Главная
Предметный указатель
РОССИЯ — славянофилы и западники |
Учения тайных обществ
1192. Действие "Завета Петра Великого" (это был подлог) таково, что, с одной стороны, господствующее в славянофильстве отвращение к "западничеству" Петра I сталкивается с мечтами панславистов о господстве России на Балканах и т. д. "Я бы сказал, исторически гениальным образом две вещи сведены воедино этим заветом Петра I: симпатия с антипатией... взаимодействуют прекрасным образом, так взаимодействуют, что оказываются исключительно эффективными". Так встречаем мы некое течение, идущее на восток. Но "в таких случаях возбуждают не просто одно течение, но одному течению дают скреститься с другим, а затем каким-либо образом всесторонне влияют на оба течения. Немногого достигают, давая прямо течь одному течению; но слегка это течение подсвечивают сбоку, чтобы многое запутать, замести многие следы, чтобы многое потерялось в зарослях. Это очень важно.
По этой причине случается, что определенные оккультные течения, ставящие те или иные задачи, иногда ставят совершенно противоположные задачи. Противоположные задачи действуют так, что спутывают все следы. Я мог бы указать на одно место в Европе, где в определенное время особенно значительно действовали т. наз. масоны, т. наз. оккультные общества приобрели огромное влияние, т. е. некоторые люди действовали под суггестивным влиянием определенных масонских обществ, у которых был оккультный задний план. При этом дело заключалось и в том, чтобы следы в этом месте стушевать. Поэтому в то место было введено некоторое иезуитское влияние, так что масонское и иезуитское влияния встретились, ибо, вообще говоря, есть высокие ступени, где одинаково хорошо обретаются как масоны, так и иезуиты. Есть империи, служащие одинаково хорошо и иезуитизму, и масонству,
так что и те и другие, действуя совместно, успешно достигают целей, к которым стремятся. Не следует думать, будто не существует людей в мире, которые одновременно не были бы и иезуитами, и масонами. В дальнейшем я покажу, как такое течение после подготовки, длящейся годами, затем в определенный момент может быть использовано. Тогда имеют такое течение, в котором видимы как бы два рядом идущих течения. ... Когда такие течения установлены и начинают представлять собой нечто, тогда их можно использовать. Но мы хотим подготовиться еще одним образом. Я мог бы указать вам на другое течение, которое на Западе проходит рядом с тем, которое в некотором роде до сих пор являет из себя наиболее зрелое политическое мышление 5-го послеатлантического периода. Это другое течение более держится в оккультном,
но лишь изредка в различной внешней деятельности обнаруживает свои оккультные подосновы. Здесь я должен опять указать на определенные оккультные общества Запада, которые прежде всего характерны тем, что они прекрасно знают отношения, которые я теперь описал, и своих учеников обучают тому, в чем заключается смысл 5-го и 6-го послеатлантического периодов развития, какие силы действуют при этом, как действует элемент разума, как — народный элемент; ученикам также указывается, как эти вещи могут быть использованы. В подобных оккультных направлениях, которые, как сказано, изживают себя в братствах, имеется одно основополагающее учение, в котором говорится, что чем римский народ был в 4-й послеатлантической эпохе, тем для 5-ой эпохи являются англоязычные народы. ... При этом в первую очередь обращается внимание на латинский элемент.
Различные романские культуры и народности — я говорю не от себя, но пересказываю учение, которое там существует — предопределены к тому, чтобы все более и более погружаться в материализм науки, материализм жизни, материализм религии. И о них нечего заботиться, ибо путем декаданса они сами распадаются. Поэтому — говорится там — главное внимание должно быть направлено на то, что латинская раса должна пониматься как разлагающаяся, как отмирающий элемент, и что стоит задача обдуманно подготовить и осуществить все для гибели латинской расы. Это воззрение идет так далеко, что в нем говорится: во всех политических импульсах, а также и в оккультных, и религиозных импульсах должны быть восприняты те силы, которые латинский элемент сводят на наклонную плоскость. При этом внешне, разумеется, можно проявлять себя как угодно,
но всячески поддерживать все, служащее тому, чтобы освободить мир от этого латинского элемента. Далее говорится, что задачей 5-ой культурной эпохи является следующее: до ее окончания все должно быть пронизано культурой, исходящей от англоязычных народов, как 4-я эпоха была пронизана в ее конце романской культурой. — Я говорю только о том, что было и остается учением тех оккультных братств. ... При этом постоянно также учат, что как германо-британский элемент — так там говорится — противостоит Риму, так славянский элемент противостоит английскому элементу, ибо таков ход мира. Имеет место лишь поворот на 90°. В то время как романский элемент импульсируется с севера, импульс с востока идет на запад". 173(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
1279. "Почему, говоря прежде всего внешне, Франц Фердинанд имел определенное значение? Потому что он своим существом, всеми своими склонностями — внешнее вы должны воспринять как символ того, что жило внутренне — внешне выражал определенное течение. В его существе жило нечто такое, что сразу же, как только оно смогло освободиться, с исключительным пониманием пошло навстречу индивидуальному развитию славянофильства. Его можно назвать интенсивным другом славянства. И он понимал, я бы сказал, в нем жило то, что не до конца осознавалось им самим, понимание того, что за формы совместной жизни должно принять славянство, если будет развиваться индивидуально". "Но это было уничтожено тем, что русицизм хочет сделать со славянством. Ибо русицизм хочет своими пределами охватить славянство и использовать его как свой инструмент. ... Понимание того, что здесь плетется, можно достигнуть, лишь глубже рассматривая славянство, и необходимо вырабатывать здоровое стремление, противополагая его тем, кто хочет славянство уничтожить с помощью русицизма". 173(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
1414. "Для Запада естественно — и это происходит там основательно — обладать всем тем, что имеет связь с хозяйством. Для Средней Европы одни хозяйственные стремления потому безуспешны, что там каждое хозяйственное стремление принимает государственно-политический характер. На востоке Европы большая внешняя неудача возникает потому, что благодаря традициям Петра Великого все, что там возникает из духовно-религиозных импульсов: панславизм, славянофильство, — принимает политический, государственный характер. За этим государственным характером, произведшим все то ужасное, что развилось на европейском Востоке, за всем этим государственным характером, напечатлевшим всем восточным стремлениям печать Петра Великого, за всем этим стоит, по сути говоря, продолжающаяся духовная византийская религиозность и т. п. Даже малейшие события исторической жизни лишь тогда становятся понятными, если их рассмотреть в этом свете". 200(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
1437. Славянофил Хомяков. "Он еще схватывал дело с духовным знанием". С ним в чем-то единодушен был Орест Миллер* . Вл. Соловьев указывает на некое облачное духовное образование, стоящее в высях над отдельным человеком в духовном отдалении и воздействующее на душу народа. Оно осуществляет через русский народ некую миссию. У него не идет речь о том, что Душа народа должна стать силой в отдельной душе, как это имеет место у немцев. Борис Чичерин (1828-1904), гегельянец, напротив, утверждал, что "в действительности лишь только то, что человек может постичь в своей душе, может быть передано русской сути". Его главная работа "Наука и религия". 64 с.309-311
________________________________
* Орест Федорович Миллер (1834-1889), профессор древнерусской литературы в Петербурге. Принадлежал к умеренным славянофилам.
Перейти к данному разделу энциклопедии
1480."Мы видим, как был воспринят Шеллинг в русскую духовную жизнь, как было воспринято его колоссальное воззрение на природу, а в особенности на историю — русские в воззрении на природу особого смысла не видят. Но существенное не было понято на Востоке Европы, духовная жизнь Средней и вообще Западной Европы была там отклонена: жизнь душой в развитии природы и духа. Фихте, Шеллинг и Гегель оплодотворили славянофилов 30-х годов, но поняты были ими поверхностно. Они даже не подозревали, что "Фихте, Шеллинг и Гегель были инструментами воли, души мышления. ... и так могло случиться, что живущий в отношении смысла познания еще в средневековых чувствах русизм именно Фихте, Шеллинга и Гегеля воспринял так, что в ходе 19 в. выработал себе почти великое в своем безумии воззрение, представляющее собой поистине род переложения в область литературы и познания — фальшивого, нет ли — политического завета Петра Великого". Как общее убеждение русского мировоззрения выступает: западная культура стара, она отмирает и русская сущность должна ее заменить, в этом ее миссия. 65 с.441-3 Перейти к данному разделу энциклопедии
1482.Хомяков, Иван Киреевский — в них велико и значительно именно то, что живет в них как внутренняя, сокровеннейшая жизнь, но оно порождает в них туманную мечтательность чувств. 65, с. 433 Перейти к данному разделу энциклопедии
1454.Владимир Соловьев. "Хотя можно заметить, что в каждой строке он пишет как русский, тем не менее он стоит над народностью". В молодости он примыкал к панславистам. Но затем он спросил себя: действительно ли то, что говорят панслависты и славянофилы проистекает из русской сущности? И он обнаружил... что большая часть их мыслеформ, утверждений, намерений перенята ими от дружественного иезуитам французского философа де-Местра, что он является учителем славянофилов в области мировоззрения. Соловьев доказал, что панславизм возрос не на собственной почве, а произошел от де-Местра* . И он доказал более того. Он отыскал одну давно забытую немецкую книгу XIX в., которую в Германии никто не знал. Целые куски оттуда панслависты переписывали в свою литературу. Так что же это за удивительное явление? Полагают, что с Востока идет нечто, могущее возникнуть на Востоке (панслависты утверждали, что свежие силы Востока должны обновить культуру Запада), а в действительности это оказывается чисто западным импортом". 159(8)
______________________________
*Иосиф Мария Конте де-Местр (1753-1822). В своей государственной философии выступал за абсолютизм и феодальный строй общества. В католицизме и примате папы видел основу государственной и социальной жизни.
Перейти к данному разделу энциклопедии
1455.Вл. Соловьев "исследовал сочинения Данилевского и его последователей, Каткова и Аксакова. И он нашел, что эти люди бросаются "зажигательными средствами" в Запад, а мыслеформы у них и вся логика заимствованы у французского воспитанника иезуитов Иосифа де-Местра". Он смог доказать, что мысли славянофилов несут тот отпечаток западноевропейского духа, который напечатлен папством. Далее он открыл, что немало славянофилы позаимствовали из книги Бержерета "Принципы политики". Наконец, он обнаружил книгу Генриха Рюккерта (1823-1875) "Учебник мировой истории в органическом развитии" (1857), из которой “русские патриоты" немало повыписывали. И Соловьев говорит: "Наши патриоты клянут разные воззрения, поскольку они масонские. В таком случае их собственное воззрение на Россию и патриотизм заслуживает двойного осуждения: с нашей и с их точки зрения, ибо они разрослись на чужой, не русской, рабской чужеземной почве". Не так уж много друзей осталось у Вл. Соловьева после этих его разоблачений. 64 с. 317-318 Перейти к данному разделу энциклопедии
1456."... вся спиритическая вера Аксакова ... " 30 с.525 Перейти к данному разделу энциклопедии
662. В "Братьях Карамазовых" Достоевского у Дмитрия преобладает Я, у Алеши — астр.тело, у Ивана — эф.тело, у Смердякова — физ.тело. Дмитрий описан Достоевским так, что над ним как бы тяготеет наследственность; и еще он хочет описать в нем русского, ибо он постоянно хочет описать истинно русское. Дмитрий не знает культуры Запада и действует целиком из русского инстинкта. Иван же, напротив, — западник, он был в Париже, наполнен идеями западного материалистического мировоззрения, но оно у него пронизано русскими раздумьями. В его дискуссиях присутствует туман инстинктов со всяческими мыслями современной духовной культуры. В Алеше инстинкты соединяются с мистикой. Они в нем также имеют наклонность к преступному, как и у Дмитрия, т.е. идут из нижнего, но направляются в иную сторону — к вере в божественную любовь. "Само собой разумеется, абсолютно нечего возразить против использования таких образов в искусстве. Ибо все существующее в действительности может стать предметом искусства. Но дело заключается не в "что", а в том, "как" должно оно быть пронизано сутью и тканием духовного. Благодаря особым отношениям, которые я не раз излагал особенно в связи с русской культурой, именно в Достоевском выразилось то, что должно иметь место в развитии человечества, когда в русской жизни будет господствовать спиритуальность единственно лишь через дальнейшее развитие природных отношений, какими я их недавно противопоставлял спиритуальным отношениям. Достоевский изначально был воплощенным ненавистником немцев. Он сделал это инстинктивной своей задачей: не дать повлиять на свою душу западноевропейской культуре, он хотел остаться лишь с постижением мировых обликов в упоении, в опьянении, когда они подступали к нему, и тщательно избегал видеть что-либо спиритуальное в физическом волнении, которое перекатывалось через его душу. И вместо того, чтобы из глубин душевного постигать образы, он извлекал их из подоснов чисто физической природы, которая у него сама была нездоровой. И это затем действовало в людях, которые забывали о возможности взойти в духовное. Это действовало в людях, природа которых была к тому же способна, я бы сказал, болезненное кипение и варение, действующее во внутренностях человека, преобразовывать в искусство с исключением всего духовного. И без этого повествование было бы лишь описанием, безвкусным и деревянным. Поскольку же это действует из подсознательного, болезненного, истерического, то оно становится интересным, и во многих отношениях даже очень интересным, именно благодаря той парадоксальности, которая выступает в том случае, когда без единой искры спиритуальной жизни, я бы сказал, душой, которой ведь Достоевский обладает в высшей степени, излагается просто физическое бытие мира". Рассказ об инквизиторе — это грандиозная идея, выраженная еще более грандиозно. "Но он стоит в произведении, представляющем собой истерическое воспроизведение действительности, и потому с ним вместе не выступают те большие импульсы, что проходят через мировое свершение. У Достоевского не выступает наглядно спиритуальное, а только внешность Христа, которая вновь воплощается здесь и, так сказать, в пух и прах разбивается великим инквизитором". 167 (1)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|