Главная
Предметный указатель
РОССИЯ — и Азия |
Расстановка сил в Европе. Вопрос о виновниках войны
842. "Очевидно, что мысль о разоружении, мысль о постепенном устранении милитаризма — прекрасная мысль. Но никогда она не осуществится, если всe сведется к тому, что в каком-либо комитете будет принято решение о разоружении. Она может осуществиться, только будучи взята в соответствующей действительности. Что это означает? ... Идея разоружения существовала ещe до 1870 года ... и если бы тогда ей пошли навстречу, то это было бы исключительно плодотворно для человечества. ... Плодотворно для осуществления идеи о разоружении было одному из государств и именно тому, которое, это может, начать разоружаться. Тогда появилась бы возможность считаться с действительностью. Возьмeм пару государств в Европе, не считаясь при этом с действительностью. Россия — может ли она разоружаться? Нет, и это вне всякого сомнения, ибо за нею стоит Азия, и, разоружись Россия, исчез бы вал, предохраняющий от нападения азиатских народов, которые разоружаться, конечно, не станут; об этом, таким образом, нечего и говорить. Что имелось тогда в Средней Европе — немецкого государства ведь тогда, до 1870 г., не существовало, — могло ли оно разоружаться?... Но государство, которое могло бы разоружиться, дать прекрасный пример и этим осуществить в новое время то, что на словах столь прекрасно звучит в мире, — это Франция. До 1870 г. Франция могла бы прекрасно разоружиться и вследствие этого война 1870 г. ни в коем случае не произошла бы. И Франция с тех пор постоянно могла бы в европейских отношениях — не в колониальных отношениях — идти вперeд с разоружением". 174(15) Перейти к данному разделу энциклопедии
6. Восточноевропейские народы.
Русская суть
1412. "Различные замкнутые славянские области имели в себе тот элемент, который современный человек, вероятно, назовет демократическим элементом, но он был в то же время еще связан ... с определенным прозрением в то, что централизующая господствующая сила не нужна для устроения порядка в мире, но что она способна лишь создавать беспорядок. Это жило в замкнутых славянских областях. И в том, что вторглось туда как нормано-германский элемент, жила, собственно, родовая мысль, связанная с кровью. Затем пришло монгольское нашествие. Эти монголы описываются крайне плохо. Но наихудшим, что они делали, были, собственно, накладываемые ими высокие подати; и если эти подати им выплачивались, естественно, в натуральном выражении, то они оставались более или менее удовлетворенными. Но что они принесли с собой, если это рассматривать симптоматически, так это мысль о государстве. При этом я не говорю, что мысль о государстве пришла непосредственно от монголов, но прошу принять это лишь симптоматически. Мысль о монархическом государстве пришла в связи с приходом монголов; на Запад же, в Европу, ее принесли еще ранее. Она пришла из того грозового угла, который находят, когда исследуют ту из Азии перекатывающуюся культуру, которую, впрочем, можно назвать варварской волной. Что осталось в России от монголов — это в существенном то мнение, что отдельный владетель со своими паладинами должен осуществить некий род государственного господства. Это в существенном пришло от монархической идеи хана, оттуда это перенято. На западе Европы это переняли уже раньше, и пришло оно из одного и того же грозового угла. В существенном это была татаро-монгольская мысль, связавшая Россию в государство. Приносимое же культурой Запада " феодализм — долгое время не оказывало влияния на Россию, т. к. произошел перескок через феодализм к распространившейся монархии, которая на Западе сначала систематически разрушалась феодализмом, феодалами, всегда воевавшими с центральной монархической властью и бывшими противополюсом монархической власти. Римская церковь — это второе. Она оказалась бездеятельной на Востоке, т. к. уже в Х в. восточная церковь отделилась от западной. Греко-римское, римско-греческое образование во многом способствовало на Западе постепенному формированию современной буржуазии. Но в России оно не действовало. Поэтому монархическая государственная мысль, пришедшая с монголами, пустила там глубочайшие корни". 185-а(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
1413. "Но эта троичность (Византия, норманны, Азия) не продуктивна; она не рождается из самой русской души... никак не характеризует то начало, которое живет в русской душе. Что является наибольшей, самой большой, какую можно только себе представить, противоположностью эмансипации личности? — Византийский элемент! Крупное недооцененное лицо современности — это Победоносцев *, который был значительным человеком, полностью несшим в себе этот византийский элемент. Он был человеком, стремившимся только к противоположности тому, чего требует наша эпоха сознания и что она естественным образом рождает в человеке". Византизм мог бы еще сильнее распространиться в русской ортодоксии, но он не привел бы ни к чему иному, как только к сильнейшему стремлению к эмансипации личности. "Вы можете перечесть новую русскую историю. Если вы не встречаете в ней тех событий, которые всегда было запрещено записывать, то перед вами вовсе не русская история, т. е. не ее действительно двигательный элемент. Если вы читаете в русской истории то, что разрешалось заносить в нее властями предержащими, то перед вами тогда встает все то, что как несущий смерть элемент простирается под русской жизнью. Здесь он выступает особенно характерным образом, т. к. грядущее закладывается главным образом в русской жизни". 185(3)
___________________________________
*К.П.Победоносцев (1827-1907), ортодоксальный, узко-православный характер, склонявшийся к панславизму. Воспитатель великих князей. Значительно влиял на Александра II (царствовал в 1881-1894гг.). С 1880 г. — оберпрокурор Св. Синода.
Перейти к данному разделу энциклопедии
1468."Необходима куда большая сила, чтобы некоторым образом предохранить интеллигенцию от натиска инстинктов, чем та, что необходима для упражнения врожденной, инстинктивной интеллигенции. В первом случае необходима большая сила. И ее обретают, если можно так выразиться, с помощью неких "устройств" в развитии западного человечества. Вы возьмите только одно обстоятельство, что Россия во многих отношениях отстает от тех течений культурной жизни, которые имеют место на Западе. ... Вспомните наступивший в IX в. и завершившийся в Х в. раскол церкви, как ранний облик Христианства был отодвинут на Восток и там застыл, сделался консервативным. ... Запад же тем временем свое Христианство развивал далее. Кое-что из этого также проникло на Восток. ... С другой стороны на Восток, с Востока же, было внесено татарство". 186(10) Перейти к данному разделу энциклопедии
1469."У людей Востока, уже начиная с русского народа, затем у всех азиатских народов России, которые играют лишь вспомогательную роль, задача заключается в том, чтобы противостоять натиску, напору инстинктивного, само собой разумеющегося развития души сознательной. Люди Востока не хотят в наше время основную душевную способность, способность к интеллектуальности смешивать с переживаниями; они хотят ее отделить и сберечь для позднейшего времени, для 6-й послеатлантической эпохи, где должно иметь место ее слияние с тем, чего человек не имеет сегодня — с развитым Самодухом". 186(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
1475."На Западе люди должны иметь чувство, что они грешат против человечества, если, имея возможность получить нечто из Духовной науки, не хотят этого принять, отклоняют это; тогда они совершают грех против человечества! Это трудно постичь ... ибо нужно обладать почти трансцендентальным чувством долга, чтобы быть в состоянии нести такое обязательство, такое чувство ответственности по отношению к человечеству. Вам (русским) ваша народная Душа говорит, что она сама обязывает вас. Что же касается человечества, то ваши обязанности по отношению к нему взяла на себя сама народная Душа; вам осталось лишь найти ее, эту Душу народа; вам осталось лишь предоставить ей говорить через ваши мысли, ощущения и волевые импульсы, и, чувствуя ответственность перед вашей народной Душой, вы одновременно исполните долг и перед человечеством. Поэтому и пространственно вы поставлены между европейским Западом ... и азиатским Востоком. Вы расположены между. В этом, географически, я бы сказал, трудном, положении вы, может быть, никогда бы не смогли выполнить вашего задания по отношению к спиритуальной культуре человечества, если бы вам пришлось думать только об обязательствах перед человечеством; ибо искушения станут чудовищно велики, когда к влиянию европейского Запада, с одной стороны, который уже многих детей вашей народной Души привел к неверности самим себе ... подойдет с Востока второе искушение, когда придет власть спиритуальной культуры. Тогда станет долгом знание того, что при всем величии спиритуальной культуры Востока современный человек должен сказать себе: не прошедшее должны мы нести в будущее, а новые импульсы. ... Если вы исполните обязательство по отношению к вашей народной Душе, то придет время, когда Европа начнет понемногу понимать, чем, собственно, является Импульс Христа в духовном развитии человечества". "Я говорю с чувстве ответственности потому, что вы, дорогие друзья, являетесь детьми этой русской народной Души. Она вершит и действует в вас, и вы ответственны перед ней. Отнеситесь к моим словам непредвзято. Много, много и часто говорила ко мне русская Душа. Особенно трагично выступили передо мной ее сообщения в 1900-х годах ... в них проступало: как мало, в сущности, еще и в наши дни русская Душа встречает понимания. ... Подумайте, дорогие друзья, об упомянутом чувстве ответственности, подумайте о том, что на вас возложено задание достойно предстать перед русской народной Душой, и вы должны понять ее томление по свободному от всего личного вашему духовному познанию. Если вы постигнете науку о духе в стремлении ее самого внутреннего импульса, тогда вы сможете задать много вопросов, которые могут возникнуть только из русской души: душевных вопросов к духовным вопросам современного духопознания. ... Вопросы, которые могут идти только с Востока Европы, — до сих пор их мне ставила только русская народная Душа на высших планах. Я должен был часто думать о том, что детям этой народной Души предстоит еще немалый путь, чтобы понять их народную Душу, чтобы понять то, о чем томится их народная Душа и то многое ... что отделяет их от народной Души. Не бойтесь поэтому искать путь к вашей народной Душе... Из сил вашей народной Души, мои дорогие друзья, вы обретете те вопросы, без ответа на которые не сможет существовать человечество будущего; и при этом не бойтесь выйти за пределы личного интереса. ... Но не забудьте в то же время одного: что в состоянии высоко поднять человека, что может привести его к прекрасным, светом исполненным мировым высотам, — оно особенно подвержено опасности подпасть заблуждениям; вы должны духовное начало исполнить душевностью, вы должны обрести душу для духа. Вы можете это сделать, потому что русская народная Душа обладает неизмеримыми глубинами и возможностями грядущего; но необходимо, чтобы вы осознали, что душевное, которое может подняться к духу, которое должно исполнить собой дух, ставит вас перед большой опасностью потерять самих себя и увязнуть в личном, в индивидуально-личном, потерять себя в личном как таковом. Потому что личное становится как раз сильным, когда идет из душевного элемента. На вашем пути не возникнут те препятствия, которые так часто возникают в Западной и Центральной Европе. Вы не рождены для скептицизма. Скептицизм может найти к вам путь только через прививку с Запада. В области оккультизма, где шарлатанство часто вплотную примыкает к истине, вы сможете силой определенного ощущения отличить истину от неистинны и нечестности. Не скептицизм и не цинизм будут вашей опасностью; ваша опасность таится в мощи личного душевного элемента, который способен окутать вас астральными облаками, через которые вы тогда не сможете проникнуть к объективному духовному. Ваша пылкость, ваш жар могут окутать вас аурическим облаком, не пропуская духовное; мня себя в воодушевлении духовным, вы можете этим воодушевлением помешать духу найти к вам путь. Попытайтесь осознать, что вам в идеальном, в спиритуальном смысле дано большое преимущество: вам дозволено иметь частный интерес к спиритуальному, потому что вы, т. е. ваша народная Душа, как никакой другой народ, предназначены принять духовное знание как частный интерес русской народности, как нечто такое, что вы можете лелеять и о чем вы можете заботиться как о чем-то совершенно вашем собственном (тогда как в Средней Европе Духовную науку принимают как еще совсем возвышенную над всем человеческим божественную силу); ибо вы снабжены силой, предназначены к тому, чтобы вдохнуть душу в дух. ... От вас зависит привести сказанное к осуществлению, развить не только чувство и волю, но прежде всего развить энергию и выдержку; меньше — если уж касаться практической стороны вопроса, — меньше говорить о том, как должно развиваться духовное знание на Западе, каково оно должно быть в России и т. д., что хорошо для одного, что для другого; но вобрать в себя это Духовное знание, вобрать, соединить с душой, с сердцем. Все остальное приложится". 158(10) Перейти к данному разделу энциклопедии
|