Главная
Предметный указатель
РОЖДЕНИЕ - см. также ЖИЗНЬ до рожд. |
Ошибка! Фрагмент 1950 не найден.
Перейти к данному разделу энциклопедии
375. "Придет год в земном развитии, это будет примерно 5700-й год, когда человек, если он правильно проходит через земное развитие, больше не будет вступать на Землю путем воплощения в телесность через родительскую пару. Женщины... в это время станут неплодными. ... Ариманические силы, которые теперь так сильно влияют на импульсы человеческого развития, могли бы, в определенном смысле, извратить это развитие. Тогда — вовсе не ко благу человека — люди и за 6-м тысячелетием смогли бы удерживаться в тех же самых физ. телах. Только они тогда очень сильно озверели бы. ...Таково стремление ариманических сил: как можно дольше приковывать человечество к Земле и таким образом увести его от нормального развития". В случае нормального развития "человек как духовно-душевное существо станет — дабы наглядно это выразить —шуметь в облаках, в дожде, в молнии и громе, в земных делах. Он станет, в некотором роде, вибрировать сквозь природные явления; а далее отношение человека к земному станет еще духовнее".196 (6) "В начале эона Земля была наполнена только человеческими существами". Впоследствии то, что отстало, образовало животное царство; отставшее от животного царства стало растительным царством; минеральное образовалось из отставшего растительного, как это происходит теперь, когда сгорает древесина и образуется уголь. "Отставшее продвинулось вперед через кристаллизацию. Чтобы развиваться далее, человек должен свой инструмент (тело. — Сост.) держать в жидком (подвижном) состоянии, чтобы плотные, застаивающиеся субстанции (свертывающиеся, густеющие вещества) можно было бы разделять". 265, с. 249 Перейти к данному разделу энциклопедии
Человеческий двойник
582. «Незадолго до нашего рождения нас пронизывает некое, как мы должны сказать в связи с нашей терминологией, ариманическое духовное существо. Оно пребывает в нас так же, как и наша душа. Это существо, которое обладает жизнью именно благодаря тому, что использует человека для того, чтобы попасть в сферу, в которую оно стремится; у этого существа исключительно высокая интеллигенция и очень значительно развитая воля, но оно лишено чувств, всего того, что называют человеческой душой или характером, нравом, чувством. -- И так шествуем мы через нашу жизнь, обладая душой и таким вот двойником, который намного, намного умнее нас, очень интеллектуален, но его интеллектуальность мефистофельская, ариманическая, а к ней еще добавлена и ариманическая воля, очень сильная воля, такая воля, что она намного ближе стоит к природным силам, чем наша человеческая воля, регулируемая душой. В XIX в. естествознание открыло, что нервная система пронизана электрическими силами. И в этом оно право. Но если естествоиспытатели при этом думают, что нервная сила, принадлежащая нам, служащая основой для жизни наших представлений, имеет какое-либо отношение к электрическим потокам, идущим через наши нервы, то они неправы. Ибо электрические потоки являются силами, исходящими от этого существа и не принадлежащими к нашему существу; мы носим в себе электрические потоки, но они чисто ариманической природы. ... Эти существа хотят завоевать Землю и им нужны тела; собственных же тел у них нет, и они, насколько им это нужно, используют человеческие тела, поскольку человеческие души не могут наполнить их целиком. ... Лишь одного они абсолютно не выносят в человеческой жизни, а именно -- смерти. Поэтому человеческие тела, в которых они обитают, они вынуждены покидать прежде, чем их постигнет смерть». Но их целью остается удержаться в человеческих телах и после смерти. «Не произойди Мистерии Голгофы, не пройди Христос через Мистерию Голгофы -- и уже давно эти существа завоевали бы на Земле возможность оставаться в человеке и после того, как кармой ему предназначено умереть. ...Они стали бы господствовать над человеческим развитием». «Двойник... он есть не более и не менее, как инициатор всех физических заболеваний, которые спонтанно возникают изнутри (не через внешние повреждения)... Эти болезни приходят не из человеческой души, а из этого существа. А его брат... люциферический брат, является инициатором всех неврастений, неврастенических болезней, всех тех болезней, которые болезнями вовсе не являются, которые лишь, как говорят, являются истерическими болезнями». «Среди них есть существа, которым особенно нравится восточное полушарие, Европа, Азия, Африка; они выбирают людей, которые рождаются там, чтобы воспользоваться их телами. Другие избирают тела в западном полушарии, в Америке. И то, что мы, как слабое отображение этого, имеем географию, для этих существ является живым принципом их собственных переживаний». В связи с этим возникает географическая медицина.178 (2)
Перейти к данному разделу энциклопедии
Переживание Праздника
601. "Обратись, о христианин! к Рождественскому размышлению — так говорит новое Христианство, — и принеси на алтарь, воздвигнутый к Рождеству, все, что ты в человеческой разобщенности получил из крови, и освяти свои способности, освяти свои дарования, освяти и сам твой гений, когда ты видишь их освещенными светом Рождественского дерева". "Ангел Силезский, взирая на Рождественское размышление, говорил: Если даже тысячу раз Христос будет рожден в Вифлееме, Но ни разу в твоей душе, То ты навеки потерян. А, взирая на Пасхальное размышление, он говорил:, Крест на Голгофе не может тебя от зла спасти, Если ты не сможешь его в себе возвести". "Повсеместно выступают нам навстречу потрясающие указания на Мистерию Святой Ночи — Рождество". О швейцарском духовном подвижнике XV в. Николае из Флюэ рассказывают, и он сам о себе это говорил, что еще до своего рождения он видел свое крещение и людей, которые будут в нем участвовать. И когда он их увидел после рождения, то узнал всех, за исключением только одной индивидуальности. "Человек, он именно таков, что в первые годы после рождения сам возвещает, как он исшел из духовного". "Жизнь ребенка ощущают наиболее остро в том случае, когда, глядя на него, сознают, что в своем существе он пронизан идеей равенства всех людей. ...Неравенство порождается физическим бытием; человек исходит из духа, будучи равным перед миром, Богом и другими людьми. — Так возвещает Мистерия Младенца". "Должна стать ощутимой вся весомость Рождественского размышления: в наш век в совершенно бодрствующее сознание должно вступить то, что Христос хочет сообщить людям, когда он говорит: "Если не станете как дети, не сможете войти в Царство Небесное". (Мф. 18; 3)". "Истинное Я человека, по мере того, как он растет, развивается физически, исчезает непосредственно из тела ...становится все менее отчетливым. ...Человек, разрушая свое физ. тело все более и более зарывается в него, так что его душевно-духовное существо на некоторое время утрачивает себя в физическом бытии, в физ. теле, но через подобное закапывание приобретает способности, которые только таким путем и могут быть приобретены. Мы постоянно ссылаемся на нашу духовную первооснову, мы укрепляемся в мысли: мы ввергнуты в физический мир из духа, — и для всего этого Рождественское размышление является могущественным световым столпом".187 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
602. К Рождеству в человеке должно рождаться размышление: "Должна родиться новая идея Христа. Из праздника воспоминания Рождество должно стать праздником современности, тем, что человек в непосредственно настоящем переживает как рождение".209 (9) Перейти к данному разделу энциклопедии
789. Астральное тело (после смерти) постоянно расширяется, но его распространение идет до определенной границы. За нее оно не может распространиться и начинает вновь сжиматься. И скорость, с которой оно тогда распространяется или сжимается, зависит в существенном от того, что в нем напечатлено в ходе жизни из моральных импульсов. Так что, можно сказать: астр. тело вверяет себя Мирозданию; оно натыкается некоторым образом, если позволительно так выразиться, на границы нашего духовно-душевного космоса и отталкивается назад. Я идет своим путем. ... Но оно развивает внутренне некий род, можно сказать, вожделения. ... И это вожделение является в существенном тем, что чувствует тягу к сжимающемуся астр. телу, которое теперь стало уже чем-то совсем иным. Это вожделение находит род связи между метаморфизированным, измененным астр. телом и Я. И благодаря тому, что такое происходит, человек получает с разных сторон некие склонности, когда приближается момент, в который он опять должен возвращаться на Землю. ... Мы должны представить себе, что человек, каким он ступает на Землю, каким он проходит через рождение, образуется с двух сторон. То астр. тело, что я описал — как оно распространялось и вновь сжималось, — оно встречается с Я. Образно говоря, оно подходит к Я в виде пустого шара, который делается все меньше и меньше; он имеет родство с планетной системой. Я, хотя и развивает тоску по астр. телу ... но больше — по определенному пункту на Земле, определенному народу, семье. Но с другой стороны к нему стягивается извне измененное астр. тело и соединяется с тем, что теперь представляет собой Я, пройдя через период между смертью и новым рождением. ... Что некоторым образом от нашей кожи организуется вовнутрь, включая в себя и инструмент органов чувств, — это организуется в нас из большого космоса. Но то, что органически возникает благодаря тому, что Я чувствует себя связанным с Землей, чувствует тягу к Земле, — это действует в организме изнутри навстречу другой организации, это образует организацию костей, мускулов и т.д. ... Пребывание в материнском теле дает, я бы сказал, лишь возможность этим двум силам, макрокосмической и земной, соединиться". 202 (9) Перейти к данному разделу энциклопедии
Нисхождение души в телесность
892. "Во всем годовом круге лишь когда Габриэль, как космический Ангел с мягким, любящим взглядом, с благословляющим жестом, стоит вверху, а Уриэль с судящим взглядом и предостерегающим жестом — внизу (декабрь), наступает время, когда Земля оплодотворяется душами". 223 (14) Перейти к данному разделу энциклопедии
893. В астральном пространстве с большой скоростью движутся колокольчикообразные формы. Это суть совокупность прежних каузальных тел, сил прежних астр. тел, с новыми астр. телами. Они ищут родительских пар для воплощения.95 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
905. "Относительно вопроса о том, совершается ли посягательство на карму матери и карму ребенка при искусственном прерывании беременности ради спасения матери, следует сказать: хотя карма их обоих в короткое время направляется на другие пути, она вскоре снова, благодаря собственному ходу, приводится к соответствующему направлению, так что с этой стороны о вмешательстве в карму вряд ли можно говорить. Зато имеет место сильное вмешательство в карму того, кто делает операцию. И он должен спросить себя, в полном ли сознании хочет он взять на себя кармическую связь, которой не возникло бы без этого вмешательства. Но на вопросы такого рода нельзя ответить в общем, а лишь в зависимости от особенностей случая, подобно многому другому, что ведь также и в чисто душевной жизни культуры происходит вмешательство в карму, вызывающее глубокие трагические жизненные конфликты".316 (14) Перейти к данному разделу энциклопедии
1604.Учитель X. рассказал о некоторых трудных учениках своего 4-го класса. Затем Р.Штайнер: "Е.Е. — прямо-таки большевик; но он стал значительно лучше. У него аномалии в мозговой оболочке. Он страдает судорогами. Это, вероятно, последствие щипцовых родов, но может быть и наследственное. Здесь дело заключается в отключении эф. тела. Его фантазию необходимо отводить в юмористическое..." 300-а с.113 Перейти к данному разделу энциклопедии
83. "Что как духовно-душевное открывалось ученикам др.Мистерий — это приходило из тела, протискивалось через мозг и тогда воспринималось человеком. Но воспринимаемое сегодня человеком как посвященным — это усиленное мышление, которое совершенно не связано с мозгом ... воспринимается с мыслительной стороны таким же образом, как и восприятия чувств". "Духовно-душевное (рис., красное слева) нисходит из духовно-душевного мира. И оно, можно сказать, попадает в тупик; оно не может теперь идти далее, оно должно быть наделено физической материальностью (синее). Но физическая материальность действует, собственно говоря, только ... из мозга, не из остального человека. Из остального человека вновь исходит духовно-душевное, которое удерживается благодаря тому, что оно не пропускается мозгом, что оно в мозгу находит упор, опору. Благодаря этому духовно-душевному вновь становится возможным через остальную человеческую организацию, а именно через организацию конечностей и обмена веществ, противопоставить себя самому себе (красное справа). Можно, т.обр., сказать: то, что я здесь нарисовал синим, — это головная организация. Здесь тогда находится организация конечностей и обмена веществ (желтое), она хотя и всасывает в нормальном состоянии душевно-духовное, но только до определенной степени". В этой связи становится понятным, почему эмбрион прежде всего развивает головную систему: духовно-душевное, идущее к воплощению, находит в ней опору. — Затем развивается остальная организация. 111 "Когда мы затем подрастаем, то духовно-душевное снова делается все более самостоятельным, ...когда мы вырастаем как взрослые люди, телесно-физическое все более отступает назад, и мы получаем самостоятельное духовно-душевное. Его самостоятельность у современного человека интенсивнее, чем у древнего человека. Но оно все же не может мыслить. Для этого, как я сказал, оно нуждается в помощи телесного. И без телесного возрастающее в нас осталось бы навсегда сновидческим. Т.обр., можно сказать: старый посвященный искал, как сделать мозг проницаемым, чтобы прежнее духовно-душевное, которое низошло сюда, могло бы протечь сквозь него, чтобы он, т.обр., мог воспринять жизнь до рождения через размягченный мозг. Посвященный нового времени рефлектирует то, что образовалось в ходе жизни. Он пробуждает это к высшей интенсивности со стороны мышления. Старый посвященный этого не мог. Он не мог особенно сильно схватить то, что у ребенка смутно развивается как новое духовно-душевное и затем позже проходит через врата смерти. Поэтому он умерщвлял некоторым образом телесное, сламывал его, чтобы смогло выйти старое духовно-душевное, бывшее до того, как оно было воспринято через зачатие. ... старый посвященный духовно-душевное, идущее из времени до рождения, открывал, оглушая тело, мы же пытаемся сделать открытым то, что после рождения как духовно-душевное развивается все более и более; но мы не открываем его до такой степени, чтобы пользоваться им для самостоятельного восприятия духовного мира. Такова разница. Со стороны воли дело обстоит так: старый посвященный пытался, как говорится, организацию воли сделать оцепенелой. Благодаря этому духовно-душевное, впитываемое в ином случае волевой организацией, т.е. то, что существовало до рождения, снова становилось для него воспринимаемым. Если тело цепенеет, то оно не впитывает духовно-душевное, и благодаря этому оно открывается в своей самостоятельности. Опять-таки, и этого мы не делаем, как современные посвященные; и здесь происходит другое. Воля крепнет, когда преобразуется сила воления, как это изображено в рекомендованных книгах. Это было бы ошибкой, идя путем шока, путем переживания состояния страха, состояния ужаса, вызывать каталептические состояния, как это делали древние посвященные. У современного человека с его сильно развитой интеллектуальностью подобные вещи целиком и полностью относятся к области патологии. Этого, следовательно, не должно быть. Вместо этого, напр., берется упражнение, когда переживания дня просматривают в обратном порядке от вечера к утру. Имеются и другие упражнения воли. В этих упражнениях воля преображается т. обр., как я это охарактеризовал, предлагая рассмотреть, напр., человеческий глаз. Как он должен быть образован, чтобы мы могли видеть? Если у нас образуется катаракта, то материя глаза проявляет себя самостоятельно. Глаз откладывает материю, которая затем становится непрозрачной. Глаз должен быть неэгоистичным, должен бессамостно входить в организм, он должен быть прозрачным, если мы хотим правильно видеть. Для воли же наш орган вообще не прозрачен". Мы не знаем, что происходит в руке, когда мы ее поднимаем. И организм должен быть непрозрачным для воли. Это нормальное состояние. "Но для высшего сознания он не должен оставаться таковым, он должен стать прозрачным, душевно-духовно прозрачным. И это как раз происходит через упражнения воли. ... как глаз сам прозрачен, так становится прозрачным духовно-душевный организм, весь организм становится органом чувств. Благодаря этому мы объективно воспринимаем со стороны воли духовных существ, как внешними глазами мы воспринимаем физические предметы. Т.обр., упражнения воли не ведут нас к оцепенению тела, дабы освободить духовно-душевное, но они ведут нас к тому, чтобы так развить духовно-душевное, чтобы оно стало видимым через телесное. Это существенно. Человек видит в духовном мире только тогда, когда смотрит сквозь самого себя (а не непосредственно). Такова другая сторона развития в отношении воли. Т.обр., все развитие в новое время покоится на том, что человек сначала укрепляет мышление и оно делается независимым от мозга, и во-вторых, он так вырабатывает волю, что весь делается прозрачным. ... Старое посвящение изменяло тело, изменяло его со стороны мозга, со стороны остального организма. И благодаря тому, что изменялось тело, смутным образом воспринималось духовно-душевное. Современное посвящение изменяет духовно-душевное, делает его сильнее в себе со стороны мыслей и со стороны воли и благодаря этому делает его, с одной стороны, независимым от мозга, а с другой — настолько сильным, что оно начинает видеть сквозь организм. По этой причине (сверхчувственные) восприятия старого посвященного носили несколько призрачный характер. После того, как заканчивались соответствующие процедуры, призрачно выступало то, что могло открыться как сущностное духовного мира. Человек видел духовный мир, я бы сказал, в эфирных образованиях. И это было большой заботой учителя древних Мистерий, чтобы ученики несмотря на то, что восприятия духовного мира вставали перед ними подобно привидениям, умели отказаться от призракообразного. Все вновь и вновь звучали предостережения учителя др.Мистерий: вы видите нечто такое, что выглядит как будто бы материальным, но вы должны рассматривать это как образы. В том, что вы видите в этом призрачном обличье, вы имеете только образ духовного мира. Вы не должны верить ... что это истинная действительность. ... Конечно, об этом говорили иными словами, но по-современному это можно выразить так. ... В современном посвящении имеют другие заботы. Здесь вообще приходят к познанию внешнего мира только в том случае, если продвигаются до имагинативного познания. Здесь живут в мире образов; здесь образы с самого начала выступают в их образом характере. ... Но умение правильно судить об этих образах, знание, как эти образы относятся к духовной реальности, достигается благодаря тому, что человек, как современный человек, усваивает себе точное мышление и обращает его на мир образов, осознает, что он действительно мыслит в этом мире образов, как он научился мыслить в обычном физическом мире. Всякое бессмысленное глазение вредно для современного посвящения. Все, что современный человек развивает в здоровом мышлении, должно быть внесено в высшее познание. Как в обычном физическом мире человек умеет ориентироваться, если может точно мыслить, так и в мире духа, куда проникают через современное посвящение, лишь тогда смогут правильно ориентироваться, когда все то, чего достигают через имагинативное, инспиративное и интуитивное познание, в состоянии правильным образом пронизать мышлением, которое усваивают здесь, в физическом мире. В моих книгах "Теософия", "Очерк Тайноведения", а также "Как достигнуть познания высших миров?" со всей ясностью дана характеристика современного посвящения. Потому-то так важно, чтобы каждый, желающий в новом смысле проникнуть в высшие миры, учился действительно точно мыслить, упражнялся бы в точном мышлении. А это не так легко, как себе представляют". Приведем один пример. Представим себе такой невероятный случай, что завтра в Гетеанум пришел бы Ллойд Джорж. Тогда бы оказалось, что все наши впечатления от его визита были бы обусловлены знанием, кто он такой. Однако точным мышление было бы в том случае, если бы вы оказались в состоянии так его ощущать и так о нем думать, как если бы вы не знали, что это Ллойд Джордж. Вы должны были бы исключить все, что вы знали ранее о нем, как плохое, так и хорошее. А теперь судите сами, как далеко отстоит человечество от адекватного, точного мышления о действительности! ... Спросите человека о чем-либо, и он изложит вам многое такое, чего нет в предмете, а проистекает из него самого. "И тем не менее, лишь когда человек будет в состоянии ограничиваться только тем, что он увидел, он сможет постепенно приходить к точному мышлению". В обычной жизни при современных отношениях человек едва ли где может упражняться в точном мышлении, кроме, может быть, геометрии, счета. Люди любят думать приятные мысли. "К новым явлениям не подойти, если за собой волокут целый колосс предрассудков". Часто жалуются на трудности проникновения в духовные миры, но не хотят при этом принять во внимание элементарных вещей. "И тем не менее, серьезно желающий пройти через посвящение, обязан развить непредвзятую беспристрастность, и сколь бы много ни накопилось в его душе, он должен быть в состоянии всякий раз совершенно заново смотреть на вещи, как будто они, так сказать, свалились с неба. Ибо своеобразие духовного мира состоит в том, что всякий раз мы должны его завоевывать заново, если хотим его обрести. Для этого необходимо соответствующим образом подготовиться". 210 (7)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|