BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





РОССИЯ — и норманы (варяги), шведы

VIII. XX-й ВЕК — КРИЗИС ЦИВИЛИЗАЦИИ

1. Мировая война

Духовные подосновы

826. "Это звучит удивительно, но нужно взять 860-й год" — не 1860-й, а 860-й, — чтобы проследить процесс, ныне получивший своe выражение в виде ужасной войны, подобной которой люди не знали с тех пор, как живут на Земле. ... Кольцеобразно идут два потока через восток и запад на юг и кольцеобразно замыкаются. Из одного центра движутся на юг в IX в. норманские племена, родственные по крови многому, что затем живeт в Средней Европе. Но они тянутся к романскому элементу, идущему с юга Европы, и сливаются с ним. В 860 г. они стоят под Парижем, и там норманнов одолевают латиняне. Из этого возникает Западная Франция. Более, чем англы и саксы, приносят из Франции на британские острова норманны. На востоке норманны с севера проходят через славянские земли до Волги и Чeрного моря. Позднее приходит татарское нашествие. Славянство преодолевает норманнов и даeт им христианскую религию в еe восточной форме. Они славянизируются как "россы" — так их называют в Финляндии, — но от этого ничего не сохранилось, кроме имени Россия. Это слово германского происхождения. Таково же происхождение и имени Рюрик. ...
     Считают, что в Средней Европе живут в основном германцы, на западе преобладают кельты. Но всe обстоит наоборот; у французов больше германской крови, в Средней Европе больше кельтской крови, вот что имеет место в действительности. ... Но жители Запада совершенно подавлены латинизмом. На Востоке норманский и германский элементы совершенно подавлены местным расовым элементом. Там до сих пор господствует совершенно чуждая русской народной душе религия. Латиняне достигли Константинополя, а с другой стороны славянизированные норманны также дошли до Константинополя. Так образуется змея, кольцо". 159(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1382. "Взгляните на Запад до Америки и на Восток до России и вы увидите, как повсюду немецкая народность действует как фермент. Она идет в эти чужие области ... поскольку Я свойственно колебание в разные стороны. ... Посмотрите, как вся русская культура проникнута немецкой сутью, как сотни тысяч немцев переехали туда в течение сравнительно короткого времени, как они наложили печать на народное существо до бесконечных глубин. Посмотрите на Восток, и повсюду вы увидите эту печать. ... Мадьярская культура во многом покоится на том, что всевозможное немецкое вошло туда как фермент. Весь северный край Венгрии населяют т. наз. цинзер-немцы, которые там, естественно, тиранизированы, денационализированы, вынесли несказанные муки и тем не менее внесли культурный фермент". И нет числа этим примерам: возьмите юго-восток, семиградье, Банат и др. 185-а (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1403. "При антропософском рассмотрении истории Европы бросается в глаза то обстоятельство, что в то же самое время, когда на юге мы наблюдаем все более надламывающийся дух... на севере (Скандинавия) в решающем IV-м столетии ... люди были предрасположены принимать божественные учения, чувствовать их, и сами боги, т. е. существа высших Иерархий, еще странствовали между ними.
     Поэтому мы должны серьезно принимать вспыхивающие из сумеречных духовных глубин отдельные провозвестия, которые должны рассматриваться так — и это истинно, — что среди северных народов, еще детских в то время, боги странствовали как учителя. ... На юге все это было давно уже в прошлом. И примечательно, глубоко показательно, каким образом в судьбе народов слагается роль жителей севера по отношению к жителям юга, как носителей того, чему они, люди севера, учились теперь не от людей, а от богов". Большое значение имело и то, что жители этих северных областей совершали походы на запад, юго-запад, в Сицилию, Северную Африку. "Дети богов шли к детям мира и несли им совершенно определенным образом то, чему они научились у своих богов". Свои учения они несли в измененной, метаморфизированной форме и оказали глубокое влияние на английские острова, Францию, Испанию, Италию, Сицилию, Африку.
     "Что позже более склонилось к норвежскому — стремилось на юго-запад, то позже более склонилось к шведскому — стремилось на юго-восток. Повсюду, конечно, неслось северное учение богов, но представлено оно было по-разному.
     Те народы, что позже стали норвежцами, обладали активным элементом, элементом силы, воодушевления, что они и несли на юго-запад. Надломленной романо-латинской культуре таким образом были привиты активность и действенность. Мы видим, как, я бы сказал, северные боги так действуют во время походов, что активизируют всю народную жизнь. Это можно проследить во всех отдельностях, и это увлекательное исследование.
     С другой стороны, рассмотрим совершенно примечательный характер заметного до сих пор восточно-скандинавского влияния на Восток, шведских импульсов на Восток, обусловленных и географическими отношениями". Конечно, дело здесь не только в одной географии, но нужно подумать и о том, почему одна душа воплощается в Норвегии, а другая в Швеции.
     "Итак, южные скандинавы стремятся на восток, но при этом повсюду, где они стремятся вперед, они как бы отвлекаются в сторону. Они не развивают никакой активности. ... Можно сказать: этот поток стремился вниз на юго-восток, но повсюду застопоривался. ... Северные боги, я бы сказал, когда они посылали свои импульсы на запад, развивали прежде всего свою волевую природу. Когда же северные боги посылали существо своей природы на восток, то разворачивали более свою рассудочную, или разумную, природу. Внешние войны, внешняя борьба являются в конце концов лишь чувственным отображением того, что разыгрывается таким образом, как я это описал".
     Современный норвежец поймет свою задачу, лишь исходя из знания, что его предки, исходя из земной задачи, совершали завоевательные походы в латинский мир. Это же относится и к шведам. Только, идя на восток, их предки "встречали там собственное учение богов сохраненным в некой мистически-ориентальной форме. Так что проистекавшее более из природы откровения мало принималось на востоке, и ходившие на восток были предназначены более к созерцательной жизни, к жизни чувств". Как наследие, это сохранилось в народном характере и поныне.
     Человек имеет миссию не только на Земле, но и за вратами смерти, в духовных мирах. Готовится он к ней на Земле. Такую миссию — не на Земле, а в посмертном — имеют норвежцы. Их души, восходя именно от почвы Скандинавии, благодаря особенностям физического народного характера, конфигурации мозга, всей телесности, могут дать нечто совершенно особенное другим душам после смерти. "Норвежский характер сегодня, в нашу эпоху, таков, что он предрасположен к подсознательному, внутреннему осознанию определенных тайн природы, — не с помощью их внешнего рассудочного знания, но знания, которое он развивает в своей духовной телесности между засыпанием и пробуждением, когда находится вовне, в пространстве и не пользуется своими чувствами". Тогда норвежцы познают тайны скал, растений, морских волн. Если они приходят в правильную связь с духовным миром, который они могут постигать, если они развивают то, что я назвал связью с существом Ангела, тогда бессознательную мудрость природы, это конкретное познание Духа растений, Духа камней и других природных явлений они вносят в духовный мир. И те, кто правильно проходят свою норвежскую жизнь, становятся побудителями, поучающими другие души в отношении тайн природы, что существуют здесь, на Земле. Ибо в духовном мире люди также изучают тайны Земли, как здесь, на Земле, они должны изучать тайны духовного мира.
     Более восточные жители Скандинавии вносят в духовный мир то, "что переживается в бодрственной жизни в чувственном единении с внешним миром, в осмысленном рассмотрении чувственного мира во время бодрствования, в пронизании чувством рассудочно понимаемого внешнего мира". Наша жизнь чувств подобна сну со сновидениями. В воле мы спим без сновидений. И такая воля особенно воспламеняется у шведских душ, которые мало способны во время сна проникать в тайны природы. И то, что в бодрственной жизни бессознательно входит в волю и чувства, берется за порог смерти. И миссия этих душ состоит во вчленении волевого элемента другим душам, т. е. она противоположна тому, что они несли исторически, внешне. 209(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

6. Восточноевропейские народы.

Русская суть

1412. "Различные замкнутые славянские области имели в себе тот элемент, который современный человек, вероятно, назовет демократическим элементом, но он был в то же время еще связан ... с определенным прозрением в то, что централизующая господствующая сила не нужна для устроения порядка в мире, но что она способна лишь создавать беспорядок. Это жило в замкнутых славянских областях. И в том, что вторглось туда как нормано-германский элемент, жила, собственно, родовая мысль, связанная с кровью.
     Затем пришло монгольское нашествие. Эти монголы описываются крайне плохо. Но наихудшим, что они делали, были, собственно, накладываемые ими высокие подати; и если эти подати им выплачивались, естественно, в натуральном выражении, то они оставались более или менее удовлетворенными. Но что они принесли с собой, если это рассматривать симптоматически, так это мысль о государстве. При этом я не говорю, что мысль о государстве пришла непосредственно от монголов, но прошу принять это лишь симптоматически. Мысль о монархическом государстве пришла в связи с приходом монголов; на Запад же, в Европу, ее принесли еще ранее. Она пришла из того грозового угла, который находят, когда исследуют ту из Азии перекатывающуюся культуру, которую, впрочем, можно назвать варварской волной. Что осталось в России от монголов — это в существенном то мнение, что отдельный владетель со своими паладинами должен осуществить некий род государственного господства. Это в существенном пришло от монархической идеи хана, оттуда это перенято. На западе Европы это переняли уже раньше, и пришло оно из одного и того же грозового угла. В существенном это была татаро-монгольская мысль, связавшая Россию в государство. Приносимое же культурой Запада " феодализм — долгое время не оказывало влияния на Россию, т. к. произошел перескок через феодализм к распространившейся монархии, которая на Западе сначала систематически разрушалась феодализмом, феодалами, всегда воевавшими с центральной монархической властью и бывшими противополюсом монархической власти. Римская церковь — это второе. Она оказалась бездеятельной на Востоке, т. к. уже в Х в. восточная церковь отделилась от западной. Греко-римское, римско-греческое образование во многом способствовало на Западе постепенному формированию современной буржуазии. Но в России оно не действовало. Поэтому монархическая государственная мысль, пришедшая с монголами, пустила там глубочайшие корни". 185-а(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1413. "Но эта троичность (Византия, норманны, Азия) не продуктивна; она не рождается из самой русской души... никак не характеризует то начало, которое живет в русской душе. Что является наибольшей, самой большой, какую можно только себе представить, противоположностью эмансипации личности? — Византийский элемент! Крупное недооцененное лицо современности — это Победоносцев *, который был значительным человеком, полностью несшим в себе этот византийский элемент. Он был человеком, стремившимся только к противоположности тому, чего требует наша эпоха сознания и что она естественным образом рождает в человеке". Византизм мог бы еще сильнее распространиться в русской ортодоксии, но он не привел бы ни к чему иному, как только к сильнейшему стремлению к эмансипации личности. "Вы можете перечесть новую русскую историю. Если вы не встречаете в ней тех событий, которые всегда было запрещено записывать, то перед вами вовсе не русская история, т. е. не ее действительно двигательный элемент. Если вы читаете в русской истории то, что разрешалось заносить в нее властями предержащими, то перед вами тогда встает все то, что как несущий смерть элемент простирается под русской жизнью. Здесь он выступает особенно характерным образом, т. к. грядущее закладывается главным образом в русской жизни". 185(3)

___________________________________
*К.П.Победоносцев (1827-1907), ортодоксальный, узко-православный характер, склонявшийся к панславизму. Воспитатель великих князей. Значительно влиял на Александра II (царствовал в 1881-1894гг.). С 1880 г. — оберпрокурор Св. Синода.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1417. "Было не только ересью, но даже опасно для жизни в России говорить истину о России в историческом отношении. Русская история есть ... также историческая легенда. Например, тем, кто изучает русскую историю в обычном смысле, и в голову не приходит ... что примерно в то же время, когда Западной Европы достигло влияние норманнов, нормано-германское влияние распространилось также на восток. И русская история сегодня заинтересована в том, чтобы, идя назад, все больше подчеркивать, как все-все произошло от славян, от славянского элемента, и отрицать ... все происшедшее от нормано-германского импульса. ... В действительности следовало бы указать на то, что все распространившееся в России до монгольского нашествия, было германо-норманского происхождения, имело германо-норманскую социальную конфигурацию. ... через позднейшие отношения это было заглушено и, я бы сказал, далее сохранило себя в культуре Рейна и консервировалось, например, в социальном строении Британской империи. Это прямая линия развития. Так что, если вы берете социальное развитие Британской империи, то вы имеете поток, который, естественно, в ходе столетий изменился, но который сегодня по прямой линии является продолжением древней нормано-германской социальной конституции. Но Востоке, в России, вы имеете простирающимся тот же самый поток, только он там обрывается с определенного момента, с начала монгольского ига. А это означает: если бы то, что во время Вильгельма Завоевателя под нормано-германским влиянием подготовилось в социальной структуре Британской империи и развивалось вплоть до XIX в. ... могло развиваться далее в России, то Россия теперь была бы подобна Англии". 185-а(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Россия и Европа

1478."Часто рассказывается, будто однажды русско-славянское население обратилось к варягам и сказало: наша земля прекрасна, но порядка в ней нет, придите и наведите порядок! Учредите у нас некий род государства! — Этот добродушный рассказ, который как будто бы означает исходный пункт русской истории, есть не более, чем легенда, абсолютно лишенная всякого исторического основания. Такого никогда не было. На самом деле варяги вторглись как завоеватели и никто их не звал. И тем не менее эта легенда имеет большее историческое значение, чем подлинные исторические события. Ибо она носит пророческий характер, говорит о том, что только еще произойдет, а не о том, что было в прошлом. Что должно развиться на Востоке, может быть развито благодаря тому, что способности восточных народов будут приложены к принятию созданного культурой Запада, чтобы разрабатывать дальше, дать оплодотворить себя тем, что создал Запад. Это составит в будущем задачу восточных народов. Вкратце можно так охарактеризовать сущность русского народа. Если мы действительно рассматриваем народ, а не то ложное сообщество, которое теперь управляет русским народом, то нам должно стать ясно, что русская душа одарена широчайшим образом, что она, в сущности, одарена всем; но когда она начнет все более и более развертывать свою миссию в развитии мира и человечества, то обнаружится, что в среде человечества должно быть еще нечто такое, что можно назвать одаренностью без продуктивной силы. Одаренность будет все более и более возрастать. Для среднеевропейца характерно, что одаренность он соединяет с духовной силой, так что образуется "тот, кто всегда старается стремиться..." Он интимно живет со своим народным Духом; что он хочет понять — он тут же старается воспроизвести; это грандиозно выразилось в философии Фихте, где Я, дабы понять себя, хочет постоянно производить (лишь позднее поймут величие этой философии).
     Все это, так отличающее среднеевропейца, представляет собой полярную противоположность существующему в Восточной Европе. Русские души исключительно восприимчивы, они исключительно одарены для восприятия, и если в отношении их говорят о производстве, то заблуждаются. Они призваны к тому, чтобы развивать одаренность без производства. ... В будущем раздастся призыв с Востока к Западу: у нас прекрасная земля, но порядка в ней нет — ибо беспорядок будет только возрастать, — придите и наведите порядок! — Европа призвана к тому, чтобы духовное производство вносить на Восток. И происходящее теперь есть неразумное противоборство с тем, что в будущем все равно должно произойти. ... Было бы наибольшим несчастьем, если бы Восток Европы, если бы Россия одержала победу в этом процессе; это было бы большим несчастьем не для Средней Европы, но для самой России, наибольшим несчастьем, если его рассматривать внутренне. Так стоим мы перед трагическим моментом исторического развития человечества, когда Восток всеми силами стремится к тому, о чем в будущем станет сожалеть. Ибо ему грозит полный упадок, если он не позволит оплодотворить себя духовной жизнью того, что для него является Западом, непосредственно граничащим с ним Западом. Запад же в дальнейшем развитии своей культуры должен произвести то, что является живой духовной жизнью, а не просто идеализмом. ... Эта живая духовная жизнь станет как бы духовным Солнцем, которое будет двигаться с запада на восток, в направлении, противоположном физическому Солнцу. И обыкновенный русский человек будет все более понимать, сколь малого он может достичь через самого себя ... сколь большой грех совершает он, производя насилие над западноевропейской культурой. Примечательные проблески этого мы можем уже ощутить. Я имею в виду некое выступающее на Востоке и невозможное на Западе мировоззрение, которое не назовешь иначе, как мировоззрением босяков, некоего рода философией босяков... мировоззрение тех, которые абсолютно не верят, что человек может иметь еще нечто кроме того, что странствует от рождения до смерти". (Далее д-р Штайнер в лекции читает для иллюстрации отрывок из "На дне" Горького. Отрывок, в свою очередь, взят из книги Мережковского "Поход черни"). 159(6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Финны и руотси

1506.Когда душа проходит, скажем, через русское воплощение, то она, разумеется, получает нюансировку внешних оболочек, что после смерти рождает представление человека о себе. ... И тогда он воспринимает все, что выражено на рисунке (см. ниже).
     Заглядывая в духовный мир, человек вскоре обнаруживает, что распадается на троичность души ощущающей, души рассудочной и души сознательной. Человек оказывается в трех мирах, в трех областях в своей душе. Первая область такова, что в нее проникают (сновидческие) инспирации, которые наполняют душу, то, что составляет душу ощущающую. Во второй области душа как бы через собственные внутренние образования и формы строит все тело; эта область связана с душой рассудочной, или характера. Это внутренний строитель, архитектор, можно сказать, кузнец физ. тела. Третья область — посредник между внешним познанием и миром, связанными с чувствами или вообще с физическим миром; эта область связана с душой сознательной, можно также сказать — с физической властью. Эта троичность противостоит господству и действию того, что стремится к единству (см. рис.). ... Это душевное царство действует едино в том, что душа представляет собой в темпераменте, характере, что покоится в ее глубинах, но является единой душой. Так что я бы мог сказать: единая душа противостоит троичности.
     В нашем современном обычном состоянии эта единая душа не может выйти из довольно притупленной жизни, если нечто не осветит ее. И в наше время этот свет в той или иной форме исходит от Мистерии Голгофы".
     "Поскольку единая душа представляет собой нечто, подобное глухому, смутному высиживанию птенцов, что представляет особую ценность для нашего времени, то эта единая душа должна быть в особой форме осияна Мистерией Голгофы". Хотя действие Мистерии Голгофы универсально, человеческая душа может воспринять ее только определенным образом. Для этого существуют центры посвящений, которые правильно подготовляют внутреннее души к пронизанию ее особым образом Мистерией Голгофы. "Перед таким центром посвящений постоянно стоит Скитианос".
     "Таким образом, единая душа представляет собой душевную область, воспринявшую, с одной стороны, в свои природные задатки силу Мистерии Голгофы, а с другой — влияние Скитианоса". Единая душа не может просто соединиться с троичностью. Поэтому троичность у современного человека остается под порогом сознания, как бы заглушается; сознание должно быть там выключено. Но стоит душе опуститься в троичность, как она тут же начинает чувствовать именно ее, а не единство. ... И в троичность должно светить.


     нечто такое, что не дает душе ее ощущать, выключает эту троичность, как бы окутывает ее туманом". Но между этими двумя областями должна быть и взаимосвязь, некий душевный ствол (Sееlenstamm), который ведет к выключенной троичности, а исходит от единства и при этом освещается с двух сторон... для того, чтобы единая природа со смутным однообразным характером, темпераментом не только существовала, но озарялась бы тем, чем человек должен стать: сознанием человеческой души в ее связи с божественно-духовным бытием. ... В наше время не может существовать ни одной человеческой души, в которой не было бы всех этих вещей".
     Но должен был существовать народ, который бы слабо переживал в себе единую душу, но более сильно — тройственную душу в ее связи с космосом. Это был финский народ. И это отображено в "Калевале". "Подобно Человечески-Божественному или человечески-героическому ощущал этот народ или его древние ясновидцы инспирацию души ощущающей. И они называли ее Вайнемейнен. ... Этот народ, его древние ясновидцы ощущали также, что душа рассудочная, или характера, есть тот член души, который воспринимает импульсы для ковки, строительства ... его называли Ильмаринен. ...В Леминкяйнене ощущали древние ясновидцы... душу сознательную. Удивительная связь между Ильмариненом и тем, что здесь выковано ... из природных элементов выковывается сам человек. Это существо, скованное из всех природных атомов, стерто в порошок и сковано, оно представлено в грандиозной панораме в Калевале, в ковке Сампо. И как человеческое образование, происшедшее из трех членов души, должно погрузиться в пралайю и вновь выйти из нее, так и в Калевале это выражено таким образом, что Сампо теряется и вновь находится; оказывается как бы найденным вновь то, над чем простерто затмение сознания".
     Представителем единой души является славянский народ. "Этот народ получил влияние от Скитианоса, который действительно жил в определенное время в далеком прошлом среди скифов. Это не является необходимым, чтобы вокруг центра посвящения жил высокоразвитый народ... Мистерия Голгофы проникает в славянство в той особой форме, какой является греко-византийская культура. Центром этой культуры, если хотите, вы можете спокойно считать Константинополь".
     "Когда мы рассматриваем финский народ, то находим его особенно предрасположенным к выработке сознания троичности. И нигде это не выражено более значительно, чем в Калевале: отношение троичности к космосу. Но затем Север должен был быть затемнен, затуманен, должно было померкнуть сознание троичности". Это сделал душевный ствол, который шел с юга и нес в себе стремление к переживанию единой души. "На примитивной ступени он действовал погашающе на три члена души". Финский же народ был таким, который ощущал еще природно, иначе он бы не смог ощутить трех членов души. И то, что к нему устремилось как потоп, выключая трехчленнссть, "он ощущал как "р-р-р" ... и, выражаясь оккультным языком, это переживание можно еще облечь в буквы "ууо". И можно тогда сказать: это была боязнь того, что дышало в "ррууо" и закреплялось как всегда через "т". ... Как проникновение в человеческую душу древнего Иеговы выражалось через "с", через еврейское "schin", так и это переживание, проникая в душу, выражалось в звуке "с"... Далее все стягивалось в душе в "ц". ... Так возникало ощущение (этого потопа с юга) "rutsi", "ruotsi", а потому и народ на юге получил это имя руотси, рутси. Постепенно славяне приняли это имя. ... и стали называть себя рутси, из чего позднее возникло имя русские".
     "Живший на юг от финнов народ призвал к себе род варягов, нормано-германский по существу род, который должен был связаться со славянскими родами. В этом заложена определенная необходимость, обусловленная устройством человеческой души. Так возникло то, что позже с Востока Европы вступало в среду европейских народов как русский элемент. В русском элементе ... живет нормано-германский элемент, живет в том имени, от которого произошло само имя русские".
     "Величие финского народа покоится на том, что он подготовил в троичности единство, через выключение троичности подготовил восприятие того единства, которое есть уже не только человеческое единство, но божественное Единство, в котором живет Божественный Герой Мистерии Голгофы. ... Христос выступает в конце Калевалы. Но когда Он посылает Свой импульс в финскую жизнь, из страны уходит Вайнемейнен, в чем выражена та истина, что первоначальное величие, то значительное, что через финский элемент вошло в Европу, является подготовительной стадией для Христианства, и Христианство как весть, как посланничество воспринимается извне". Тот душевный ствол, что пронизал славянский народ, он шел как снизу вверх, так и сверху вниз. "Он существовал на том хорошо объезженном пути ("из варяг в греки"), что вел от Черного моря к Финскому заливу и на котором осуществлялся обмен между греко-византийским элементом и тем, что как природный элемент было у рутси". 158(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru