BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





РОССИЯ — и Зап.Европа

Воплощение культуры 5-й эпохи

181. "В определенном отношении мы, вообще, могли бы сказать: Гамлет, учившийся в Виттенберге и определeнную духовную конституцию, полученную из этого обучения, увeзший к себе домой, Гамлет, каким его изображает Шекспир, может в определeнном смысле рассматриваться — конечно, всемирно-исторически — как ученик Фауста. В нeм мы находим нечто такое, что мы можем в более верном смысле назвать ученичeством у Фауста, чем то, что у самого Гeте мы встречаем как (фамулуса) ученика Фауста".
     В Виттенберге Гамлет может стать, как и Фауст, профессором. Но далее, смотрите, каким образом Гамлет приходит к своей задаче: ему является дух отца, т.е. он имеет дело с действительным духовным миром. Но он хорошо учился в Виттенберге и человеческий мозг может рассматривать как книгу. Гамлет — верный ученик интеллектуализма, но, с другой стороны, связан с духом. Оба импульса действуют в его душе. Но всe это дано поэтически, и для комментаторов остаeтся широкое поле для суждений. Пытаются умно понять "Гамлета". Имеет ли там явление духа объективное значение или это лишь образ? И почему духа видит один Гамлет?
     Для Кальдерона реальность духа была совершенно достоверной. Иное — для Шекспира. Он живeт в иную эпоху и уже не может столь резко проводить границу между объективным и субъективным духом. Вопрос об объективности одного и субъективности другого прекращается в тот момент, когда познают объективность человеческого внутреннего мира и субъктивность внешнего мира. Но именно в этой полной жизни рассеянности удерживает Шекспир изображаемое им в "Гамлете", а также, например, в "Макбете". Мы видим, что поэзия Шекспира выступает на переходе от 4-й к 5-й послеатлантической эпохе".
     "Интересно, например, посмотреть, как среди шекспировских произведений Гамлет — чистейшее явление личности — выражает в монологах всю сумеречность переходного времени. Если хотят понять Гамлета с точки зрения XVII-XVIII столетия, то должны спросить: где жизненные и мировые загадки волнуются в душе Гамлета? — Указывается на Виттенберг, на то место, откуда приходит и Фауст. К подобным же вопросам приходят, рассматривая "Макбета"; но в "Лире" уже встаeт человеческое. Здесь вопросы уже не удаляются от сферы земного к духовному, здесь они возвращаются в человека, делаются его субъективным состоянием, но одновременно делают его безумным". Шекспир пытается изобразить, что именно из подсознательных мятежных народных сил ведeт к интеллектуальной ясности, особенно активно возраставшей с эпохи Елизаветы именно в том углу цивилизованного мира. За драмами Шекспира следует эпоха интеллектуализма.
     Интеллектуалистической эпохе предшествуют старые силы рыцарей и королей, как это изображено Гeте в "Геце фон Берлихенгене", когда были нужнее руки, чeм голова. Гeте здесь "...выступает как духовный революционер. Он отрицает дух, как французская революция отрицала политику". Он восстаeт против того, что идeт на смену миру Геца, — против интеллектуализма, который, например, выражает Вольтер. Вольтер называл Шекспира пьяным дикарeм. Всe это необходимо принять во внимание, чтобы понять характер перехода от 4-й к 5-й послеатлантической эпохе.
     Эпоху интеллектуализма остро переживает Шиллер. И хотя он не видит духов, но во Франце Мооре ("Разбойники") действительно изображает сам ариманический принцип. "Ему противостоит люциферический принцип в Карле Мооре. Во Франце Мооре мы видим представителя того, против чего протестовал сам Шиллер. Вновь это тот же мир, против которого выступил Гeте в "Геце фон Берлихингене", только Шиллер поступает по-другому, как это позже было выражено в "Коварстве и любви".
     Так видим мы в Средней Европе такие умы, как Гeте и Шиллер, которые пишут иначе, чем Шекспир. Они не позволяют происходящему просто переходить в то, что затем может остаться, но изображают то, что тогда было, однако, по их мнению, должно было принять совсем другое развитие. Таким образом, чего они хотели, — не было, а против того, что имелось на физическом плане, они восставали в своей духовной революции. ... Если всe это попробовать как-то выразить графически, то можно нарисовать примерно следующее:

у Шекспира образ таков, что действие протекает по-земному (синее), а то, что он берет из прошлого, в этом продолжает действовать духовное, и оно действует далее (красное) и переходит в современность, где образуются факты всемирно-исторического движения.
     У Гeте и Шиллера мы находим их предчувствие древнего времени (красное), когда ещe было могущественно духовное 4-й послеатлантической эпохи, и это они просто ввели в свои интуиции, в свою духовность, в то время как происходившее на земле (синее), они постигали в борьбе".
     "Теперь взглянем на Восток, на Восток Европы. Туда мы должны смотреть иным образом. Кто описывает лишь внешние факты и совершенно не понимает того, что жило в душах Гeте, Шиллера и, естественно, многих других, тот хотя и может описывать внешние факты, но не то, что разыгрывается из духовных миров, которые существуют всегда, но существуют в головах людей. Во Франции на политической почве, на физическом плане разыгрывается революционная борьба. В Германии это не проникает до физического плана, но через человеческие души приходит к тому, что трепещет в этих душах. Но всe это рассмотрение нельзя распространить на восток, поскольку там всe обстоит по-другому. И понять это можно, лишь подойдя к изучению вопроса антропософски. Ибо на Востоке жившее в душах Гeте и Шиллера, хотя и жило также и на земле, волновалось через земные души, но при этом пребывало в высших мирах и к своему выражению на земле не приходило.
     Если разыгрывавшиеся между духом Гeте и Шиллера в физическом мире вы захотите исследовать в его следовании в Россию, то вы должны будете описать это так, как описывались войны во времена Атиллы, когда рассказывали о том, что разыгрывалось над головами людей в воздушном пространстве, где духи вели борьбу между собой.
     Что выступило в Средней Европе через Гeте и Шиллера — у Шиллера, когда он писал "Разбойников", у Гeте, когда он писал "Геца фон Берлихенгена", — на Востоке вы это найдeте как духовный факт, как развeртывающийся над физическим миром в духовном мире факт. Если вы захотите найти поступки, образующие параллель таким произведениям, как "Разбойники" и "Гец", то должны искать их у духов в сверхчувственном мире; вы не сможете найти их на физическом плане. Таким образом, на Востоке это обстоит так:

подобно облакам, развeртывающимся над физическим планом, получаем мы понятие о том, что здесь имеет место, а внизу, совершенно не затронутое этим, разыгрывается происходящее на физическом плане.
     И можно сказать: известно, как держался и как мог держаться западный человек, ставший учеником Фауста, поскольку существует Гамлет. Русского Гамлета быть не может. А может быть, всe-таки может? — Да, перед духовным взором его можно иметь, если представить себе, что в то время, как Фауст учил в Виттенберге — я имею в виду гeтевского Фауста, а не исторический факт, но который столь же достоверен, как историческое изложение, — Гамлет слушал его и записывал всe, также и то, что говорил ему дух, что в Дании есть подлецы и т.д., т.е. всe, в чeм нуждается книга мозга — подумайте еще о том, что сделал Шекспир из того, что дал Сакс Грамматикус* , где всe обстоит иначе и где нет никакой исходной точки для того, чтобы Шекспир действительно создал ученика Фауста, — если представить себе, что здесь ещe имеется ангельское существо, принадлежащее ко всему этому. Итак, в то время, как Гамлет сидел на школьной скамье, а Фауст стоял на кафедре, среди них находился Ангел, относящийся к ним; он-то и улетел затем на Восток. Там, на Востоке, он, со своей стороны, развил иное, что явилось параллелью тому, что в поступках Гамлета могло разыграться на Западе.
     Я не думаю, что можно действительно проницательно понять величайший перелом, произошедший при переходе от 4-й к 5-й послеатлантической эпохе, если наблюдать лишь внешние факты".210(11)

_______________________________
     * Датский летописец, умер в 1204 г.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

325. "Возьмeм представительные личности в отдельных нациях — в 1840 г. они находились в таком пункте развития, где рассудок стал в наибольшей мере теневой сущностью.
     Этот ставший теневым рассудок был затем кое-чем наполнен, и благодаря этому начала "светать" душа сознательная. Эпоха души сознательной началась в 1413 г., но до 1840 г. длился период еe подготовления. В Англии развитие идeт таким образом, что с 1000 г. до Р.Х. и до 1820 г. по Р.Х. вся жизнь там внутренне как бы стоит на месте. Внешне движение там начинается с 1770 г., когда древнейшее сталкивается с наисовременнейшим. С 1820 г., с 1830 г. в Англии становится необходимым закон. Для детей 12—14 лет запрещается рабочий день более 8 часов, ранее он достигал 12 часов. Развивается машинная техника, патриархальное отступает назад. Так Англия встречает 1840 г.
     Во Франции, унаследовавшей древнюю культуру души рассудочной, эта душа рассудочная в эпоху души сознательной достигает своей вершины во французской революции, когда внезапно из наивнейшего абстрактного выдвигается идеал: свобода, равенство, братство. Во Франции всe традиционно, всe унаследовано. Теневой рассудок требует абстракций, рода идеологии. Поэтому этот теневой рассудок ударяется тут же в свою противоположность: бонапартизм как государственно-социальный эксперимент. Всю первую половину XIX в. Франция проводит в экспериментах без цели, из которых видно, что теневой рассудок не в состоянии охватить реальные отношения. Всe остаeтся недоделанным, незаконченным, всe остаeтся наследием древнего романизма. Так подходит Франция к 1840 г.
     Италия сохранила часть души ощущающей при прохождении через душу рассудочную, потому там не дошли до абстрактных понятий французской революции, но искали переход от некоего древнего группового к индивидуальному человеческому сознанию.
     Италия вступила в 1840 г. так, что в ней под гнeтом Габсбургской тирании хотело вырабатываться индивидуальное сознание человечества. Интересен конгресс в Вене ("Святого альянса" в 1822 г. под руководством Меттерниха, в котором не участвовали Англия и Ватикан). Мы видим, как там от России и Австрии исходит, я бы сказал, род заговора против того, что должно принести современное сознание человечества. Конгресс, по сути, хотел ответить на вопрос: как уничтожить всe то, что хочет развиться как современное сознание человечества?"
     В остальной Европе, в Средней Европе небольшой круг людей пробивается к сознанию, что теперь в душу сознательную должно вступить Я (Гeте, Фихте). Но это был очень узкий круг. Достаточно сказать, что в 1852 г. редкий человек обладал экземпляром гeтевских сочинений. А последняя треть XIX в. была вообще малопригодной для правильного понимания Гeте, гeтеанизма. Всеобщее душеобразование в Германии шло значительно медленнее, чем в Англии. Англия дала быстро влиться материалистически-научно-технической жизни в свою патриархальную старую жизнь и образовать социальную структуру. Достигнутое в Англии затем перешло в Среднюю Европу. "Таким образом, если к 1840 г. англосаксонская нация уже претерпела преобразование отношений и уже с необходимостью восприняла душу сознательную, то немецкий народ продолжал спать и в сновидении пережил 1840 г., а затем проспал и время, в которое можно было построить мост между ведущими личностями и тем, что вставало из массы народа как пролетариат, который был затем захвачен социалистической доктриной и по этой причине попытался затем в 1875 г. насильственно, в радикальной форме прорваться к душе сознательной. Однако и это не было замечено, во всяком случае не было введено в какие-либо каналы, и об этом поныне судят вкривь и вкось".
     "В ещe большей степени проспал, естественно, Восток всe то, что возникло в 1840 г. Вы только подумайте о горсточке интеллектуалов в огромной массе приверженцев ортодоксального культа Востока, русского народа! И подумайте об усыпляющем действии Александра I, Николая I и всех других "I", которые следовали за ними!" 204(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

735. "Социализм, производство смотрит только на рабочего — Маркс, Лассаль, — т.к. он производитель. На Востоке на передний план выставляется потребление: Кропоткин, Бакунин, Герцен". 93-а(30)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

778. "В хозяйственной жизни в будущем должно господствовать братство; оно было изгнано из западного, империалистического, политико-хозяйственного стремления. ... Поэтому жившее на Западе приняло сильно капиталистический характер.
     Братство развивается на Востоке. ... На Востоке братство без хозяйства; и то и другое должно соединиться в Средней Европе ... братство Востока должно синтетически соединиться с небратским хозяйственным образом мышления Запада. Тогда мы сможем социализировать в большом мировом смысле". 192(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

881. "До 15 марта в различных странах ведь нельзя было высказываться против царизма; с 15 марта, само собой разумеется, все должны были высказываться против него". 186(6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

886. Ягов, Бетман, Тирпиц, Людендорф — написанное ими содержит в себе логику средневековых ландскнехтов. "Особенно интересна логика Людендорфа. Это он приобрeл "большую заслугу", вынеся решение доставить Ленина в пломбированном вагоне через Германию в Россию. Он, собственно говоря, является "импортeром" большевизма в Россию... Он говорит: переправка Ленина в Россию была военной необходимостью, политическое руководство должно было отвести плохие последствия этого акта, но оно этого не сделало. — Вы видите, такова логика этого господина! Но я бы не сказал, что лучшей логикой обладает Клемансо... Ллойд Джордж, Вильсон... у них это только потруднее констатировать". 191(14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

887. Так что за эксперимент ставится на востоке Европы под руководством Запада? Руководство Запада проступает в нeм ясно и не только потому, что Ленин и Троцкий — духовные ученики Запада, но и непосредственно: под надзором Парвуса в запломбированном вагоне они были импортированы в Россию.
     "Что хотят сделать с восточно-европейской культурой? Там пытаются всe, что является человеческим, что как человеческое воплощено в человеческую телесность, исключить и Люцифера с Ариманом сплести в одной культуре. И стань это сегодня действительностью на Востоке, то из артельной работы Люцифера и Аримана выступило бы творение, в котором было бы исключено всe полезное индивидуальному человеку, и это творение в люциферически-ариманической культуре было бы как элемент вплетено в машину, во весь ход такой машины... которая безжизненна... вплетeнное в неe, было бы человеческой природы, внутренне живым, проодушевлeнным, проодухотворeнным. Но поскольку оно не может существовать в просто люциферически-ариманической организации, то ему пришлось бы при этом погибнуть". 195(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

944. "По такой области, как, например, современный европейский Восток, путешествуют люди, подобные Паке* , способные описывать одну только внешность". 197(10)

____________________________________
* Альфонс Паке (1881-1944), писатель, написал в 1918 г. книгу " В коммунистической России".


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

947. "Некоторые люди представляют себе русскую революцию как событие, возникшее на пару месяцев ... тогда как в действительности в подосновах здесь присутствует то, что в ходе столетий как неви­димая, ставшая непостижимой спиритуальная жизнь отодвигалось на Восток, застаивалось там, а теперь совершенно неопределeнным, хаотическим образом работает так, что люди, стоящие в сфере того, что ныне там, на Востоке, происходит, столь же мало действительно живут в этом, сколь люди, плавающие в море, содержат внутри себя морскую воду (если они не утопленники) ... Люди плавают в том, что те­перь происходит, но совсем мало предчувствуют, что же там теснится на поверхность и что уже с IX века было отодвинуто на Восток, чтобы быть там некоторым образом сохранeнным, дабы проделать раз­витие в более поздние времена". Людям, населившим в результате переселения Восточную Европу, в ду­ши были внедрены спиритуальные импульсы, которые в Зап., Южной и Центр. Европе не могли быть испо­льзованы. ... Восток, без того, чтобы он знал об этом — ведь многие действительно важные вещи про­исходят для людей в их подсознательном, — остаeтся строго стоять на основе евангельского изречения: "Моe Царство не от мира сего". Поэтому на Востоке то, что составляет физический план, всегда строго замыкается от спиритуального мира". Запад же стремится этот мир сделать царством Христа. Уже с IX в. Рим порвал с изречением: "Моe Царство не от мира сего". Однако же Царство Христа на Земле не может быть основано просто на принципах внешнего природного бытия. За завесой чувственного мира открывают­ся спиритуальные миры. Это предчувствовал, например, Рафаэль и выразил в своeм "Диспуте".
     "Спиритуальный мир с IX в. так сдвинут на Восток, как я бы сказал, облака на этой картине сдвинуты вверх и там ожидают, когда придeт их время". Запад же идeт путeм 5-й культуры, и на картине внизу (прича­стие) стоит сигнатура: "Моe Царство от сего мира"; и таковым оно будет становиться всe больше в со­временной культуре. 292(10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Палладий

1244. В греко-латинскую эпоху жили в непосредственном соединении с внешним миром. Греки не пережи­вали Солнце как источник жизни, но "...как нечто такое, что пронизывало их изнутри. И они чувствовали тот элемент, где Солнце внутренне живет в человеке, они это чувствовали как элемент эроса, как элемент лю­бви. Эрос, солнечное в человеке, вот что жило во внутреннем переживании грека; поэтому Солнце — божест­венный источник любви". В 5-ю эпоху Солнце переживают как физический шар. Солнце затмилось для людей. "Нисходя все глубже внутрь человека, жизнь Солнца исчезла в его подосновах, в морских глубинах души. В морских глубинах души несет сегодня человек солнечное. Он не должен достигать его, ибо Страж Порога стоит перед этим, поскольку это находится в тех подосновах, о которых древние учителя Мистерий говорили, что грешны уста, произносящие это, и грешны уши, слышавшие об этом. И еще в IV столетии имелись школы, учившие ради широкого распространения Христианства, и в них говорилось: о тайнах Солнца говорить не дол­жно; должна прийти цивилизация, которая не будет знать тайны Солнца".
     Действие сил из Универсума выразилось через Константина. При нем Христианство приняло форму, отринув­шую Солнце. Юлиан Апостата поплатился жизнью за то, что хотел тройственную тайну Солнца унаследовать как традицию с Востока. Мир не захотел идти с этим. Теперь мы живем на другом полюсе развития. В 1У в. был упадок, теперь мы нуждаемся в новом начале. Апостата стоит на развалинах старых эпох. Бессчетное число полных мудрости памятников, манускриптов и произведений искусств, способных выдать тайну Солнца, было уничтожено. Чтобы прийти к свободе, человек должен пройти через веру, что Солнце — это газовый шар, странствующий по миру.
     "Солнечная тайна ощущалась (в древности) как величайшее духовное сокровище человечества. И это было символизировано через т. наз. Палладиум. Одно время он был в Трое, и жрецы Мистерий в Трое должны были видеть в этом Палладиуме то, что они открывали людям сакраментально, культово, что составляло сущность Солнца. Затем он был перенесен в Рим, и это составляло тайну посвященных Рима, что Палладиум хранится в Риме. Рим хранил Палладиум. И, по сути говоря, посвященные жрецы Рима и первые римские императоры, а именно еще Август, работали, действовали в мире из сознания, что Рим хранит у себя величайшее сокровище мира, по меньшей мере внешне-символически. Он хранился в сокровеннейшем из римских храмов под основани­ем стен, и о нем знали лишь те, кто знал величайшие тайны римской жизни. Духовно же он стал известен тем, кто нес в мир Христианство. И знание о том, что Рим хранит сокровище Палладиума, вызвало первый поход христиан на Рим. Причина здесь была спиритуальная.
     Когда же при Константине Христианство секуляризировалось, Палладиум у Рима был изъят. Константин основал Константинополь, и под колонной, которую он там себе воздвиг, он повелел положить Палладиум. Римское Христианство должно было далее развиваться так, что у него знание о солнечных тайнах было отня­то именно теми императорами, которые Христианство утвердили в Риме внешне, в форме его жесткого механизма. Во внешнем, мировом утверждении Христианства через Константина Христианство утратило мудрость мира, что внешне выразилось в перенесении Палладиума в Константинополь.
     В некоторых частях славянского мира люди толкуют все это в своем смысле. Вплоть до начала XX в. там господствовала вера, что в неотдаленном будущем Палладиум из Константинополя будет перенесен в один из славянских городов. ... Да, Палладиум был перенесен на Восток, где жила пришедшая в упадок древняя муд­рость, охватываемая темнотой. И в дальнейшем развитии мира все зависит от того, будет ли сокровище Пал­ладиума освещено мудростью, находимой в сокровищнице познания Запада, подобно тому, как Солнце являет­ся отражателем света, даваемого ему из Универсума. Палладиум, древнее наследие, был в Трое, Риме, затем в Константинополе и далее должен был быть унесен во тьму Востока; Палладиум, солнечное сокровище, он должен ждать, пока духовно на Западе темное сокровище обычного познания природы освободят от сумерек. Так со святейшими традициями связано европейское развитие. ... Солнце исчезло в подосновах человечества. С помощью духовно-научного развития мы должны Солнце найти вновь. Человечество должно вновь найти Солнце, иначе Палладиум исчезнет в темноте Востока. Сегодня грехом является ... говорить: Ex orient lux (свет с востока). — Свет с Востока больше не может приходить. Восток — в упадке. Но он ждет — ибо он будет обладать сокровищем, солнечным сокровищем; хотя и в темноте, он ждет свет с Запада. ... Флюоресци­рующим телом, темным в себе является Палладиум; если его пронизывает свет, то он вспыхивает. Так будет с мудростью Востока: темная в себе, она засветится, станет флюоресцировать, если ее пронижет мудрость Запада, духовный свет Запада". 208(20)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1260. "На Западе выступает настроение: мир есть мир — при этом можно размышлять и о социальных утопиях, — мир есть мир, человек должен в нем жить, должен иметь социальные учреждения, чтобы в них жить; или же он может то, что здесь уже существует, рассматривать так, как если бы это было совершенно великолепным для жизни. Так чувствовали на Западе (в XIX в.). В Средней Европе это обстояло так: человек сначала должен стать человеком, он должен сначала доработаться до человеческого, тогда он найдет Землю. На Востоке человек убежден: оба идеала ложны. Уже когда человек думает проработаться до человеческого, он заблуждается, ибо при этом он, собственно, теряет рай. И человек должен кусок земли, на котором он живет, мочь всегда рассматривать как рай, иначе жизнь станет невозможной. Человек должен более возвращаться к тому, что бессознательно пребывает в человеке и не особенно сильно выдается в мир". Поэтому на Востоке, например в России, происходившее на Западе и в Средней Европе всегда рассматривалось как отпадение от Бога.
     На Западе человек как бы вышел за пределы своей кожи и осязая ищет: что связывает меня с другими людьми? Что один человек дает другому как познание? Как он берет мою руку? — Знак, прием и слово, такими они блистательно выступили в масонских ложах, — это действует на Западе. В Средней Европе особого чувства символики не имели, но более чувствовали загадку человека в общем. В Восточной Европе еще и к концу XIX в. из своего внутреннего не дошли до собственной кожи. Человек там, в некотором смысле, по своей конституции еще не полностью вышел из Божественного и не вошел в человеческое. Такого рода душевное настроение в высшей степени выступало у Достоевского (см., например, его письмо к Аполлону Майкову в 1868 г. о посещении Женевы). Отсюда происходит требование, чтобы все было таким, каков сам человек”. 225(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Врожденный оккультизм Запада, Середины и Востока

1265. "Если с Востока — а под Востоком я имею в виду все то, что простирается на восток от Рейна и далее в Азию — не возникнет никакого отпора, то британское мировое господство, с распадом романско-латинского, французского элемента, разовьется в соответствии с намерениями тех сил, которые я сегодня, как уже не раз в прошлом, обозначил как стоящие за инстинктами. ... Поэтому нужно, чтобы с тем мышлением, к которому так приучены люди, не делалось всего того, о чем говорит Вудро Вильсон. ... в кругах Запада, держащих в тайне знание, зорко следят за тем, как образуются определенные вещи, приводящие при любых обстоятельствах к господству Запада над Востоком. Люди могут сегодня в своем сознании держать все, что им хочется, но в мире есть стремление основать касту господ на Западе и хозяйственную касту рабов на Востоке, который начинается от Рейна и простирается далее в Азию. Имеется в виду каста рабов не в древне-греческом смысле, но экономическая каста рабов, которая должна быть организована социалистически, для которой социальная структура должна принимать самые невероятные формы; но в сфере народов, говорящих по-английски, эти формы не должны применяться. Дело сводится к тому, чтобы народы, говорящие по-английски, сделать господами Земли. Да, той стороной это мыслится во всеобъемлющем смысле. ... Когда сегодня высказываются подобные вещи, то это делается под давлением событий времени, и легкомысленное к ним отношение поистине не позволительно. То, что я здесь высказываю, тщательно охраняется в тайне теми центрами на Западе, на которые я часто указывал. И на Западе считается само собой разумеющимся, что люди на Востоке не должны ничего знать о тех вещах, которые, как я раньше говорил, с помощью определенных методов ... становятся известными этим центрам, поскольку, сохранив их в тайне от других — и единственно лишь с помощью этого, — они хотят с их помощью основать мировое господство".
     "И им известно также, что эти силы дают три рода способностей, которые сейчас имеются у людей лишь в самом первоначальном зачатке. ... Во-первых, это способности к т. наз. материальному оккультизму. Через эти способности — овладение ими составляет идеал британских тайных обществ — определенные социальные формы, лежащие сегодня в основе индустриализации, должны быть поставлены на совершенно другую основу. ...
     Возможно создание двигателей, которые благодаря тему, что будет известна соответствующая кривая колебаний, с помощью совсем незначительного влияния со стороны человека смогут быть приведены в движение на предприятиях. Благодаря этому большое количество потребляемой сегодня человеческой силы может быть заменено чисто механической силой. ... Но механический оккультизм не только позволит обходиться без 9/10 рабочих рук, исполняющих работу сегодня, он также позволит парализовать всякий протест неудовлетворенных человеческих масс. Способность приводить в движение машины на основании закона созвучных колебаний — эта способность в широких масштабах развивается у народов, говорящих по-английски. Это знают в тех оккультных кругах. Это знание расценивается ими как дающее власть над остальными народами Земли в ходе 5-ой послеатлантической эпохи.
     Но в тех кругах знают и кое-что другое. Там знают, что имеются еще две способности, которые также будут развиваться. Одну из них я бы назвал евгенической. Эта евгеническая способность будет развиваться преимущественно у людей на Востоке, у народов России и ее азиатских окраин. И в описываемых кругах Запада также знают, что евгенический оккультизм не может быть развит из врожденных задатков народов, говорящих по-английски, но именно из врожденных задатков азиатских и русских народов. ... Евгеническими способностями я называю изъятие человеческого размножения у случая и произвола. У народов Востока разовьется инстинктивное, но прозрачное для сознания знание того, как параллельно определенным космическим явлениям осуществляется закон размножения, роста населения, как, будучи в созвучии с определенными звездными констелляциями, управлять зачатием и благодаря этому создавать побуждение ко вхождению в земное воплощение добрым и злым душам. ...
     Здесь речь идет не об абстрактном законе, а о приобретении конкретной способности, которая в каждом отдельном случае позволит знать: сейчас должно произойти зачатие, а сейчас оно не должно происходить. ... А теперь посмотрите на колоссальные социальные последствия... которые возникнут при этом! Эти способности скрыты. В тех тайных кругах народов, говорящих по-английски, хорошо знают, что эти способности разовьются у народов Востока, знают, что сами они приобрести с помощью врожденных задатков их не смогут. Там знают также, что Земля не сможет достичь своей цели, не сможет перейти в состояние Юпитера, более того, Земля даже сравнительно скоро могла бы отклониться от своей цели, если работать только с силами Запада. ... Говорящие по-английски оккультисты знают, что им придется отказаться от тел, которые возникают в среде их собственных народов, и потому они стремятся к господству над народами, которые могут дать тела, с помощью которых развитие Земли может быть проведено в будущее. Американские оккультисты знают, что только в том случае, если они приобретут господство над русским народом ... постепенно установится социальная связь между отмирающими расовыми особенностями (Запада. — Сост.) и прорастающими психическими, расовыми особенностями европейской части России, и что только в этом случае они смогут перенести в будущее то, что хотят перенести".
     Третье — это гигиенические способности. Они не заставят себя долго ждать. "Эти способности созревают лишь через одно понимание того, что человеческая жизнь, какой она протекает от рождения до смерти, представляет собой процесс, совершенно идентичный процессу болезни. Процесс болезни есть именно лишь специальное, радикальное преобразование совершенно обычного, нормального жизненного процесса, протекающего между рождением и смертью; мы бываем здоровы лишь потому, что кроме сил, вызывающих болезнь, носим в себе оздоровливающие силы. И эти оздоравливающие силы — об этом знает каждый оккультист — являются абсолютно теми же самыми силами, которые человек применяет, когда вырабатывает оккультные способности, когда он эти силы преобразует в ... оккультное познание.
     Тем знающим в тайных кругах на Западе опять же известно, что в будущем материалистическая медицина не будет иметь под собой никакой почвы. ... появится возможность любую болезнь, не обусловленную кармическими причинами, а потому не находящуюся под каким-либо влиянием, излечить, предотвратить чисто физическим путем — профилактически. ... Произойдет так, что эти три способности разовьются не сразу у всех народов Земли. Вы уже видели, что имеет место подразделение. Это подразделение, естественно, связано с телами, не с душами, которые ведь постоянно переходят из расы в расу, из народа в народ; но с телами оно имеет много связи, это подразделение. ... евгенические способности будут применены на Западе, но они будут там применены благодаря господству над странами Востока и заключению браков между людьми Востока и Запада. ...
     К гигиеническим оккультным способностям особенно предрасположены люди Средней Европы. И дело обстоит так, что по-английски говорящие народы не смогут через врожденные способности развить гигиенического оккультизма, но в ходе развития между рождением и смертью они эти способности смогут выработать. ... У народов Средней Европы не будет врожденных способностей к евгеническому оккультизму, которые у народов, живущих на восток от Рейна и далее в Азии, будут иметься от рождения, но в ходе жизни они их смогут усвоить, если будут учиться у народов Востока. ... Люди Востока не будут иметь никаких способностей к материальному оккультизму; они смогут его получить только извне, если им его кто-то даст, если его не скроют от них. А всегда будут искать способы скрывать его, тем более, что всегда имеется достаточно людей, допускающих глупость не верить тому, кто способен видеть эти вещи. ... Но между людьми должно развиться общение. ... Необходимо, чтобы в будущем на Земле была только общечеловеческая жизнь".
     Если, например, американец "...не будет искать социальных отношений с Востоком, то он осудит себя на то, что его душа после какой-либо инкарнации свяжет себя с земной сферой и, подобно призраку, останется связанной с этой сферой. Земля могла бы быть вырванной из ее космических связей, и тогда все эти души были бы вынуждены остаться призраками. Люди же Востока, если бы они не смогли со своими евгеническими оккультными способностями в будущем воспринять того, что притягивает к Земле — материализм Запада, — то они потеряли бы связь с Землей. Они тогда были бы втянуты в какое-либо психически-спиритуальное развитие и утратили бы земное развитие. Земля тогда может как бы исчезнуть под ними, и они останутся без плодов земного развития.
     Между людьми должно наступить доверие в глубочайшем смысле этого слова. К этому взывает особое развитие человечества в будущем. Вообще говоря, тайным центрам Запада подобает в рассудочном смысле заниматься только теми вещами, которыми они могут заниматься. Это совсем не дело Запада — особенно засматриваться на то, что развивается на Востоке с точки зрения людей Востока; что развивается у других, другим должно быть и предоставлено".
     "Но задатки к позднейшим оккультным способностям могут даже усилиться, если они будут развиваться из некой инстинктивной ненависти. Это совершенно исключительное явление. ... Почему же, собственно говоря, в западных странах так бессмысленно негодуют? — А как раз с той целью, чтобы из инстинкта усилить эти способности. Ибо ничто так не соответствует тому, что заложено в глубочайших импульсах западных оккультистов, как развитие ложного, но как бы свято переживаемого чувства, представляющего людей Востока и Средней Европы как "варваров". Развитию задатков материального оккультизма способствует, например, то настроение, которое в Америке называют "настроением крестного пути". Оно состоит в том, что Америка будто бы призвана нести миру свободу, право и, я не знаю, какие еще там прекрасные вещи. Люди верят, что это разумеется само собой. Здесь речь не идет о каком-либо обвинении. Люди верят, что они несут крест. Но как раз в том, что верят в ложь, и содержится определенного рода опора. А если бы ложь утверждали сознательно, то не было бы и этой опоры". 186(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1283.

"Имеются духовные существа, к которым человек может приблизиться и высшие способности которых, т. е. их способности думать, рассуждать, воспринимать, испытывают притяжение к человеческой сексуальности и т. п. инстинктивным действиям. Если человек указанным образом орудует со всем тем, что имеет отношение к родству, к рождению, блаженству, то он живет некоторым образом в психической ауре таких существ, у которых высшие способности родственны нашим низшим способностям. Поэтому низшие способности человека через это родство возбуждаются, и поэтому также и психоанализ, возникший из материалистических воззрений, действует под влиянием таких существ, возбуждающих главным образом взгляд на низшую жизнь страстей.
     Таким образом, через полюс 1 (см. схему выше) человек попадает в царство таких существ. ... Поэтому в современности основной характер многих стремлений таков, что весь мир они хотят рассматривать с точки зрения низших потребностей. ... от Фрейда до ... Лоуренса Олифанта (1829-1888), который в своих весьма интересных книгах "Sympneumata" и "Науко-религия" выражает тем не менее сублимированное стремление весь мир, все мировое свершение, а также и духовное стремление представить в аспекте сексуального. И хотя у Олифанта все чрезвычайно тонко, духовно, благородно и симпатично, тем не менее это путь, идущий от Фрейда к Олифанту".
     Таков полюс 1. Полюс 2 стремится при созерцании духовной действительности более или менее исчезнуть в ней. Стремление этого полюса находится еще в начале, тогда как 1-й полюс широко распространен в Европе. "Этот, 2-й полюс со своим сакраментализмом приближается к существам, низшие силы которых родственны человеческим высшим силам, силам человеческого разума, рассудка, человеческой психической организации, человеческой спиритуальной организации. ... Следствием этого является то, что при развертывании оккультных сил этого полюса, этого импульса возникает стремление оторвать высшие сверхчувственные члены человеческой природы от чувственного человека.
     Но затем, когда человек вырывается к имагинативной, к визионарной жизни, он входит в ауру, в которой (указанные) существа развивают их низшие потребности. Благодаря этому возникает удивительное явление, состоящее в том, что человек тогда хочет особенно сильно выработать для себя — и к этому он устремляется все больше и больше — роль зрителя, благодаря чему он делает себя связующим членом между сверхчувственными и подчувственными существами... развивает в себе тягу сделать из себя инструмент, с помощью которого некие сверхчувственные существа могли бы воздействовать на подчувственные силы, на те силы, которые сокрыто лежат в чувственных явлениях, в чувственных феноменах. В чувственных феноменах находятся силы, подобные ныне известным силам электричества, магнетизма и др. И человек, односторонне отдающийся этим импульсам, хочет тогда не обращать внимания на чувственный мир, непосредственно на мир феноменов. Но благодаря этому он подпадает опасности предоставить себя в качестве моста сверхчувственному миру, высшим Иерархиям, когда свои силы они посылают вниз, в подчувственный мир. Потребность развивать нечто в сакраментализме, в символическом действе является именно такой потребностью. Ибо всякий раз, когда выступает сакраментализм, когда выступает символическое действие, силы из высших миров устремляются в низшие миры и обратно, устремляются односторонне в этом струении сверхчувственного мира в подчувственный мир, когда чувственный мир исключается и проходит импульс 2-го полюса. Поэтому, естественно, внутри 2-го импульса все снова и снова будет возникать потребность сделать себя носителем духовных существ или духовных сил. ... Синтез должен состоять в соединении обеих односторонностей, когда вы их обе преодолеваете". Эффективно над этим работал Гете. 171(12)

_________________________________________________________
*Псевдоним Эдуарда Бульвера, лорда Литтона.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1312. "Расцвет немецкой духовной жизни падает на период, когда Дух народа был низошедшим". Придут времена, когда он вновь низойдет.
     "Русский народный Дух вообще не опускался вниз, чтобы выкристаллизовать народ, но остался, подобно облаку, реющему над народом, так что его всегда следует искать вверху, и поэтому этот народ лишь тогда совершит духовное развитие, когда найдет удобным для себя соединить со своим существом то, что выработано на Западе, дабы во взаимосвязи с Западом основать культуру; из себя же никакой культуры он развить не может". Подвижность немецкого существа объясняется его своеобразной связью со своим народным Духом. Этим объясняется трудность его понимания Западом. Но при более углубленном познании люди поймут, что ненавидимое ими составляет наилучшие свойства немецкого народа. Обычные же свойства, как правило, не вызывают ненависти. "Могут сказать: выражающий подобные мысли в Германии... говорит как немецкий шовинист ... Но если бы не было оснований похвально отозваться о немецком существе, то не было бы и этих лекций". Эрнст Ренан (француз) писал Давиду Фридриху Штраусу в 1870 г.: "историческая роль Германии обладает наивысшим значением" и т. д.
     "Теперь подумайте о том, что немецкий народный Дух постоянно то нисходит вниз к народу, то вновь восходит в высшие миры. Почему он это делает именно в случае одного народа? Потому что этим в народе должны быть вызваны силы, которые в чрезвычайном смысле ведут к Духовной науке. Когда народный Дух нисходит вниз, то он сильно вырабатывает народный характер. Когда же он отходит и оставляет национальный характер в колебании, то... это ведет к познанию, что бытие протекает между чувственным и сверхчувственным мирами". Фихте писал в эпоху наибольшего нисхождения народного Духа. Лишь тогда были возможны жизнь и творчество в таких понятиях и идеях, которые были в я-существе Фихте. 157(10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1314. "Существует взаимоотношение между тем, что как народнодушевное всплывает в итальянском и испанском народах, и египто-халдейским Духом народа. Итальянский Дух народа смотрит назад, на свои переживания, как египто-халдейский Дух народа; он утопает своим душевным существом в египто-халдейском Духе народа, подобно тому, как мы утопаем в теле при пробуждении, когда обретаем наше самосознание". "Культурой души ощущающей является итальянская культура под влиянием Души народа".
     "Во французской Душе народа оживает древнее гречество, нюансированное римством". Только теперь французы более свободны от телесного, чем древние греки. Народность у них не переходит непосредственно в формы тела, в пространственные формы, как у греков в пластике, но остается более внутренней, живет в эф. теле, которое остается лишь телом мыслей. "... Вольтер — душой, характером пронизанный сухой рассудок; Мольер — рассудком пронизанная душа".
     "Среди других народов душа сначала должна перерасти свою народность, если желает возвыситься до диалога с духовным миром; но само народно-душевное содержит тональности духа, возвещает о духе, когда оно говорит отдельной индивидуальной душой среднеевропейского населения". Для Духа немецкого народа особенно показателен "Фауст".
     Больше всего британскую народную Душу характеризует Гамлет Шекспира. "Она делает человека созерцателем. Стоит сравнить философию Милля и Фихте. Миссия британской Души народа — наблюдать внешнее и оставаться стоять перед пропастью сверхчувственного". "Гетевский Фауст — это только отображение творения немецкой Души народа", которая стоит в начале своей деятельности, о чем Гете хорошо знал.
     Русская народная Душа "лучше всего исполняет свою миссию, совершая крепкие завоевания во внутреннем, когда извлекает находящееся в ее глубинах, что будет иметь большую ценность для культуры человечества". Сейчас она в детском возрасте. Если русской Душе не хватит настроения, полного ожидания, то она станет препятствием для развития духовной культуры и человеческой культуры вообще. Если бы она обратилась вовне, то это приобрело бы такой вид, что она действовала бы прямо противоположным образом по отношению к тому, что ей, собственно, подобает". Для русской Души противоестественно обращаться против душ западных народов; им подобает быть ее учителями, если она правильно себя понимает.
     Влияние итальянского искусства вплоть до Дюрера, стремление Гете поехать в Италию — все это обмен Я с душой ощущающей, а с другой стороны — обмен между Душой немецкого народа и итальянским Духом народа. В Лейбнице можно видеть пример обмена Я с душой рассудочной французов. 64 с.129-149


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

6. Восточноевропейские народы.

Русская суть

1412. "Различные замкнутые славянские области имели в себе тот элемент, который современный человек, вероятно, назовет демократическим элементом, но он был в то же время еще связан ... с определенным прозрением в то, что централизующая господствующая сила не нужна для устроения порядка в мире, но что она способна лишь создавать беспорядок. Это жило в замкнутых славянских областях. И в том, что вторглось туда как нормано-германский элемент, жила, собственно, родовая мысль, связанная с кровью.
     Затем пришло монгольское нашествие. Эти монголы описываются крайне плохо. Но наихудшим, что они делали, были, собственно, накладываемые ими высокие подати; и если эти подати им выплачивались, естественно, в натуральном выражении, то они оставались более или менее удовлетворенными. Но что они принесли с собой, если это рассматривать симптоматически, так это мысль о государстве. При этом я не говорю, что мысль о государстве пришла непосредственно от монголов, но прошу принять это лишь симптоматически. Мысль о монархическом государстве пришла в связи с приходом монголов; на Запад же, в Европу, ее принесли еще ранее. Она пришла из того грозового угла, который находят, когда исследуют ту из Азии перекатывающуюся культуру, которую, впрочем, можно назвать варварской волной. Что осталось в России от монголов — это в существенном то мнение, что отдельный владетель со своими паладинами должен осуществить некий род государственного господства. Это в существенном пришло от монархической идеи хана, оттуда это перенято. На западе Европы это переняли уже раньше, и пришло оно из одного и того же грозового угла. В существенном это была татаро-монгольская мысль, связавшая Россию в государство. Приносимое же культурой Запада " феодализм — долгое время не оказывало влияния на Россию, т. к. произошел перескок через феодализм к распространившейся монархии, которая на Западе сначала систематически разрушалась феодализмом, феодалами, всегда воевавшими с центральной монархической властью и бывшими противополюсом монархической власти. Римская церковь — это второе. Она оказалась бездеятельной на Востоке, т. к. уже в Х в. восточная церковь отделилась от западной. Греко-римское, римско-греческое образование во многом способствовало на Западе постепенному формированию современной буржуазии. Но в России оно не действовало. Поэтому монархическая государственная мысль, пришедшая с монголами, пустила там глубочайшие корни". 185-а(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1416. "Национальный импульс перешел на Восток с Запада, перешел, как переходят течения воздуха на Земле". 185(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1430. Душа русского народа парит в высях, "в то время, как внизу действуют отдельные люди с их душевными силами; но до них не доходят силы Души народа. Поэтому мы видим у людей Востока, как отдельные душевные силы, которые еще не поняты как стадия развития, анархически действуют одна сквозь другую. Поскольку народнодушевное не вызывает в них внутренней гармонии, три душевные силы действуют анархично сквозь друг друга и не находят возможности прийти в гармоническое взаимоотношение". И это не нравится людям Запада. "Мужество и сила присущи натуре 3игфрида, смирение, непосредственная жертвенность — натуре Ильи Муромца". Последний чувствует Божественно-духовное в отдалении, а не как нечто непосредственное в его душе, чему он мог бы принести жертву как Высшему и служить как борец. 64 с.299-300


    
 Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Русская культура

1435. Из письма Р.Штайнера от 18.II.1891 г.: "В последнее время много занимался новейшими явлениями русской литературы и русской жизни и пытался отыскать, как бы мне заглянуть в подкультурные течения этой страны. И у меня сложилось впечатление, что всякий духовный процесс есть процесс освобождения, и я остался при том мнении, что все движения, имеющие целью помешать этому процессу, выводящему людей из бессознательности, только вредны. Это просто удивительно: в то время как русские стремятся к тому, чтобы все больше и больше вырабатывать свободную личность и достичь полного человеческого достоинства, мы в Зап. Европе позволили жизни нервов совершенно заглушить свободный дух". 38 с.196


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1436. 1840-1870 гг. "В России нас встречают В.А.Жуковский, Александр Грибоедов, Александр Пушкин, М.Ю.Лермонтов, поэты, пропитавшие культуру своего народа западноевропейским духом. Пушкин — насквозь романтик, поэт большой лирической силы и высокого идеализма в понимании мира; Лермонтов — энергичная индивидуальность со значительными изобразительными способностями. В Боденштадте он обрел незаурядного переводчика (на нем.). Алексей Васильевич Кольцов взлелеял русские народные песни, но и у него повсюду просматривается культурное влияние Запада. Поэзии, вырастающей чисто из почвы русскости, в этот период еще не существует”.
     1870-1900 гг. "Через большое духовное сотрясение проходит в это время также и русская духовная жизнь.
     ... Дух народа теперь углубляется и ищет, как из глубин собственного национального существа возвести себе его созерцания. Также и здесь критика идет впереди, открывая новые пути. В В.Белинском Россия имеет эстетика и философа большого духовного кругозора и высоких целей. Говоря чисто логически, его критической деятельности недостает последовательности. Белинский был человеком непрестанного поиска, он хотел привести к ясности спутанные понятия и темные желания своего народа. Поэтому он больше руководствовался своим уверенным ощущением, чем какими-либо абстрактными идеями. Сколь бездонно глубок и в то же время сновидчески сбивчив Дух народа, показывают творения Николая Гоголя, выдвинувшего ужаснейшие обвинения против своего отечества, обвинения, из которых говорит глубокая сердечная любовь. Мистическое чувство лежит в основе его представлений; неутомимо толкает оно его вперед без того, чтобы он видел перед собой какую-либо ясную цель. В Н.Некрасове, Иване Тургеневе, Иване Гончарове и в Ф.М.Достоевском это сумеречное тяготение перерабатывается постепенно в ясность. Правда, Тургенев остается все же под сильным влиянием западно-европейских идей. В тонких образах он изображает прежде всего страдающих людей, не способных по той или иной причине справиться с жизнью. Гончаров и Писемский изображают жизнь русского общества без широкого взгляда на какое-либо мировоззрение. Достоевский — гениальный психолог. Он нисходит в глубины душевной жизни и в блестящих, правда, порой довольно ужасных образах разоблачает человеческое внутреннее. Его "Преступление и наказание" во всей Европе ощущают как образец психологического романа. Представителем совершенно русской духовной жизни является граф Лев Толстой. От романиста потрясающе большой силы ("Война и мир" 1872, "Анна Каренина" 1877) он развивается до пророка новой формы религии, которая свои корни ищет где-то в пра-христианской древности и поднимается к жизненному идеалу полнейшей бессамостности". 33 с.79, 111-112.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1451."В действительности нет иной большей противоположности, чем между тем, что подготовляется в империализме европейского и американского Запада, и тем, что подготовляется на Востоке, вплоть до Восточной Азии. Это полнейшие противоположности. Что на Западе оживляют с разных сторон и называют национальным принципом, сегодня рассматривается как нечто аналогичное или подобное тому что на Востоке называется панславизмом. Но не существует большей, чем эта, бессмыслицы; ибо панславизм возник ранее всего, что представляет собой национальное. Лишь благодаря лозунгам Запада панславизм заштемпелеван национальным явлением; в действительности он является тем, что как раз растворяет национальное". 171 /II/


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1458."Под позорным внешним игом в душах неразвитых жителей Восточной Европы развиваются будущие времена. Примечательно, что уже в IX в. от остальной Европы на Восток было отодвинуто то, что должно было остаться незапятнанным Западом, что позднее приняло форму русского царства и внутренне удивительным образом сохранило прошлое и в оболочке прошлого, старого, как в коконе, подготовляло новое для будущей культуры. Мистериальный культ, можно сказать, еще существует в среде русского народа, мистериальные представления живут у русского народа, которому мало понятны абстрактные религиозные представления Запада. Этот народ во многом наполнен, самым глубочайшим образом наполнен внутренне-культовыми формами, тем, что человеческую душу в образной форме переносит к Божественному. Внутри собственной души чувствует человек на Востоке то, о чем западная религия говорит как о "Роntifex", т. е. как о строителе моста к духовному. Но на Востоке человек с древности сохранил столь много, сколько необходимо для того, чтобы не соприкасаясь с новым, с материализмом, по меньшей мере сохранить свободным мост в духовное". 182(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1469."У людей Востока, уже начиная с русского народа, затем у всех азиатских народов России, которые играют лишь вспомогательную роль, задача заключается в том, чтобы противостоять натиску, напору инстинктивного, само собой разумеющегося развития души сознательной. Люди Востока не хотят в наше время основную душевную способность, способность к интеллектуальности смешивать с переживаниями; они хотят ее отделить и сберечь для позднейшего времени, для 6-й послеатлантической эпохи, где должно иметь место ее слияние с тем, чего человек не имеет сегодня — с развитым Самодухом". 186(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1475."На Западе люди должны иметь чувство, что они грешат против человечества, если, имея возможность получить нечто из Духовной науки, не хотят этого принять, отклоняют это; тогда они совершают грех против человечества! Это трудно постичь ... ибо нужно обладать почти трансцендентальным чувством долга, чтобы быть в состоянии нести такое обязательство, такое чувство ответственности по отношению к человечеству. Вам (русским) ваша народная Душа говорит, что она сама обязывает вас. Что же касается человечества, то ваши обязанности по отношению к нему взяла на себя сама народная Душа; вам осталось лишь найти ее, эту Душу народа; вам осталось лишь предоставить ей говорить через ваши мысли, ощущения и волевые импульсы, и, чувствуя ответственность перед вашей народной Душой, вы одновременно исполните долг и перед человечеством. Поэтому и пространственно вы поставлены между европейским Западом ... и азиатским Востоком. Вы расположены между. В этом, географически, я бы сказал, трудном, положении вы, может быть, никогда бы не смогли выполнить вашего задания по отношению к спиритуальной культуре человечества, если бы вам пришлось думать только об обязательствах перед человечеством; ибо искушения станут чудовищно велики, когда к влиянию европейского Запада, с одной стороны, который уже многих детей вашей народной Души привел к неверности самим себе ... подойдет с Востока второе искушение, когда придет власть спиритуальной культуры. Тогда станет долгом знание того, что при всем величии спиритуальной культуры Востока современный человек должен сказать себе: не прошедшее должны мы нести в будущее, а новые импульсы. ... Если вы исполните обязательство по отношению к вашей народной Душе, то придет время, когда Европа начнет понемногу понимать, чем, собственно, является Импульс Христа в духовном развитии человечества".
     "Я говорю с чувстве ответственности потому, что вы, дорогие друзья, являетесь детьми этой русской народной Души. Она вершит и действует в вас, и вы ответственны перед ней. Отнеситесь к моим словам непредвзято. Много, много и часто говорила ко мне русская Душа. Особенно трагично выступили передо мной ее сообщения в 1900-х годах ... в них проступало: как мало, в сущности, еще и в наши дни русская Душа встречает понимания. ... Подумайте, дорогие друзья, об упомянутом чувстве ответственности, подумайте о том, что на вас возложено задание достойно предстать перед русской народной Душой, и вы должны понять ее томление по свободному от всего личного вашему духовному познанию. Если вы постигнете науку о духе в стремлении ее самого внутреннего импульса, тогда вы сможете задать много вопросов, которые могут возникнуть только из русской души: душевных вопросов к духовным вопросам современного духопознания. ... Вопросы, которые могут идти только с Востока Европы, — до сих пор их мне ставила только русская народная Душа на высших планах. Я должен был часто думать о том, что детям этой народной Души предстоит еще немалый путь, чтобы понять их народную Душу, чтобы понять то, о чем томится их народная Душа и то многое ... что отделяет их от народной Души. Не бойтесь поэтому искать путь к вашей народной Душе... Из сил вашей народной Души, мои дорогие друзья, вы обретете те вопросы, без ответа на которые не сможет существовать человечество будущего; и при этом не бойтесь выйти за пределы личного интереса. ... Но не забудьте в то же время одного: что в состоянии высоко поднять человека, что может привести его к прекрасным, светом исполненным мировым высотам, — оно особенно подвержено опасности подпасть заблуждениям; вы должны духовное начало исполнить душевностью, вы должны обрести душу для духа. Вы можете это сделать, потому что русская народная Душа обладает неизмеримыми глубинами и возможностями грядущего; но необходимо, чтобы вы осознали, что душевное, которое может подняться к духу, которое должно исполнить собой дух, ставит вас перед большой опасностью потерять самих себя и увязнуть в личном, в индивидуально-личном, потерять себя в личном как таковом. Потому что личное становится как раз сильным, когда идет из душевного элемента. На вашем пути не возникнут те препятствия, которые так часто возникают в Западной и Центральной Европе. Вы не рождены для скептицизма. Скептицизм может найти к вам путь только через прививку с Запада. В области оккультизма, где шарлатанство часто вплотную примыкает к истине, вы сможете силой определенного ощущения отличить истину от неистинны и нечестности. Не скептицизм и не цинизм будут вашей опасностью; ваша опасность таится в мощи личного душевного элемента, который способен окутать вас астральными облаками, через которые вы тогда не сможете проникнуть к объективному духовному. Ваша пылкость, ваш жар могут окутать вас аурическим облаком, не пропуская духовное; мня себя в воодушевлении духовным, вы можете этим воодушевлением помешать духу найти к вам путь. Попытайтесь осознать, что вам в идеальном, в спиритуальном смысле дано большое преимущество: вам дозволено иметь частный интерес к спиритуальному, потому что вы, т. е. ваша народная Душа, как никакой другой народ, предназначены принять духовное знание как частный интерес русской народности, как нечто такое, что вы можете лелеять и о чем вы можете заботиться как о чем-то совершенно вашем собственном (тогда как в Средней Европе Духовную науку принимают как еще совсем возвышенную над всем человеческим божественную силу); ибо вы снабжены силой, предназначены к тому, чтобы вдохнуть душу в дух. ... От вас зависит привести сказанное к осуществлению, развить не только чувство и волю, но прежде всего развить энергию и выдержку; меньше — если уж касаться практической стороны вопроса, — меньше говорить о том, как должно развиваться духовное знание на Западе, каково оно должно быть в России и т. д., что хорошо для одного, что для другого; но вобрать в себя это Духовное знание, вобрать, соединить с душой, с сердцем. Все остальное приложится". 158(10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1476."Многие из вас (русских), быть может большинство или даже все, чувствуют — хотя и объясняют это, может быть, иначе — боль, страдание от разлуки с Душой народа, от временной разлуки с вашей народной Душой. ... чувствуют нужду в поддержке, в новом поощрении своей воли и силы .... Решитесь рассматривать это как девственность вашей воли, решитесь отнестись к этому как к такой воле, которая еще осталась незатронутой и которая ожидает активного поощрения импульсом духовного познания. Дайте импульсу духовного познания стать вашей волей. Попытайтесь претворить страдание в силу, слабую волю — в веление духовного знания в вашем собственном существе; этим вы сможете вступить в саму жизнь этого духовного знания! Попытайтесь объяснить себе иначе то, что в вас еще слабо, не завершено в себе. Вы сможете стать лучшими носителями духопознания".
     "Подумайте над тем, что души, которые теперь находятся в ваших телах, не предназначены к тому, чтобы в следующей инкарнации опять воплотиться только на Востоке Европы. Но в следующую инкарнацию они предназначены к распределению по всей Земле. И между смертью и рождением, перед вступлением в новую инкарнацию, определенный рок предстанет перед вами и скажет одному: ты исполнил свое задание; то, что ты принял в свое существо на Земле, что может быть принято только на Востоке Европы, ты можешь нести дальше в мир. Другому он скажет: ты этого не можешь сделать!"
     "Вы (русские) находитесь в своеобразном положении. В определенном смысле оно противоположно тому народу, который заселяет Землю для восходящего ненадолго блеска. Ваше положение противоположно североамериканскому народу".
     Происхождение всего, что идет из американской культуры, вплоть до мелочей, можно показать по доступным учебникам истории и вывести из истории культуры предшествующих столетий. Здесь все открыто, все является произведением человека. Но спросите, откуда идет ваша народность (русская), откуда происходит ваша духовная жизнь, все то лучшее, что вы можете лелеять в вашей душе, — вы не найдете этого на Земле! Оно коренится в духовном мире. Это организм, живое существо, а не карточный домик (как это имеет место у североамериканцев)! Эти вещи не должны давать вам повода к гордыне, а лишь к смирению, к скромности, т. к. отсюда нужно извлечь не удальство самосознания, а чувство ответственности".
     Полезно отыскивать старое наследие, старые традиции, чтобы показать, насколько в них вершит Божественное; но к духопознанию человек подходит как раз тогда, когда он несет в себе душу, в которой вершит не нечто древнее, старческое, но душу, какой несете ее вы (русские), свежую, непосредственную душу, которую вне влияния всех традиций вы несете навстречу духопознанию. От ваших душ импульс духопознания требует жизненной, а не просто познавательной силы". 158(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Россия и Европа

1478."Часто рассказывается, будто однажды русско-славянское население обратилось к варягам и сказало: наша земля прекрасна, но порядка в ней нет, придите и наведите порядок! Учредите у нас некий род государства! — Этот добродушный рассказ, который как будто бы означает исходный пункт русской истории, есть не более, чем легенда, абсолютно лишенная всякого исторического основания. Такого никогда не было. На самом деле варяги вторглись как завоеватели и никто их не звал. И тем не менее эта легенда имеет большее историческое значение, чем подлинные исторические события. Ибо она носит пророческий характер, говорит о том, что только еще произойдет, а не о том, что было в прошлом. Что должно развиться на Востоке, может быть развито благодаря тому, что способности восточных народов будут приложены к принятию созданного культурой Запада, чтобы разрабатывать дальше, дать оплодотворить себя тем, что создал Запад. Это составит в будущем задачу восточных народов. Вкратце можно так охарактеризовать сущность русского народа. Если мы действительно рассматриваем народ, а не то ложное сообщество, которое теперь управляет русским народом, то нам должно стать ясно, что русская душа одарена широчайшим образом, что она, в сущности, одарена всем; но когда она начнет все более и более развертывать свою миссию в развитии мира и человечества, то обнаружится, что в среде человечества должно быть еще нечто такое, что можно назвать одаренностью без продуктивной силы. Одаренность будет все более и более возрастать. Для среднеевропейца характерно, что одаренность он соединяет с духовной силой, так что образуется "тот, кто всегда старается стремиться..." Он интимно живет со своим народным Духом; что он хочет понять — он тут же старается воспроизвести; это грандиозно выразилось в философии Фихте, где Я, дабы понять себя, хочет постоянно производить (лишь позднее поймут величие этой философии).
     Все это, так отличающее среднеевропейца, представляет собой полярную противоположность существующему в Восточной Европе. Русские души исключительно восприимчивы, они исключительно одарены для восприятия, и если в отношении их говорят о производстве, то заблуждаются. Они призваны к тому, чтобы развивать одаренность без производства. ... В будущем раздастся призыв с Востока к Западу: у нас прекрасная земля, но порядка в ней нет — ибо беспорядок будет только возрастать, — придите и наведите порядок! — Европа призвана к тому, чтобы духовное производство вносить на Восток. И происходящее теперь есть неразумное противоборство с тем, что в будущем все равно должно произойти. ... Было бы наибольшим несчастьем, если бы Восток Европы, если бы Россия одержала победу в этом процессе; это было бы большим несчастьем не для Средней Европы, но для самой России, наибольшим несчастьем, если его рассматривать внутренне. Так стоим мы перед трагическим моментом исторического развития человечества, когда Восток всеми силами стремится к тому, о чем в будущем станет сожалеть. Ибо ему грозит полный упадок, если он не позволит оплодотворить себя духовной жизнью того, что для него является Западом, непосредственно граничащим с ним Западом. Запад же в дальнейшем развитии своей культуры должен произвести то, что является живой духовной жизнью, а не просто идеализмом. ... Эта живая духовная жизнь станет как бы духовным Солнцем, которое будет двигаться с запада на восток, в направлении, противоположном физическому Солнцу. И обыкновенный русский человек будет все более понимать, сколь малого он может достичь через самого себя ... сколь большой грех совершает он, производя насилие над западноевропейской культурой. Примечательные проблески этого мы можем уже ощутить. Я имею в виду некое выступающее на Востоке и невозможное на Западе мировоззрение, которое не назовешь иначе, как мировоззрением босяков, некоего рода философией босяков... мировоззрение тех, которые абсолютно не верят, что человек может иметь еще нечто кроме того, что странствует от рождения до смерти". (Далее д-р Штайнер в лекции читает для иллюстрации отрывок из "На дне" Горького. Отрывок, в свою очередь, взят из книги Мережковского "Поход черни"). 159(6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1479.Мережковский говорит о Чехове, что тот "просмотрел Европу, просмотрел мир". "Русский интеллектуал Мережковский просмотрел Гетеанизм, просмотрел духовный облик Гете!" 64 с.44


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1490."Ужасные знаки выступают в наше время, и человечеству надлежит сделать усилия, чтобы эти знаки понять. Событие 1914 г. превращается в событие мировое, и, вероятно, лишь его началом следует считать войну между Антантой и среднеевропейскими силами. Но за тем, что так названо, господствует существенно иное — противостоят один другому совсем иные враги! И в наши дни о себе возвещают серьезнейший симптом позади того, что господствует вокруг нас как война между Антантой и средними силами, возвещает о себе симптом, заключающийся в печальном столкновении между собой населения Северной и Южной России; это серьезнейший симптом". 179(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     477
. "Он (Соловьев) пользуется формами представлений, в которых выражали себя также Милль, Бергсон, Бутру, Вундт. Но он говорит совсем в ином роде, чем они. Он использует эти формы представлений как язык; но человечески-внутренне он открывает из другого духа. Он показывает, что на востоке Европы живет еще многое от того духа, который в начале христианского развития был и в других европейских областях, но полностью там изменился. Что остальная Европа может постигать лишь из истории, на Востоке обладает непосредственной жизнью. ...
     Для Соловьева Сын стоит в Его Божественном рядом с Отцом. Человек принадлежит природе, как и все существа. Природа во всех своих существах есть результат Божественного. Можно пронизать себя тонкими мыслями, тогда увидят Бога-Отца. Но можно также почувствовать: человек не должен оставаться природой... Природа, если он не возвысится над нею, останется в нем греховной. Если исследовать путь души в этом направлении, то можно достичь области, где в Евангелии пребывает откровение Бога-Сына. Душа Соловьева движется обоими этими путями. ... Философия у Соловьева высказывается религиозно; религия пробивается к тому, чтобы стать философским мировоззрением. В Европе нечто подобное встречается у Скотуса Эригены, а позже нет. ... Но у Эригены исчезает элемент европейского мировоззрения, а у Соловьева он обладает полнотой жизни. ... Перед душой европейского читателя это выступает из его изложений как воскресение духа первых веков Христианства. ... Соловьев может послужить расширению духовной жизни Запада". 36 с.62-65


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     479
. "Не многие люди знают Африкана Спира (1837-1890), интересного мыслителя, который в середине 60-х годов в Лейпциге начал думать о том, чтобы дать некий род мировоззрения. Он тогда соприкоснулся с масонскими кругами, но кроме внешнего, это вряд ли что ему дало. Ибо Африкан Спир — удивительный мыслитель. ...Его самый значительный труд "Мышление и действительность" появился в 1873г. ... Он подходит как бы интуитивно к мало удовлетворительному, но все же значительному познанию мышления. Природа мышления занимает его. ... Он говорит себе: когда я образую мысли, наивысшие мысли, на какие способна моя душа, то я чувствую себя как бы в вечном мире. ... Все, переживаемое нами в пространстве и времени, есть мир видимости, по сути — заблуждение. ... но это так потому, что он (внешний мир) не согласуется с миром мышления".
     Спир погребен в Женеве. На его могиле лежит каменное Евангелие со словами: "И свет во тьму светит, и тьма не постигла его", а также последние слова Спира: Fiat lux. ... Философия Африкана Спира есть некое предчувствие Духовной науки". (На русском языке известно сочинение А.Спира "Основы морали и религии". — Сост.) "По происхождению он русский (Африкан Александрович) — он родился в России. Его русская природа столкнулась с западно- и среднеевропейским мировоззрениями". "Африкан Спир родился из сущности, ждущей развертывания Самодуха. Это жило в нем, но он все это выразил в форме, в одеяниях западно-европейского мировоззрения".
     "Я бы сказал, что эмбрионально живущее в Африкане Спире умирает в западноевропейской культуре, но умирает так. что в этой форме умирания можно распознать, что, собственно, протекало в этой форме, что в этой форме умерло. Поэтому он является столь интересной переходной фигурой".
     "Как восточноевропейский человек со своим Самодухом, с духовным миром, с Иерархиями проделывает путь вверх, к Иерархиям, так западноевропеец проделывает путь вниз, к царству природы. Как инстинкт, это постоянно живет в духовном мире Африкана Спира. Но эта инстинктивная жизнь в духовном мире, как она имеет место в восточной Европе, не обладает возможностью выразить свое мировоззрение; она сможет это сделать, переняв те представления, которые могут развиваться в Духовной науке в Средней Европе. Она тогда сможет вместе со своими внутренними переживаниями в это облечься". 276(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     449
. Из письма Р.Штайнера к Анне Минцловой в Россию. Берлин, 23.Ш.1908 г. Первая половина письма посвящена описанию эзотерических упражнений, которые Р.Штайнер дает Минцловой, затем он продолжает: "Теперь несколько соображений по поводу основания русской секции (Теософского общества). Для того великого духовного дела, которое одно лишь может быть целительным и важным, мало что может быть сделано с помощью основания такой секции. Уже в Германии эта секция во многих от­ношениях стала тормозом; и все же лучше пусть она существует, и не следует оставлять ее без внимания.
     Мы должны иметь здесь секцию. У вас же такая секция оказалась бы менее полезной, чем у нас. В вашей земле, т.е. в народе, содержится большое теософское сокровище, которое, соединяясь с тем, что Вы познали здесь (в Европе) как истинную теософию и как истинное, дарующее жизнь, гарантирующее буду­щее Христианство, должно прийти к высочайшему духовному цветению именно на Востоке Европы. В теософс­кой духовной жизни Запада существует наука, которая имеет духовное отношение к будущему лишь благода­ря ценности ее основательной мыслительной техники. Эта мыслительная техника бу­дет привита духовной жизни всех будущих времен. На Востоке же вы имеете народно-душевное содержание, которому надлежит войти в эволюцию для блага всего человечества. Это народно-душевное содержание яв­ляется тем источником, благодаря которому многое, что как большие истины звучит с Востока, облекает­ся в несколько изречений, а на Западе их не исчерпать в целых книгах. Страдания в вашей земле — это предродовые муки народно-душевного содержания. Познающему же истинные отношения это народно-душевное содержание является подобно волшебному дыханию. Здесь должна совершаться большая духовная работа. Из­ложенное Каменской в ее докладе на Конгрессе с этим духовным явлением не имеет ничего общего, ибо представляет собой лишь теоретические рефлексы Запада; народно-душевное лежит намного глубже. Много из ядра этой народной Души выступило в Толстом; но все же это нуждается в соединении с истинной тео­софией, если из этого ядра надлежит вырасти чему-либо истинному. В сравнении со всем этим, что, как я знаю, дорогая г-жа Минцлова, отпечаталось также и в Ваших целях, в сравнении со всем этим основание секции есть всего лишь детская работа пигмеев, невинная игра нескольких теоретизирующих человек, внутренне фанатизированных единственно и формой теософии, которую они познали. В отношении их лучше всего поступить следующим образом: пусть они вволю занимаются основанием секции; надлежит твердо сказать себе: пускай делают все, что им хочется. Дело основания секции если и мог­ло бы пригодиться, то лишь в зависимости от того, какое содержание влили бы в ее сосуд. По изложенной причине было бы не совсем хорошо, если бы прямо сейчас я стал читать там лекции. Пусть сначала оснуют секцию. Мы же, как с секцией, так и без нее, ни на шаг не отклонимся от того пути, по которому мы движемся. Этому серьезному пути секция не нужна, но и особого вреда она ему нанести не может. Кажется, наилучшим было бы следующее: мы еще некоторое время подождем с моими лекциями, не особенно много; дадим основанию секции идти своим путем. Вашу же индивидуальную работу, дорогая г-жа Минцлова, вы продолжайте так, как Вы ее исполняли до сих пор. Лучше всего, если Вы эту полную значения работу бу­дете совершать позитивно, а секции дадите спокойно возникнуть. Должны ли при этом Вы и те немногие (из русских), которые являются членами немецкой секции, вступить в русскую? — Нет нужды решать это теперь. Это может произойти тогда, когда русская секция будет уже основана, если такое вообще случится.
     Это письмо я пишу только Вам, и прошу Вас его содержание не сообщать никому из теософов, за одним-единственным исключением, если Вы найдете к тому повод: Вы можете сказать о нем г-же Ольге фон Сиверс (сестре Марии Яковлевны). Но и она должна все это дело рассматривать лишь как направляющую нить... ". 264 с.119-121


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru