Главная
Предметный указатель
Апокалипсиса - см. — лев |
163.В развитии человека были, кроме богов, деятельны его физ., эф., астр. тела и "я". Их действие вырабатывало типы обликов. Те, у кого на верхнюю часть тела особенно воздействовала физическая натура, принимали облик тельца, апокалиптического быка, но не современного вида, который теперь в упадке. У кого особенно деятельным было эфирное тело, образовывали львиный тип. Где преобладало астральное тело — образовывался тип орла. Чрезмерная астральность затем отпала и поднялась с земли как птичье бытие. Где преобладало "я", там происходило гармоничное соединение всех трех натур. Этот тип выражен в сфинксе с львиным туловищем и орлиными крыльями; он также содержит в себе нечто от тельца; в ранних вариантах он даже имеет хвост рептилии. Спереди возвышается голова человека.106 (8) "Если ты теперь обратишь свой взор на восток и тебе в духе явится действительность, то в свете высей ты увидишь моего Орла, который желает принести тебе мудрость Востока. Под ним же ты увидишь коршуна — моего врага, который так влияет на твое мышление, что мудрость для тебя может стать изнуряющей силой, пожирающей твои члены по мере того, как ты земным мышлением ищешь постижения мудрости. Если ты душевный взор обратишь на юг, то ты сможешь увидеть в свете высей моего Ангела, который должен нести твоим чувствам откровение красоты; но мой враг указывает тебе на сову, что находится ниже; она в откровения духовной красоты может подмешать силы, которые в твою душу, когда она во время сна странствует вне тела, могут насадить желание восстать против красоты и увести чувства прочь от откровений духа. Если ты душевный взор сможешь обратить на запад, то в свете высей ты увидишь моего Льва, того посланца, который твою душу способен наделить силой, происходящей из духа; она сделает тебя сильным. Однако под моим Львом ты увидишь черного ворона — моего врага, который в твоей душе насаждает желание духовную силу постоянно закрывать физической. Так не дано твоей душе, когда она проходит через послеатлантические инкарнации, незамутненно переживать то, что несут ей мудрые вестники правильных мировых духов".265, с. 178 "Орел: в теле изнуряясь — дневное бодрствование. Сова: пронизывая ночь — — Ворон: культуру затемняя — ". 265, с. 206 Перейти к данному разделу энциклопедии
657. "Древние художники стремились красиво оформить земное. ... Данте помещает Гомера и других гениев древности в преддверие Ада". "Ибо по христианскому воззрению душа должна отказаться от земного, дабы не запутаться в нем", Лев есть выражение храбрости; пантера — хитрости (одиссеево свойство). Описание "скупых" и "расточительных" на астральном плане дано Данте верно. "Город Дис есть выражение физической действительности. Люди там живут в гробах. Материалисты — это живые мертвецы". "Беатриче была подлинной личностью, но также и выражением всего духовного. Она есть ... персонификация Теологии". "Вергилий дал в "Энеиде" образ посвящения". 97 (2)
Перейти к данному разделу энциклопедии
31. Геракл был посвященным Элевзинских Мистерий. Мистерии проводили человека через смерть преходящего, т.е. в подземный мир, и через посвящение они хотели спасти вечное от нисхождения. Геракл преодолевает опасности подземного мира (Цербера) как мист. Его подвиги — это ступени внутреннего развития души. Он побеждает Нимейского льва, т.е. обретает господство над чисто физическими силами в человеке. Он убивает девятиглавую Гидру горящими головнями и в ее желчь окунает стрелы, и они тогда не знают промаха. Это означает, что он преодолевает низшую науку, чувственное знание огнем духа и у приобретенного низшего знания он берет силу видеть низшее в свете, свойственном духовному оку. Геракл ловит лань Артемиды — богини охоты. Он ловит то, что может служить свободной природе человеческой души и т.д. 8(5)
Перейти к данному разделу энциклопедии
Алхимическая, астрологическая символика
115а. 265, с. 216,219 Соль есть символ кристаллизации физ.тела в эф.теле. Принцип кристаллизации преодолевается растворением. "Это принцип развития, избавление от темницы материи. В оккультных сочинениях он называется "солью"". 266-1 с. 320, 331 В знаке Меркурия соединены Солнце, Луна и Земля. "Меркурий есть символ рассудка, ибо лишь благодаря отделению Солнца, а потом Луны от Земли, возникли условия, среда, необходимая для развития рассудка, Я". 266-1 с. 319 Перевернутый знак Венеры означает человека как часть Земли в его современном состоянии". 266-1, с.323 В наше сердце идут силы от знака Льва, от Солнца; на него также воздействуют Духи Огня. Все три часто употребляются как символ сердца: Лев, Солнце, огонь. Подобное имеет место и в отношении других органов. 266-2, с.70 Перейти к данному разделу энциклопедии
153. "Химическая свадьба". В первом дне речь идет о "телесном лице". Этим подчеркивается, что имагинация носит не болезненный характер, это не видение помраченной душевной жизни, а духовное восприятие, столь же действительное, как восприятие физическим глазом. Странник в "Химической свадьбе" уже семь лет назад обладал этим восприятием, т. е. он готов принять приглашение, готов своим отделенным от тела сознанием соединиться с духовным миром. Он чувствует себя соединенным с эф.телом, а оно не приведено в равновесие с мировыми силами, как физ.тело. В духовном мире господствует постоянная подвижность, которую странник и переживает как бурю, штурмующую сознание. Из неопределенности этого восприятия выступает откровение духовного существа. Здесь не следует искать символов. Деятельность эф.тела можно сравнить с возбуждением от излучающегося света. Этот свет встречается с открывающимся духовным существом и оттого появляется "голубое". А там, где это существо воспринимает свет эф.тела, возникают звезды. И это объективное переживание, а не видение. Путь познания странника не мистический, а алхимический, идущий через познание закономерных связей вещей природы, обусловленных духовно-сущностным, через познание сверхчувственных сил, деятельных в чувственном мире, но не познаваемых чувственно. Странник воспринимает их, сделав свое эф.тело органом восприятия. Он желает сначала познать сверхчувственные силы природы, а затем, вооружась подобным знанием, понять истинную суть человеческого тела. Мистик в сравнении с этим сознательную душу еще глубже вводит в связь с телесностью, самосознанием погружается в ту часть телесности, которая скрыта от сознания, когда его наполняют восприятия чувств. На мистическом пути угрожают люциферические силы, на алхимическом пути — ариманические. Алхимик должен уметь хорошо отличать истину от заблуждения, которое допущено как движущая сила в развитии сознания. Странник силою Христа укреплял себя в чувственном мире, приобщаясь ко Христовой истине. Когда перед ним встает духовное существо, его освещает Христов свет, идущий из эф.тела странника, и он обнаруживает на письме знак Христа. Значит, имагинация верная. Далее страннику важно знать, находится ли его существо в созвучии с отношениями в Мироздании. Этой же цели служит и год, указанный в заглавии книги — 1459. Странник погружается в сон, где он способен сохранять сознание; и в нем он узнает о том, что в обычной жизни остается бессознательным. Он видит имагинацию башни, в которую он заключен. События в ней — это душевно-внутреннее. Открываются жизненные силы, способствующие росту. Под влиянием их одних в человеке не может вспыхнуть сознание. Для этого необходимы, кроме заблуждения, еще силы уничтожения. В человеке живет сила старости — "снежно белый человек". Только силой, стоящей за старостью, человек способен оторваться душой от области чувственного опыта. Опыт сна показывает страннику, что он способен природу и мир человека встретить душой, видящей в них скрытое; значит, он созрел для следующего дня. Второй день приносит страннику опыт, благодаря которому он решает, способен ли он достичь истинного духовного созерцания или его душу объял мир заблуждений. Это переживание облекается в имагинацию вступления в замок, где царит мир духовного опыта. Но эта имагинация может быть и истинной, и ложной. Брат розы и креста видит себя в поле имагинативных переживаний окруженным множеством душ, которые хотя и живут с представлениями о духовном мире, но не способны прийти в действительное соприкосновение с ним. Оно зависит от отношения души ищущего к чувственному миру до вступления на Порог. Необходимо быть способным сложить у Порога все отношения к чувственному миру. Душевная конституция брата розы и креста, отражаясь в части эфирного духовного мира, дает имагинацию льва: это его собственная самость в духовном мире эфира. Переживание бессилия во второй день превращается позже в силу духовных переживаний. Бессилие — это оковы, что накладывают на него. Семь гирь на весах — это имагинативные представители семи прекрасных искусств. Ими душа готовится к вхождению в духовный мир. Но еще необходима любовь, которая без изменения входит в духовное. На третий день, после изгнания недостойных, брат розы и креста чувствует, что для него открывается возможность силой рассудка воспользоваться подходящим для духовного мира образом. Это предстает как имагинация единорога, склоняющегося перед львом. Что брат Розенкрейц может созерцать духовный мир из библиотеки замка и гробницы Королей — означает, что он сделал свою волю деятельной в этом мире. Его друзья делают это чужой силой. В фениксе раскрывается тайна смерти и рождения. В духовном мире существует только превращение. ХV в. явился поворотным для метода посвящения. От греко-римских времен и до этого века для вступления в духовную реальность пользовались инстинктивными силами рассудка. И брат Розенкрейц еще идет этим путем, но перед ним встает новое — силы полного самосознания. Поэтому он должен проникнуть в тайну замка, скрытую от него. О созерцающем сознании говорит опыт в глобусе. В человеке полярно противостоят мужское и женское начало. Тому, что подступает к Христиану Розенкрейцу как открывающееся знание без содействия его воли, он дает приблизиться силами, представленными образами женственности, а где путь пролагает его воля, там встает образ мальчика-проводника. Это мужское и женское не имеют никакого отношения к чувственному миру. Дева "Алхимия" является представительницей сверхчувственного знания, в противоположность семи прекрасным искусствам. Древняя надпись, доставленная львом, содержит требование обратиться к инспирации. Для этого необходимо в духовном мире найти Я с его чувственными переживаниями; должен всплыть род переживаний чувственного мира. Поэтому на четвертый день ставится "комедия". Книга на алтаре указывает на мировые творческие мысли в душе, светильник — на действующий в них во Вселенной световой эфир, рождающий в человеке познание. Купидон, дующий на светильник, — это полярно противоположная сила: свет и любовь. В духовном мире в прасилах света живет творческий мыслеэлемент мира, а в любви — творческий элемент воли. Сфера указывает на то, как человеческое переживание выступает членом вселенского переживания. Часы говорят о вплетенности души во временной ход космоса, а сфера — в пространственный. Фонтан, голова со змеей указывают на тот род, каким рождение и смерть обосновываются духопознающим в Мироздании. Это очень старые образы. Короли являют Христиану Розенкрейцу, как живут его душевные силы в его собственном внутреннем; их переживания отражают совершающееся в душе при определенных условиях. Обезглавливание отражает связь человека с земным мышлением. Перед "королями" Христиан Розенкрейц собственное душевное существо проводит перед силами познания. На неживое направлен процесс познания. Умирает "душевный король" сил познания, возникающих из метаморфозы материальных сил всего организма, без того, чтобы человек от природной алхимии переходил к искусству алхимии. Чтобы это произошло, силам роста необходимо пробудиться в силах познания. Природной алхимии необходимо дать продолжение; и оно показано в пятом дне. Духоиспытатель должен проникнуть в процессы, вызываемые природой, когда она производит растущую жизнь. Он должен природное творение перевести в силы познания, но чтобы при этом не дать господствовать смерти. От природы силы познания приходят как мертвые существа; их нужно оживить путем алхимического превращения, дать им то, что у них отняла природа. Но встает искушение. Нужно спуститься в область, где природа действует любовью, наколдовывая жизнь. Далее Христиан Розенкрейц испытывается сиренами — пра-силами любви. В башне "Олимп" мертвые силы познания пронизываются импульсами, господствующими в процессах роста. В шестом дне имагинативно описаны процессы превращения мертвых сил познания в сверхчувственно созерцающие. Отдельные образы здесь не очень важны, но — само превращение душевных сил. Христиан Розенкрейц возводится в "рыцари златого камня". Этот камень есть образ мертвого, которое познается как откровение духа. Переживания шести дней соединяются в двух изречениях о природе. В седьмом дне показывается, в каком отношении ищущий духа стоит к своим преображенным способностям познания. Он как "отец" рождает себя. И его отношение к первому привратнику есть отношение к части самого себя. Он становится стражем собственной душевной жизни, и это не мешает ему иметь свободное отношение к духовному миру. В результате переживаний седьмого дня Христиан Розенкрейц должен действовать во внешнем мире, помогая людям, оздоровляя жизнь, социальный порядок. После "Химической свадьбы" Христиан Розенкрейц возвращается домой — в отношениях внешнего мира от остался прежним, но его сознание отныне регулирует высший человек. Произведение в целом представляет собой "историческое сообщение о простирающемся до ХV в. духовном течении Европы". 35 с. 333-385
Перейти к данному разделу энциклопедии
|