BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





САТУРН (древний)

441. "Херувимы — это духи высшей мудрости, которые умели, сообразуясь с условиями, выполнять то, что они получали как задачу от Серафимов".
     Престолы же имели задачей задуманное в мудрости, высокие мысли, полученные от Серафимов, от Бога, и продуманные Херувимами, сливать с действительностью.
     "Почему же Престолы могли дать из своей субстанции то, что было необходимо Сатурну? — Потому что они в предыдущей системе подготовили себя семью состояниями так же, как теперь это делает наша Солнечная система".110 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

456a. "Духовные существа окружали (др.) Сатурн подобно мантии; среди них были Духи Формы. Они также проделывали развитие. На Сатурне нижним членом они имели тело, которое можно сравнить с современным эфирным телом человека. Затем у них было астральное тело, Я, Самодух, Жизнедух, Духочеловек и еще один член, более высокий, чем тот, которого может достичь человек. Духи Формы излучали из мантии Сатурна, подобно оплодотворяющему беспрерывному дождю, оплодотворенную материю, жизненные соки. Сатурн это облучение не удерживал в себе, но, подобно зеркалу, отражал назад. Происходившее тогда можно сравнить с кругооборотом воды в природе, когда она падает на Землю в виде дождя, а потом, испаряясь, снова восходит в выси. Духи Формы отражали в огненной массе Сатурна собственное подобие и потому уже тогда человек был подобием Божиим". В мифе о Кроносе (мантия) и Гее Сатурн глотает своих детей. "Второе: на Солнце Духи Формы излучали свое жизненное тело вовне совсем; оно больше не отражалось назад; человеческие зачатки пропитали им себя. Прежде Духи Формы получали отраженным свое отображение, теперь они пронизали эти образы своими жизненными телами; они отдали свое эф. тело. Теперь низшим членом они имели астр. тело, а вверху присоединили еще один член. Их астр.тело является носителем астрального света, который проявляется в виде огненных вспышек страстей. (Титаны). ... Благодаря этим, действующим извне, из воздушного круга на Солнце страстей, возникло сгорание — серный процесс.
     Третье: на Луне Духи Формы сложили свое астр. тело и низшим членом сохранили Я. А сверху они получили еще один, десятый член. Вовне их действие состояло из одного только Я. Через пространство воздействовали Духи Формы на Луну своим Я, а астр.тело отдали человеческим зачаткам". На Земле Духи Формы — "высокие солнечные существа" — пожертвовали человеку Я, а сами низшим членом имеют Манас — "...текучую мудрость мира. Она окружает нас как низший член Духов Формы. В этой жизнемудрости (Weisheitsleben) Духов Формы живем, ткем и существуем мы".266-1, с. 349-350


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

460. Духи Формы в окружении Сатурна. "Они посылали свои жизнедарующие соки вниз, в тепловую массу Сатурна, и при этом отражался их собственный облик, их отображение в этой тепловой массе; и эти зеркальные отображения были первыми зачатками человеческого физ. тела. Уже на др.Сатурне человек был в буквальном смысле отображением своего Божества".
     "На др. Сатурне у Духов Формы низшим членом было эф. тело. На др.Солнце оно им было больше не нужно и они излучали вниз уже не жизненные соки, а эф. тело, которым и пропитали первые физические зачатки человека. Самим им эф. тело было больше не нужно, они стали способны им пожертвовать, пропитать им отображения, которые они создали на др.Сатурне".102 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


5. Третья Иерархия

463. На др.Сатурне были существа, имевшие — подобно земному человеку, низшие члены Я. Они состояли из Я, Манаса, Буддхи, Атма и далее из т.н. трех Logoi: Св.Духа, Сына и Отца. Это Архаи, или Азуры. "Они бывают двух родов, не считая небольших оттенков. Один их род вырабатывал эгоизм благородного, самостоятельного образа, восходя все выше и выше в выработке чувства свободы: это прекрасная самостоятельность эгоизма. Эти духи вели человечество через все последующие планеты. Они стали воспитателями человеческой самостоятельности.
     На каждой планете (эоне) имеются духи, отстающие в развитии. Они делаются неподвижными, не хотят идти дальше. Из этого вам становится ясен закон: если прекрасное падает, совершает "великий грех", не идет вместе с развитием, то оно становится наихудшим".99 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

81. Вещи, подобные тем, что изложены в "Очерке тайноведения", весьма трудно добыть с помощью логики. "Но когда они найдены, то легко могут быть облечены в одеяния логики, протканы ею".61, с. 328


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

III. ДРЕВНИЙ САТУРН


Состояния, предшествовавшие древнему Сатурну

82. "До древнего Сатурна нет никакого времени, а только вечность, пребывающее. Там все было одновременным. Следование процессов одного за другим — это начинается с Сатурна. А в том состоянии мира, где только вечность, пребывающее, там нет также и никакого движения. Ибо к движению принадлежит время. ...там же — блаженный покой в пребывающем".104 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

101а. "Представим себе, например, Тронов и Духов Личности в их действии на др. Сатурне и одновременно — элемент огня. И мы тогда получим ложное представление о Сатурне. Мы поймем его лишь в том случае, если духов и элемент огня представим себе отдельно. Огонь следует представлять себе как что-то отдельное, как отражение".266-2, с. 166
     "Человек с современными органами чувств не смог бы воспринять др. Сатурн. ... Атмосфера Сатурна состояла из огня-крови. У человека крови не было, но атмосфера вокруг него содержала в себе первый зачаток его позднейшей крови".
     "Во время периода Сатурна не было материальной планеты, а только тепловой глобус, на котором духи тьмы, Азуры, достигли своей человеческой ступени. Кровь тогда была темной, то был скрытый, тлеющий огонь, много тепла, но никакого света. Принцип Сатурна был мужской".
     На др. Солнце выступил второй элемент, воздух со своим горючим материалом — кислородом и превратил огонь Сатурна в пламя. Возник свет — алхимическая сера.266-1, с. 327, 341


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


Несколько сквозных (от Сатурна до Земли) аспектов развития

123. "Как высшим регентом др.Сатурна является Я-Дух как Бог Отец, высшим регентом Солнца... — Христос, Бог Сын, так регентом лунного облика Земли был Св.Дух с воинством тех, кого христианская эзотерика называет вестниками Богов, Ангелами".99 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

124. "Хор Серафимов, Херувимов, Тронов взаимодействует таким образом, что Троны основывают ядро (красно-лиловое), Херувимы от этого ядра дают излучаться своему собственному полному света существу (желтое). Серафимы облекают целое в одухотворенную мантию, которая затем сияет далее в мировое пространство (красное).
     ...Эти существа ткут, действуют, мыслят, волят друг в друге, чувствуют друг в друге. Это сущности. ...Такое совместное строительство существ первой Иерархии однажды возникло в мироздании, и оно образовало сатурническое бытие. Тепло является просто выражением того, что эти существа присутствуют здесь".
     Затем в сатурническое образование вступает вторая Иерархия. "Сюда проникают более юные, естественно, космически юные существа... они открывают себя в элементе света. Здесь (на рис.) сатурническое, темное дает тепло. И внутри темного мира сатурнического бытия возникает то, что может возникнуть через сынов второй Иерархии, через Эксузиаи, Динамис, Кириотетес.
     ...Это внутреннее просвечивание связано с уплотнением тепла. Из теплового элемента возникает воздух. А с другой стороны в откровение света проникает вторая Иерархия. ... Свет обозначает путь этих существ. Где каким-либо образом появляется свет, там при определенных условиях возникает тень, тьма, темная тень. Через проникновение второй Иерархии в форме света возникает также тень. Что это была за тень? — Ею был воздух. И фактически вплоть до XV, XVI веков человек сознавал, что такое воздух: ...приходя из космоса, воздух является тенью света. — Таким образом, проникновение второй Иерархии в сатурническое тепло является проникновением света (желтое), а тенью света выступает воздух (зеленое). И там, где выступает все это, появляется др.Солнце. И в таком духе говорили об этом в XIII, XII столетиях.
     Теперь идем дальше. Дальнейшее развитие ведется, в свою очередь, сынами третей Иерархии: Архаями, Архангелами, Ангелами. Эти существа вносят новое в световой элемент. ...Благодаря им наступает состояние, при котором существо Архая или Архангела приходит к элементу света, я бы сказал, на то место, где находится свет (рис.). На этом месте света оно воспринимает, благодаря восприятию этого света, тягу, желание тьмы. Существо Ангела переносит свет в темноту или темноту в свет. Эти существа становятся посредниками, вестниками между светом и тьмой. Вследствие этого то, что прежде блистало только в свете и в его тени и стягивало к себе воздушную темноту, начинает теперь переливаться всеми цветами, когда свет является в темноте, темнота — в свете. Третья Иерархия наколдовывает цвета из света и темноты".232 (10)
     Человек вырос из Космоса. Духовные существа начали работу "в пространстве и времени, так что др. Сатурн возник в пространстве, а его развитие протекало во времени. Но тогда не было ни Солнца, ни планет, а только тепловые тела, окруженные двенадцатью знаками зодиака, излившими свои силы в эти тепловые тела — из окружения к центру. Из центра навстречу им действовали иные, но более слабые силы, поэтому в том развитии возникла центростремительная тенденция".
     На др. Солнце возросли силы, излучающиеся из центра. Благодаря им возникли в зародыше ныне существующие планеты. Тот процесс напоминал разделение света на семь цветов.
     На древней Луне центростремительные и центробежные силы стремились выработать равновесие. "Благодаря тому возникли мощные колебания". Центробежные силы выражались в способности духовных сил, сосредоточенных в центрах лунной жизни, открываться окружающему миру. 265, с. 250-252


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

125.
Сатурн Солнце Луна Земля
человекчеловекчеловекчеловек
 животноеживотноеживотное
   растениерастение
    минерал

354 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Печати

266. "Блаженный покой и пребывающее предшествуют состоянию Сатурна. Движение мировых тел впервые начинается с Сатурна. Их путь отмечается 12-ю знаками круга Зодиака. И когда планета приходит в один такой звездный знак, то говорят о мировом часе. Это рассматривают как мировой час. Двенадцать мировых часов, 12 дневных и 12 ночных! Каждому мировому телу, Сатурну, Солнцу, Луне, причисляется ряд следующих один за другим мировых часов, группирующихся в мировой день; при этом семь из этих 12-ти временных пространств воспринимаемы внешне, а 5 протекают более или менее внешне невоспринимаемо. Поэтому различают 7 кругооборотов Сатурна, или 7 больших дней Сатурна, и 5 больших ночей Сатурна. Вы можете также сказать: 5 дней и 7 ночей, поскольку первый и последний дни — это сумеречные дни. Обычно 7 кругооборотов, 7 мировых дней называют "манвантарой", а 5 мировых ночей — "пралайей". Кто желает при¬вести это в полное соответствие с нашим исчислением времени, тот должен взять по два планетных состояния вместе, т. е. Сатурн и Солнце, Луну и Землю. Тогда получают дважды по 24 кругооборота. Эти 24 кругооборота образуют важные эпохи в представлении о мире, и эти 24 эпохи представляют себе управляемыми в мироздании существами, которые в Апокалипсисе представлены 24-мя старцами, 24-мя управителями мирового хода, мирового времени. На печати (2-й)* они изображены как мировые часы. На этих часах некоторые цифры заменены двойными коронами старцев, чтобы указать, что это короли времени, ибо они регулируют ход мировых тел".
     Когда человек покидает физ. и эф. тела, то их хранят от распада те существа, что господствуют в них с др. Сатурна и Солнца. "Поэтому также понятно, что в момент, когда астр. тело касается эф. тела, чтобы отпечатать в нем себя, то... человек видит образ тех сил, которые символизированы во 2-й печати. Что поддерживает и соединяет человека со всем космическим мирозданием — это светит ему в момент посвящения".
     "К этому символу древнего посвящения присоединяется другой символ ступеней Иоаннова посвящения, представленного в 1-й печати". Агнец, изображенный на 2-й печати, — это "...в христианском посвящении Сын Человеческий, господствующий над семью звездами, когда Он предстоит перед человеком в своем истинном Облике". Автор Апокалипсиса описывает нам здесь принцип посвящения в обратном порядке, и по праву: сначала Лик Сына Человеческого, Кто был, есть и будет, а затем другое.
     "В лемурийское время человек еще был тонким, воздушным существом. И он имел вид, который в ясновидческом образе являл собой сочленение четырех групповых душ: с одной стороны это было как образ льва, с другой — как образ тельца, вверху — как образ орла, а в середине, несколько смещенным книзу, выступало уже нечто человекоподобное. Таким является ясновидческий образ. Так выступал человек из тьмы страны духов. А то, что как силы образовывало его, являлось в виде радуги. И окружало его".
     Символически это изображено на 2-й из семи оккультных печатей. Но это больше, чем символ. Нам необходимо там еще понять, что означают 12 чисел. Если вы переживаете этот образ яснонидчески, то вы чувствуете, что он окружен тем, что в древности символизировалось в круге Зодиака, в его 12 Знаках. 104 (2)


*  -  Апокалипсические печати существуют также в виде изображений, оккультных символических изображений. — Сост.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

269. Первая печать. "И в конце будет Слово, а Творение — суть осуществления Слова; и что человек станет производить в будущем, явится осуществлением того, что сегодня представляет собой Слово. Но тогда у человека не будет современного физического облика; он разовьется до того облика, какой он имел на Сатурне, — до огненной материи.
     То Существо, которое высказало в мир все, что и поныне в нем пребывает, было великим праобразом человека. В мир Сатурна оно высказало Солнце, Луну, Землю — как Марс и Меркурий — Юпитер, Венеру".
     Третья печать. "Печати (на книге) и есть то, что мы здесь рассматриваем... внизу — четыре фазы человеческого развития" (книга — в пятой). 282 (74-75)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Отдельные стихи

284б. (1; 8) Человек др. Сатурна есть чистое изумление, испытываемое от мира, "он был в равной мере как изумлением, так и теплом. Он жил в изумлении от собственного бытия, ибо он тогда впервые вошел в это бытие. Такова Альфа: живущий в изумлении тепловой человек Сатурна". Потом идет Бета — дом человека, кожа. На Вулкане человек будет тем же, чем был на Сатурне, плюс весь мир. Он станет Альфой и Омегой, в нем соединится мир. "Чем отличается бытие Бога от бытия человека? ... в череде времен Бог прежде есть то, чем человек станет позже". Только не говорите теперь, что Бог становится человеком.343, с.49-50
     (4;6-7) Апокалиптические животные: лев, телец и др. "В момент смерти совершенно отчетливо выступают эти облики. Для современного человека трудно познать этот прообраз, эфирный облик. ...Сегодня существуют четыре группы окультистов: человеко-люди, люди-тельцы, люди-львы, люди-орлы. ... Средний человек теперь — человеко-человек. Человек-орел — это тот, кто способен выработать большую силу будущего тела".Д.32, с.31
     Когда мы читаем в Апокалипсисе, что одни спасены (7; 4-8), а другим спасения не будет, то, понимая все это так непосредственно, переживают некоторую подавленность. "Однако нужно уяснить себе, что в прошлом ни один человек, индивидуум, не чувствовал себя как-либо подавленным, говоря о том, что из такой-то расы столько-то человек будет спасено, а остальные погибнут. Тогда понимали, что все эти количества не имеют значения для духовного мира. Числа помогают нам на пути до Порога. Числа в Апокалипсисе имеют отношение к развитию расы, а не индивидуальности".346, с.193-195
     (11,1) Жезл, поданный с неба, означает необходимость все на Земле измерить заново. Ибо разделение человечества на людей головы, радуги и ног отжило свой век. Необходимо все обмерить с точки зрения духовной жизни.346, с.209
     (19,11) "...Тот, кто мир исцеления принести должен, кто мир справедливости принести должен, кто веру и познание истинными сделать должен". 346, с.144
     (19,12) "Кто в этом грандиозном образе выступает на белом коне, есть Единый Бог. Образ Бога-Сына мы должны по большей части видеть в форме свободного душевного развития человека на Земле".346,с.142
     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

478. "Элемент земли (минеральное), который единственно может стать носителем смерти (ибо смерти не было бы без элемента земли), мы должны охарактеризовать как то, что отпало от своего смысла благодаря отрешению (отказу от жертвы)".
     "Между тем, как о всех других понятиях мы могли сказать себе: для них во всем мире майи нет ничего истинного, ибо их истинное есть лежащее в их основе духовное, — то теперь мы получили нечто, пребывающее внутри майи и характеризуемое как мертвое именно потому, что оно отделено от своего смысла, ибо оно должно было бы быть в спиритуальном. ...Единственное, что выявляет себя в мире майи в своей действительности, есть смерть. ...все другие явления имеют свое истинное позади себя... внутри нашего мира правдива только смерть". "Только человек может действительно пережить смерть... у человека есть действительное преодоление смерти, действительная победа над смертью. Ибо у других существ смерть лишь мнимая, она не существует реально".
     "Человек должен найти на физическом плане свое я-сознание. Он не смог бы найти его без смерти". Мистерия Голгофы, будучи связанной со смертью, могла совершиться только на Земле и здесь же только может быть и понята. "К прямой задаче человека на Земле относится: найти понимание Ее в одном из своих воплощений".132 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

749a. "В нашей современной крови находит свое выражение огненная материя (др.) Сатурна. Мы знаем, что Духи Личности насадили в нас эгоизм с его потребностями и разрушительным для нас действием. На Сатурне Духи Личности проходили свою человеческую стадию. Они купались в огненной крови, плавали в ней. ... И те Духи Личности, которые отстали в развитии и потому желают продлить купание в крови человека, в будущем окажут наихудшее влияние именно на самые низкие вожделения крови, если смогут в ней укрепиться. Помочь тут может только спиритуальное развитие, которое ведает о таких опасностях".
     "Азуры являются существами, устремляющимися в восьмую сферу. Они хотят постоянно сгущать, уплотнять материю, чтобы она не могла вновь одухотвориться, т.е. быть возведена к своему первоначальному состоянию. Они представляют собой осадок всего планетарного развития, начавшегося на др. Сатурне (и идущего) ... до Вулкана. Азуры теперь населяют Луну и с Луны воздействуют на человека, которого хотят стянуть в восьмую сферу и так оторвать от идущего вперед развития и его цели — Христа. Все, стремящиеся в восьмую сферу, будут в конце концов жить на Луне (в Эоне Юпитера)".266-1, с. 345, 205


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Разрозненные сообщения о связи человека с планетами

517. Тепловые яйца др.Сатурна совершали движение по кругу Зодиака и, возвращаясь в исходное по­ложение, сливались в один шар. Такой шар образовывался в пространстве, конечно, с течением времени. Это тогда была самая плотная огненная масса и в то же время — Сатурн. И он находился на месте тепе­решнего Сатурна, т.к. все повторяется. Ход возникновения современного Сатурна был тот же самый. А в той точке, где впервые возрожденное движение (тепловых яиц) снова пришло к покою (слившись в шар), возник зачаток человеческого сердца. 110 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1676. Архаи на др.Сатурне стояли на ступени человека. "Как мы теперь мыслящими существами проходим через мир, так проходили тогда эти существа как мыслящие сущности с характером человека через мир. Что жило в них тогда — стало внешними мировыми мыслями. И то, что жило тогда в них как мыслительное, что — извне могло бы быть увидено как их световая аура, — это затем стало видно в мировом окружении, прояви­лось в световых явлениях; так что мы должны в этих световых явлениях видеть умирающий мир мыслей. В этих световых явлениях играет теперь темнота, и по сравнению со светом в темноте изживается то, что ду­шевно-духовно может быть названо волей".202 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     517
. "Знаки Зодиака, хотя и не столь плотные и компактные, как во время солнечного бытия, все-таки уже существовали вокруг Сатурна". 110 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     14
. "В древнегреческих мифах тепловой шар др. Сатурна назван Реей, а атмосфера — Кроносом. Обдумайте этот миф: постоянно излучаются жизнедарующие силы (от эф.тел Духов Формы из окружения) Кроноса на Рею, на Сатурн, и отражаются от него и втягиваются назад. Кронос постоянно глотает своих детей!" 102(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

К пониманию истории философии

     154
. "Когда мы пытаемся личную карму привести в связь с констелляциями знаков Зодиака, то мы живем примерно в той сфере мира, к которой применимы законы эпохи Сатурна". "Сколь мало отдельный параграф закона — в том виде, в каком он записан на лист белой бумаги — осуждает человека, столь же мало Овен, Телец, Близнецы и т.д. вызывают человеческую судьбу. ... Что следует из звездных письмен — это остаток древнего сатурнического развития, ставшего чисто духовным, и лишь знаки его остались в звездных письменах космоса. ... Законы др. Сатурна стали духовными, так что, я бы сказал, мы можем исследовать их целиком в законах нашей судьбы за пределами пространства и времени. Когда мы рассматриваем человеческую жизнь в целом, то мы сегодня еще находим эти древние законы Сатурна, еще находим то, чего мы не можем видеть, встречая человека в физическом мире". Такой физический человек представляет собой лишь воплощение Я, в котором действуют законы Земли. Законы же физ., эф. и астр.тел принадлежат прошлым воплощениям Земли, и там в глубинах сокрыта личная человеческая судьба. Законы др. Луны действуют в человеке в период эмбрионального развития, они наследственные и преодолеваются после рождения. Физически эти законы можно изучать лишь в оболочках, окутывающих человеческий эмбрион в теле матери. На др. Луне эта стадия развития была завершающей.
     "В то время как то, что мы называем кармой, личной судьбой, располагается в высших областях, в сатурнической части человека, лунную часть нет нужды искать столь высоко, ибо мы еще находим ее сокрытой в чувственном. Солнечную часть тоже не следует искать слишком высоко..." Для ее поиска обратимся к тому, что дано в "Загадках философии" как периодизация развития философии.
1-й период2-й период3-й период4-й период
VIII - VI в до Р.Х. в. - VIII в. до Скотуса ЭригеныIX в. - XVI в.XVIв. - XXIIIв.

     В первом периоде философы ( в том числе Платон и Аристотель) еще воспринимали мысли. Во втором периоде возникает т.наз. патристика, писания отцов церкви, когда мысли уже не воспринимают, но возбуждаются духом к мыслительным инспирациям. Так действовал Импульс Христианства. В третьем периоде человек понял, что думающий — это он сам.
     "Платон и Аристотель еще не думали. Но и они столь же мало сомневались в полной объективной действительности мыслей, сколь мало сомневается человек в полной объективной действительности земного, глядя не зеленеющее дерево.
     Во второй эпохе была интенсивная вера в Импульс Христа, который давал уверенность пробуждающемуся мышлению. Но потом пришла эпоха (третья), когда человеческая душа начинает говорить: так это ты сама думаешь, мысли выходят из тебя. ... И в этом состоит существенное эпохи схоластики: в ней была увидена субъективность мышления. ... Затем приходит четвертый период свободного господства мыслей во внутреннем, дальнейшая эмансипация мыслей от внешнего восприятия мыслей, свободное творение мыслей во внутреннем". Возникает сильное стремление обосновать внешнюю действительность мыслей. Аквинский в этой связи еще апеллировал к унаследованной догматике, но не Декарт.
    
"Философское мышление в древней Греции действовало так, что несмотря на то, что в целом древняя Греция была временем души рассудочной, это древнее мышление было еще мышлением-восприятием, находилось еще под глубоким влиянием души ощущающей и даже еще тела ощущений, астр.тела. Оно еще цеплялось за внешнее. Мышление Фалеса, первого философа, находилось под влиянием эф.тела. Темперамент сидит в эф.теле, а именно из темперамента творили греки их водно-воздушно-огневую философию (в зависимости от темперамента первопричина вещей искалась в одной из этих стихий). Таким образом, можно сказать: философия тела ощущений переходит в философию эф.тела. — Затем мы приходим в христианское время. Христианский импульс проникает в душу ощущающую.


     Солнечный закон. Эфирное тело

I. 800 /600/ до Р.X.тело ощущенийвосприятие мыслей
II. от Р.Х до 800 /900/душа ощущающаядухом возбуждаемая мыслеинспирация
III. 800 /900/— 1600душа рассудочнаяосознание субъективности мыслей
IV.1600 ...душа сознательнаясвободное творчество мыслей

     Философия внутренне переживалась, внутренне ощущалась, но совместно с тем, во что человек верил, что мог чувствовать; здесь имело место влияние души ощущающей. В третьей эпохе, эпохе схоластики, существенным элементом философского становления мы имеем душу рассудочную, или характера. Вы видите, что философское становление идет иным путем, чем всеобщее развитие человечества. И наконец, впервые с ХVI столетия также и философия совпадает со всеобщим развитием человечества: здесь мы имеем свободные мысли, господствующие в душе сознательной. — Душа сознательная!.. свободная мысль распространяет свое господство от абстракции бытия до высочайшей духовности. Подобно мыслеорганизму, целиком исходящему из мира и лишь господствующему в себе, служит философия Гегеля: лишь в сознании живущие мысли. ... Итак, нечто развивается подобно тому, как развивается сам человек: от эф.тела к телу ощущающему, душе ощущающей, рассудочной, сознательной. Мы исследуем путь, подобный пути развития человечества, но организованный иначе. Это не путь развития человечества, это нечто другое. Развивается Существо, и оно использует человеческие силы в душе ощущающей, рассудочной и т.д. Через человека и его работу проходит другое существо с иными законами, чем законы человеческого становления. Видите ли, это есть деятельность солнечных законов!
     Здесь нет нужды восходить в сверхчувственные области, как в случае исследования личной судьбы. Как остатки солнечных законов мы находим философское развитие человечества". Как уже говорилось, Ангел имеет отношение к эф.телу. "Этот Ангел развивается. И когда люди думают, что они философствуют сами, в них, поскольку они несут в себе солнечное развитие — т.е. то, чем солнечное развитие оформляет их физ.тело и что действует в их эф.теле, — действуют законы солнечного бытия. Эти законы действуют от эпохи к эпохе, и они действуют так., как это выражается в развитии философии. И потому, что эти солнечные законы присутствуют здесь, Христос, Солнечное Существо, смог вступить во вторую эпоху. Подготовлялось это в первой эпохе, а во вторую эпоху Христос, Солнечное Существо, вступил на Землю.
     Вы видите, как все это соединяется. Но когда Христос, Солнечное Существо, пришел, то Он пришел в связи с развитием, которое не является человеческим, человеческим земным развитием, а солнечным развитием внутри земного бытия. ... Когда мы все это представим себе, как философское мышление развивалось от философа к философу, то увидим, как внутри этого действовали не земные, а солнечные законы! Эти законы в свое время разыгрались между Духами Мудрости и Архангелами, а на Земле они выступили на свет Божий в философском стремлении к мудрости... Когда человек перестал замечать, что в философском развитии его душу пронизывают пульсацией Духи Мудрости, он стал развивать свою философию. Древнее солнечное бытие живет в философском развитии. Оно действительно и истинно живет в нем. А поскольку оно живет там, то там же живет и нечто отставшее, нечто связанное с древним солнечным развитием". И конечно, отставшие на Солнце существа пытаются использовать силы философского развития для продления древнего солнечного бытия. Они упустили возможность проделать развитие, которое человек проделал в эф.теле, в теле ощущений и в душе ощущающей совместно с Духами Мудрости и Архангелами. И это ариманические духи. "Ариманические духи испытывают соблазн паразитически вползать в то, что человек достигает в своей философии, и таким путем печься о своем бытии. Развиваясь философски, люди подвержены действию ариманически-мефистофельских духов". Но вы знаете, что Ариман и Люцифер являются вредными духами, пока мы их не распознали, пока человек в духе не заглянул им в глаза.
     Возьмем человека, развивающего мысли в земном бытии. Он развивает мысли, для которых как инструмент необходим земной разум. "Таковы гегелевские мысли! Они суть чистые мысли, но только мысли, какими они могут быть постигнуты с помощью инструмента физ.тела, которое отпадает со смертью.
     Гегель продумал глубочайшее из того, что может быть продумано в земной жизни, но что в своей конфигурации отмирает со смертью. И трагедия Гегеля состоит в том, что он не замечает, что он постигает дух в логике, в природе, в душевной жизни, но только тот дух, который существует в форме мыслей и не идет с нами за врата смерти. И чтобы уяснить себе это, Гегель вынужден был сказать: Если бы я мог верить, что проходящее через мышление — что я, таким образом, думаю об абстрактном бытии с помощью логики, мыслей: о природе, о душе и вплоть до философии, — если бы я мог верить, что это ведет меня за кулисы бытия, то я оказался бы соблазненным Мефистофелем!
     Это было воспринято другим человеком, Гете, который выразил это в своем "Фаусте" как борьбу думающего человека с Мефистофелем, с Ариманом. И мы видим в 4-ю эпоху философского развития, как в солнечное развитие вмешивается Ариман и как человек ясным образом противостоит Ариману, когда действительно познает свое существо, овладевает им.
     Поэтому сегодня мы стоим на повороте также и внешнего философского мышления; поэтому это философское мышление, дабы не подпасть соблазну Аримана, дабы не стать мефистофельской мудростью, должно зайти за это существо, должно его постичь, должно войти в Духовную науку". Так хотя бы на примере вы видите действие солнечного развития в человеческой земной жизни. В догомеровские времена, в ХII-ХIV вв. даже физ.тело было предпосылкой мировоззренческих импульсов. "В греческую эпоху родилось мышление; в новое время мысли пришли к самосознанию в душе сознательной. ... мысль является самостоятельно действующим существом".
     "Существо, развивающее себя как философия (мы называем его абстрактным именем "философия"), оно живет в эф.теле 700 лет, в теле ощущений 700-800 лет, в душе рассудочной или характера — 700-800 лет и в душе сознательной 700-800 лет". В начале греческой эпохи это Существо достигло развития, соответствующего в человеке периоду половой зрелости, возрасту в 14-16 лет. В расцвете греческой эпохи его развитие соответствовало возрасту с 14 до 21 года. Сейчас оно живет в возрасте от 35 до 42 лет. И это Существо развивает солнечную закономерность. Человек идет с этим Существом через свои воплощения; это Дух, регулирующий нашу внешнюю судьбу, столетие его жизни соответствует году нашей жизни. Настоящая история философии и есть биография этого Существа, Богиней нисходящего из божественных облачных высот. "В Антропософии мы видим действительную водительницу не только к познанию, но к живому Существу, которое окружает нас так, что мы ничего не знаем о нем". 161(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru