BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





АМЕРИКАНЦЫ (США)

1152. "Американцы — недостаточно глубоки.
     Англичане — недостаточно широки; просто.
     Немцы — глубоко, широко — непросто ...
     1. Восток = Страна сна = Откровение Запад Критика
     2. Совсем на Востоке = потеря себя в духе — отдача себя выдоху — нахождение в себе духа.
     Совсем на Западе = нахождение себя в духе — отдача вдоху — нахождение в себе материального". 83 с.319


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1241. "В то время как Толстой выражает собой полную люциферизацию старой восточной культуры, западная культура стоит целиком под знаком Аримана". И особенно симптоматичен для нее инженер Кили* . Мотор Кили хотя и мало удачен в первом варианте, поскольку разработан исходя из простого инстинкта, но на этом пути возможно слияние механически-материального с духовным. 197(19)

_______________________________________
* Джон Воррель Кили, американский инженер (См. о нём лекцию от 1.12.1918).


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1242. "Если Карнеги требует от отдельной души того, что делает ее жизнеспособной во внешней жизни, то Толстой хочет дать отдельной душе то, что она может найти в глубоких истоках духовного существа". 57 с.238


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1301. Тело, поглощающее весь падающий на него свет, является черным. "Черные люди Африки обладают той особенностью, что они всасывают весь свет и все тепло Вселенной. Они вбирают его. И этот свет и это тепло во Вселенной не могут пройти сквозь все тело, поскольку человек есть человек, если он и черный. Они не проходят сквозь тело, но задерживаются на поверхности кожи, и она тогда делается черной". При такой переработке тепла и света оказывает помощь задний мозг, и он у негров большой. Затем это действие идет в спинной мозг и сказывается в виде усиления инстинктивной жизни, жизни потребностей. Обмен веществ у негра происходит так, как если бы само Солнце занималось варкой внутри него. А задний мозг раздувает огонь желаний. В задний мозг уходит глазной нерв, и негр смотрит внимательно и хитро; он — хитрый наблюдатель мира.
     У желтой расы все обстоит иначе. Желтое родственно красному. Желтый человек больше отражает света, чем черный; но много света он также вбирает в себя. Вобранного света не хватает для обмена веществ, и он должен опираться на собственную силу. У японцев, китайцев свет и тепло работают в дыхании и циркуляции крови. Они испытывают удовольствие от дыхания. Многое у них перерабатывается в груди, что ведет к особому развитию среднего мозга. Это также выражается в крадущейся походке азиатов: они слабо работают в конечностях, в обмене веществ. Поэтому вся азиатская цивилизация пребывает в сновидческом (состоянии), и поэтому там пишут столь прекрасные стихи о Вселенной. Негр же Вселенную переваривает, и он — бегун.
     Белая раса отражает весь внешний свет, а также и тепло. Мы их воспринимаем, лишь если они очень сильные, в остальном же вырабатываем их сами внутри с помощью головы, переднего мозга. Своей крови мы сами должны дать цвет, который выступает изнутри. Задний мозг связан с инстинктами, средний — с внутренней жизнью чувств, передний — с мышлением. Поэтому мы не чувствуем наше внутреннее, а лишь свою голову, когда она болит; потому же европеец становится материалистом.
     Жизнь желаний создает внутри много золы, которая оседает в костях. У негра грубо выработанные кости. У европейца они выработаны более тонко. Азиат в этом отношении стоит в середине. Когда желтые перемещаются на восток, они становятся коричневыми — это малайцы. Малайцы — это монголы-переселенцы, ставшие больше поглощать света и тепла, поскольку Солнце начинает по-другому действовать на них. При этом сами они не приспособлены к таким переменам, им "не хватает костей", и их тело начинает отмирать. Малайцы — это вымирающая раса.
     Если негры перемещаются на запад — это было в основном в прошлом, —то они делаются меднокрасными: индейцы. Им приходится тогда отражать часть тепла и света, и это также ведет к вымиранию. Индейцы не могут выносить избытка золы, она делает их кости ужасно крепкими, и они гибнут.
     Если начинают переселяться белые, то они деградируют не как раса, а как отдельные индивидуальности. И хотя они особенно выносливы в силу особой выработки души и духа, но борьба между передним и задним мозгом все же привела к тому, что у американцев теперь удлиненные конечности. Отразилось это и на мышлении. Книги европейцев — сплошь доказательства, американцев — утверждения, что питается более инстинктивным. (Животное вообще не доказывает, а пожирает). Но упадок еще сопровождается возрастанием смышленности. Американцы умны. Благоприятным образом Солнце станет освещать Америку в 7-ой культуре. Тогда цивилизация переместится туда, но определенное движение началось уже теперь. 349(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1508."Лишь из соединения действий, исходящих из головы и из всего остального организма, полноценным образом возникает то, что затем отпечатывается в народном характере. Действие, исходящее из головы, некоторым образом нейтрализуется действием, исходящим из остального организма. Поэтому можно сказать: с тем, что житель Италии вдыхает с воздухом, что вообще для остального организма, кроме головы, определяется дыханием, с этим взаимодействует конфигурация нервной системы всей головы... Во Франции дело обстоит иначе. Что в организме живет как ритм, является особым ритмом для головы и особым для остального организма; голова имеет свой ритм. Если в Италии имеет место нервная деятельность головы, которая взаимодействует с тем, что как воздух воздействует на человека, то во Франции — это ритм, ритмическое движение в голове, вибрация, ритма в голове вместе с тем, что вызывается в организме жидкостью. Так строится через особое взаимодействие индивидуального человека головы с тем, что Дух народа вызывает из окружения, народный характер. ...
     Дух народа британской сути действует через все земное, главным образом через соль и ее соединения в организме. Твердое здесь самое главное. ... солевой элемент действует здесь через все, что через воздух и питание входит в организм. Это вызывает всеобщую конфигурацию британского народного характера. Но также и здесь из головы действует нечто нейтрализующее... Как ритм, так и пищеварение, обмен веществ имеют место не только в голове, но и во всем организме. Каким образом организм головы производит свой обмен веществ — это взаимодействует с солевым элементом в организме, и это обусловливает британский народный характер. Так что земное в связи с обменом веществ в голове производит британский народный характер. И можно сказать: в то время, как народная Душа действует через солевой элемент, ей навстречу из головы устремляется особенность обмена веществ в голове. ...
     У американцев это, опять-таки, обстоит иначе, там действует подземный элемент. ... нечто вибрирующее под землей. Это имеет там преимущественное влияние на организм. Особенно через подземные магнитные и электрические потоки действует в народном характере американцев народный Дух. И навстречу этому нечто исходит из головы: ... человеческая воля. Такова особенность американского народного характера. ... А если народная Душа воздействует на человека из подземного, то он не вырабатывает свою народную Душу в свободе, но бывает народной Душой, так сказать, одержим. ... (пример). И если у Германа Гримма можно видеть, как завоевывается все человеческое, то у Вудро Вильсона видна человеческая одержимость всем этим". Потому-то так важно знать кто говорит, а не что говорится. И Гримм, и Вильсон могут говорить об одном и том же, но у первого содержание сказанного многократно переработано, у второго все говорится из одержимости.
     Если подняться из хаоса того, что имеет место на Востоке Европы, то можно увидеть, что у славян, у русских народный Дух действует в вибрирующем свете. "И когда на Востоке то, что там должно взрасти в будущем, освободится от эмбриональных оболочек, то ... там увидят совершенно иное, чем на Западе, действие народного Духа". Отраженный почвой свет действует там. "Но он действует не на организм, а непосредственно на голову, на чувство мысли, на способ выработки представлений, ощущений и т. д. Таким образом, способ действия народного Духа здесь противоположен тому, что имеет место на Западе, где он действует на остальной организм, а из головы исходит противодействие ему. ...
     Действующее (на Востоке) в противоположном направлении, исходит от остального организма, особенно от организации сердца. Это действует в противоположном направлении на голову и изменяет исходящее из нее действие. Сейчас это все пока еще в хаосе, в эмбриональных оболочках. Ритм дыхания здесь ударяет в голову и нейтрализует то, что окольным путем через воздух приходит от Духа народа. ... Особенность азиатского Востока состоит в том, что народный Дух лишь отчасти действует там через свет, воспринятый, отраженный почвой и затем идущий в голову. В другом случае народный Дух там действует не через свет, а вообще через невидимое: через гармонию сфер, которая вибрирует через все, которая для духовного человечества азиатского Востока является действием народного Духа; но этот Дух отражается землей и воздействует на голову. А навстречу ему действует ритм дыхания. В этом заключается тайна ищущего дух на Востоке, когда он стремится к особой выработке дыхания, чтобы через него прийти в связь с духом (йога). ... он ищет его тем способом, как это заложено в его народном характере. И чем дальше идти на Восток, тем в большей мере это имеет место.
     В Средней Европе народно-душевное действует через тепло. Это действие достигает среднеевропейца однажды через голову, другой раз через остальной организм, в зависимости от того, как действует тепло: извне, как греющий воздух, или через питание, или через дыхание. Все это является посредником для народного Духа. Противодействующим здесь, опять-таки, оказывается тепло ... рожденное человеком внутри себя. ... Что в организме через народного Духа действует как тепло, этому навстречу идет собственное тепло головы. Если тепло народного Духа действует через голову, то навстречу ему действует тепло из всего остального организма". Чем живее, жизненнее деятельность чувств, тем больше человек развивает собственного тепла, а кто ощущает поверхностно, тот порождает его меньше. "Тепло здесь сталкивается с теплом. Такова особенность образа действий среднеевропейского Духа народа. ... Тепло обусловливает европейский характер, который выражает себя в том, что более или менее может входить во все. Мы не делаем ценностных определений, но только характеризуем, поэтому каждый может это принимать как хочет: как добродетель или как нечто ей противоположное. — Тепло к теплу: это делает подвижным, пластичным, способным во всем найти себя, также и в чужом народном характере". 181(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Нации и Страж Порога

1510."Подготовляющееся, может быть понято, если на него посмотреть в свете сверхчувственного сознания ... с помощью тех способностей, которые дает сверхчувственное сознание. Ибо не существует путей для чувственного сознания понять, что инстинктивно несут в себе как образ человеке люди Запада и Востока. Чтобы выработать это понимание, вам необходимо познакомиться с двумя вещами, с двумя совершенно различными обликами, в которых перед Стражем Порога инстинктивно, но вполне определенно, выступает нечто, пребывающее в человеке, чем он бывает одержим. Ибо как на Западе, так и на Востоке человек бывает этим одержим. И до тех пор, пока это остается инстинктивным, человек бывает этим одержим. Когда же он приходит к ясному сознанию, то одержимость прекращается. ...
     Двояким образом переживает человек перед Стражем Порога это нечто, которое волнуется в его подсознании и которое не является им самим, т. к. он сам является только тем, что постигает сознанием. ... Иными словами, когда подходят к Порогу, то нечто, делающее человека инстинктивно одержимым, выступает либо в одном, либо в другом облике. Один облик имеет вид призрака. ... Это лишь галлюцинация... перед Стражем Порога, где кончается все инстинктивное, где все познается в полном сознании и свободно вчленяется в духовную жизнь. Это инстинктивно живущее в человеке может выступить перед Стражем Порога в виде призрака. Но тогда оно перестает быть инстинктивным. Не следует бояться, когда нечто выступает в виде призрака, ибо только таким путем это можно познать, сделав объективно созерцаемым вовне. ... Другая форма, в которой выступает указанное инстинктивное, есть кошмар. Эта форма не является внешним восприятием, а подавляющим ощущением или также видением, в котором выражаются последствия того, что подавляет, имагинативным переживанием, которое, однако, ощущается как кошмар".
     "Если вы попробуете описать американца — наиболее ярко выраженного, — описать ощущаемое им как образ настоящего человеческого достоинства, если вы затем этот образ, оккультно переработанный, донесете до Стража Порога и перед Стражем Порога произведете с ним опыт, то он выступит перед вами как призрак. А если вы попробуете описать азиата или образованного русского, описать то, как он представляет себе образ человека, то это, будучи донесенным до Стража Порога, выступит перед вами как кошмар".
     "Народы Запада: британцы, французы, итальянцы, испанцы, американцы — лишь из определенных исторических импульсов, конечно не с полным ясным сознанием, а инстинктивно, в процессе своего развития от древности до современного состояния укореняли в своих сердцах тот образ человека, который и охарактеризовать можно правильным образом, только исходя из исторических импульсов. Этот образ как на Западе, так и на Востоке должен быть заменен тем образом, который может быть найден путем духовного исследования и который лишь один должен быть положен в основу социальной организации, а не призрак или кошмар. ... В инстинкте, который привел к образу человека в западных областях, а в самое последнее время привел к т. наз. "вильсоновской программе мира" (14 пунктов), вызвавшей так много поклонения, — в основе этого инстинкта лежит призрак древней Римской Империи. ... Несомненно, в культуре Запада имеется мало такого, что не имеет никакой связи с романизмом ... но речь идет об образе человека, поскольку он должен быть внесен в социальную структуру. Во всех указанных странах инстинкт сегодня ощущается и находится под влиянием того, что образовалось внутри романской культуры. Он целиком и полностью есть продукт латинского образа мышления 4-ой послеатлантической культуры. Он не является тем, что живет, но — призраком отмершего. ... Призрак романизма бродит по странам Запада". Особенно интенсивно с ним связаны французы, и в силу их инстинктов, темперамента и характера им не избавиться от него.
     "Живущее сегодня в Восточной Европе с ее азиатскими окраинами не является тем образом, который некогда в будущем будет естественным путем развит людьми и который они уже сегодня должны развивать из познания. Но живущий там ныне образ, если с ним подойти к Стражу Порога и там его разглядеть, оказывается кошмаром.
     Этот образ оказывается кошмаром по той причине, что инстинкты, заявляющие о себе на Востоке, питаются, когда определяется этот образ, еще не совершенной силой. Только в будущем, в 6-й послеатлантической культуре, разовьются они до полной высоты. Но сила для их развития нуждается в импульсах, которые бы ее поддерживали. Она нуждается — прежде чем проснется сознание, а оно должно проснуться именно на Востоке — в инстинктивной опоре. А эта инстинктивная опора ... действует как кошмар, когда формирует образ человека. ... Но образ человека должен быть там совершенно таинственным способом освобожден от этой опоры; и когда кошмар там будет преодолен и отброшен, когда люди поймут, как он действует, когда они проснутся от него, тогда они поймут, что же, собственно говоря, с ними происходило. Сила, распространяющая свое действие на Востоке, отжила свой век, но именно в современности по-настоящему деятельна. Это есть та сила, что происходит из британской мировой державы. Подобно тому, как на Западе образ человека превращается в призрак импульсами романизма, так на Востоке образ человека отпечатлевается в душах людей таким образом, что при этом становится кошмаром то, что еще долго будет действовать в мире как устремления британской мировой державы.
     Эти две вещи являются причиной того, что бывшее сознательным в Римской Империи переживается с другой стороны, на современном Западе, как призрак, а то, что подготовляется, что деятельно именно в современности — импульс британо-американской мировой державы, — это для того пребывает в мире как кошмар, как опора кошмара, чтобы привести людей на Востоке к сознательному рождению соответствующего образа человека. Подобные вещи сегодня неудобно высказывать, а людям неудобно их выслушивать". Но без объективного познания дело в мире дальше не пойдет". 186(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Североамериканцы

1359. На Земле имеются народы, обязанные своим бытием отсталому духу Личности (т. е. духу Формы, отставшему на др. Луне), который не ведет их к дальнейшему развитию. "Вам достаточно лишь уяснить себе характер североамериканского народа, который покоится на этом принципе". 121(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1360. "В американском способе постижения, схватывания можно в целом видеть, как души не сидят полностью в своих телах, как они хотят поэтому тело охватить извне, как сама наука о душе, психология в Америке принимает такой характер, в котором, по сути, совсем не содержится правильного понятия Я. Поскольку души более привыкли чувствовать в надземном, то я-воплощение, каким оно теперь совершается на Западе, не вырабатывается правильно. Поэтому и не могут мысли сцепиться одна с другой. Это тогда называют ассоциативной психологией". Человек здесь выступает как мяч в игре мыслей, которые "ассоциируются". Не случайно нас обвиняют там в том, что мы учим о "странствии" душ. Поистине, у них это так и происходит. Мы же учим об эволюции душ, о реинкарнации.
     "Американцы не должны гордиться своими предками, своими кровными предками из Европы, но пусть лучше оглянутся на тех, кто жил во времена Мистерии Голгофы в Азии и проходил через культуру, не затронутую Христианством. Поэтому Христианство они теперь принимают путем внешних традиций, внешнего воспитания. С этой стороны все еще сохраняется резкая оппозиция духовно-душевному постижению мира". 202(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1362. "В шестую коренную расу англо-американский народ будет выступать неким затвердением, наподобие того, как китайцы ныне являются затвердевшим остатком атлантической эпохи". "Англо-американская культура истощит культуру Европы. ... В ней находятся зачатки злой расы". 93-а(28)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru