Истинно действительными во Вселенной являются только существа. ...существа в минеральном царстве, в растительном царстве, в животном царстве; истинно действительными являются люди, Ангелы, Архангелы и т.д. Это действительности; индивидуализированные существа являются действительностями. Все остальное есть нечто, разыгрывающееся между существами, и это есть видимость, а никакая не действительность. Итак, когда мы говорим о действительности, то мы имеем дело с существами".225 (12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

35. "Сверхчувственный мир раскрывается, наконец, как мир существ; а то, что предстает в нем еще, кроме этих существ, раскрывается как выражение деяний этих существ. Но деяниями духовных существ являются также и миры чувственный и элементарный".17 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

478. "Элемент земли (минеральное), который единственно может стать носителем смерти (ибо смерти не было бы без элемента земли), мы должны охарактеризовать как то, что отпало от своего смысла благодаря отрешению (отказу от жертвы)".
     "Между тем, как о всех других понятиях мы могли сказать себе: для них во всем мире майи нет ничего истинного, ибо их истинное есть лежащее в их основе духовное, — то теперь мы получили нечто, пребывающее внутри майи и характеризуемое как мертвое именно потому, что оно отделено от своего смысла, ибо оно должно было бы быть в спиритуальном. ...Единственное, что выявляет себя в мире майи в своей действительности, есть смерть. ...все другие явления имеют свое истинное позади себя... внутри нашего мира правдива только смерть". "Только человек может действительно пережить смерть... у человека есть действительное преодоление смерти, действительная победа над смертью. Ибо у других существ смерть лишь мнимая, она не существует реально".
     "Человек должен найти на физическом плане свое я-сознание. Он не смог бы найти его без смерти". Мистерия Голгофы, будучи связанной со смертью, могла совершиться только на Земле и здесь же только может быть и понята. "К прямой задаче человека на Земле относится: найти понимание Ее в одном из своих воплощений".132 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Космический и мистический Христос

524."История развития человечества делится на две значительные части. В одной части оно идет от наполненности Богом к оставленности Богом. В другой части, в начале которой мы стоим, развитие идет от оставленности Богом к обнадеживающей божественной полноте. В середине между этими двумя течениями развития возведен крест на Голгофе. Этот крест на Голгофе, как стоит он в сознании человечества? Мы оглядываемся назад, на шесть столетий до Мистерии Голгофы, и видим Будду, почитаемого все возрастающими массами людей. Мы видим Будду, как он покидает отчий дом и выходит в мир. Среди всего прочего он видит там труп. Вид трупа производит в его душе такое действие, что он отворачивается от майи, внешнего мира. Труп действует устрашающе на Будду. И поскольку он вынужден видеть смерть, труп, он чувствует себя также вынужденным обратиться от мира к божественно-духовному, не находимому в мире. Вид умершего человека является для Будды исходным моментом для того, чтобы покинуть мир и бежать во внемировую область действительности.
     А теперь обратимся к моменту через шесть столетий после Мистерии Голгофы. Множество людей взирает на великий символ: на распятие, на крест, на котором висит труп. Они смотрят на мертвого человека. Но они смотрят на него не для того, чтобы бежать от него к другой действительности, но в этом мертвом человеке они видят то, в чем следует найти свое прибежище. За двенадцать столетий человечество настолько изменилось, что научилось любить смерть на кресте, смерть, от которой бежал Будда. Ничто другое не может более глубоко указать душе на перелом, совершившийся благодаря Мистерии Голгофы, лежащей в середине указанных двух пунктов. И, обращая наши мысли таким образом к Мистерии Голгофы, мы должны обдумать, что, собственно, почиталось в смысле первоначального Христианства.
     Павел, посвященный в Мистериях своего времени, не мог верить в живого Иисуса; он боролся с живым Иисусом. А когда на пути в Дамаск он узнал, что Христос жив, что Христос открывается из мирового сумрака, то и здесь Павел верит не в живого Иисуса, но в воскресшего Христа, а живой Иисус стал ему дорог как носитель воскресшего Христа. Из смерти через особое прозрение в мировую взаимосвязь проистекла для Павла вера в божественно-духовную жизнь. ...Да, в пра-начале Слово говорило из хода и положения звезд. Вниз из космоса звучало оно. На Земле найти его было нельзя; но вот из небесных далей, из Отчего, оно низошло на Землю". Оно стало плотью, т.е. жившее в звездах жило в теле, которое висело на кресте. "В человеке должно было быть увидено то, что раньше искали в далях мира. ...Жизненный взгляд велся от мировых далей, космологии к средоточию человека, пронизанного тем, что светило из звезд, пронизанного живым мировым Словом.
     Что стало возможным взглянуть на мировое возникновение, взирая в человеческое внутреннее Иисуса, и основать внутреннее отношение собственно человеческого внутреннего к человеческому внутреннему Иисуса, аналогично тому, как живший прежде на Земле человек основывал отношение к вечному мировому Слову, говорившему из звезд, — в этом заключается смысл, который должен открыться человечеству через Мистерию Голгофы".
     Удивительным образом рассказывается о явлении Христа Иисуса в Евангелиях. Однажды там говорится о волхвах, носителях звездной мудрости, провозвестниках мирового Слова из звездных письмен. В школах мудрости возвещалось: начиная от возникновения современного земного человечества Юпитер 354 раза проделал свой путь. Эти 354 года Юпитера говорят из мировой мудрости как большое предложение. Отдельные слова в нем — обращения Меркурия. День Юпитера = 7х7 дням Меркурия. Этих взаимосвязей искали мудрецы в звездных письменах. Из их расшифровки было возвещено: Христос Иисус явился, ибо время исполнилось. С другой стороны, в Евангелиях выступают с провозвестием простые пастухи. "Высшая мудрость и наивнейшая открытость звучат совместно в словах: "Христос явился". Мудрость с тех пор угасла, из внутреннего людей развились мысли, которые еще должны взойти до реальности. В древности за реальностью обращались к звездам. "Ко Христу должны мы обращаться, чтобы обрести реальность для нашего внутреннего. "Не я, но Христос во мне", — это слова, дающие мыслям внутреннюю весомость, внутреннюю реальность".209 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

546. "Как древний человек, когда он развивал сознание, видел в Христе Того, Кто его поднимал из грехопадения, так новый человек должен, входя в интеллектуализм, видеть в Христе Того, Кто дает весомость, не позволяет упорхнуть от Земли, от мира, внутри которого человек должен находиться.
     Древний человек событие Христа рассматривал в смысле развития воли, которая была связана с грехопадением. Новый человек должен научиться рассматривать Христа в связи с мыслями, которые могут утрачивать реальность, если им не придавать весомости и этим не искать реальности в самой жизни мыслей".214 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

11. Мысль устремляется в эфирную субстанцию и вызывает в ней движение. Эта эфирная субстанция, в свою очередь, вызывает в своем окружении пустое пространство, ибо все, что ей необходимо (для ее движения), она может взять только из своего окружения. "И такое пустое пространство возникает, когда человек думает или когда высшие существа (Ангелы, Архангелы) посылают свои мысли в человека.. Это пустое пространство и является, по сути говоря, физ.телом … И это действительно так: реальное пребывает там, где нет физического; а физическое — его вообще нет, это пустота в мире". 162 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     260
. "Как только наступает первая ступень видящего познания — самая первая, имагинативная, ступень, — то атомы являют свою истинную природу. ... Согласно учению о материи, пространство пусто, а внутри его странствуют атомы. Они — наиболее твердое. Но все это покоится на заблуждении. Атомы — с точки зрения имагинативного познания — это пузыри, а там, где пустое пространство, там находится реальность; и атомы состоят в образовании пузырей. Это пузыри. И они нечто представляют собой по отношению к своему окружению. Вам знакомы пузыри в сельтерской воде; где находятся эти пузыри, там нет воды. Таковы и атомы. В них пространство пусто, в них ничего нет. И в то же время, на них можно натолкнуться! Но натыкаются на пустоту, и это наталкивание на пустоту вызывает действие. Однако должно ли ничто вызывать действие? ... Они там пусты и в то же время — не пусты. В них есть нечто, в этих пузырях. ... ... а именно субстанция Аримана; это он коренится здесь в своих отдельных частях. Вся атомная система есть ариманическая субстанциональность, Ариман. Отсюда происходит и возведение стен. Подумайте, к какой метаморфозе идеи мы здесь приходим. Мы должны на то место в пространстве, куда учение о материи ставит материю, поставить Аримана. Там повсюду Ариман.
     Сила — это другое понятие. ... Сила имеет в виду то, что пребывает между двумя реальностями. Где говорят: это сила притяжения, —там как раз в действительности ничего нет. Но справа и слева от того действительно нечто имеется. ... Там, где находятся силовые линии, которые сегодня рисуют в физике, там ничего нет. Но вокруг — что? — Люциферический элемент, Люцифер... Сила и материя целиком покрываются Люцифером и Ариманом! Это не ужасно, ибо Ариман и Люцифер, я это подчеркиваю, ужасны только тогда, когда их рассматривают в их отклонении в одну сторону". 176 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     286
. "Когда мы воспринимаем звук, цвет и т.д., то мы имеем только отображение реальности; эта реальность воспринимается нами, когда мы находимся вне нашего тела. Опыт о первичных качествах человек получает во время бодрствования в самом себе, а их отображение он видит во внешнем мире. Если он считает, что они существуют только во внешнем мире, то там он получает только их отображение, а не реальность, которая находится в нем самом.


     Этим отображением являются математические, геометрические и арифметические качества вещей".
     Перпендикулярные линии: тела физическое и эфирное. Заштрихованное: астр.тело и "я".
     Иначе обстоит дело с качествами вторичными. Их реальность человек может воспринять только вне своих физ. и эф. тел. Он проектирует в самого себя только их образы. Это происходит оттого, что в современную научную эпоху человек потерял сознание этого двойного соотношения, что он ищет во внешнем мире математические формулы, числа и т.д. ... там, где они только образы абстракций, а вторичные качества он ищет в самом себе, т.е. там, где они тоже только видимость, где их истинное существо от него ускользает".
     "Парацельс или ван Гельмонт обладали четким сознанием, что духовное существо человека активно, когда он воспринимает звук или цвет. Но поскольку в бодрственном состоянии это духовное существо соединено с телом физическим, то формируется только образ истинного цвета или звука. И когда человек их ищет только в физ.теле, то у него по необходимости возникает нереальная (неправильная) идея, концепция, сводящая все к формам чисто механического движения и к математике. Для того, чтобы реально узнать их, не надо ставить физические опыты относительно того, что происходит в человеческом организме, когда воспринимают звук, но надо представить себе, каким способом может человек получить опыт вне своих физ. и эф. тел. Такая идея не приходит в голову ученым современной научной эпохи, так как люди этого времени не имеют желания научиться познавать человеческую природу всю целиком, истинное ядро человеческого существа. Вот почему они не находят первичных качеств вещей в самом человеке, который остается для них неизвестным, а во внешнем мире не обнаруживают вторичных качеств, потому что они забыли, что к нему принадлежит и человек.
     Как первичные качества — математика, механика — находятся внутри человека, так качества вторичные находятся в мире, внешнем по отношению к человеку.
     Не требуется становиться ясновидящим, чтобы постичь все это. Хотя указания, полученные в этой области путем ясновидения, являются основными, все же здоровое познание самого себя может с абсолютной точностью привести ум к тем же результатам. Забывают, чем на самом деле является человек, что его тело полностью проникнуто духом. Забывают, что в состоянии бодрствования дух должен полностью вверяться, предавать себя телу, если он хочет понять в нем законы математики. Также забывают, что дух должен сосредоточиться в самом себе, сделаться независимым, освободиться от тела, чтобы прийти ко вторичным качествам вещей". 326 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru