BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





Апокалипсиса - см. — меч

267. Апокалиптические печати: "Они представляют собой образы определенных переживаний астрального мира". Они суть нечто большее, чем символы. Необходимо пережить их "...всей душой в едином настроении; необходимо душевно, внутри себя образовать их соответственно форме, цвету и содержанию, чтобы (при этом) внутренне жить в имагинации". К сверхчувственной реальности печати находятся в том же отношении, как тень к человеку. Это "теневой очерк астральных процессов".
     Первая печать представляет собой в общем и целом все земное развитие человека. В "Откровении Иоанна" ей соответствуют стихи 12-16, гл. 1. Если дать их исчерпывающее толкование, то получится толстый том. Наша печать (т. е. изображение) представляет все это образно. Добавим к ней лишь пару указаний. Среди телесных органов и "форм выражения" человека имеются такие, которые уже переступили состояние своего совершенства; другие находятся лишь на начальной ступени развития. К последним относится орган речи. В будущем он станет органом духовного производства. В мифах и религиях это нашло свое образное выражение в виде меча, выходящего из уст. В нашем изображении дело заключается не в том, чтобы дать чувственное выражение сверхчувственному. В образ надо вжиться, чтобы он пробудил силы, дремлющие в человеке, и благодаря этому в душе встанет сверхчувственный мир.
     Вторая печать представляет собой первое состояние развития земного человечества. Тогда еще души были групповыми. Существовало четыре вида таких душ, представленных в Апокалипсисе четырьмя животными: львом, тельцом, орлом и человеком.
     Третья печать представляет собой гармонию сфер (Страна духов). "Дующие в трубы Ангелы — это духовные пра-существа мировых явлений; книга с семью печатями указывает на то, что в переживаниях, которые в этих образах являются наглядными, "распечатываются" загадки бытия". Четыре апокалиптичесжх рыцаря — земные циклы развития. В четвертой печати указывается на тайну красной и синей крови; книга в облаках связана с будущим состоянием человека, когда все знание станет внутренним; к этому же относится и Солнце.
     Пятая печать имеет отношение к еще более отдаленному будущему, когда человек возьмет под контроль силы своей низшей природы. Тогда Солнце, Земля и Луна будут находиться в ином, чем теперь, отношении друг к другу.
     В шестой печати человек обретет еще большую власть над низшими силами мироздания. Михаэль тогда скует дракона.
     Седьмая печать связана с "Мистерией Грааля". Куб — это мир пространства. Исходящие из него мировые змеи представляют собой низшие силы, обращенные в высшие. 284(с. 36-39)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Книга

272. В Библии трижды говорится о "книге". В первой книге Моисея (5; 1) говорится: "Вот книга рода человеческого". (В русском переводе вместо слова "книга" стоит "родословие Адама". — Сост.). Во второй раз слово "книга" встречается в первом Евангелии в 1-й главе: "Вот книга рождения Иисуса Христа". (В русском переводе опять стоит "родословие"). В третий раз слово "книга" встречается в Апокалипсисе (5; 1): "И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями".
     В древности слово "книга" употреблялось в смысле следования чего-то одного за другим, что наследуется через кровь. В книгу записывается то, что движется во времени, это хроника, история. "Книга жизни, заложенная в человечество, в которой записывается, что происходит с "я" человека при движении от одной культурной эпохи к другой, что дает ему каждое время, — эта книга написана в душах людей, и с нее будут сняты печати после войны всех против всех... В этой книге зарегистрированы культурные эпохи. Как через поколения регистрируются рождения в церковных книгах, так делается это и здесь, только теперь в книгу заносится то, что человек выработал духовно. ...Благодаря тому, что человек жил в индийской культурной эпохе с настроением, отталкивающим его от физического мира и направляющим его взор к духовному, он одержит победу над физически-чувственным в первую эпоху после войны всех против всех. Человек окажется победителем благодаря тому, что он усвоил, записал в свою душу в первой культуре. И далее: что во второй культуре было преодолением материи персами, — это преодоление во второй эпохе после войны всех против всех встает как меч, который означает инструмент победы над внешним миром. Что человек усвоил в вавилоно-египетскую культуру, научившись все обмерять, — это выступает после войны всех против всех как обозначенное весами. А 4-я культура указывает нам на важнейшее, что было усвоено благодаря явлению Христа Иисуса: на духовную жизнь, на бессмертное Я. Все, что не усвоит бессмертия, что обречено на смерть, — отпадет, так будет в 4-й период после войны всех против всех".
     "Те, кто понял "Я-Есмь" и Его призыв, они победили смерть, они спиритуализировали интеллигенцию. И то, чем они стали, больше нет нужды символизировать в виде лошади. ...они выступают в белых одеждах, в оболочке бессмертия, — те, кто воспринял вечную, духовную жизнь".104 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

286. (XIX 14-15) Человеческое Я — это обоюдоострый меч, оно ведет к свободе, но также и к эгоизму. "Поэтому Тот, Кто принес людям полное я-сознание, Христос Иисус... изображен в Арокалипсисе с острым, обоюдоострым мечом в устах". 104 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

823. "Сказка" Гeте. Змея шепчет на ухо старику, что она готова на жертву. И тогда он объявляет: "Время настало!" Медный король говорит: "Меч в левой, правая свободна!" Меч означает волю, физическую силу и власть. Меч в правой руке — это готовность к войне, в левой — к обороне и защите слабых. Правая рука должна быть свободной для благородных дел. Второй король является образом благочестия, благородного сердца. Он говорит: "Паси овец", — что напоминает слова Христа. Золотой король даeт юноше венок и дар познания. Со всеми дарами юноша должен стать представителем достойного человека бытия. Благочестие же серебряного короля соединено с сиянием видимости, поскольку эстетическое ощущение, рождающее прекрасную видимость художественных произведений, имеет связь с религиозностью. Гeте видел в искусстве лишь иную форму религии.
     Непродуктивных духов представляют блуждающие огни; они распространяют непереваренное знание. Но если их слова упадут на плодотворную почву, то могут вызвать наилучшее. Змея представляет собой основательное человеческое стремление, честное вступление на путь познания. Для неe разбрасываемое огнями золото является драгоценным добром, которое она сохраняет в себе. Храм с пeстрой толпой есть внешняя жизнь змеи, искупившей смертью свою низшую природу. На одной стороне реки царство Лилии — на одной стороне действующая тяга к разуму и духовная моральность, на другой — односторонняя чувственность. Несовершенный человек не способен привести к созвучию чувственные потребности и разум. Но иногда спонтанно человек ведeт себя морально. Это символизировано в том, что иногда в полдень змея образует мост через реку. Тоска Лилии по другому царству выражается в том, что еe разум действует не как строгий законодатель позади вожделений и инстинктов, но пронизывает их и соединяется с ними. Человек иногда пытается соединить оба царства путeм политических революций. Это неправомерно и подобно тени великана, которая ложится между обоими берегами. Общественный строй символизирован рекой. Река разделяет оба царства, разум и чувства, пока Змея не принесeт себя в жертву. Перевозчик требует плату плодами земли. — Общество налагает на человека реальный долг, и ему не нужны пустопорожние речи лжепророков, осчастливливателей человечества, поэтому перевозчик отказывается от платы золотом, предлагаемой блуждающими огнями. Пока человек не достиг той высоты, где он свободно из себя действует морально, он вынужден часть себя отдавать государству. — Такова судьба старухи. Преображение всего светом познания символизирует действие лампы. Она горит в присутствии другого света. Мудрость для того есть свет, кто посылает ей навстречу внутренний свет.
     С пробуждением идеального человека прекращается хаотическое действие душевных сил — смешанный король. Огни бросают мопсу золото, но он умирает, попробовав его. Так умирают от неудобоваримых учений ложных пророков. Над рекой воздвигается храм — свободное общество над принудительным, где каждый предоставлен своим склонностям, поскольку они действуют в смысле совместной благородной жизни людей. 30, с.91-98


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Имагинация Грааля

     680. Если уловить момент засыпания, сохранить сознание при выходе Я и астр.тела, то можно ясновидчески созерцать эф.тело. Тогда человек "увидит себя как бы отрезанным глубокой бездной от того, что происходит в его эф.теле; и все происходящее здесь он увидит уже не в пространстве, а во времени". Он сам тогда как бы находится на другом берегу, отдельно от своего эф.тела; "он чувствует себя как путник, который приближается к своему эф.телу. На самом же деле он стремится от него", т.к. его Я и астр.тело уходят. "Он подходит как бы к духовной скале и спускается внутрь... он находится там толь­ко своим сознанием. И теперь он видит, что там происходит. ... Мы воспринимаем, как из физического восстанавливаются те силы, которые затрачены, главным образом, мозгом; но мы видим не анатомический мозг, а видим себя как человека физического мира, которым мы пользовались днем как орудием сознания, а теперь покинули, хотя ясно видим, что он именно был нашим орудием; и мы видим, что этот человек как бы лежит в волшебном замке ... Символ этого, так сказать, сжатия есть кость нашего черепа... из всего организма восходят сюда силы, которые поддерживают этого человека, заключенного в черепной коробке, — пленника в этом замке". Сюда восходит от астр.тела (нервная система), "устремляется все то, что горит и делает человека сильным при помощи нервных стволов ... и принимает вид крепкого меча, который чело­век сковал себе на Земле. Сюда же, вверх, устремляется и сила крови. Человек начинает чувствовать и познавать, как силы крови ранят этого мозгового человека... Как кровавое лезвие устремляются силы эф. тела к земному человеку, лежащему в волшебном замке мозга". Здесь мы подходим к благороднейшим частям мозга. Эф.тело этих частей отбрасывает всю пищу, кроме минеральной, которая идет к мозгу. "Соче­тание благороднейших чувственных впечатлений и чистейших минеральных веществ питает эту лучшую часть человеческого мозга. ...
     Мы познаем здесь чудесную мировую связь человека со всем космосом; мы как бы видим здесь в человеке то место, на котором нам открывается, как его мышление при помощи служащей астр.телу нервной системы готовит меч для человеческой силы на Земле; мы познаем здесь все то, что как бы вмешано в кровь и при­носит смерть благороднейшей части мозга. Но все снова и снова эта благороднейшая часть поддерживается экстрактом из тончайших чувственных ощущений и благороднейших элементов минерального царства. ... Вы­раженное в образах, все это дает легенду о Граале. ... Святой Грааль — это сосуд, хранящий самую чис­тую пищу для смертельно раненного всем остальным человеческого героя ... Лучше всего это описано у Христиана де Труа, хотя и экзотерически". "Каждый может сам убедиться, что легенда о Граале есть ок­культное переживание, которые всякий человек может иметь каждый вечер". 145(6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru