BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





СЕКСУАЛЬНОСТЬ — и современная цивилизация (сек. револ.)

372. "Как через сексуальность человек становится эгоистичным, так через отпадение сексуальности он снова станет неэгоистичным. ... сексуальность в человеке в состоянии предать его как духа, убить его. ... Что делает человека эгоистичным, воплощено в Иуде Искариоте".96 (18)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

436. "Раннее пробуждение страстей и чувственных потребностей ослабляет волю. Ибо это есть бо­рьба против природного устройства. ... Ропот и противоестественная борьба с судьбой делают нашу во­лю слабее и слабее".130 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

632. "Ощущение неправильного соединения астр. тела с эфирным порождает депрессии, с физ. телом— усталоеть и апатию". "Летом астр. тело сильно привлекается внешним миром. Его внутренняя способность к действию отступает назад. Силы физ. и эф. тел становятся преобладающими. В общем ощущении жизни это выражается в виде сильной усталости".
     "Если пациент впадает в духовную беспомощность, то это происходит оттого, что астр. тело бессильно использовать физ. и эф.тела. Со всем этим связан, однако, хороший сон, ибо астр. тело имеет незна­чительную связь с эф. и физ. телами. Но по той же самой причине пробуждение бывает трудным. Астр. тело не хочет входить в физическое. Лишь когда физ. и эф. тела утомлены к вечеру, наступает их нор­мальная связь с астральным. Вследствие этого пациент лишь вечером достаточно бодр. Все состояние указывает на то, что мы должны прежде всего усилить деятельность астр. тела. Этого мы всегда дости­гаем, давая внутрь мышьяк в форме натуральной воды. Через некоторое время мы замечаем, как человек, о котором идет речь, получает большую власть над своим астр. телом, взаимоотношение между астр. и эф. те­лами становится сильнее. Депрессия, апатия и усталость прекращаются. Физ.телу, которое вследствие длительного ослабления связи с астр.телом утратило обычную подвижность, мы должны прийти на помощь лечением фосфором в слабой дозе. Фосфор подкрепляет организацию Я так, что она может преодолеть противодействие физ.тела. Розмариновые ванны откроют исход отложившимся продуктам обмена веществ. Лечебная эвритмия вновь восстановит гармонию отдельных членов (нервно-чувственной системы, ритмиче­ской системы, моторной системы и системы обмена веществ) человеческого организма, которая была на­рушена вследствие бездеятельности астр.тела. Если мы дадим пациенту еще бузинного чая, то вялый об­мен веществ, постепенно установившийся благодаря бездеятельности астр.тела, станет снова нормаль­ным. Мы могли констатировать у такого пациента полное выздоровление".
     Исследование духовного состояния пациента выявило сверхчувствительность, размягченность астр.тела. Как следствие этого проявляется легкая уязвимость физ.и эф.тел от катарального и воспалитель­ного состояний. Пациент уже ребенком имел слабенькое, необеспечиваемое астр.телом физ.тело. Отсюда — корь, скарлатина, ветряная оспа, коклюш, часто ангина".
     "Следствием недостаточно функционирующего в системе обмена веществ астр.тела является склон­ность к запорам" Судороги наступают всегда, когда атрофируется эф.тело и астральное получает непо­средственное влияние на физ.тело без посредничества эф.тела".
     "Если астр.тело функционирует недостаточно, то в физ.теле возникают процессы, которые являются чужими в человеческом организме. Результатом таких процессов является образование гноя. Оно пред­ставляет собой некоторым образом внечеловеческий процесс в человеке. Вследствие этого в выделениях мочи оказывается чистый гной. Это образование гноя имеет душевный параллельный процесс. Астр.тело столь же мало перерабатывает душевно-жизненный опыт, как физическое — вещества. Если образуются та­кие внечеловеческие вещества, как гной, то выступает также и такое душевное содержание внечеловече-ского характера, как интерес к анормальным жизненным взаимосвязям, предчувствиям, приметам и т.д.".27 (19)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1381. "Современная цивилизация произносит слово любовь, но говорит при этом об эротике. ... Это от­рицание духа. Из силы любви делают силу эротики. Во многих областях на месте гения любви выступает, я бы сказал, не только его низший служитель, эротика, но во многих местах выступает противообраз любви, ее демон. Демон любви возникает тогда, когда действующее в ином случае в человеке как поволенное Богом, воспринимается через человеческое мышление, через интеллект отрывается от ду­ховности.
