Главная
Предметный указатель
РЕЧЬ - см. также СЛОВО, ЯЗЫК — и Архангел |
313. "В древние времена слова выражали процессы человеческих реакций, того, что человек побуждался делать под влиянием мира. Волевые выражения были почти единственными выражениями, из которых состояла прадревняя речь. Отчего это происходило? Это происходило оттого, что Архангелы приходили к речи на пути интуиции" (в последние эпохи атлантического развития). "Если мы обратимся к началу послеатлантической эпохи и даже вплоть до Египта и Халдеи, то мы повсюду найдем, что источниками, из которых творят Архангелы, чтобы передать людям речь, являются инспирации. Здесь речь становится такой — она проделывает метаморфозу, — что слово прежде всего делается выражением для симпатии и антипатии, для человеческих чувств и ощущений вообще. На место древней волевой речи выступает речь чувства". Первым, кто извлек из слов мыслительные категории, был Аристотель. Он был универсальным духом и в то же время, в определенном смысле, философским филистером. Ибо древним грекам совсем не нравилось из слов "выковыривать" мыслительные категории, поскольку они чувствовали, что в словах содержится нечто такое, что является инспирацией в человеке; они чувствовали в речи высших духов. "Мы приходим в эпоху, где Архангелы, сообщая людям речь, брали ее уже не из инспирации, а из имагинации. И речь стала мыслительной. ...В основе этого лежит нечто весьма значительное. Интуиции Архангелы получали от второй Иерархии; сами они принадлежали к третьей. Инспирации они получали от Серафимов, Херувимов и Тронов, от первой Иерархии. А имагинации? — Так ведь за первой Иерархией больше Иерархий нет! ...Поэтому некоторые Архангельские существа должны были имагинации, т. е. образы речеобразующих сил — ибо это есть имагинации, — извлекать из прошлого, а значит, продлить предыдущее. Прекратилось непосредственное излияние силы, образующей речь. В речь пришел ариманический элемент, поскольку она была взята из прошлой ступени. Это нечто исключительно значительное. И то, что Архангелы чувствовали над собой в высях, — оно выразилось в среде человечества так, что речь все более и более сглаживалась, надламывалась, уже не была столь живой, как прежде". "Человек утратил возможность живо вырабатывать свою речь. В божественном мире произошло то, земным отображением чего явилось Событие Голгофы. И поэтому с Событием Голгофы, наравне со многим другим, связана возможность для людей, все более и более воспринимая Импульс Христа, через Него снова обрести живой источник речи". Если бы речь осталась такой, какой она стала в древней Греции, то человек не смог бы прийти к свободе. На том пути она приходит к абсурду, становится лишь знаком, поскольку Архангелы утратили возможность образовывать имагинации из современности, а образуют их только из прошлого. Событие Христа имело огромное значение и для духовного мира. Возвышение Иерархий позволяет возвыситься и людям. "Уясним себе, что имагинации Архангелов становятся современными живыми имагинациями, когда Архангелы все больше получают от Христа, Который Свое место обитания на Земле находит в сердцах людей. Который как Импульс входит в имагинации Архангелов. В этом случае приходит совсем иной род речеобразующей силы". "Я возвращаюсь к началу, к праначалу. "В начале было Слово". Где было это Слово, когда мы как человечество имели волевую речь? — Слово было у Бога и должно было с помощью интуиции искаться у Бога. "И Слово было с Богом". Но Архангелы должны были через интуицию перенестись в суть 2-й Иерархии. И суть, которая там в них излилась, была Словом: "И Бог был Словом". ...В те времена человек чувствовал слово ткущимся прежде всего в душевном. И вот через Мистерию Голгофы пришло время, когда Христос в человеческом теле был здесь — Христа видели через Слово, — где Слово вступило в физического человека: "И Слово стало плотью". 224 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
452.
Взаимосвязи: | | Оттеняются: | Элоимы, Духи формы: | Мир чувств | | Архаи | мир мыслей | | Архангелы: | мир речи: | чувства-представления | Ангелы: | фантазия, сны: | волеобразное чувство | Человеческое Я: | волевые действия: | воля | 208 (13) Перейти к данному разделу энциклопедии
1003. "Что отец, мать, что другое человеческое окружение изживает в словах как жизнь чувств, воли и мышления, это, будучи услышанным, звучит в детской душе от засыпания до пробуждения; и детская душа тогда полностью отдается тому, что из сердец и душ человеческого окружения складывается в слова". После 7 лет это происходит уже слабее, но все же значительно. "Но с половой зрелостью, с 14 лет начинается нечто особенное: тогда то, что из речи впоследствии переживается в спящей душе, хочет само войти в отношение с духовным миром. Человеку становится необходимо объясниться с существом Архангела через сказанное во внешней, земной сфере и вновь звучащее во время сна. Здесь дневное слово звучит примечательным образом: внутренне углубляются все гласные, вплоть до предметности движущихся форм идут согласные. Это переживается. И спящая душа чувствует себя несчастной, если отзвуки ночи в ней не созвучны с тем, что звучит с другой стороны как речь Архангелов... из астрального мироздания. В своем Я и астр. теле человек развивается так, что примерно с 14-го года у него между засыпанием и пробуждением многое зависит от обхождения с Ангелами и Архангелами, будет ли это обхождение, обращение понято Ангелами и Архангелами. Это глубокая тайна человеческой жизни". В наше время Архангелы все менее понимают речь людей, что ведет к дисгармонии. Если до 7 лет люди в окружении ребенка, будучи материалистами, отрицают духовное, то они отрицают себя, и ребенок переживает это во время сна. С 14 лет отсутствие идеалистически-спиритуального в окружении в состоянии сна связывает душевную жизнь с физическим, душа не может во сне оторваться от физического.222(1) Перейти к данному разделу энциклопедии
1300. "Истина о сущности речи заключается в том, что в ее основе лежит действительное чувство, чувство слова. Речь возникает не из произвола — она есть духовный продукт; чтобы воспринять ее в ее духе, мы владеем чувством слова, столь же правомерным, как и другие чувства". Для чувства слова, речи человек также не имеет в себе ничего, что он мог бы отдать. Ему помогают существа, имеющие в своей субстанции природу, подобную человеческому эф. телу. Они также имеют соответствующую астральную субстанцию. Это Архангелы. Они пронизывают человека своим эф. телом, давая ему устремиться вовне. Они дают человеку возможность слышать не только тон, лад (мажор, минор), но и звук, возможность переживать внутреннее звука.115(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
1213. "Мы прошли через врата смерти и живем в духовном мире. Представим себе таким образом нашу собственную индивидуальность (фиолетовое). С ней связаны те существа из Иерархии Ангелов, которых мы ощущаем как связанных с нами (красное). Когда мы слагаем наше эф. тело, то наше ангельское существо вместе с другими существами из Иерархии Ангелов вступает с нами в отношение, присоединяется к нам, и мы чувствуем в себе весь мир Ангелов. Мы чувствуем его в себе, переживаем его как внутренний опыт; внешние переживания благодаря этому, естественно, ухудшаются. ... Как здесь наши органы чувств служат посредниками между нами и внешним миром, так вплетенность в мир Ангелов дает нам возможность вступить в отношение с духовными существами и с людьми, которых мы встречаем в духовном мире". Мы лишь постепенно освобождаемся от того, чем были пронизаны в физическом мире и что "мешает нам встроиться в этот организм Ангелов соответствующим образом. Однако во время пребывания в мире душ это постепенно происходит. Мы дорастаем до организма Ангелов. Но в то же время начинает слагаться другая необходимость, необходимость проникнуться не только организмом Ангелов, но и еще дальнейшей субстанциональностью, а именно субстанциональностью организма Архангелов. Наше сознание в духовном мире между смертью и новым рождением осталось бы очень смутным, если бы мы не смогли пронизать себя организмом Архангелов ... мы бы тогда остались спящими существами, я бы сказал, сотканными из всяческих материалов имагинаций духовного мира; мы бы проспали наше бытие между смертью и новым рождением. Но чтобы этого не случилось, чтобы, наоборот, выступило еще более светлое сознание, мы должны пронизать себя организмом Архангелов (на рис. синее)... И в той мере, в какой мы пробуждаемся там, в духовном мире, в такой мере мы получаем свободное отношение к физическому миру здесь". "После смерти, когда физическая Земля становится потусторонней, у человека возникает страстное желание некоторые вещи, относившиеся к нему там, оторвать от себя, стереть их. Но для этого необходимо пронизать себя субстанциональностью высокой иерархии Ангелов и Архангелов. ... тогда можно из сознания выключить то, что должно быть выключено, дабы человек правильным образом мог осуществлять свое пребывание в духовном мире. ... Что касается трудностей, то одной из них (в данной связи) является человеческая речь, с помощью которой общаются на Земле. ... Ныне, в материалистическую эпоху, люди почти не думают в мыслях, а в подавляющем большинстве — в речи, в словах. И они удовлетворены, если нашли для чего-либо удачное выражение. Но эти выражения годятся только для физической жизни, а после смерти встает задача освободиться от них... Духовная наука (ее понятия менее связаны с речью) эмансипирует нас от речи. И делает это в полной мере. Поэтому она приводит нас (уже здесь) в те сферы, которые для нас общи с умершими. Эмансипация от речи внутренне связана с субстанциональностью Архангелов". Теперь вы можете глубже понять нечто из сказанного ранее об определенных братствах. В этих братствах утверждается, что ведущими в 5-ой послеатлантической эпохе являются англоязычные народы, и все в эту эпоху должно быть пронизано их элементом. Тут говорит групповой эгоизм, "духовно этим достигается нечто бесконечно значительное, достигается такое действие на человеческую индивидуальность, которое ... сохраняется также и в период между смертью и новым рождением. Ибо здесь достигают того, что человеческая индивидуальность вживается в духовный мир, пронизывается Иерархией Ангелов, но не восходит к Иерархии Архангелов. Этим в определенном роде выставляется стремление человеческим развитием свергнуть Иерархию Архангелов!" Старые члены общества могут вспомнить, что некоторыми задающими тон членами Теософского Общества, например, пресловутым Ледбитером, как раз распространялось мнение, что между смертью и рождением душа пребывает в состоянии сна. "Нет ничего удивительного в таких утверждениях, ибо некоторым душам действительно удается отчасти этого достичь... замкнуться перед миром Архангелов, и им тогда недостает ясного, крепкого сознания. Ледбитер как раз и наблюдал своим способом души, подпавшие махинациям подобных братств. Дальше же он пойти не мог, чтобы наблюдать, что происходит с этими душами через некоторое время, ибо они никак не могут в течение всего периода между смертью и новым рождением оставаться без тех ингредиентов, которые при нормальной жизни приходят от Иерархии Архангелов. Они должны тогда получить нечто другое. И они действительно получают эквивалент этого... их пронизывает нечто, исходящее от стоящих на ступени Архангелов отставших Архаев. А это означает, что такие души в чрезвычайной степени пронизываются ариманическим. Нужно иметь очень правильное представление о духовном мире, чтобы оценить все значение этого факта. Когда оккультными средствами хотят отдельному Духу народа обеспечить мировое господство, то это означает, что действие стремятся внести в духовный мир и на место правомерного господства Архангела над умершими поставить неправомерное господство архангела — отставшего неправомерного духа Времени. Таким способом достигается ариманическое бессмертие. Вы можете, однако, сказать: как можно быть настолько глупым, чтобы прямо-таки планомерно оторваться от нормального развития и проникнуть в совершенно другое духовное развитие? — Но это довольно близорукое суждение, суждение, в котором не думают о том, что из определенных импульсов люди могут получать страстное стремление искать свое бессмертие в других мирах, чем те, которые мы обозначаем как нормальные. Я скажу так: вы не имеете никакого желания принимать участия в ариманическом бессмертии? Что ж, очень хорошо! Но поскольку многое среди первейших понятий остается неясным ... то человек хочет исключить себя из мира, который мы называем нормальным, включая теперь и жизнь между смертью и новым рождением, и некоторым образом говорит себе: мы не хотим далее иметь Христа своим водителем, который ведь является водителем через этот нормальный мир, мы хотим иметь другого водителя, мы хотим именно встать в оппозицию к нормальному миру. — Такие люди через подготовление, о котором я вам говорил, которое они проделывают в церемониальной магии, получают представления того рода, что мир ариманических сил является более могущественным духовным миром, что они могут там прежде всего продолжать то, что усвоили здесь, в физической жизни, что они могут сделать бессмертными материальные переживания физической жизни. И теперь уже наступило такое время, когда в подобные вещи необходимо всмотреться. Ибо, кто этого не знает ... тот не в состоянии понимать современность. ... Средства оторваться от этого мира, о котором мы можем сказать, что в нем люди достигают своего правильного развития, ставя себя на служение Христу, средства эти многочисленны, и о многих из них, даже из близлежащих, не просто говорить, ибо, касаясь этого близлежащего, совершенно не подозревают о том, что человек соприкасается с действием оккультных импульсов огромной силы, которое распространяется в человеческой душе. Вы знаете, скажем — дабы упомянуть нечто близлежащее, — что в определенный момент была зафиксирована догма о т. наз. непогрешимости. Эта догма о непогрешимости — и это важно — была акцептирована, воспринята многими людьми. Каждый, считающий себя теперь действительно христианином, должен задуматься: как же мне быть с этой догмой? — Он может задаться таким вопросом: а что бы сказали об этой догме, о непогрешимости, отцы Церкви, стоявшие еще совсем близко к первоначальному смыслу Христианства? Они бы назвали его богохульством! Так человек в христианском смысле мог бы коснуться сути дела. Но можно также указать на исключительно действенное оккультное средство, с помощью которого в чрезвычайном смысле пробуждается антихристианская вера. Эта вера есть важный оккультный импульс, с определенной стороны уводящий от нормального христианского развития. Вы видите, можно коснуться ближайшего и повсюду в мире найти оккультные импульсы. Сильным оккультным импульсом была также и неудачная попытка Безант вызвать Алцион-суматоху. ... Так те братства решают свою задачу: в 5-ой эпохе эгоистический групповой интерес сделать общим импульсом земного развития и исключить из земного развития то, что должно прийти как 6-я и 7-я послеатлантические эпохи. ... И пришло время, когда, по меньшей мере, отдельные люди должны вникнуть в подобные вещи и образовать себе представление о том, что, собственно, происходит, что совершается в мире. ... Ибо чем больше людей будет иметь о подобных вещах верное представление, тем труднее будет определенным оккультистам ловить рыбу в мутной воде. До тех пор, пока в Европе будут так говорить об отношениях народов, как говорят теперь, намеренно искажая истину, до тех пор будет существовать множество оккультных импульсов, направленных на то, чтобы развитие вырвать из 6-ой послеатлантической эпохи. Ибо этой 6-ой эпохе предстоит важнейшее. Я это подчеркиваю: Христос умер для индивидуальных людей. Мы должны рассматривать это как очень существенное в Мистерии Голгофы. Христос должен совершить важное деяние в 5-ой, ... а также и в 6-ой послеатлантической эпохе: именно здесь, для Земли, стать помощником в преодолении, в последнем преодолении всего того, что идет из национального принципа. Но чтобы этому помешать, чтобы Христос не имел никакого влияния в 6-й послеатлантической эпохе, об этом заботятся заблаговременно, и этому служат импульсы тех братств, которые хотят законсервировать 5-ю послеатлантическую эпоху". 174(23) Перейти к данному разделу энциклопедии
Национальность и язык
1330. "В речь сильно втекает — и это можно заметить обычным сознанием — человеческая воля". "В элементе речи, в мире речи, как и в мире мыслей, живут Архаи, Архангелы. И поскольку они живут в гении речи ... они являются ведущими Духами народов, народными Духами. И они изживают себя в элементе речи". 208(13) Перейти к данному разделу энциклопедии
1340. Духи народов влияют тонко и интимно на отдельную человеческую душу, но гораздо сильнее действуют здесь еще другие существа, в некотором отношении родственные Архангелам. Это отставшие духи Формы. На др. Солнце, когда современные Архангелы проходили свою человеческую ступень, они были на ступени Архангелов. Их отсталость состоит в том, что свою ступень архангельства они прошли не на др. Солнце, а проходят ее на Земле и потому стоят на ступени Духов народов, но обладают при этом иными свойствами. Эти духи Формы стоят на четыре ступени выше человека, каким он является теперь, и они способствуют возникновению речи. Они отстали из любви к человеку, поэтому прав человек в своей искренней любви к речи. 121(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
39. Северянин-германец "научается видеть в Одине одного из Архангелов отсталого развития, одного из величайших, отрекшихся в предвременье и сохранивших свое архангельство при принятии на себя важной миссии: работать над душой человека". "В историях, повествующих об Одине, выражается усвоение душой речи, усвоение при помощи соответствующего Архангела, и в обход, через эф.тело, ее вживание в тело физическое. Родственных Архангельских существ мы встречаем в собратиях Одина: в Хенире, который одаряет силой представления, и в Ледуре, который снабжает тем, что еще особенно близко расе, а именно: цветом кожи и характером крови. В этих Архангелах нам следует видеть существ, так сказать, более нормального начала. Тор — это Ангел, отказавшийся от восхождения на высшую ступень, "чтобы ко времени пробуждения в душевном развитии "я" стать вождем в душевном мире северо-германской области". Духи Мудрости и Духи Движения — это Ваны; Ангелы, Архангелы — это Азы. "Работе Одина, дарующего мудрость языков и рун, который действовал больше окружным путем, через дыхание, вовне, в Макрокосмосе, соответствует движение ветра". Гиннунгагап — хаос, начало эона Земли после Пралайи. 121(8)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|