Главная
Предметный указатель
РЕФЛЕКСЫ |
54. "Все задатки, все силы, ведущие к образованию головного мозга, должны быть старыми в человеке, ибо на более ранней ступени они должны были сначала быть задатками к образованию спинного мозга, а при дальнейшем развитии они привели к преобразованию его в головной мозг. ... в нервной системе спинного мозга мы имеем мозг первого порядка, а в головном мозге — мозг второго порядка, преобразованный, ставший старым спинной мозг, который некогда был им как таковым, а потом преобразовался в головной мозг". И такое развитие следует считать идущим вперед. Современный же спинной мозг уже не станет головным мозгом, он замкнулся на современной ступени. Если даже рассмотреть его внешне, сверху вниз, то убывающая расчлененность сегментов являет его деградирующее состояние. Внешняя наука приписывает спинному мозгу деятельность, выражающуюся, например, в инстинктивном отдергивании руки при уколе. Деятельность же головного мозга всегда сопряжена с обдумыванием, лежащим между восприятием и действием. Инстинктивной деятельности подобны хаотические переплетения образного, не управляемого мира сновидений. В головном мозгу, т.обр., выражает себя некоего рода спинной мозг. "Оккультное наблюдение показывает, что в головном мозгу таинственным образом, как инструмент жизни сновидений, пребывает (древний) спинной мозг (на рис. заштрихованное). ... И поскольку он впечатан в головной мозг, то ведет не к действиям, а просто к образам и лишь к образным действиям; ибо во сне мы ведь действуем только в образах". Нижняя часть позвоночника, если смотреть на нее сзади, аурически имеет зеленый цвет. А там, где расположен мозг, основной цвет фиолетовый. Лучшее представление об этом фиолетовом цвете вы получите, представив себе цвет цветка персика, но только приблизительно. Между этими цветами возникают цветовые нюансы, не имеющие аналогов в чувственном мире. Это не синий, не зеленый, а их смесь. Аурический цвет нижней части позвоночника — зеленоватый, головного мозга — лилово-синий (голубой).128 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
Тайна речи
1844. "Другая важная для нас встреча симпатии и антипатии происходит в середине человека... в грудной системе. При этом опять-таки деятельным оказывается весь человек, ибо когда симпатия и антипатия встречаются в нашей груди, то мы это осознаем. Но вы также знаете, что эта встреча выражается в том, что мы, скажем, при некоторых впечатлениях совершаем рефлексивные движения: не размышляя о том, угрожает ли нам опасность, отскакиваем инстинктивно. Такие более подсознательные рефлексивные движения отражаются затем в мозгу, в душе, и благодаря этому целое снова приобретает образный характер. Мы сопровождаем образами то, что разыгрывается в нашей грудной организации между симпатией и антипатией. Поэтому мы не особенно распознаем, что это покоится на встрече симпатии с антипатией. Но в груди происходит нечто такое, что исключительно сильно связано со всей жизнью человека. ... Деятельности симпатии в нашем человеке груди мы даем постоянно взаимодействовать с деятельностью космической антипатии. Результатом этого является человеческая речь. В мозгу явственным аккомпанементом этой встречи симпатии и антипатии в груди является понимание речи. Мы следуем за речью с пониманием. Во время речи, по сути говоря, имеет место деятельность, совершающаяся в груди и идущая параллельно деятельности, совершающейся в голове; только деятельность в груди более реальна; в голове она ослаблена до образа. ... Поэтому вы легко можете видеть, что речь, как и чувства, покоится, по сути, на постоянном ритме деятельности симпатии и антипатии. Речь, прежде всего, коренится в чувстве. И что речь обладает совпадающим с мыслями содержанием — это происходит оттого, что чувственное содержание мы сопровождаем познавательным содержанием, содержанием представления. Речь поймут только тогда, когда действительно познают ее как коренящуюся в человеческом чувстве". Двояким образом речь коренится в человеческом чувстве. В одном случае она содержится в чувствах, которые человек несет навстречу миру. Напр., изумление часто сопровождают звуком "О", страх — звуком "У", удивление — звуком "А", желание противостать чему-либо — звуком "Е" (или Э), приближение, слияние в единстве — "И". Весь чувственный процесс такого рода — душевный, покоящийся на симпатии и не встречающий никакой антипатии извне. Симпатия смыкается с антипатией, когда мы гласные сводим к согласным. Наш язык, нёбо, губы существуют для проявления антипатии, для удержания вещей. Речь, состоящая из гласных, содержит в себе музыкальное, состоящая из согласных, — пластическое, живописное. "В речи находится истинный синтез, истинное соединение музыкального с пластическим элементом в человеке".294 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
|