BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





РОССИЯ — и Антропософия

856. "Всe пошло бы иначе, если бы ещe в середине или даже осенью 1917 г. эта (социальная) трeхчленность, как возвещение импульса Средней Европы, была противопоставлена Германией или Австрией американской точке зрения, 14 пунктам Вудро Вильсона. Тогда это стало бы исторической необходимостью. Я тогда говорил Кюльману : вы должны сделать выбор: либо взяться за ум и вслушаться в заявляющее о себе в развитии человечества как то, что с необходимостью должно произойти... либо вы пойдeте навстречу революциям и катаклизмам. Но за ум не взялись и получили мир в Брест-Литовске, т.наз. Брест-Литовский мир. Только подумайте, что бы было — это можно сказать без всякого хвастовства, — если бы навстречу 14 пунктам в громе пушек прозвучал голос духа. Вся Восточная Европа поняла бы — это знает всякий, кому знакомы силы Восточной Европы, — что царизм должен быть заменен трeхчленным социальным организмом. Тогда пришло бы состояние, которое должно было прийти". 192(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

880. "Книга "Христианство как мистический факт" старым режимом в России была конфискована за несколько недель до выхода в свет". 175(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1249. "Можно сказать, и я прошу принять это как можно серьезнее: если духовнонаучный импульс не пронижет мир, то Восток постепенно станет совершенно неспособен развивать собственное хозяйство, развивать хозяйственное мышление. В этом случае Восток смог бы производить лишь то, что связано с непосредственной обработкой почвы, с непосредственной переработкой природных продуктов с помощью инструментов, которые ему давал бы Запад. А все то, с чем хозяйствуют исходя из человеческого разума, — это развивалось бы тогда на Западе. С этой точки зрения произошедшая мировая военная катастрофа есть не что иное, как начало тенденции, я воспользуюсь излюбленным выражением, Восток хозяйственно пронизать Западом, т. е. Восток сделать такой областью, где бы люди работали, а Запад — где бы распоряжались тем, что Восток будет вырабатывать из природы. — Что касается границы между Востоком и Западом, то она пока точно не установлена, здесь имеются разные варианты.
     И пойди нынешняя тенденция дальше, и не будь она пронизана духом, то, несомненно, — это говорится лишь гипотетически — все могло бы сложиться так, что весь Восток стал бы объектом хозяйственной эксплуатации Запада. И такой ход развития рассматривался бы земным человечеством как нечто данное; это рассматривалось бы как нечто совершенно справедливое и само собой разумеющееся. И нет иного пути избежать того, чтобы половина человечества была превращена в илотов, используемых для нужд другой половины, как только пронизание этой тенденции всеобщей, с трудом вырабатываемой духовностью". Но вникать в подобные истины мы сегодня не склонны. Задаются для самооправдания вопросом: а что изменится, если я переживу это пронизание Востока хозяйственной жизнью с Запада? 191(14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Напутствие русским антропософам

1474."Я обращаюсь к вам не как западный европеец, не как принадлежащий к той или иной нации; я знаю, что это не так. И, может быть, как раз поэтому мне позволено сказать вам: целебная мощь для блага России существует, целебное средство есть, но это благо не должно быть искомо на ложном пути. И я это говорю не потому, что я люблю Антропософию, а потому, что все развитие человечества учит нас этой истине. Благо для России существует, и имя этого спасительного блага — Антропософия. Для других областей Земли это духовное познание является чем-то прекрасным, чем-то таким, что продвигает людей вперед, для России же духовное познание станет единственным спасением, тем, существование чего необходимо, чтобы русская народность нашла контакт со своей народной Душой, чтобы эта народная Душа не оказалась отозванной к другим задачам в мире, чем те, которые ей предназначены. ... В ваших душах может стать деятельной та связь, которая необходима для спасения вашей страны, связь Мистерии Голгофы с человеческим пониманием этой Мистерии. Тогда в ваших сердцах будет вершить тот Дух, который приведет к возрождению вашу страну; из ваших собраний тогда будет излучаться то, в чем нуждается ваша область Земли". 158(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1475."На Западе люди должны иметь чувство, что они грешат против человечества, если, имея возможность получить нечто из Духовной науки, не хотят этого принять, отклоняют это; тогда они совершают грех против человечества! Это трудно постичь ... ибо нужно обладать почти трансцендентальным чувством долга, чтобы быть в состоянии нести такое обязательство, такое чувство ответственности по отношению к человечеству. Вам (русским) ваша народная Душа говорит, что она сама обязывает вас. Что же касается человечества, то ваши обязанности по отношению к нему взяла на себя сама народная Душа; вам осталось лишь найти ее, эту Душу народа; вам осталось лишь предоставить ей говорить через ваши мысли, ощущения и волевые импульсы, и, чувствуя ответственность перед вашей народной Душой, вы одновременно исполните долг и перед человечеством. Поэтому и пространственно вы поставлены между европейским Западом ... и азиатским Востоком. Вы расположены между. В этом, географически, я бы сказал, трудном, положении вы, может быть, никогда бы не смогли выполнить вашего задания по отношению к спиритуальной культуре человечества, если бы вам пришлось думать только об обязательствах перед человечеством; ибо искушения станут чудовищно велики, когда к влиянию европейского Запада, с одной стороны, который уже многих детей вашей народной Души привел к неверности самим себе ... подойдет с Востока второе искушение, когда придет власть спиритуальной культуры. Тогда станет долгом знание того, что при всем величии спиритуальной культуры Востока современный человек должен сказать себе: не прошедшее должны мы нести в будущее, а новые импульсы. ... Если вы исполните обязательство по отношению к вашей народной Душе, то придет время, когда Европа начнет понемногу понимать, чем, собственно, является Импульс Христа в духовном развитии человечества".
     "Я говорю с чувстве ответственности потому, что вы, дорогие друзья, являетесь детьми этой русской народной Души. Она вершит и действует в вас, и вы ответственны перед ней. Отнеситесь к моим словам непредвзято. Много, много и часто говорила ко мне русская Душа. Особенно трагично выступили передо мной ее сообщения в 1900-х годах ... в них проступало: как мало, в сущности, еще и в наши дни русская Душа встречает понимания. ... Подумайте, дорогие друзья, об упомянутом чувстве ответственности, подумайте о том, что на вас возложено задание достойно предстать перед русской народной Душой, и вы должны понять ее томление по свободному от всего личного вашему духовному познанию. Если вы постигнете науку о духе в стремлении ее самого внутреннего импульса, тогда вы сможете задать много вопросов, которые могут возникнуть только из русской души: душевных вопросов к духовным вопросам современного духопознания. ... Вопросы, которые могут идти только с Востока Европы, — до сих пор их мне ставила только русская народная Душа на высших планах. Я должен был часто думать о том, что детям этой народной Души предстоит еще немалый путь, чтобы понять их народную Душу, чтобы понять то, о чем томится их народная Душа и то многое ... что отделяет их от народной Души. Не бойтесь поэтому искать путь к вашей народной Душе... Из сил вашей народной Души, мои дорогие друзья, вы обретете те вопросы, без ответа на которые не сможет существовать человечество будущего; и при этом не бойтесь выйти за пределы личного интереса. ... Но не забудьте в то же время одного: что в состоянии высоко поднять человека, что может привести его к прекрасным, светом исполненным мировым высотам, — оно особенно подвержено опасности подпасть заблуждениям; вы должны духовное начало исполнить душевностью, вы должны обрести душу для духа. Вы можете это сделать, потому что русская народная Душа обладает неизмеримыми глубинами и возможностями грядущего; но необходимо, чтобы вы осознали, что душевное, которое может подняться к духу, которое должно исполнить собой дух, ставит вас перед большой опасностью потерять самих себя и увязнуть в личном, в индивидуально-личном, потерять себя в личном как таковом. Потому что личное становится как раз сильным, когда идет из душевного элемента. На вашем пути не возникнут те препятствия, которые так часто возникают в Западной и Центральной Европе. Вы не рождены для скептицизма. Скептицизм может найти к вам путь только через прививку с Запада. В области оккультизма, где шарлатанство часто вплотную примыкает к истине, вы сможете силой определенного ощущения отличить истину от неистинны и нечестности. Не скептицизм и не цинизм будут вашей опасностью; ваша опасность таится в мощи личного душевного элемента, который способен окутать вас астральными облаками, через которые вы тогда не сможете проникнуть к объективному духовному. Ваша пылкость, ваш жар могут окутать вас аурическим облаком, не пропуская духовное; мня себя в воодушевлении духовным, вы можете этим воодушевлением помешать духу найти к вам путь. Попытайтесь осознать, что вам в идеальном, в спиритуальном смысле дано большое преимущество: вам дозволено иметь частный интерес к спиритуальному, потому что вы, т. е. ваша народная Душа, как никакой другой народ, предназначены принять духовное знание как частный интерес русской народности, как нечто такое, что вы можете лелеять и о чем вы можете заботиться как о чем-то совершенно вашем собственном (тогда как в Средней Европе Духовную науку принимают как еще совсем возвышенную над всем человеческим божественную силу); ибо вы снабжены силой, предназначены к тому, чтобы вдохнуть душу в дух. ... От вас зависит привести сказанное к осуществлению, развить не только чувство и волю, но прежде всего развить энергию и выдержку; меньше — если уж касаться практической стороны вопроса, — меньше говорить о том, как должно развиваться духовное знание на Западе, каково оно должно быть в России и т. д., что хорошо для одного, что для другого; но вобрать в себя это Духовное знание, вобрать, соединить с душой, с сердцем. Все остальное приложится". 158(10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1477."Родиться русским означает, что человек, проходя через различные инкарнации, создал предпосылки к тому, чтобы на своей земной жизненной стезе достичь переживания того, что можно пережить лишь благодаря тому, что от рождения до смерти человек странствует в телесности. ... Если бы дано большое преимущество он не мог этого пережить дано большое преимущество, то утратил бы то (главное), что должен выработать от воплощения к воплощению". 158(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     479
. "Не многие люди знают Африкана Спира (1837-1890), интересного мыслителя, который в середине 60-х годов в Лейпциге начал думать о том, чтобы дать некий род мировоззрения. Он тогда соприкоснулся с масонскими кругами, но кроме внешнего, это вряд ли что ему дало. Ибо Африкан Спир — удивительный мыслитель. ...Его самый значительный труд "Мышление и действительность" появился в 1873г. ... Он подходит как бы интуитивно к мало удовлетворительному, но все же значительному познанию мышления. Природа мышления занимает его. ... Он говорит себе: когда я образую мысли, наивысшие мысли, на какие способна моя душа, то я чувствую себя как бы в вечном мире. ... Все, переживаемое нами в пространстве и времени, есть мир видимости, по сути — заблуждение. ... но это так потому, что он (внешний мир) не согласуется с миром мышления".
     Спир погребен в Женеве. На его могиле лежит каменное Евангелие со словами: "И свет во тьму светит, и тьма не постигла его", а также последние слова Спира: Fiat lux. ... Философия Африкана Спира есть некое предчувствие Духовной науки". (На русском языке известно сочинение А.Спира "Основы морали и религии". — Сост.) "По происхождению он русский (Африкан Александрович) — он родился в России. Его русская природа столкнулась с западно- и среднеевропейским мировоззрениями". "Африкан Спир родился из сущности, ждущей развертывания Самодуха. Это жило в нем, но он все это выразил в форме, в одеяниях западно-европейского мировоззрения".
     "Я бы сказал, что эмбрионально живущее в Африкане Спире умирает в западноевропейской культуре, но умирает так. что в этой форме умирания можно распознать, что, собственно, протекало в этой форме, что в этой форме умерло. Поэтому он является столь интересной переходной фигурой".
     "Как восточноевропейский человек со своим Самодухом, с духовным миром, с Иерархиями проделывает путь вверх, к Иерархиям, так западноевропеец проделывает путь вниз, к царству природы. Как инстинкт, это постоянно живет в духовном мире Африкана Спира. Но эта инстинктивная жизнь в духовном мире, как она имеет место в восточной Европе, не обладает возможностью выразить свое мировоззрение; она сможет это сделать, переняв те представления, которые могут развиваться в Духовной науке в Средней Европе. Она тогда сможет вместе со своими внутренними переживаниями в это облечься". 276(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     271
. "Один род публики нашел доступ к "Философии Свободы": до некоторой степени обнаружилось свое­го рода согласие с "Философией Свободы" в тех кругах, которые лучше всего могут быть представлены американцем Веньямином Токером* и шотландским немцем Джоном Генрихом Макаем**. В условиях нарастаю­щего филистерства этот факт не представляет собой особенно хорошей верительной грамоты, ибо эти люди принадлежали к радикальнейшим представителям на свободной духовности воздвигаемого социального поряд­ка. И, став протеже этих людей, я достиг того, что не только "Философия Свободы", но и другие мои по­зднейшие труды не пропускались, напр., цензурой в России. ... Движение же, связанное с Токером и Мака­ем, мало-помалу, я бы сказал, занеслось песком восходящего филистерства современности". 185 (6)

________________________________________
* С 1881 г. издавал в Америке журнал в духе индивидуального анархизма.
** (1864-1933). В 1891 г. вышел его роман "Анархисты", написанный в духе индивидуального анархизма.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     371
. "В западных областях должны увидеть — о Востоке же тут нечего и думать, — чего хочет это стро­ение!" 200 (I)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     432
. "Особенности Самодуха состоят в том, что ему должны быть предпосланы три характерные черты человеческой души: братская совместная социальная жизнь, свобода мыслей и пневматология. ... Поэтому мы должны представить себе, что благодаря тому, что мы соединяемся братски в рабочие группы, невидимо над нашей работой парит то, что является дитем той силы, которая есть сила Самодуха, опека­емая существами высших Иерархий, дабы позже войти в наши души, когда они снова будут здесь в шестой культуре". 159 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     508
. "Находящиеся в Эзотерической Школе, принадлежат к этой утренней заре шестого Дня (6-й культуры); мы следуем и служим великим Майстерам, наблюдающим за его образованием". 43/245 (2.10.1906)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     448
. "Как мы знаем, что город, в котором на пути духовного познания работает группа людей, через 30 лет представляет из себя нечто совсем другое — даже если в нем лишь немногие исполняют духовную работу, — чем город, в котором нет такой группы, так и ваша страна (Россия) станет совсем другой, если с внутренним пониманием вы ощутите то, что может дать вам духовное знание". 158 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     449
. Из письма Р.Штайнера к Анне Минцловой в Россию. Берлин, 23.Ш.1908 г. Первая половина письма посвящена описанию эзотерических упражнений, которые Р.Штайнер дает Минцловой, затем он продолжает: "Теперь несколько соображений по поводу основания русской секции (Теософского общества). Для того великого духовного дела, которое одно лишь может быть целительным и важным, мало что может быть сделано с помощью основания такой секции. Уже в Германии эта секция во многих от­ношениях стала тормозом; и все же лучше пусть она существует, и не следует оставлять ее без внимания.
     Мы должны иметь здесь секцию. У вас же такая секция оказалась бы менее полезной, чем у нас. В вашей земле, т.е. в народе, содержится большое теософское сокровище, которое, соединяясь с тем, что Вы познали здесь (в Европе) как истинную теософию и как истинное, дарующее жизнь, гарантирующее буду­щее Христианство, должно прийти к высочайшему духовному цветению именно на Востоке Европы. В теософс­кой духовной жизни Запада существует наука, которая имеет духовное отношение к будущему лишь благода­ря ценности ее основательной мыслительной техники. Эта мыслительная техника бу­дет привита духовной жизни всех будущих времен. На Востоке же вы имеете народно-душевное содержание, которому надлежит войти в эволюцию для блага всего человечества. Это народно-душевное содержание яв­ляется тем источником, благодаря которому многое, что как большие истины звучит с Востока, облекает­ся в несколько изречений, а на Западе их не исчерпать в целых книгах. Страдания в вашей земле — это предродовые муки народно-душевного содержания. Познающему же истинные отношения это народно-душевное содержание является подобно волшебному дыханию. Здесь должна совершаться большая духовная работа. Из­ложенное Каменской в ее докладе на Конгрессе с этим духовным явлением не имеет ничего общего, ибо представляет собой лишь теоретические рефлексы Запада; народно-душевное лежит намного глубже. Много из ядра этой народной Души выступило в Толстом; но все же это нуждается в соединении с истинной тео­софией, если из этого ядра надлежит вырасти чему-либо истинному. В сравнении со всем этим, что, как я знаю, дорогая г-жа Минцлова, отпечаталось также и в Ваших целях, в сравнении со всем этим основание секции есть всего лишь детская работа пигмеев, невинная игра нескольких теоретизирующих человек, внутренне фанатизированных единственно и формой теософии, которую они познали. В отношении их лучше всего поступить следующим образом: пусть они вволю занимаются основанием секции; надлежит твердо сказать себе: пускай делают все, что им хочется. Дело основания секции если и мог­ло бы пригодиться, то лишь в зависимости от того, какое содержание влили бы в ее сосуд. По изложенной причине было бы не совсем хорошо, если бы прямо сейчас я стал читать там лекции. Пусть сначала оснуют секцию. Мы же, как с секцией, так и без нее, ни на шаг не отклонимся от того пути, по которому мы движемся. Этому серьезному пути секция не нужна, но и особого вреда она ему нанести не может. Кажется, наилучшим было бы следующее: мы еще некоторое время подождем с моими лекциями, не особенно много; дадим основанию секции идти своим путем. Вашу же индивидуальную работу, дорогая г-жа Минцлова, вы продолжайте так, как Вы ее исполняли до сих пор. Лучше всего, если Вы эту полную значения работу бу­дете совершать позитивно, а секции дадите спокойно возникнуть. Должны ли при этом Вы и те немногие (из русских), которые являются членами немецкой секции, вступить в русскую? — Нет нужды решать это теперь. Это может произойти тогда, когда русская секция будет уже основана, если такое вообще случится.
     Это письмо я пишу только Вам, и прошу Вас его содержание не сообщать никому из теософов, за одним-единственным исключением, если Вы найдете к тому повод: Вы можете сказать о нем г-же Ольге фон Сиверс (сестре Марии Яковлевны). Но и она должна все это дело рассматривать лишь как направляющую нить... ". 264 с.119-121


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     450
. Из письма к А.Р. Минцловой в Россию, 16.ХI.1908 г.:
     "Бдящие над спиритуальным движением Силы указывают на другое время (для поездки Р.Штайнера в Россию), чем то, когда у Вас должна начать осуществляться теософская миссия". 264 с.125


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru