BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





РОССИЯ = и ленинизм

882. "Как называется в действительности то, что в XIX в. было русским царизмом? Что было русским царизмом, является теперь в своей действительности как Ленин и Троцкий, как большевизм. Такова конкретная истина того, что раньше было просто иллюзией. Царизм — это лишь плавающая на поверхности ложь, а то, что лелеял этот царизм, явилось в своей действительности в тот же момент, как царизм был сметeн. Ленин в первую очередь является не чем иным, как царeм". Подобным же образом порождением вильгельмизма является Носке . 196(17)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1420. "На Востоке мы видим, как подготовительная работа для Маркса была проделана еще Петром Великим. Петр Великий вдвинул Запад в русскую жизнь. Хотя Россия в своей душе несет восточный характер и в телах людей еще крепко сидит теократия, через Петра было привнесено юридически-государственное, и более западный Петербург был поставлен рядом с Москвой.
     Не понимают, что это два мира: Петербург — это Европа, а Москва — Россия, где еще глубоко играет восточная теократия в чистом виде. ... Петербург подготовил государственно-юридическим способом то, что ленинизм целиком внес в Россию, что совершенно чуждо русской сути". 305(10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1448."В России дело обстоит так, что о том, чем, собственно, является интеллигенция, там спорят. ... В России интеллигентным называют не того, кто многое изучил. ... Мы не можем позволить себе не причислить к интеллигенции торговцев, государственных служащих (и т. п.). Не то делает русский ... интеллигентный человек. Он должен быть у русских таким человеком, который пришел к определенному самосознанию, который пробужден. Государственный служащий, многому обученный, имеющий суждения о многих вещах, не обязательно может быть пробужденным человеком. В то же время, рабочий, размышляющий о своей связи с общественным строем, является пробужденным в отношении своих размышлений о своем месте в социуме, является интеллигентным. ... Интеллигенция — это бодрствование. Это было особенно замечено некоторыми членами т. наз. партии кадетов, что эта вера в пробужденность является основанием того, что определенное высокомерие, определенную переоценку себя, несмотря на все другие смиренные качества, можно видеть у русских интеллигентов.
     Интеллигенция в России занимает совершенно особое место в развитии человечества. .. Они предохраняют ее (интеллигенцию как духовную субстанцию. — Сост.) от всего инстинктивного. Она не должна — так думает русский — позволить искромсать себя всяческим человеческим инстинктам; не следует также думать, что путем воспитания интеллигенции может быть достигнуто что-то особенное. Русский хочет — естественно бессознательно — сохранить интеллигенцию до прихода 6-ой послеатлантической эпохи, своей эпохи, чтобы тогда он не был через эту интеллигенцию стянут вниз, в инстинкты, но смог бы эту интеллигенцию поднять туда, где будет цвести Самодух".
     "Та конфигурация, тот характер, которыми сегодня обладает русская интеллигенция, — они приобретены благодаря тому, что интеллигентно развитые русские, которые хотели быть пробужденными, прежде всего подавлялись полицейской властью. Они были вынуждены вплоть до мученичества защищаться против этой полицейской власти. Это можно осуждать, но об этом также необходимо образовать и непредвзятое суждение: специфический характер русской интеллигенции, которая именно хочет сохранить себя для будущего спиритуального импульса человечества, целиком обусловлен полицейским подавлением, доходящим до мученичества. А потому, разумеется — русские писатели это постоянно подчеркивали, — русская интеллигенция, желая сохранить себя для будущих времен, содержит в себе нечто чуждое миру, нечто такое, что нелегко находит связь с жизнью, что направлено совсем на другое, чем на непосредственно пульсирующее в мире. ... Можно сказать: на Западе интеллигентам протежирует полиция, а на Востоке интеллигенты полицией сдерживаются. ... речь здесь идет только о констатации фактов. ... Люди (на Западе) должны, исходя из своей интеллигенции, быть причастными к социальной структуре и т. д. В России же, безразлично, при царе или при Ленине, интеллигентов подавляют полицейскими методами и будут этими полицейскими методами еще долго подавлять. Вероятно, именно в этом и скрыт секрет их силы, что они полицейски подавляются. ... Можно сказать: в России интеллигентов преследуют, в Средней Европе — приручают, в Западной Европе интеллигенты рождаются прирученными. ...
     В Англии и Америке в отношении правового государства, в отношении внешней политики, а также в отношении социальной структуры интеллигенты уже рождаются прирученными. В Средней Европе их приручают. На Востоке они могут гулять вольно, но их будут преследовать. ... В эпоху души сознательной должна быть увидена эта дифференциация и найдена возможность для человека выйти за ее пределы.
     Это можно сделать двояким образом, идя в практическую жизнь. Во-первых, — путем знания об этой дифференциации. ... Во-вторых, — когда оказываются в состоянии, если желают быть практичными, некоторым образом со всеми своими человеческими переживаниями переступить через эти абстракции и посчитаться с различиями между людьми". 186(10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1485."Многие люди пишут о том, что будет, что подготовляется в России. Примечательно, что, глядя на все это, говорят: да, эти люди сегодня еще дети. — Да, они таковы. А те, кто не дети, те одержимые. — Что вы скажете? Керенский — одержимый, хотя, разумеется, он выше предрассудка, что в нем сидит горбун!* Только горбун научился из западной мертвой науки рождать мышление, которое не является мышлением восточным. Западное мышление не только не понимается русскими, но даже те, которые на Востоке хотят о русском судить с помощью западного мышления, ведущие люди Востока, не понимают русского!" 176(15)

_______________________________________
*Вероятно, здесь намекается на сверхчувственнее переживание Лютером дьявола (Аримана), в которого Керенский, конечно, не верил, но который "держал его за воротник". В лекции до этого места и в след. лекции много говорится о Лютере (Сост.).


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Ближайшее будущее России

1491."Имеется много людей, которые верят, будто с тем, что должно однажды возникнуть на Востоке, ленинизм и троцкизм имеют что-то общее. Ничего подобного. С тем, что должно возникнуть на Востоке, они не имеют ничего общего, а единственно лишь с тем, что на Востоке идет к своей гибели, что и дальше обречено на умирание благодаря ленинизму и троцкизму. Это только разрушительные силы, и то, что должно возникнуть на Востоке, оно должно возникнуть вопреки этим разрушительным силам. Можно сказать: там, на Востоке, имеется вот такая основа (см. рис., зеленое), которую сегодня мало кто видит.


     По этой основе в последние годы распространили большевизм, ленинизм, троцкизм как разрушительные силы (белое). Но то, что я здесь обозначил как зеленое, оно хочет выступить на поверхность. Ленинизм и троцкизм являются фактическим продолжением царизма. ... Царизм умер в ленинизме, но именно как царизм умер он в ленинизме. В то же время уже столетиями на Востоке вырабатывалось нечто против царизма, что теперь свое собственное бытие просто не понимает, если как-либо идет навстречу ленинизму и троцкизму. ... Люди должны прежде увидеть, перед какими переворотами они стоят. Сейчас образовалась только пауза между последней катастрофой и следующей. И однажды во время этой паузы спящие души совершенно бесцеремонно будут разбужены, им придется продрать глаза и сбросить ночной колпак, поскольку катастрофа продолжится. Но что при этом, несмотря на все это, будет образовано — это деревенская община. И только те понимают то, что на Востоке вырабатывается как социальная конституция, кто понимает сущность отдельных деревенских общин. Деревенская община — это единственная реальность на Востоке. Все остальные институты погибнут. Людям на Западе необходимо понять, благодаря чему может быть организован агрегат этой деревенской общины. ... Трехчленность социального организма должна быть воспринята отдельными членами восточных деревенских общин, и таким образом должен быть спасен распадающийся старый организм Запада, сильно индивидуализировавшийся и распадающийся именно как агрегат в своих отдельностях". 199(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru