Главная
Предметный указатель
РОССИЯ — и социалистический эксперимент |
1162. Благодаря катастрофам "...в духовный мир вступает нечто такое, чего в ином случае в нем не было бы: эф. тела, которые еще могли бы пребывать на Земле, астр. тела, я-организации, которые еще могли бы быть на Земле. Вместо того, чтобы оставаться на Земле, они вносятся в духовный мир. Предназначенное для Земли вносится в духовный мир. Так мы видим, как от каждой такой элементарной катастрофы в духовный мир втекает земной элемент. Люди, которые подобным образом в своей карме уводятся в сторону ариманическими силами, в таком вот состоянии приходят в духовный мир". "И то, что здесь остается как неизрасходованные причины, — это теперь могут взять боги и поднести человеку, укрепить его этим в отношении его внутреннего для ближайшей земней жизни. Так что сила того, что здесь господствовало как причины, идущие из предыдущей жизни, с тем большей силой выступит в следующей инкарнации. Если бы не случилось катастрофы, в которой человек погиб, то, вероятно, данные способности позволили бы ему менее значительно выступить в мире или приложить свои способности в другой области, чем та, куда он их приложит в следующей инкарнации. Для выравнивания кармы человек тогда выступит по-другому. Он выступит с особым своеобразием, поскольку его астр. тело сгустится оттого, что в него будут вчленены неиспользованные причины". "Природная катастрофа обостряет в человеке, погибшем в ней, воспоминания обо всем том, что содержится в его карме как причины. Ибо, проходя сквозь врата смерти, человек вспоминает обо всем, что содержится в его карме. ... Железнодорожная катастрофа и вообще цивилизационная катастрофа, напротив, вызывает забвение кармы. Но благодаря этому, возникает сильная восприимчивость к впечатлениям, которые человек получает после смерти из духовного мира. ... При цивилизационной катастрофе у человека сгущаются и крепнут волевые качества. Так действует карма. ... Посмотрим, что развивается через группу людей, настроенных фанатически, эмоционально, когда действует только то, что приходит из человека, когда человек живет целиком в ирреальном и при этом действует разрушительно. Посмотрим на такие фантастические, искаженные цивилизационные образования, которые являет Западу сегодняшний европейский Восток, и посмотрим, что происходит, когда люди, находящиеся в таких взаимосвязях, проходят сквозь врата смерти. В этом случае, как и в других, в духовный мир нечто вносится. Но вносится люциферическое. Вносится то, что в духовном мире действует затемняюще и опустошающе. Ибо при природных и цивилизационных катастрофах из земного мира в духовный вносится ясность, свет. Из цивилизационных заблуждений в духовный мир вносится тьма. Люди через врата смерти вступают в духовный мир в тяжелом, темном облаке, и в нем они проделывают свой путь. Ибо свет, который Люцифер насаждает в эмоции людей на Земле, действует в духовном мире как густая тьма, когда человек сквозь врата смерти вступает в духовный мир. И в духовный мир вступают силы, происходящие из внутреннего человека. Страсти, которые должны действовать только в человеке, вносятся в духовный мир, излучаются в духовный мир. Такие силы, в то же время, через силу Аримана преобразуются в духовном мире так, что позволяют употребить содержащееся в Земле лунное развитие. Люцифер и Ариман здесь поистине подают один другому руки. Что через одни лишь эмоциональные, культурные импульсы вносится в духовный мир, но только возникая из спутанного земного сознания, — это преобразуется в извержения вулканов, в землетрясения, вырывающиеся из внутреннего Земли наружу. ... Мы учимся так ставить вопрос, что причины ищем в люциферическом влиянии в какой-либо земной области, где старая культура разрушается человеческими эмоциями, где дикие инстинкты хотят творить фантастическое новое, но могут действовать только разрушая. И мы должны спросить себя: где однажды на Земле, пылая огнем и сотрясая Землю, разразится то, что теперь пылает в диких страстях человека? Наука посвящения должна и может, если она смотрит на ряд элементарных событий, поставить свой вопрос: когда подготовлено это элементарное событие? ... но боги связаны с развитием человечества. Их задачу составляет, как я говорил, постоянное преобразование возникающего подобным образом в благоприятное, способствующее человеческой судьбе. ... Но обратим наш взор от судьбы людей к судьбе богов. Ибо, когда мы исследуем военный ужас, военную вину, военное чудовище в связи с природными и элементарными катастрофами, в которых погибают люди, то мы видим изживание борьбы добрых Богов со злыми богами. Мы смотрим выше человеческой жизни в Божественную жизнь и видим Божественную жизнь на заднем плане человеческой жизни. ... Необыкновенное, но оживляющее, проясняющее мир воззрение: для чего существует в мире вся сумма несчастья? — Чтобы боги могли делать из него счастье! Ибо просто счастье не вводит в мировое бытие. Счастье, вырастающее из несчастья при прохождении человека через чувственный мир, — лишь оно вводит в глубины мира".236(20) Перейти к данному разделу энциклопедии
397а. "За восемь веков до нашего летоисчисления стало необходимым, чтобы с одной определенной стороны подготовить Мистерию Голгофы, ввести в развитие препятствующие силы; ими были сонмы одного вождя, называемого в оккультизме Маммон... они затмили у людей сознание об их связи с Божественным". Орифиэль "... один из тех вождей, кому служат сонмы Маммона и который ставит на пути развития преграды и препятствия". 266-1, с. 480-482 Три Мистерии нашего времени: Мистерия Михаэля, Мистерия Христа и мистерия Зората. 346, с.125 "... солнечный демон Зорат — один из сильнейших демонов нашей (солнечной) системы. По сути, это солнечная демония, действующая в материализме людей". В 1998 году число 666 повторится в третий раз. "В конце столетия мы подойдем к моменту, когда Зорат с особой силой вновь поднимет голову из вод эволюции, когда он станет противником того понимания Христа, которое подготовляется в первой половине столетия благодаря тому, что Христос становится видим в эфирном Облике". В первый раз, в 666 году, Зорат еще таился в ходе эволюции; его внешний облик был не видим; он жил в делах арабизма. Во второй раз он показал себя в мыслях и чувствах пытаемых тамплиеров. "А перед концом этого века он явит себя, когда вступит во множество людей как существо, которым они будут одержимы. Тогда увидят людей, о которых не следует думать, что они действительно являются людьми. ... Внешне это будут энергичные, сильные натуры с яростным характером, с жаждой разрушения в своих эмоциях. Их лица даже внешне будут выглядеть звероподобно. Людей Зората можно будет распознать даже внешне. Ужасающим образом они будут не только издеваться над всем духовным, но стремиться разнести все в пух и прах. Это можно уже пережить, например, в том, что в зародыше концентрируется в сфере господства большевизма и стремится вчлениться во все развитие человечества". Это верно, что лишь 40 человек хотели мировой войны. Другие в момент начала войны имели помраченное сознание. "А это всегда является входными вратами для ариманических демонических сил, и величайший из этих демонов есть Зорат". "Со стороны Зората предпринимаются попытки сначала, по крайней мере временно, проникнуть в человеческое сознание и вызвать в нем бедствие, несчастье, беспорядок. К чему стремятся проникающие в душу человека духи Зората — это не мировая война, а то, что последовало за ней, нечто более ужасное, что будет становиться все ужаснее, как, например, происходящее в современной России". 343, с.119-124 Азуры "... действуют главным образом в сексуальной жизни, т.е. в физическом теле. Многие сексуальные заблуждения современности инспирируются этим сильным течением. ... Продуктивная сила является наисвятейшим из всего, чем мы обладаем, поскольку является непосредственно божественной. Чем более божественным является то, что мы втаптываем в грязь, тем больше грех". Маммон(а) — Сатана (Ариман) и азуры. Современная коренная раса погибает благодаря злу. Оно разовьется до чего-то ужасного, выступит как Антихрист. 266-1, с. 169-170 Перейти к данному разделу энциклопедии
Импорт революции
884. Во второй половине XIX в. постоянно высказывалась формула: "в России, для того, чтобы русский народ мог развиваться, должно исчезнуть русское государство, и должен быть осуществлен социалистический эксперимент, который нельзя осуществить в западных странах. ... Это было, конечно, обоснованным уделом Средней и Восточной Европы — заткнуть уши и закрыть глаза перед оккультными фактами, не вслушиваться в них, а заниматься абстрактной мистикой, абстрактным интеллектуализмом, абстрактной диалектикой. Но теперь начинается время, когда дальше это так идти больше не может. Подобные рассмотрения не должны рождать пессимизма ... но силу, мужество, смысл, понимание". 186(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
887. Так что за эксперимент ставится на востоке Европы под руководством Запада? Руководство Запада проступает в нeм ясно и не только потому, что Ленин и Троцкий — духовные ученики Запада, но и непосредственно: под надзором Парвуса в запломбированном вагоне они были импортированы в Россию. "Что хотят сделать с восточно-европейской культурой? Там пытаются всe, что является человеческим, что как человеческое воплощено в человеческую телесность, исключить и Люцифера с Ариманом сплести в одной культуре. И стань это сегодня действительностью на Востоке, то из артельной работы Люцифера и Аримана выступило бы творение, в котором было бы исключено всe полезное индивидуальному человеку, и это творение в люциферически-ариманической культуре было бы как элемент вплетено в машину, во весь ход такой машины... которая безжизненна... вплетeнное в неe, было бы человеческой природы, внутренне живым, проодушевлeнным, проодухотворeнным. Но поскольку оно не может существовать в просто люциферически-ариманической организации, то ему пришлось бы при этом погибнуть". 195(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
909. "Социальная система, заявляющая о себе на востоке Европы, представляет собой не что иное, как пробу организовать жизнь полностью несоциально и антисоциально". 206(6.VIII) Перейти к данному разделу энциклопедии
910. "Социалистический эксперимент в России уже начался. Сегодня он уже потерпел неудачу, как вы знаете, его можно рассматривать как потерпевший крушение. Его защитники, как это вообще свойственно людям, более папствуют, чем сам папа, более ленинисты, чем сам Ленин, ибо сам Ленин сегодня уже знает совсем хорошо, что далее ему не пойти с тем, что он натворил. Почему он не может идти далее? — Потому что он упустил свободно поставить духовную жизнь на еe собственной основе". 192(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
917. "На востоке Европы мы слышим старый марксистский призыв, что должен быть создан социальный строй среди людей, в котором каждый мог бы жить согласно своим способностям и потребностям; должен быть развит социальный строй, в котором могли бы проявиться индивидуальные способности каждого отдельного человека, в котором получили бы удовлетворение правомерные потребности отдельных людей. Пока это говорится абстрактно, против абстракций нечего возразить. Но, с другой стороны, опять-таки, мы слышим, как такая личность как Ленин говорит: с современными людьми такой строй не основать, а только переходный социальный строй. Можно лишь основать нечто такое, что само собой разумеющимся образом должно включать в себя несправедливость в широком смысле. И в смехотворном виде это содержится во всeм, что основывает Ленин и его приверженцы, ибо он и его приверженцы думают, что при прохождении через переходную стадию будет создана новая человеческая раса, которой пока ещe нет. ... Итак, необходимо получить несуществующую человеческую расу, чтобы осуществить идеи, которые в абстрактном смысле — да, справедливы". 195(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
918. "Интеллект хотят некоторым образом воплотить в хозяйственную жизнь (в России). Этот эксперимент не получится ни в коем случае. Но предположим, что какое-то время он получался бы, тогда хозяйственная жизнь выросла бы над головой, тогда хозяйственная жизнь повсюду произвела бы из себя разрушительные демонические силы. ... Как в прошлом, глядя на природу и природные явления, человек видел в них демоническое, так новый человек должен научиться видеть демоническое во всeм том, что он производит в хозяйственной жизни. Первоначально эти демоны, ещe не введeнные людьми в машины, угрожали человеку изнутри и заявляли о себе разрушительно в социальных революциях. Эти разрушительные социальные революции есть результат хозяйственной жизни. Элементарную духовность необходимо искать в хозяйственной жизни, как ранее еe искали в природе.
Одна интеллектуальная жизнь есть лишь промежуточное состояние, не имеющее никакого значения ни для природы, ни для того, что производит человек, а только для самого человека. Люди вырабатывают интеллект, чтобы стать свободными. Люди должны выработать именно такие способности, которые не имеют ничего общего ни с природой, ни с машиной, а только с самим человеком. Если человек вырабатывает способности, находящиеся в определeнном отношении к природе, то он не свободен. Не свободен он и в хозяйственной жизни, т.к. машины одолевают его, если он вырабатывает способности, с которыми нечего делать ни в познании, ни в практической жизни, — способности как чистую интеллектуальность. Если он может воспитать свободу в ходе культурного развития, и именно благодаря способностям, не стоящим ни в каком отношении к миру, каким является интеллект, то свобода может прийти.
Но к интеллекту, чтобы человек не оторвался от природы, чтобы он мог преобразовывать природу, должно присоединиться то, чего хочет найти духовнонаучное исследование". 200(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
Большевизм в России и Европа
935. "Для многих бесконечно трудно понять, что в отношении духа сначала должен существовать закон, а затем этот закон указывает на факты. Факты как бы пробуждают закон. Старые духоиспытатели всегда говорили об этом так — я выражусь при этом школьно: — внешнее рассмотрение природы происходит индуктивно, от факта к понятию, духовная наука должна идти путeм дедукции: от понятия к факту". Возьмeм в этой связи пример. Человек ныне развивается естественным путeм до 27 лет. Если он не играет особой роли в социальной жизни, то с 27 лет он носит в себе нечто мeртвое. Если же он эту роль играет, то он вносит в неe мeртвое; он не является вполне представителем нашего времени. И если даже его избрать в парламент, то он будет нести импульсы только из своих 27 лет. Он тогда не продуктивен для будущего, он станет грубо парализовывать семена для будущего. Таков Ллойд Джордж (в лекции даeтся его биография как представителя своего времени, действующего из знания жизни и в соответствии с ней, но не общечеловечески, а национально-эгоистически). Он спасовал, когда пришло нечто, исходящее из другого возраста, не из 27 лет. "Также и Грей, и Асквит, они были в действительности марионетками, и сами до начала августа 1914 г. верили, что войны для Англии не будет, что они хотят сделать всe, дабы предотвратить войну, но внезапно были схвачены, приколоты оккультными силами. По отношению к тем силам, исходящим совершенно от других индивидуальностей, чем те, чьи имена известны, по отношению к тем силам, действующим из совершенно иного возраста, поскольку они действуют из старых традиций и старые традиции берутся на службу английскому эгоизму, оставшийся 27-летним Ллойд Джордж оказывается лишь марионеткой. За импульсами, идущими из Англии и лежащими в основе этой войны, имеется точное знание европейских народных и государственных импульсов. Так что знавшие, что происходит в Англии, знали также, что всe, ныне господствующее как лозунги, уже господствовало как идея, которая должна была осуществиться в 80-90-х годах. ... Говорили: русское царство, что касается его господства, должно рухнуть, чтобы русский народ мог жить. В конце 80-х годов эта формула существовала здесь для того, что осуществилось в марте 1917 г. как русская революция; и здесь были также нити, с помощью которых это велось и руководилось. Но знал об этом лишь тот малый круг, который через свои тайные отправления был старше, чем Л.Джордж. ... Тот оставался лишь при своих способностях. Он был способным министром вооружения. Человек, из внутренней убеждeнности выступавший против вооружения, вооружил Англию не хуже других стран. ... Мало существует примеров, где убеждения настолько превращались бы в свою противоположность, насколько это случилось у Л.Джорджа с помощью стоявших за ним сил. ... Ибо его убеждения коренятся в 27-летии". Подождем, как он кончит. 176(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
1146. "Англо-американский мир имеет своих посвященных людей, прошедших через инициацию, знающих, как ценить духовные силы". "В ложах посвященных эти люди говорят: мы на Западе подготовляем все для того, чтобы в будущем со всеми средствами, какие можно извлечь из духовного мира — извлечь неправедным путем, — мы могли бы возвеличить национальную честь таких людей, которые как отдельные люди, смогут господствовать (над странами, где будет проводиться социалистический эксперимент) на плутократической основе. Это было подготовлено на Западе. В это внедрились ариманические духи и в нашем мире искали тех индивидуальностей, которые могли ждать, которые не годы — десятилетия готовились к своим действиям, действиям, ставшим большой политикой. В этом англоязычном мире господствует не военная дисциплина, какой она известна в Средней Азии, а спиритуальная дисциплина, и в высокой мере. Она настолько сильна, что таких людей, как Асквин (1852-1928; в 1908-1916 гг. английский премьер-министр) и Грей (1862-1933; в 1905-1916 гг. английский министр иностранных дел), которые, по сути, являются невинными зайцами, смогла сделать своими куклами, марионетками. ... о Грее его коллега сказал: он производит впечатление постоянно сосредоточенного человека, т. к. не произвел ни одной собственной мысли. Но таких людей и разыскивают, когда хотят иметь марионеток для мирового театра". 192(10) Перейти к данному разделу энциклопедии
Запад — Восток — Средняя Европа
1151. "Если хотят основать коммерчески-индустриальное мировое господство, то для этого основная область должна быть прежде поделена надвое. Такова природа коммерчески-индустриального ... коммерция не может существовать без противостоящей области. Поэтому когда на одной стороне основывается британская коммерция, то из русских будет сделан принадлежащий к этой коммерции противоположный полюс. Чтобы имелась соответствующая дифференциация между куплей и продажей, чтобы происходила циркуляция, необходимо иметь две области. Нельзя весь мир сделать одним единым царством; нельзя основать мировое коммерческое царство. ... Это большая, гигантская мысль тех оккультных братств, о которых я говорил. Это мировая гигантская мысль — создать противоположность, по сравнению с которой все остальное оказывается малостью, противоположность между британской коммерческой империей и тем, что получается из русских с действующим в них через спиритуальные задатки подготовлением к 6-ой послеатлантической эпохе. ... Ибо, выражаясь тривиально, трудно представить себе лучший противоположный полюс для того, что на Западе вырабатывается как цвет коммерческого индустриального мышления, чем русских славян, которые в будущем, совершенно очевидно, еще менее, чем теперь, будут склонны заниматься профессионально коммерцией и которые именно благодаря этому и образуют совершенно исключительный противоположный полюс. Подобная империя, разумеется, сама должна высказать свои собственные условия. И это была глубокая мысль Спенсера и его предшественников, которую постоянно подчеркивали: индустриально-коммерческое общество не желает иметь дела с войной, ему нужен мир, и оно любит мир. — Это несомненно так. Существует, так сказать, глубокая любовь между коммерц-индустриальным стремлением и миролюбивым элементом в мире. Только временами это миролюбие принимает удивительные формы. В теперешней ноте Вильсона содержится нечто примечательное. ... Это нечто "гигантское", гигантское благодаря абсолютно фривольной игре с истиной. ... две вещи здесь стоят на одной бумаге: мы разобьем срединное государство, но мы ничего ему не сделаем. ... Последуем мысленно туда, куда нас ведут. Мы имеем дело с разделением мира, и его нужно разделить так, что можно было бы сказать: мы хотим мира и стоим только за мир. — Все дело в рецепте. О нем много пишут, суть же его в том, что он напоминает заявление такого рода: я не хочу тебе сделать ничего плохого, и волос с твоей головы не упадет, я только запру тебя в глубокий подвал и не дам есть! ... Ну кто скажет, что я тронул хоть волос на тебе? — По такому рецепту формируются многие вещи, в том числе и миролюбие... Но если у вас возникает недовольство коммерческим господством в мире, то это неприемлемо для других. Так миролюбие коммерции, совершенно очевидно, в будущем будет разрушено. — Это, разумеется, понимают те, кто делят мир надвое, и потому становится необходим между этими частями вал. Этот вал должен быть создан в виде большой южно-европейской конфедерации, в которую войдет Венгрия и многое другое, о чем я уже говорил; это именно должно обеспечить мир. ... Это гигантская мысль: только южные порты, выходящие в Средиземное море, оставить свободными для Франции, а остальные ввести в сферу своего влияния. Это означает, по сути говоря, что французская колониальная держава и сама Франция есть иллюзия, она существует под другим протекторатом, сама входит в сферу влияния". "Создать мир материальной, индустриальной, коммерческой культуры — это ведь не является плохим, такова необходимость, вообще говоря. Но должен быть создан и противоположный полюс. ... Должны сталкиваться противоположности, и в их столкновении развивается реальность. ... Противоположный полюс можно найти в Средней Европе. Ибо подумайте, какую оппозицию Средняя Европа создала культово-теократическому испано-итальянскому югу, оппозицию, достигшую своей вершины в лице Лютера, а свою наибольшую глубину — в среднеевропейской мистике. В этом соединилось не просто немецкое или германское, но там действовало и славянское вместе со среднеевропейским. ... Эта внутренняя углубленность действовала как в чехе Яне Гусе, так и в германизированном англичанине Виклифе, и в Цвингли, и в Лютере. ...Средняя Европа с западными славянами является в некотором роде оппонентом периферии славянства. Восток соединен со Средней Европой, хотя политически между ними могут возникать многочисленные разногласия. ... Гус, поляк Коперник — можно было бы назвать и много других имен — образуют связь на физическом плане. ... выявляет это и рассмотрение оккультных связей. Рассмотрим лишь один случай: душа Галилея вновь жила в Ломоносове, основателе, во многих отношениях, славянской культуры на Востоке. В середине здесь лежит духовный мир. И можно сказать: среднеевропейские славяне на физическом плане связаны с Западом. А то, что лежит за ними, связано с людьми Запада через высший план". 174(20) Перейти к данному разделу энциклопедии
1153. "... дело ведут к тому, чтобы науку на земле сделать в возможно большей степени атеистической. И в этом отношении особенно плодотворна деятельность именно культуры англоязычных стран в новейшее время. Англоязычным народам не на что жаловаться. Они достигли неимоверно многого, ибо все научное направление, безрелигиозную, атеистическую науку они распространили по всей Земле. Она стала госпожой всей земли. А гетеанизм, совершенно сознательная ее противоположность, не может найти места даже в самой стране Гете. ... Внешнему миру должна быть дана атеистическая наука; для внутреннего же круга, который должен направлять ход мировых событий, наука является одновременно и религией, а религия есть в то же время и наука.
Легче всего будет держать в руках Восток, если сохранить ему безнаучную религию. Легче всего держать в руках Среднюю Европу, если привить ей безрелигиозную науку, поскольку религия к ней не прививается". 186(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
Подготовка мировой войны и раздела Европы
1180. "Действительно, не ради агитационного или политического действия в какой угодно, даже малой, степени, а только для передачи вам фактов познания говорю я обо всем этом (о социальных вопросах). Ибо это существует в мире. И, поистине, я совершенно далек от того, чтобы желать посеять какой-либо страх или на кого-то так воздействовать, чтобы он боялся того или иного направления. Речь идет только о познании". "Я хотел бы нарисовать вам здесь нечто, относящееся к той будущей карте Европы, которая существует в определенных оккультных обществах (рисуется карта). ... Первое, что твердо принималось во внимание, была южно-европейская, Балканская конфедерация; она должна стать некоего рода передовым лагерем, родом вала против русицизма. Ибо, само собой разумеется, русицизм рассматривается на Западе как другой полюс, не как что-то такое, с чем хотят стать связанными вечно, но что определенным образом должно постоянно существовать, с чем также хотят бороться. Эту конфедерацию хотят образовать там, где сегодня находятся итальянское королевство с балканскими славянами и южные славяне, относящиеся к Австрии. Из этого хотят спаять на большей части Аппенинского полуострова конфедерацию, куда вошли бы: итало-язычная часть Швейцарии и южная часть Австрии, включая Хорватию, Словению, Далматию. Туда же должна войти и часть Греции, но только северная часть, а также Венгрия и устье Дуная. Все это должно стать Балканской конфедерацией. На Востоке от этого должно быть отчленено все, что, как представляют себе, должно быть объято Россией. В этой "карте-программе" — я это подчеркиваю особенно — всегда и категорически подчеркивалось: как бы ни вела себя Польша, в силу всемирно-исторической необходимости эта страна при любых обстоятельствах целиком вновь должна быть отдана русскому государству. Так что с самого начала программа предусматривала, что Польша, включая ее ныне входящую в состав Австрии часть, вновь будет отнесена к русскому государству. Русское государство по этой программе должно охватить современную Польшу, а также Галицию и Словакию. Это должно иметь вид выдающегося в сторону запада полуострова, как я вам это рисую. Это должна быть Буковина (рисуется). Затем речь идет о Франции, которая, за исключением устья Рейна, должна охватить области до Рейна и до ныне говорящей по-французски части Швейцарии; и здесь через Пиренеи, а здесь таким вот образом должна проходить ее граница. О скандинавских странах ничего особенного не говорится; им предоставлен сравнительно долгий льготный срок. В остальном все должно выглядеть так: говорящая по-немецки часть Швейцарии с Германией и немецкой областью Австрии должны занимать вот такую область. А окрашенное цветом в большей или меньшей степени должно войти в так или иначе образованную сферу влияния Британской империи: Голландия, Бельгия, нижняя часть Италии — об островах поговорим в другой раз, — южная часть Греции. ... Сравните эту карту с тем, что теперь стоит в вильсоновской ноте. Это именно то, что идеально соответствует разделу Европы. ... Об основаниях такого раздела будет сказано в другой раз". "Когда я говорю о подобных вещах, то я делаю это при том условии, что вы достаточно разумные люди, чтобы воспринять эти вещи правильным образом". 174(19) Перейти к данному разделу энциклопедии
Манипуляции на востоке Европы
1184. "В 90-х годах ... особенно в английских оккультных братствах указывалось на войну, которая должна прийти, которую необходимо допустить, подготовить. ... По определенным основаниям я не могу показать вам карту, которая фигурировала в оккультных братствах Запада. ... И еще одно выражение фигурировало там, которое почти дословно звучало так: если еще хоть немного далее продвинутся мечты панславистов, то прежде всего на Балканах произойдет многое из того, что соответствует смыслу европейского развития, каким этот смысл видят оккультные братства. Это большая сеть, на которую я хочу указать. О панславистских снах в этих оккультных братствах говорилось все вновь и вновь. Разумеется, не о культурных снах, что было бы вполне обоснованно. ... Есть "Славянский благотворительный комитет", стоящий под покровительством русского правительства. Само по себе это прекрасно, не правда ли? ... Но я прочту вам одно письмо от 5 дек. 1887 г. В нем стоит следующее: "Председатель Петербургского Комитета славянской благотворительности обращается к министру иностранных дел с просьбой предоставить оружие и амуницию для экспедиции Набокова". (С.Радо, "Низвержение царизма". Лейпциг, 1915 г.). Итак, требуют не рубашки и чулочки для детей, а амуницию для определенной экспедиции, связанной с возбуждением революций в отдельных балканских государствах!" 173(1) Перейти к данному разделу энциклопедии
1189. "Подумайте однажды над тем, каким образом в России велась пропаганда, чтобы в последние два десятилетия постепенно подготовить низвержение царизма. В этой порабощенной, закабаленной России открыто заниматься пропагандой, естественно, было нельзя, все пропагандистские тексты там конфисковывались полицией. Говорить там также нельзя. И тем не менее в сравнительно короткий период с 1900 по 1904 г. в России появилось 60 млн. антицарских текстов. Из этих 60 млн. лишь 20-25% было изъято полицией. ... так была подготовлена большая часть народа к свержению царизма ... но почему была конфискована только четвертая часть тех текстов? — Потому, что ведущие руководители агитации пришли к чему-то совершенно особенному, что ныне имеет колоссальное значение, но о чем люди сегодня не хотят ничего знать. ... Если же это увидеть в ариманическом смысле, как его видят руководители, то оно может действовать с огромной силой. Эти руководители открыли, что есть вещи, которые следует облечь в определенные слова, и они начнут по-разному действовать на крепко верящего в царя полицейского и на человека из народа. Одно и то же предложение, если его сказать определенным образом, делает полицейского кротким как ягненок, а при иных обстоятельствах станет действовать среди народа ужасно социалистически. Конечно, такие тексты не пишут так, как те, которые теперь пишут в Швейцарии, и их конфискуют. Поступают иначе: распространяют книгу или брошюру о ботанике, о растениях, которая лишь благодаря тому, что она составлена особым образом, в нужном смысле чрезвычайно эффективно подготовляет души. Таким вот путем в России в 1917 г. действительно была подготовлена революция. Проникнуть в тайну, что сказанное в одном случае действует так, а в другом иначе, —бесконечно важно. Конечно, это внимательно изучалось, и изучения, производимые в этой области, чрезвычайно характерны для нашего времени. Они представляют собой то, что с наибольшей злостью восстает против всего, что духовнонаучно входит в мир. Я, например, не могу представить себе, что есть нечто, ощетинивающееся в большей мере против праэлементов духовного, чем такие книги, как те, что написаны Николаем Рубакиным*, который пытается совершенно по-новому, но так, что это особенно противостает живому Духовной науки, изучать человеческую душу, так что некоторым образом фиксируется (космическая. — Сост.) интеллигенция, как она действует и как активность интеллигенции может быть выключена из действия. Стремление такого человека считается с тем, что в наше время все хочет совершаться интеллигентно, но не следует повсюду действовать путем усиления субъективной интеллигенции. Поэтому он предпринял следующее. В колоссальном объеме он организовал изучение читателей. Он исследовал, какие книги они любят больше всего, что в этих книгах особенно действует на них, что в этих книгах оказало на них влияние. Вопросы читателям ставились таким образом, что совершенно исключалась симпатия и антипатия к книгам; в рассмотрение входило только объективное действие интеллигенции. В своем исследовании он так расчленял читателя, что лишь путем постановки вопросов вскрывалась суть дела; и он проникал в их души глубже, чем это могли сделать сами читатели. С другой стороны, через тысячи и тысячи случаев путем такой рафинированной постановки вопросов анализировалось восприятие людьми появляющихся книг. При этом не принималось в расчет, какая это книга: математическая, ботаническая, политическая, социалистическая или анархическая. Содержание менее принималось в расчет... Пытались твердо установить, как действует книга: через красоту ли предложений, или через проступающий в изложении темперамент автора, или благодаря степенности изложения; т. е. изучались одни только свойства, через которые познавалась объективно действующая интеллигенция, познавалась статистически в книгах. Все было направлено к тому, чтобы познать действующую в столетии интеллигенцию в ее излиянии и ее восприятии. А если такое знание до определенной степени получено, то тогда можно написать книгу о планете Юпитер, а она будет действовать ужасно революционно, или даже о правой передней ноге майского жука, а она будет служить той же цели, что и книга о Юпитере. Ибо дело тогда заключается не в том, что говорят, но как говорят, поскольку знают, как интеллигенция объективно действует в людях, но чего сами они не сознают. Действуют не только субъективно, как, например, при счете, когда выключают собственную интеллигенцию, но действуют в том, что господствует как интеллигенция; не в том, что эта интеллигенция развивает от человека к человеку, но в том, что целиком исключает субъективную интеллигенцию". На этом основании можно создать институт, и он будет вести революционную пропаганду. Такое стремление существует в современности. Хотят в век интеллигенции вытолкнуть человека из интеллигенции. Не хотят, чтобы человек сознательно, современным сознанием воспринимал спиритуальный мир. Люди, подобные Рубакину, хотят вылезти из собственной кожи, т. к. внутри ее протекает живое, а они не хотят иметь с ним дела. Они любят разобъективировать собственную интеллигентную сущность, оказаться рядом с самими собой и переживать, как через них проходит волна интеллигенции, но не пользоваться ею лично! Этого, собственно, хочет и Духовная наука: знания, не замкнутого в пределах кожи. Но воспринимать знание следует здоровым человеческим рассудком. Не следует освобождаться от тела, чтобы приобрести знание, которое действует в мире независимо от действий тела. "Такова задача, а то первое есть ее карикатура". 187(8)
________________________________________ *Н.А.Рубакин (1862-1946), известен как книговед. С 1907 г. жил в Швейцарии. С 1930 г. жил как пенсионер в Москве; там же и похоронен. Перейти к данному разделу энциклопедии
1193. "Я хочу ... не вдаваясь в критику, реферативно изложить вам некоторые учения оккультных братств Англии. ... Там учат: эволюцию Европы можно понять лишь обозрев вначале переход 4-й, романской, послеатлантической эпохи в 5-ю эпоху. ... По-английски говорящий народ представляет 5-ю подрасу (мы не говорим "подраса", ибо это односторонне, соответствует групповым целям). И вся задача 5-ой послеатлантической эпохи состоит в том, чтобы мир завоевать для англоязычных народов. Пережиток 4-ой подрасы — латинские народы — зримо все более и более впадает в материализм, он содержит внутри себя элемент разложения и в физических отношениях несет в себе упадок". Британцы, галлы, германцы во время войны с Римом были в младенческом состоянии, и 4-я подраса выступила по отношению к ним как нянька. "Затем младенец стал ребенком; это было время, когда возникло папство, и папа со своей властью стал опекуном ребенка. Примерно с XII-го столетия папство начинает терять свою роль, начинается юношеский возраст этих народов. Опекунство отступает назад. Юношество длится примерно до конца ХУШ века. Настоящее время, как правило, опускается, когда учат подобным вещам. ... Людям не следует слишком ясно слышать, что думают о современности. Это лучше им давать суггестивным путем. Так в ходе времени северяне под господством няньки, опекуна и т. д. достигли современного зрелого состояния, которое содержит в себе задатки к тому, чтобы господствующим народом 5-ой послеатлантической эпохи стал британский народ. ... Указывается, что все внешние действия и мероприятия, в которых есть смысл, которые хотят быть плодотворными, должны стоять под знаком этих воззрений. ... Все другое обречено на иссыхание. ... В этом эскизно изложенном учении мы имеем основу, просочившуюся во все эзотерические братства, в те оккультные братства, которые как т. наз. высоко-градуированные масоны и т. п. действуют в восточных областях. ... Многие люди, действующие внешне, и не подозревают о том, как им были поднесены эти вещи. ... Дальше говорится: как северяне подготовлялись романским элементом к пятой подрасе, так теперь подобным же образом Запад выступает по отношению к славянам, представителям готовящейся 6-ой подрасы. На Востоке живут — так говорится там — под деспотическим правлением, ведущим к упадку, отдельные племена, не народы, а именно племена, подобные германским племенам в эпоху северных походов римлян. Эти племена образуют отдельные элементы т. н. славянского народа, который сегодня лишь внешним образом держится вместе, благодаря деспотическому правлению, сметаемому прочь. — Я пользуюсь только выражениями, употребляемыми в тех оккультных братствах. ... (Заметим, что на славянском конгрессе в 1848 г., когда "славянские племена" захотели говорить на своих языках, то они не могли понимать друг друга и вынуждены были говорить на немецком языке. — Я говорю это не для смеха, а для характеристики того, чему учат на Западе о славянах). Далее в английских братствах говорится, что поляки потому отличаются от остальных славян, что стоят на сравнительно более высокой культурной и религиозной ступени и более едино образованы. Немного описывается судьба поляков, но утверждается, что они относятся к русскому царству. Затем указывается на балканских славян, о которых говорится, что они освобождаются от турок и конституируют отдельные славянские государства, которые, однако — и это постоянно повторяется, — в этой форме должны существовать до ближайшей мировой войны. Особенно в 90-х годах в этих братствах говорилось о большой европейской войне как о стоящей в ближайшем будущем, и она особенно приводилась в связь с импульсами развития, которые должны исходить от балканских славян". Британские народы выполняют по отношению к славянам роль няньки, "которая окончится, когда русского царства больше не будет существовать и славянские народы из своих собственных интеллигентных задатков создадут особые формы. Но на место няньки, естественно, должен выступить опекун: кто-то из тех, кто, собственно, образует 5-ю подрасу, должен развить некий род папства. И если папство (римское) различным образом основывало церкви, церковные общины, то западное "папство", развивающееся из британизма — разумеется для того, чтобы развивалась подраса, — имеет задачу провести на Востоке совершенно определенный экономический эксперимент, а именно, учредить некую форму экономической совместной жизни социалистическим способом. На Западе, поскольку там представлена 5-я, а не 6-я подраса, такой эксперимент не может быть проведен. Вначале нужно поэкспериментировать и Восток употребить для такого будущего эксперимента. Будет проведен политический, духовный и экономический эксперимент. Естественно, при этом люди не настолько глупы, чтобы господство Запада провозглашать вечным.... Я реферирую, милые друзья! Эти вещи включены в учение западного масонства очень глубоко, и задача состоит в том ... чтобы понять, способны ли они принести пользу эволюции человечества или они должны быть поправлены" (лекция от 17.12.1916 г.). 173(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
Врожденный оккультизм Запада, Середины и Востока
1265. "Если с Востока — а под Востоком я имею в виду все то, что простирается на восток от Рейна и далее в Азию — не возникнет никакого отпора, то британское мировое господство, с распадом романско-латинского, французского элемента, разовьется в соответствии с намерениями тех сил, которые я сегодня, как уже не раз в прошлом, обозначил как стоящие за инстинктами. ... Поэтому нужно, чтобы с тем мышлением, к которому так приучены люди, не делалось всего того, о чем говорит Вудро Вильсон. ... в кругах Запада, держащих в тайне знание, зорко следят за тем, как образуются определенные вещи, приводящие при любых обстоятельствах к господству Запада над Востоком. Люди могут сегодня в своем сознании держать все, что им хочется, но в мире есть стремление основать касту господ на Западе и хозяйственную касту рабов на Востоке, который начинается от Рейна и простирается далее в Азию. Имеется в виду каста рабов не в древне-греческом смысле, но экономическая каста рабов, которая должна быть организована социалистически, для которой социальная структура должна принимать самые невероятные формы; но в сфере народов, говорящих по-английски, эти формы не должны применяться. Дело сводится к тому, чтобы народы, говорящие по-английски, сделать господами Земли. Да, той стороной это мыслится во всеобъемлющем смысле. ... Когда сегодня высказываются подобные вещи, то это делается под давлением событий времени, и легкомысленное к ним отношение поистине не позволительно. То, что я здесь высказываю, тщательно охраняется в тайне теми центрами на Западе, на которые я часто указывал. И на Западе считается само собой разумеющимся, что люди на Востоке не должны ничего знать о тех вещах, которые, как я раньше говорил, с помощью определенных методов ... становятся известными этим центрам, поскольку, сохранив их в тайне от других — и единственно лишь с помощью этого, — они хотят с их помощью основать мировое господство". "И им известно также, что эти силы дают три рода способностей, которые сейчас имеются у людей лишь в самом первоначальном зачатке. ... Во-первых, это способности к т. наз. материальному оккультизму. Через эти способности — овладение ими составляет идеал британских тайных обществ — определенные социальные формы, лежащие сегодня в основе индустриализации, должны быть поставлены на совершенно другую основу. ... Возможно создание двигателей, которые благодаря тему, что будет известна соответствующая кривая колебаний, с помощью совсем незначительного влияния со стороны человека смогут быть приведены в движение на предприятиях. Благодаря этому большое количество потребляемой сегодня человеческой силы может быть заменено чисто механической силой. ... Но механический оккультизм не только позволит обходиться без 9/10 рабочих рук, исполняющих работу сегодня, он также позволит парализовать всякий протест неудовлетворенных человеческих масс. Способность приводить в движение машины на основании закона созвучных колебаний — эта способность в широких масштабах развивается у народов, говорящих по-английски. Это знают в тех оккультных кругах. Это знание расценивается ими как дающее власть над остальными народами Земли в ходе 5-ой послеатлантической эпохи. Но в тех кругах знают и кое-что другое. Там знают, что имеются еще две способности, которые также будут развиваться. Одну из них я бы назвал евгенической. Эта евгеническая способность будет развиваться преимущественно у людей на Востоке, у народов России и ее азиатских окраин. И в описываемых кругах Запада также знают, что евгенический оккультизм не может быть развит из врожденных задатков народов, говорящих по-английски, но именно из врожденных задатков азиатских и русских народов. ... Евгеническими способностями я называю изъятие человеческого размножения у случая и произвола. У народов Востока разовьется инстинктивное, но прозрачное для сознания знание того, как параллельно определенным космическим явлениям осуществляется закон размножения, роста населения, как, будучи в созвучии с определенными звездными констелляциями, управлять зачатием и благодаря этому создавать побуждение ко вхождению в земное воплощение добрым и злым душам. ... Здесь речь идет не об абстрактном законе, а о приобретении конкретной способности, которая в каждом отдельном случае позволит знать: сейчас должно произойти зачатие, а сейчас оно не должно происходить. ... А теперь посмотрите на колоссальные социальные последствия... которые возникнут при этом! Эти способности скрыты. В тех тайных кругах народов, говорящих по-английски, хорошо знают, что эти способности разовьются у народов Востока, знают, что сами они приобрести с помощью врожденных задатков их не смогут. Там знают также, что Земля не сможет достичь своей цели, не сможет перейти в состояние Юпитера, более того, Земля даже сравнительно скоро могла бы отклониться от своей цели, если работать только с силами Запада. ... Говорящие по-английски оккультисты знают, что им придется отказаться от тел, которые возникают в среде их собственных народов, и потому они стремятся к господству над народами, которые могут дать тела, с помощью которых развитие Земли может быть проведено в будущее. Американские оккультисты знают, что только в том случае, если они приобретут господство над русским народом ... постепенно установится социальная связь между отмирающими расовыми особенностями (Запада. — Сост.) и прорастающими психическими, расовыми особенностями европейской части России, и что только в этом случае они смогут перенести в будущее то, что хотят перенести". Третье — это гигиенические способности. Они не заставят себя долго ждать. "Эти способности созревают лишь через одно понимание того, что человеческая жизнь, какой она протекает от рождения до смерти, представляет собой процесс, совершенно идентичный процессу болезни. Процесс болезни есть именно лишь специальное, радикальное преобразование совершенно обычного, нормального жизненного процесса, протекающего между рождением и смертью; мы бываем здоровы лишь потому, что кроме сил, вызывающих болезнь, носим в себе оздоровливающие силы. И эти оздоравливающие силы — об этом знает каждый оккультист — являются абсолютно теми же самыми силами, которые человек применяет, когда вырабатывает оккультные способности, когда он эти силы преобразует в ... оккультное познание. Тем знающим в тайных кругах на Западе опять же известно, что в будущем материалистическая медицина не будет иметь под собой никакой почвы. ... появится возможность любую болезнь, не обусловленную кармическими причинами, а потому не находящуюся под каким-либо влиянием, излечить, предотвратить чисто физическим путем — профилактически. ... Произойдет так, что эти три способности разовьются не сразу у всех народов Земли. Вы уже видели, что имеет место подразделение. Это подразделение, естественно, связано с телами, не с душами, которые ведь постоянно переходят из расы в расу, из народа в народ; но с телами оно имеет много связи, это подразделение. ... евгенические способности будут применены на Западе, но они будут там применены благодаря господству над странами Востока и заключению браков между людьми Востока и Запада. ... К гигиеническим оккультным способностям особенно предрасположены люди Средней Европы. И дело обстоит так, что по-английски говорящие народы не смогут через врожденные способности развить гигиенического оккультизма, но в ходе развития между рождением и смертью они эти способности смогут выработать. ... У народов Средней Европы не будет врожденных способностей к евгеническому оккультизму, которые у народов, живущих на восток от Рейна и далее в Азии, будут иметься от рождения, но в ходе жизни они их смогут усвоить, если будут учиться у народов Востока. ... Люди Востока не будут иметь никаких способностей к материальному оккультизму; они смогут его получить только извне, если им его кто-то даст, если его не скроют от них. А всегда будут искать способы скрывать его, тем более, что всегда имеется достаточно людей, допускающих глупость не верить тому, кто способен видеть эти вещи. ... Но между людьми должно развиться общение. ... Необходимо, чтобы в будущем на Земле была только общечеловеческая жизнь". Если, например, американец "...не будет искать социальных отношений с Востоком, то он осудит себя на то, что его душа после какой-либо инкарнации свяжет себя с земной сферой и, подобно призраку, останется связанной с этой сферой. Земля могла бы быть вырванной из ее космических связей, и тогда все эти души были бы вынуждены остаться призраками. Люди же Востока, если бы они не смогли со своими евгеническими оккультными способностями в будущем воспринять того, что притягивает к Земле — материализм Запада, — то они потеряли бы связь с Землей. Они тогда были бы втянуты в какое-либо психически-спиритуальное развитие и утратили бы земное развитие. Земля тогда может как бы исчезнуть под ними, и они останутся без плодов земного развития. Между людьми должно наступить доверие в глубочайшем смысле этого слова. К этому взывает особое развитие человечества в будущем. Вообще говоря, тайным центрам Запада подобает в рассудочном смысле заниматься только теми вещами, которыми они могут заниматься. Это совсем не дело Запада — особенно засматриваться на то, что развивается на Востоке с точки зрения людей Востока; что развивается у других, другим должно быть и предоставлено". "Но задатки к позднейшим оккультным способностям могут даже усилиться, если они будут развиваться из некой инстинктивной ненависти. Это совершенно исключительное явление. ... Почему же, собственно говоря, в западных странах так бессмысленно негодуют? — А как раз с той целью, чтобы из инстинкта усилить эти способности. Ибо ничто так не соответствует тому, что заложено в глубочайших импульсах западных оккультистов, как развитие ложного, но как бы свято переживаемого чувства, представляющего людей Востока и Средней Европы как "варваров". Развитию задатков материального оккультизма способствует, например, то настроение, которое в Америке называют "настроением крестного пути". Оно состоит в том, что Америка будто бы призвана нести миру свободу, право и, я не знаю, какие еще там прекрасные вещи. Люди верят, что это разумеется само собой. Здесь речь не идет о каком-либо обвинении. Люди верят, что они несут крест. Но как раз в том, что верят в ложь, и содержится определенного рода опора. А если бы ложь утверждали сознательно, то не было бы и этой опоры". 186(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
1278а. "На Земле имеется задающая тон группа людей, желающая получить мировое господство с помощью подвижных капиталистических хозяйственных импульсов. ... Эта группа знает, что на территориях, населенных русскими, находится такое собрание людей, которое организовано в смысле будущего, и при этом несет в себе зародыш социалистической организации. Включить в сферу своего господства этот социалистический зародыш-импульс составляет заветную цель той антисоциальной группы. Но ей не удастся достичь этой цели, если Средняя Европа станет с пониманием искать соединения с восточным зародышем-импульсом". Не датированная (вероятно, 1918 г.) запись Рудольфа Штайнера. Перейти к данному разделу энциклопедии
|