     Т.обр., это нисходящий путь: человек познаёт гения любви, получает проодухотворенную любовь, и он познаёт низшего служителя, эротику, подпадает демону любви. И гений любви интерпретируется современ­ной цивилизацией не в истинном облике, но — как сексуальность. Сегодня уже говорят не об эротике, желая подойти к любви, но говорят о сексуальности!
     В этих разговорах цивилизации о сексуальности, можно уже сказать, заключено многое из того, к че­му сегодня стремятся как к т. наз. сексуальному воспитанию. В этой современной интеллектуализированной речи о сексуальности живет демонология любви. ... где отрицают гения, там выступает демон. ... Наше время часто вместо гения любви молится демону любви и в сексуальности смешивает духовность любви с демонологией любви.
     Именно в этой области возникает полнейшее непонимание. Ибо жившее первоначально в сексуаль­ности, было пронизано духовной любовью. Но человечество может отпасть от этого одухотворения любви. И оно легче всего отпадает от одухотворенной любви в эпоху интеллектуализма. ... Это в человеческих силах, я бы сказал, — отречься от собственного существа. И человек отрекается от него, когда отходит от гения любви и тонет в демоне сексуальности; при этом я имею в виду вообще тот род чувств в понимании этих вещей, который особенно популярен в современности".225 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Психоанализ

1890. Возникновение психоанализа связано с именем венского врача Йозефа Бройера (1842—1925). (Д-р Р. Штайнер знал его лично). Одна из его пациенток страдала наступающим временами помрачением со­знания, которое сопровождалось параличом руки. При этом она забывала немецкий язык и могла говорить только на английском. В детстве она пережила галлюцинацию, в которой к ее больному отцу подползла змея, чтобы его укусить. Она хотела ему помочь, но почувствовала себя парализованной, а пальцы ее рук вдруг превратились в маленьких змей с мертвыми головами. Бройер был человеком тонкой духовности, кроме того он умел хорошо вводить в гипноз. И вот, выслушивая рассказ больной, он заметил, что ее болезнь как он заметил, что ее болезнь как бы отступает. Наблюдая это далее, он построил метод лечения, основанный на том, что его пациентка в гипнотическом состоя­нии пересказывала свою историю.
     Учеником Бройера был Фрейд(1856-1939), стоявший под влиянием школы Жана Мартина Шарко(1825-1893). Он не захотел ограничиться объяснением случая в том смысле, что все дело заключалось в нервном шоке. Бройер был блестящим врачом, но в силу чисто внешних обстоятельств не имел звания профессора и пото­му не стал далее заниматься этим случаем, хотя можно предположить, что, имей он это звание, все дело могло бы получить совсем иной оборот. Фрейд же, размышляя над этим случаем, сказал себе, что многие люди сидят у постелей больных отцов, однако все проходит без последствий. Он стал искать далее. В дру­гом случае он столкнулся с дамой, у которой произошел такой случай. Она провожала на курорт боль­ную подругу. Гости вышли из дома, и вдруг из-за угла вылетела карета. Дама, вместо того, чтобы отско­чить на тротуар, побежала впереди лошади и, добежав до моста, прыгнула в воду. Впоследствии оказалось, что в детстве она едва не утонула вместе с упавшей в реку каретой. Фрейд и здесь понял, что не все пережившие в детстве нечто подобное впоследствии страдают истерией. Он стал расспрашивать даму далее и выяснил, что она была влюблена в мужа своей подруги, и когда ее вытащили из реки, то доставили в дом подруги, где ее муж оставался один. Во многих других случаях Фрейд заметил, что за одними факта­ми кроются другие, имеющие отношение к любви, но которых пациенты не могут сами вспомнить. "Так было изготовлено то, что Фрейд назвал своей теорией неврозов, сексуальной теорией. Он нашел, что во всех подобных случаях играло роль сексуальное. Видите ли, подобные вещи, естественно, исключительно собла­знительны. Во-первых, в современности вообще есть склонность повсюду, где хотят объяснить что-либо человеческое, призывать на помощь сексуальное. Поэтому нас не должно удивлять, что врач, находящий, что в столь многих случаях истерических заболеваний в игре участвует любовь, выдвигает такую теорию".
     Другого мнения, чем Фрейд, придерживается Юнг (Карл Густав, 1875-1961) из Цюриха. Он ссылается еще на одного противника Фрейда, некоего Альфреда Адлера (1870-1937), который считал, что наравне с сек­суальностью в человеке доминирующую роль играет воля к власти над своим окружением, обоснование которой в философии дал Ницше. В подтверждение этого принципа также были найдены многочисленные примеры из медицинской практики. (Например, было замечено, что женщины падают в обморок, терпя поражение в сердечных баталиях, но падают они на диван, а не рядом и т.д.) Юнг сказал себе: вероятно, правы и Фрейд, и Адлер. И, основываясь на них обоих, он построил новую теорию. Она довольно интересна, осо­бенно с точки зрения бессилия сознания нашего времени. "Юнг говорит: есть два типа людей. У одного типа особенно развиты чувства, у другого — мышление. ... Ну, это просто само просится в руки. Но уче­ность имеет еше другую задачу: она не может так кустарно рассматривать вещи (два типа и т.д.) ... Ученость говорит в подобных случаях... об экстравертивном типе (соединяющемся с объектом) и интровертивном (отстраняющемся от объекта и думающем о нем). Первый, таким образом, и есть человек чувств, второй — человек рассудка. Итак, это вполне научное деление, не правда ли? остроумное и содержательное, соответствующее до определенной степени действительности, так что просто так его не отвергнешь. Юнг говорит далее: у экстравертивного типа... рассудочные понятия часто остаются в подсознании; он живет в чувствах, а в подсознании застревают рассудочные понятия. Сознание и подсознание приходят в конфликт..." У другого типа в подсознании остаются чувства. Так возникают истерические состояния. С этим теперь работают в медицине, пытаются ввести в педогогику. "Таким образом, здесь мы встречаем не узкую теорию, но попытку сделать нечто явлением культуры". Юнг далее различает два вида бессознатель­ного: индивидуальное и сверхличное. "Он говорит: существуют также и такие вещи, которые разыгрываются в душевной жизни, но которых нет в личности; нет их и в материальном, во внешнем мире, они должны быть, следовательно, приняты как существующие в душевном мире. ... Итак, врач должен исходить из того, что нужно исследовать не только то, что больной переживает индивидуально, но и многое другое, чего он индивидуально не переживает, чего, следовательно, нет во внешнем мире, но что составляет душевное со­держание. При этом психоаналитики приходят к тому, что утверждают: человек переживает, собственно, не только то, что он пережил после своего физического рождения, но и многое из периода до своего рожде­ния. И это теперь бунтует в нем. Теперь рожденный человек переживает подсознательно, например сказа­ние об Эдипе. Не просто изученное в школе сказание об Эдипе переживает он, но — греческих богов; он переживает все прошлое человечества. И худшее при этом состоит в том, что человек теперь все это пе­реживает, а в сознание пускать не хочет. Психоаналитики должны были сказать — дело дошло даже до этого: — греческий ребенок также переживал это, но греку все это рассказывалось; он все это переживал так же и в сознании. Современный человек все это тоже переживает, но оно восстает в нем: у экстравертивного человека в подсознательных мыслях, а у интровертивного — в подсознательных чувствах. Это бродит внутри человека; бродит как демоны".
     Итак, дело сводится к тому, чтобы человек обрел сознательное отношение к духовному миру внутри се­бя. "Ибо психоаналитик идет так далеко, что вынужден сказать: человеческая душа имеет отношение к бо­гам; и незнание об этом ведет к болезни. Психоаналитик ищет разные средства извещения об этом. Но его средства часто бывают гротескны".
     "Юнг говорит: боги, к которым человек имеет отношение, но не знает об этом, мстят ему, гневаются, а месть выступает как истерия. — Прекрасно!" Если человек, например, боится огня, то это страх перед демоном, живущим в огне. Однако человек третирует этого демона, не знает о нем; и демон мучает его, но отношения к нему найти не может: ведь демон для человека — это суеверие! Что же делает в таком слу­чае современный человек? Он проецирует все это вовне: находит какого-либо друга и говорит: это он преследует меня и т.д."Терапия часто заключается в том, что психоаналитик все это дело отвлекает на себя. И часто случается так, что — в хорошем и плохом смысле — пациент делает врача богом или чертом". В случае, где присутствует любовь, психоаналитик считает, что если женщина была влюблена, но не была завоевана, то это в ней остается. И это также может быть демоном, который ее мучает. Однако в пациен­те различают индивидуальное от сверхиндивидуального. И поскольку в нем, таким образом, остается некое количество любви, то отвлечь ее рекомендуют на "служение самаритянки", на какое-либо благое дело и т.д.
     В книге Юнга "Психология бессознательных процессов" содержатся исключительно интересные вещи, из которых вы можете увидеть, к чему сегодня приходят психоаналитики. Там говорится, что человек имеет в бессознательном всяческие позорные поступки и чертовщину, наравне с прекрасным (естественно, о люциферическом и ариманическом при этом не говорится). Пациент проектирует это или на врача или на себя; находится как бы между Сциллой и Харибдой. В книге говорится: "Ошибка, которую он делает в обо­их случаях, состоит в том, что он лично к себе причисляет содержание абсолютно бессознательного. Так делает он себя и богом, и дьяволом. Здесь заложено психологическое основание того, почему люди постоянно призывают демонов и не могут жить без богов, извлекают некоторые особенно умные Specimino des hоmо оccidеntаlis (образины человека западного) из вчерашнего или позавчерашнего дня, сверхчеловеков, чей бог мертв, почему они сами стали богами, и именно рационалистическими "божками в 1/12 долю", с толстощекими черепами и холодными сердцами". "Понятие Бога, — говорит далее психоаналитик, — есть всего-навсего необходимая психологическая функция иррациональной природы, которой с вопросом о существовании Бога вообще нечего делать"! Психоаналитик доказывает человеку, что он станет больным, если не заведет своего бога; но эта необходимость не имеет ничего общего с существованием Бога. И он продолжает: "... ибо этот последний вопрос", а именно вопрос о существовании Бога, "принадлежит к глупейшим вопросам, какие только может поставить человек"!
     "Ницше родился в 1844 г.; три года его душа, прежде чем сойти на Землю, была вверху, в царстве духов, в духовной борьбе. ... Шопенгауэр умер в 1860 году. ... лишь после этого Ницше посвятил себя изложению текстов Шопенгауэра". Ницше читал Шопенгауэра, а Шопенгауэр пребывал в борьбе духов и, ин­спирируя Ницше, черпал из связи с борьбой духов, в которую он был ввергнут. "Вагнер умер в 1883 году, Духовный путь Ницше принял тогда примечательно иное направление ... чем он был ранее...". Вагнер был в духовном мире после свержения духов тьмы и его влияние на Ницше было иным, чем влияние Шопенгауэра. "Здесь начинается сверхличное, конкретное влияние; не то абстрактно-демоническое, о котором говорит психоанализ. ... Юнг так видит дело: Ницше нашел демона и проецировал его вовне, на Вагнера. Ну, да, проекция, экстравертивный, интровертивный типы — все это абстракция, а не действительность!"178(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Действие Плеромы. Шаманизм, сатиры и фавны

343. "Духовный мир в течение многих столетий как милость посылал человечеству сверху откровение Плеромы. Человечество видело этот полный свет, этот в свете и через свет открывающийся в идеях мир. И вот перед этим миром был распростeрт своего рода покров. Лишь в Азии остались декадентские остатки — знание о том, что было за покровом. Перед Европой покров простирался вертикально от земли до неба. Его нижнее основание проходило по Уралу, по Волге, через Чeрное море до Средиземного моря. Представьте себе, что здесь для Европы возведена "обойная" стена колоссальных размеров, проходящая по пути, который я показал, стена, через которую нельзя видеть, а позади неe, в Азии, развиваются последние декадентские остатки видения Плеромы. В Европе этого больше не видят, поэтому здесь развивается внутренняя мыслительная практика, без видения в духовном мире. ... По ту сторону "обойной" стены, на Востоке, возникла культура, которая таковой вовсе не является, которая наколдована в земно-физических формах в подражание тому, что должно в ткании духа переживаться плероматически. Господство и ткание духовных существ в Плероме должно некоторым образом нисходить на Землю — в камни, в куски древесины; и вот, в воздействии их одних на других стали искать нечто от такого духовного действия, стали, если я могу так выразиться, подгонять это под действие и бытие духовных существ в Плероме.
     Что, собственно говоря, лишь боги делают между собой, мыслилось как деяние физически-чувственных идолов. Служение идолам стало на место служения богам. И то, что может быть названо худшим действием восточной, северо-азиатской восточной магии, — это является неправомерным перенесением в чувственное фактического мира Плеромы, к которому некогда человек поднимал душевный взгляд. Магическое колдовство шаманов и их отзвук в средней и северной Азии — южная Азия, конечно, также заражена этим, но одновременно остаeтся и сравнительно свободной от этого — это упадочные формы древнего воззрения на Плерому. Физически-чувственное колдовство выступило на место участия человеческой душевной деятельности в божественном мире Плеромы. Что душа должна делать и некогда делала — этого пытаются достичь с помощью чувственно-физических колдовских средств. Целиком ариманической стала деятельность Плеромы на Земле в том, чем здесь стали заниматься. ... Т.обр., если перемещаться от Урала и Волги далее на восток, то мы там находим примыкающий к человеческому земному миру астральный мир, где в столетия от позднего средневековья и до настоящего времени практикуется ариманизированная магия некими духовными существами, которые в своeм эфирно-астральном строении хотя и стоят над человеком, но своим душевным и духовным строением остаются ниже человека. Через всю Сибирь, через Среднюю Азию, через Кавказ, повсюду там в мире, непосредственно граничащем с земным, ужасные ариманические эфирно-астральные существа занимаются коренящимся в астральном и земном ариманическим колдовством. И это действует заражающе на людей..."
     Исходя из духовного созерцания природы, греки говорили о фавнах и сатирах, вотканных в земное свершение. "Те фавны и сатиры, примерно на переходе от III-го к IV-му христианскому столетию, все перебрались в области Урала и Волги и на Кавказ. Это стало их родиной. Там они проделывали своe дальнейшее развитие". По другую (европейскую) сторону этого космического занавеса развивались только мысли, диалектика, логика, идеальные понятия о земном мире, "всe то, что означает человеческое наслаждение, человеческое удовольствие, хорошее самочувствие в чувственном бытии. В чистое употребление рассудка, который развивался, примешивались земно-человеческие, люциферические вожделения.
     Но благодаря этому рядом с тем, что развивалось как стремление к разуму и идеальному праксису, непосредственно на границе земного мира развился другой, астральный мир: развился астральный мир, который, так сказать, находился среди тех, кто так чисто, как Джордано Бруно или Галилей, а также и те, кто был позже их, стремились к выработке земного мышления, стремились к земным мыслительным максимам и мыслительной технике. Среди них возникли существа астрального мира, которые теперь вбирают в себя всe это, а также и религиозную жизнь. ... И так постепенно чисто мыслительные стремления получили чувственно-физический характер. ... Земные удовольствия людей (в XVIII в., особенно в XIX в.), ставшие рафинированными, связанные с рафинированным познанием благодаря мыслительной технике, развили в людях элемент, ставший питанием для неких астральных существ; этот элемент исходил из мышления, ставшего необыкновенно острым, но обращенного на простое пронизание чувственного мира.
     Возникли такие теории, как марксистская, которая вместо того, чтобы мышление возвышать в спиритуальное, ограничивается простым плетением чувственно-физических сущностей, чувственно-физических импульсов. Это было чем-то таким, что постоянно увеличивало возможности для определeнных люциферических существ, ткущих на этом астральном плане, захватить человеческое мышление. Мышление людей стало насквозь пронизанным тем, что тогда мыслили некоторые астральные существа, которыми западный мир был столь же одержим, как Восток — наследниками шаманов.
     И так, наконец, возникли фигуры, которые были одержимы такими астральными существами, которые в остроумно-чувственное земное мышление ввели человеческие вожделения. Так возникли те существа, которые с астрального плана делали одержимыми собой ,i>Ленина и других его товарищей. ... На восток и на запад от Урала и Волги, на астральной территории Земли интенсивнейшим образом стремятся к некоему космическому браку существ. Жизненный воздух одних из них образует люциферическое мышление Запада, а у существ с востока до Урала, на примыкающей к тем областям астральной территории, жизненный элемент образует заземлeнная магия прошлой деятельности Плеромы. Эти существа ариманической и люциферической природы стремятся соединиться. И на Земле имеется совершенно особая астральная территория, на которой люди живут и имеют задачу всe это прозревать. И если они эту задачу исполняют, то исполняют нечто такое, что грандиозным образом возложено на них во всеобщем развитии человечества.
     Но если они отворачивают от этого свой взгляд, то изнутри, душевно становятся всем этим одержимыми, одержимыми тем пылким браком, который в космическом смысле заключают между собой азиатские ариманические существа и европейские люциферические существа, которые со всем космическим вожделением стремятся к соединению и порождают ужасно душную астральную атмосферу, делают людей одержимыми собой. Так постепенно на восток и на запад от Урала и Волги возникла астральная область, поднимающаяся непосредственно от земной поверхности, которая является земной астральной областью для существ, которые суть метаморфизированные фавны и сатиры.
     Когда мы сегодня смотрим на восток Европы, то видим не только людей, если хотим видеть всю действительность, но видим и то, что на протяжении средних веков и в новое время стало некоего рода раем для фавнов и сатиров, проделавших свое развитие, метаморфозу. ... нижняя часть их тела козлиная, совершенно по особому одичавшая, так что наружу она выступает, благодаря вожделениям как светящаяся, блестящая козлообразная форма, в то время как вверху она имеет необыкновенно интеллигентную голову, голову, обладающую некоторого рода блеском, но которая является отображением всевозможного люциферического, рационалистической рафинированности. Облик — средний между козлом и медведем, рафинированный в вожделениях, и к нему притянуто невероятно умное физиономически человеческое. Таковы эти существа, населяющие рай сатиров и фавнов. ... И надо всем таким вот образом происходящим, я бы сказал, танцует отставшее человечество со своими притупленными понятиями и описывает только земное, тогда как в земном развeртываются подобные вещи, которые поистине не менее принадлежат этой действительности, чем те, которые человек видит чувственными глазами и может понимать чувственным рассудком.
     Что разыгрывается между Азией и Европой, впервые можно понять, лишь поняв это в его астрально-духовном аспекте, можно впервые понять, рассмотрев то, что как упадочный шаманизм осталось от действительности в Средней и Северной Азии, что там как современный декадентский магизм вожделенно стремится к космическому браку с тем, что на внешнем основании получило имя большевизм. Да, к западу и к востоку от области Урала и Волги стремятся к браку магизм и большевизм. Что разыгрывается там, является человечеству потому непонятным, что оно принимает своеобразную форму мифа, потому что люциферически-духовное большевизма соединяется со ставшими совершенно декадентскими формами шаманизма и переходит в области, лежащие за Уралом. С запада на восток, с востока на запад разыгрываются, т.обр., события, являющиеся, по сути, событиями рая сатиров и фавнов. ... Внешне, можно сказать, это выглядит так, что скопляются облакообразные духовные облики, чем далее они проникают на восток к Уралу и Волге; при этом нижняя часть их тела остаeтся неразличимой — впечатление такое, что эти облики, скопляясь, выглядят вожделеющими, рафинированными головами, как если бы человек утратил остальное тело и стал одной головой. С др. стороны, с востока, к области Урала и Волги идут метаморфизированные сатиры и фавны, чья козлиная природа стала медвежьей природой, и которые чем дальше идут на запад, тем больше теряют головы; и в астральной сфере совершается их брак. ... Так возникают эти метаморфизированные, снабженные сверхчеловеческой головой образования, так возникают в астральной сфере эти метаморфизированные сатиры и фавны. Они жители Земли, как и физические люди. Они движутся внутри того мира, в котором движется и человек. Они соблазнители и искусители физических людей; поскольку могут делать людей одержимыми собой. Тогда случается так, что люди верят, будто всe, что они делают, происходит от их собственного существа, тогда как в действительности они это делают в этой области потому, что внутренне, в крови, они пронизаны такими существами с медведеобразными телами, идущими с востока, и со сверхчеловеческими метаморфизированными европейскими головами.
     Подобные вещи сегодня подобает постигать с той же силой, с какой некогда формировались мифы. Ибо лишь когда мы сможем сознательно войти в область имагинативного, мы сможем сегодня понять то, что мы должны понять, если хотим и должны сознательно стоять в развитии человечества". 225 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

344а. "Михаэль — Солнце: 1879 — 2300" (включительно). 266-1, с. 257, 283


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

461. "Не так уж страшно, если человек развивает низшие вожделения, пока он остаeтся обыкновенным человеком, но плохо, когда он употребляет высший рассудок, предаваясь низшим вожделениям. Тогда с ними соединяется часть природы его Манаса. В материалистический век это случается повсеместно". 93-а(20)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Действия Ангела в астральном теле человека

1095. Было бы трагедией, если бы люди не осознали действие Ангелов в их ас.телах, если бы они проспали повторение Мистерии Голгофы на эфирном плане, новое явление Христа в эфирном мире. "Тогда то, что должно быть достигнуто с помощью образов в ас.теле человека, стало бы достигаться Ангела­ми на другом пути. И то, чего люди не смогли бы достичь в своeм ас.теле, будучи бодрствующими, этого Ангелы постарались бы достичь через спящие человеческие тела... и эф.тела во время сна. ... Это представляет собой большую опасность для эпохи сознания. Если люди не захотят обратиться к ду­ховной жизни, то до начала 3-го тысячелетия может произойти одно событие. Небольшое время отделяет нас от 3-го тысячелетия, оно начнется после 2000-го года, и может случиться, что Ангелы всю свою работу должны будут изъять из ас.тел людей, чтобы погрузить еe в эф.тела. Но люди при этом участвовать не будут!... Ибо если бы они были при этом в бодрственном состоянии, то они этому воспрепят­ствовали бы. ... Тогда непременно в человеческом развитии наступило бы троякое. ... Вместо сознания свободы выступил бы инстинкт... вместо светлого, бодрственного сознания вредным, разрушительным образом из сексуальной жизни выступил бы инстинкт, который не просто означал бы определeнное заблу­ждение, но перешeл бы в сознательную жизнь, вызвал бы определeнные образования в социальной жизни. Люди, прежде всего, тем, что тогда пришло бы в их кровь вследствие сексуальной жизни, пробуждались бы не к развитию братства на Земле, а постоянно противились бы ему, но инстинктивно. (В основе здесь лежали бы намерения определeнных ангельских существ достичь неких изменений, связанных с Мистерией рождения, о чeм я не могу говорить подробнее, ибо это принадлежит к высочайшим тайнам науки посвящения).
     Итак, придeт решающий момент, где необходимо будет решать: идти ли направо — тогда нужно будет сначала думать, или налево — тогда можно спать, но тогда выступят инстинкты, которые будут ужасны. А что скажут учeные, когда выступят эти инстинкты? Они скажут: это природная необходимость". Ста­нет ли человек Ангелом или чeртом — наука объяснит всe как закономерные следствия, вторым последст­вием будет то, "что выступит инстинктивное знание определeнных лечебных средств, но это будет пло­хое знание. ... Здоровье назовут болезнью... определeнными субстанциями и отправлениями будут вызы­вать болезни. В-третьих, узнают совершенно определeнные силы ... силы определeнных колебании, при­водя которые в гармонию, раскуют огромные машинные силы ... техника войдет в дикий фарватер, но из эгоизма это сочтут благодеянием".
     "Будут испытывать большое удовольствие в следовании определeнным искажениям сексуального ин­стинкта, будут восхвалять эти искажения как особенно высокое достижение, как сверхчеловечность, непредвзятость, как преодоление предрассудков. Ужасное станет прекрасным. Но этого не заметят, так как будут говорить о природной необходимости". 182(6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1283.

"Имеются духовные существа, к которым человек может приблизиться и высшие способности которых, т. е. их способности думать, рассуждать, воспринимать, испытывают притяжение к человеческой сексуальности и т. п. инстинктивным действиям. Если человек указанным образом орудует со всем тем, что имеет отношение к родству, к рождению, блаженству, то он живет некоторым образом в психической ауре таких существ, у которых высшие способности родственны нашим низшим способностям. Поэтому низшие способности человека через это родство возбуждаются, и поэтому также и психоанализ, возникший из материалистических воззрений, действует под влиянием таких существ, возбуждающих главным образом взгляд на низшую жизнь страстей.
     Таким образом, через полюс 1 (см. схему выше) человек попадает в царство таких существ. ... Поэтому в современности основной характер многих стремлений таков, что весь мир они хотят рассматривать с точки зрения низших потребностей. ... от Фрейда до ... Лоуренса Олифанта (1829-1888), который в своих весьма интересных книгах "Sympneumata" и "Науко-религия" выражает тем не менее сублимированное стремление весь мир, все мировое свершение, а также и духовное стремление представить в аспекте сексуального. И хотя у Олифанта все чрезвычайно тонко, духовно, благородно и симпатично, тем не менее это путь, идущий от Фрейда к Олифанту".
     Таков полюс 1. Полюс 2 стремится при созерцании духовной действительности более или менее исчезнуть в ней. Стремление этого полюса находится еще в начале, тогда как 1-й полюс широко распространен в Европе. "Этот, 2-й полюс со своим сакраментализмом приближается к существам, низшие силы которых родственны человеческим высшим силам, силам человеческого разума, рассудка, человеческой психической организации, человеческой спиритуальной организации. ... Следствием этого является то, что при развертывании оккультных сил этого полюса, этого импульса возникает стремление оторвать высшие сверхчувственные члены человеческой природы от чувственного человека.
     Но затем, когда человек вырывается к имагинативной, к визионарной жизни, он входит в ауру, в которой (указанные) существа развивают их низшие потребности. Благодаря этому возникает удивительное явление, состоящее в том, что человек тогда хочет особенно сильно выработать для себя — и к этому он устремляется все больше и больше — роль зрителя, благодаря чему он делает себя связующим членом между сверхчувственными и подчувственными существами... развивает в себе тягу сделать из себя инструмент, с помощью которого некие сверхчувственные существа могли бы воздействовать на подчувственные силы, на те силы, которые сокрыто лежат в чувственных явлениях, в чувственных феноменах. В чувственных феноменах находятся силы, подобные ныне известным силам электричества, магнетизма и др. И человек, односторонне отдающийся этим импульсам, хочет тогда не обращать внимания на чувственный мир, непосредственно на мир феноменов. Но благодаря этому он подпадает опасности предоставить себя в качестве моста сверхчувственному миру, высшим Иерархиям, когда свои силы они посылают вниз, в подчувственный мир. Потребность развивать нечто в сакраментализме, в символическом действе является именно такой потребностью. Ибо всякий раз, когда выступает сакраментализм, когда выступает символическое действие, силы из высших миров устремляются в низшие миры и обратно, устремляются односторонне в этом струении сверхчувственного мира в подчувственный мир, когда чувственный мир исключается и проходит импульс 2-го полюса. Поэтому, естественно, внутри 2-го импульса все снова и снова будет возникать потребность сделать себя носителем духовных существ или духовных сил. ... Синтез должен состоять в соединении обеих односторонностей, когда вы их обе преодолеваете". Эффективно над этим работал Гете. 171(12)

_________________________________________________________
*Псевдоним Эдуарда Бульвера, лорда Литтона.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     717
. "Сократ обладал телепатическими силами, которым он давал возможность переходить на учеников, когда он их учил". Но копировать это теперь недопустимо. 106 (4)
     "Что касается природной жизни, то определенные силы отступают назад (в связи с интеллектуальным развитием человека), и потому теперь больше не понимают многих рассказов из библейской истории, которые означают совсем иное, чем думают люди. Обратите внимание, например, на то, как подло, извращенно подло говорят в новое время об отношениях Сократа с его учениками, обвиняют его в гомосексуальных связях, тогда как он указывает на одну сторону душевных сил, где нечто развивается не только благодаря слову, но также и благодаря совместному пребыванию Сократа с его учениками. Присутствие человека имеет для них значение. Это отвратительное опорочивание, когда подобные вещи в (древней) Греции связывают с понятием гомосексуальности". Прикосновение рукой означает также излучение сил, которые в прошлом оказывали даже целящее действие. С этим связана и тайна рукоположения. 342, с. 140


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru