BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





РЕЧЬ - см. также СЛОВО, ЯЗЫК — и сверхчувств.познание


     764
. "В настоящее время должны быть особенно хорошо развиты три силы нашей души, чтобы наступи­ло оккультное соединение со сверхчувственными мирами.
     Первая сила ... есть сила мысли... душа обретает возможность мыслить, образовывать в себе мысли, не употребляя при этом тела, не пользуясь мозгом как инструментом. ... При медитативном мышлении в нервной системе не происходит никаких разрушений... Когда внутренняя сила мышления так развита, что не пользуется внешним телом, то мы достигаем знания внутренней жизни, познаем наше истинное, высшее Я". Медитация для такого воспитания мышления:
     "Мудрость живет в свете".
     Одной этой медитации недостаточно, чтобы проникнуть в прежнее воплощение. Для этого нужна и другая медитация, которая включает в себя чувство, например:
     "Мудрость излучается в свете".
     "Если мы медитируем так, что наша медитация действительно пронизана чувством, тогда мы удержи­ваем в нашей душе силу, которой пользуемся в обычной жизни для речи. Можно сказать, что речь есть воплощение внутренней душевной силы, которую это пронизанное чувством мышление выражает. И когда мы теперь вместо того, чтобы позволить душевной силе выступать в речи, из этого пронизанного чувс­твом мышления развиваем медитацию... тогда постепенно мы развиваем способность... через посвящение смотреть на прошлые воплощения и исследовать время, лежащее между смертью и новым рождением. ... Через удержание "слова" в душе мы можем взглянуть на начало Земли". Но чтобы проникнуть в ранние воплощения Земли, необходимо в медитацию включить волю, например в изречении:
     "Мудрость мира излучается в свете".
     "Мы должны наше собственное бытие чувствовать связанным с излучающейся силой света и дать это­му свету лучиться и вибрировать через мир. Импульс нашей воли должны мы соединить с этой медитаци­ей... тогда мы удерживаем силу, которая в обычном случае переходит в пульсацию нашей крови. Вы мо­жете легко наблюдать, что жизнь нашего внутреннего "я" может переходить в пульсацию крови, когда мы бледнеем от страха и краснеем от стыда... Когда эта самая сила, что влияет на кровь, так всту­пает в деятельность, что не нисходит в физическое, но остается только в душе, тогда начинается третья медитация, на которую мы можем влиять волевым импульсом.
     Кто проделал эти три формы оккультного развития, тот чувствует, когда освобождает силу мысли, что он имеет как бы орган возле корня носа. Этот орган описывается как цветок лотоса, через кото­рый человек может заметить свое Я, или самость, которая распространяется широко в пространстве.
     Кто медитативные мысли пронизывает чувством, тот через эту силу, что обычно становится речью, осознает т.наз. шестнадцатилепестковый лотос в области гортани... Через этот орган человек также научается познавать действительность и оккультное значение Мистерии Голгофы... Через удержание ду­шевной силы, распространяющейся в обычной жизни в крови и ее пульсации, развивают орган в области сердца... 152(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1043
. "Медитация, концентрация, они не являются какими-либо удивительными духовными отправления­ми. Они являются такими духовными отправлениями, которые лишь взошли на высокую ступень, но на сво­ей элементарной, нижней ступени совершаются в обычной жизни. Медитация — это безгранично возросшее самоотречение души, каким оно переживается в наиболее прекрасных ощущениях религиозной жизни, а концентрация — это безгранично возросшая внимательность, которой элементарным образом мы пользуем­ся также и в обычной жизни. В обычной жизни мы говорим о внимательности, когда наши представления и наша жизнь чувств не блуждают каким угодно образом в отношении предметов, производящих на нас впечатления, но когда мы подтягиваемся и своей душой направляем наш интерес в особенности на отде­льные предметы, выделяем их из поля наших восприятии. Эта внимательность может безгранично возрас­ти именно благодаря тому, что внутренне произвольно наша душа ставит в средоточие своей жизни оп­ределенные особые представления, которые могут быть даны через Духовную науку и особенно подходят для этой цели. Благодаря им вся душевная жизнь — при отстранении всего остального, всех забот, тревог, всех чувственных впечатлений, волевых импульсов, всех чувств и мыслей — может весь объем душев­ных сил через определенное время направить на эти единственные, поставленные в средоточие душевной жизни представления. При этом следует иметь в виду, что дело заключается не в том, чтобы душевные силы направлять на содержание того, что мы т.обр. имеем перед собой в концентрации, но их следует направлять на деятельность, на внутреннюю активность и на отправления, нацеленные на развитие вни­мания, способности концентрации. В этом соединении, в этом концентрировании душевных сил заключа­ется дело. В зависимости от индивидуальных задатков эти упражнения в душевной концентрации, эту концентрирующую деятельность одному бывает необходимо развивать в течение ряда месяцев, другому — ряда лет или даже десятилетий, пока душа придет к внутреннему укреплению, внутренней собранности, разовьет внутренние силы, обычно спящие в ней, но которые могут быть извлечены с помощью этой без­гранично возросшей внимательности, с помощью концентрации. При этом еще совершенно необходимо раз­вить в душе способность чувствовать, что действительно с помощью возросшей внутренней деятельности душа во все большей мере приходит к тому, чтобы как душевно-духовное существо отделиться от фи­зически-телесного. Этот разрыв, это душевно-химическое отделение духовно-душевного от физически-телесного происходит в деятельности все более и более по мере применения описанной деятельности. ...
     Некий плодотворный пункт развития достигается человеком, когда он приходит к тому, что извне, в духовно-душевном переживании вне тела видит собственную телесность вместе со всем тем, что в физи­ческом мире связано с этой телесностью, видит так же, как в физической жизни он видит перед собой стол, стул. Как правило, в первую очередь приходят к тому, что т.обр. мыслительные способности, способность души представлять отделяется от телесного инструмента, а именно от нервной системы и от мозга, и человек научается жить в мыслительном, в представлениеобразном и при этом осознавать себя вне нервной системы и мозга, которыми в обычной жизни он пользуется как инструментом, чтобы мыслить и представлять.
     Первый опыт, какой можно сделать при этом развитии, состоит, как правило, в том, что человек знает: ты живешь, мысля, как бы в окружении своей собственной головы. ... Особенно незабываемое впечатление при этом получают тогда, когда, побыв некоторое время вне головы, снова погружаются в мозг и нервную систему и при этом чувствуют, как мозг и нервная система оказывают материаль­ное сопротивление". Для того, чтобы далее от физически-телесного оторвать чувствообразное и импуль­сы воли, необходимо безграничное возрастание того, что можно назвать самоотречением.
    
"Как через концентрацию мы отделяем силу мышления и даем ей затем протекать только в духовно-душевном, так через самоотречение мы постепенно отделяем ту душевную силу, которая в ином случае используется в человеческой речи, в употреблении всех инструментов, используемых нашей речью. Ког­да я говорю вам, я использую духовно-душевную силу. Эта духовно-душевная сила, когда я здесь гово­рю физически, течет в физические нервы и органы речи, использует их. С помощью указанных упражне­ний духовный исследователь достигает способности путем абсолютного успокоения всего нервно-речево­го аппарата внутренне-душевно развернуть эту силу без всякого внешнего ее откровения, когда она течет вовне. Благодаря этому человек открывает в глубинах души способности, о которых внешняя жизнь ничего не знает, поскольку эти способности в обычной жизни употребляются в речи и в органах речи, а когда они остаются без употребления, то покоятся в глубинах души. В духовном исследовании они извлекаются из глубин души. Они как бы духовно-химически отделяются от физической речи. Если человек научается жить и ткать в этой сокрытой речетворческой деятельности, то он научается познавать то, что, может быть не совсем подходящим образом, можно было бы назвать восприятием внутренне­го слова; духовного слова. В тот момент, когда человек оказывается в состоянии овладеть этой со­крытой силой, он оказывается также в состоянии с мышлением и чувством, которые в ином случае заняты только собственной личностью, выступить из самого себя и проникнуть в духовный мир; и тогда че­ловек научается воспринимать т.обр., что говорит себе: вне себя ты теперь воспринимаешь чувство и волю, какими они прежде воспринимались тобой только внутри тебя. — Это означает, что человек начи­нает в области духовного познавать как волящее и чувствующее существо. Сначала собственная воля и чувство должны погрузиться в духовное существо, а затем человек воспринимает это духовное существо.
     Твердо заметим себе, что с эмансипацией силы мышления от физически-телесного начинается ясновидческое рассмотрение, а с отделением мысли и чувства становится понятным, что мы получаем истин­ный опыт, истинные переживания, идущие от других духовных существ, и это становится возможным толь­ко благодаря тому, что собственной чувствующей и волящей душой мы выступаем из нашей телесности и погружаемся в духовный мир, окружающей нас". Приведу в этой связи один личный пример. Для того, чтобы познать одну эпоху, мне не хватало мыслительной силы. Ее не хватало так же, как это случает­ся с физической силой при поднятии слишком тяжелого предмета. Тогда я попытался развить живую волю, попытался ощутить особые оттенки той эпохи, ее величину и цвет. И повторяя эту внутреннюю душев­ную деятельность, я однажды пережил, как в мою волю и мое чувство вошли чужая воля и чувство. И как свой дар они оставили в моих мыслях решение исследуемой проблемы той эпохи. Подобное же проис­ходит и в тех случаях, когда мы хотим познать других людей: в нас должны войти их чувства и воления. 154 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru