Главная
Предметный указатель
СИСТЕМА |
192a. Ошибка Эйнштейна заключается в том, "... что он обычные формулы механики применил к движущемуся свету, предположил, что такой свет можно измерять точно так же, как другие, движущиеся сквозь пространство материальные тела. Он не учитывает, что распространяющийся свет не есть разлетающиеся материальные частицы, а нечто, происходящее в пространстве, оставляющее свои следы в виде эффекта свечения". Ошибкой Эйнштейна было также принципы механической системы распространять на всю мировую систему. "При этом было обойдено вниманием, что вся мировая система не может быть таковой, чтобы ее можно было получить, суммируя механические процессы". А если она есть организм? Делая что-то рукой я имею не замкнутую механическую систему, а реакцию всего организма. Также и со светом, не выступает ли тут реакция всей мировой системы? Она не мыслима без света и ее реакции есть нечто иное,
по сравнению со скоростью в замкнутой механической системе. Изучая природу света, необходимо пользоваться не уравнениями механики, а эластичными уравнениями. Распространяющийся свет образует "поверхность уровня", и мы приходим к некой сущности в пространстве, распространяющей себя в бесконечное. Далее мы имеем сферу, от которой все отражается. Имеется целое, в котором сила эластичности исчерпает себя и возвращается к себе. Нет бесконечных, бессущностных систем. "Всякая распространяющаяся сущность достигает границы, от которой она возвращается назад, я бы сказал, приходя в соответствие с законом эластичных тел. Говоря о свете, мы не имеем никакого дела с тем, что распространяется во все стороны. Мы тут постоянно имеем что-то такое, что можно сравнить со стоячими волнами; и формулы тут нужно искать другие, не из обычной механики". Ну, наконец, и время в сфере механики никакой реальностью не обладает.
В формуле мы вынуждены пространство как-либо математически мыслить идентичным с "c" (со скоростью). Время в такой формуле может быть лишь числом. В формуле мы получаем некую скорость вне зависимости от того, что движется. Но физик не может представить себе атом без имманентной скорости. А что следует думать о продолжительности (времени) жизни? Организму имманентна продолжительность жизни. Также и протяженность организма есть имманентная величина. Всякая "сущность несет в себе свою тотальность — свое время". Время имманентно тотальности. Любая тотальная система в своем имманентном бытии обладает собственным временем, собственной скоростью протекания (хода). "Протекание скорости неорганических или жизненных процессов приводит нас назад к имманентному времени.
Поэтому вместо теории относительности, которая постоянно предполагает переход от одной системы координат к другой, было бы, вероятно, лучше обосновать теорию абсолютного, повсюду занимающуюся исследованием тотальных систем, о которых следует говорить в том же смысле, в каком говорят о тотальности организма. Нельзя говорить о тотальности периода силура в эволюции Земли, но его в совокупности с другими геологическими периодами можно свести в тотальную систему. Точно также невозможно говорить о тотальности одной человеческой головы. В геологии мы описываем период за периодом, как если бы они, будучи взятыми по отдельности, были действительностью. Но такого нет. Они являются действительностью лишь в целом Земли и именно таким образом, каким целостностью является организм, из которого нельзя вырезать ни одной части. Было бы целесообразней вместо того,
чтобы наши процессы привязывать к какой-либо системе координат, привести их в связь с их собственной внутренней действительностью; тогда мы пришли бы к тотальной системе. И тогда мы смогли бы вернуться к некоего рода монадизму. Мы бы преодолели теорию относительности и пришли бы к теории абсолютного. Мы увидели бы тогда, что теория Эйнштейна есть, собственно говоря, лишь последнее выражение абстрактных устремлений (ума)". 324а, с. 140-145 "Если человек с воспитанным мышлением, с воспитанной жаждой познавать реальность читает выкладки Эйнштейна, его теорию относительности, то он ... испытывает при этом муку ... математически все эти вещи выведены последовательно, но не имеют никакой связи со смыслом действительности". 324а, с. 182 Перейти к данному разделу энциклопедии
255a. "Атом должен существовать аналогично предметам внешнего восприятия, но не может быть воспринят. В его понятии принцип наблюдаемости одновременно и утверждается, и отрицается". Д. 63, с. 8 "Атомизм есть лишь последнее следствие духосозерцания в чувственном; человек хочет в атомах видеть лишь материю, поэтому они остаются непонятными". Д. 21, с. 6 "Никто не должен говорить, будто бы мы отрицаем существование атомов как мельчайших частиц". Дело заключается в ином, чтобы познание тотальных процессов не пытались строить, исходя из процессов в атомах, но поступали прямо противоположным образом". "Когда дело идет об опытах, получаемых в природе ... мы не хотим интегрировать дифференциальные уравнения, чтобы прийти к пониманию опыта, но интеграл дифференцировать и дифференцированное принять как непосредственное следствие". Д. 114/115, с. 68-69 Перейти к данному разделу энциклопедии
Время и пространство. Многомерность 268б. "Но что такое пространство? Абсолютное простирание, — таков единственный ответ. Правда, это лишь один из признаков чувственного предмета... Пространство без предметов чувственного мира есть бессмыслица. Как пространство дано лишь с вещами чувственного мира, так время — лишь с его процессами; оно имманентно им. Сами по себе пространство и время — абстракции". Д. 63, с. 9-10 Трехмерный объект ограничен двухмерными плоскостями, четырехмерный — сферами; он есть органическое образование, постоянно меняющееся, состоящее из сферических клеток. "Все существа, для которых время имеет внутреннее значение, являются отображениями (трехмерными) четырехмерного существа. ... Время есть отображение, проекция четвертого измерения — органической жизни — на три измерения пространства физического мира". Если мы с живого растения сделаем гипсовую копию, то лишим его четвертого измерения. (В цитируемом цикле лекций Рудольф Штайнер проделывает вместе со слушателями практические упражнения, позволяющие наравне с пониманием пережить переход от трех к четырем измерениям. Чтобы их понять, необходимо полностью проработать минимум три лекции. Дать такой обширный материал в энциклопедии мы, к сожалению, не можем. — Сост.) Д.63, с. 82-83 Растение движется в одном направлении (измерении), животное — в двух, человек — в трех. Растение четырехмерно; в нем четвертое измерение упраздняет действие направленной вниз силы тяжести. У животного четвертое и пятое измерения упраздняют два других. У человека 4-6 измерения упраздняют три других. Д.63, с. 127 "Электричество есть свет в подматериальном состоянии, свет в сильнейшем сжатии. Он четырехмерен, имеет в себе свое внутреннее. Тепло распространяется трехмерно. Д.63, с. 127-128 "Мы видели, что отношение четвертого измерения к третьему подобно отношению третьего ко второму. О пятом измерении составить представление сложнее. Однако, с помощью аналогий, кое-чего можно достичь и здесь. Как вообще возникает измерение? Если мы будем без конца продлевать линию, второго измерения не возникнет. ... Тут нужно представить себе два, идущих навстречу одно другому силовых течения, сходящихся в одной точке и образующих там затор, запруду (Stauung). Благодаря той запруде и возникает новое измерение (линию мы замкнули в круг. — Сост.). Таким образом, новое измерение мы можем понять как столкновение двух линий, двух силовых потоков, образующих остановку, затор; при этом одно и то же измерение следует мыслить приходящим один раз слева, другой — справа, как позитивное и негативное. Итак, я постигаю одно измерение как полярный в себе силовой поток, имеющий в себе два компонента: позитивное и негативное измерение. Затем происходит нейтрализация этих полярных силовых компонентов — и это есть новое (второе) измерение. Исходя из сказанного, попробуем составить представление о пятом измерении. Тут нам необходимо представить себе, что четвертое измерение, которое, как мы нашли, выражается во времени, также несет в себе позитивный и негативный моменты. Возьмем два существа, для которых время имеет значение, и представим их себе в противоречивом столкновении. В результате должно возникнуть что-то, подобное затору от показанного противостояния двух сил. Теперь, когда два четырехмерных существа вступают в отношение, в результате возникает пятое измерение. Оно есть результат взаимообмена, нейтрализации полярно противоположных силовых действий, когда два живых существа, сталкиваясь, производят нечто такое, чего они не имеют в трехмерном пространстве, как что-то общее между собой, а также и во времени. Возникает нечто, лежащее за границами и трех, и четырех измерений. Это есть то, что мы называем со-чувствием, ощущением, благодаря которому существа узнают друг о друге, т. е. возникает познание душевно-духовного внутреннего у другого существа. Никогда одно существо не смогло бы узнать о другом что-то такое, что лежит за пределами пространства и времени, если бы не было более высокого, пятого измерения. Естественно, ощущение в таком случае есть лишь проекция, выражение пятого измерения в физическом мире. Таким же образом развить представление о шестом измерении было бы довольно затруднительно, поэтому ограничимся лишь общим указанием". Растение обладает четвертым измерением, поэтому вполне понять его можно лишь восходя на астральный план. Существа, обладающие ощущением, своим пятым измерением простираются до нижнего Девахана. Человек, как самосознающее существо, — шестимерен. В трехмерном физическом мире он есть лишь проекция шестого измерения, высшего Девахана (арупа — ментального мира). "Три измерения физического пространства являются лишь отражением, материальным отображением трех высших, каузально-творческих измерений. Наш материальный мир имеет поэтому свой полярный (духовный) противообраз в группе трех вышестоящих измерений. ... В таком же смысле находящееся по ту сторону трех высших измерений, духовный мир, который можно лишь предчувствовать, полярно противостоит миру четвертого, пятого и шестого измерений". Человек как просто духовное существо несет в себе три высших измерения в виде "самосознания, чувства и времени". И они отражаются в трех обычных измерениях. В ходе духовного развития три отображения превращают в действительность. Так, беря двухмерное существо нашего мира, добавляют к нему ощущение и время и получают переживание существа света. Благодаря ему учатся переживать других существ, вроде того, которого Моисей пережил на Синае. Оно произвело на него действие как трехмерный человек, действуя в ощущении и времени. Д.63, с. 84-88 Границей трехмерных предметов всегда является плоскость — длина и ширина, и никакой высоты. Границей плоскости является линия — длина, одномерность. Граница линии — точка, у которой нет ни одного измерения. Границей четырехмерного образования должен быть трехмерный предмет. Д. 63 с. 101-102 Если куб представить себе двухмерным, то мы получим шесть квадратов. Если каждый квадрат представить себе в виде куба, то мы получим фигуру, состоящую из восьми кубов, двойной крест. Это и есть четырехмерный куб. Согласно Чарльзу Хинтону (1853-1907) он называется тессаракт. Д.63, с. 109 Физически линию можно бесконечно продолжать в обе стороны. В астральном мире она замыкается в круг, идя в одном направлении, возвращается с другой стороны. На физическом плане такого не происходит. Линейные, прямые измерения физического пространства в астральном мире искривляются; их отношения там иные. Пространство есть "замкнутая в себе сфера". Физическое пространство есть лишь отпечаток замкнутого в себе (астрального) пространства, где возвращается в исходный пункт. Д.63, с. 123 Нельзя формально к трем измерениям добавлять другие. "Если я первое измерение обозначаю + а, второе — + б, третье — + в, то, оставаясь в реальном пространстве, я не вправе четвертое измерение приписать к трем другим как + г. Суть природы измерений вынуждает меня вместо + г добавить — в. Т. обр., четвертое измерение попросту упраздняет третье и остается только два измерения. ... Так вынужден я в случае пятого измерения полагать — б, шестого — — а. То есть я вновь возвращаюсь к точке". Д.63, с. 208 С точки зрения наблюдаемого трехмерного пространства теория относительности неопровержима. "Возможность дискутировать о ней возникает при переходе в сферу эфирного. Если вы переходите от физического трехмерного тела к эфирному, то это последнее образуется согласно центробежному (а не центростремительному) принципу. С эф. телом вы живете внутри совокупного пространства, тотального пространства". Д.63, с. 211 Перейти к данному разделу энциклопедии
636. "Совершенную систему создает не исследователь, ее создала сама природа". 1(13)
Перейти к данному разделу энциклопедии
Природопознание 665. "Система деятельностей, совершающихся т.обр., что один факт всегда является следствием другого, однородного с ним, называется неорганической природой". "Неорганический чувственный мир не доходит до индивидуальности. Только в своей всецелостности он закончен. Чтобы получить целое мы должны стремиться понять совокупность неорганического как единую систему. Такой системой является космос. Проникающее до конца понимание космоса составляет цель и идеал неорганического естествознания. Всякое, не идущее к этому научное направление есть лишь подготовка, лишь часть целого, но не само целое". "Дух разлагает все феномены неорганической природы на такие, где ему содеянное является непосредственно и с необходимостью проистекающим из действующего". 2(15) Перейти к данному разделу энциклопедии
666. "Идеал неорганической науки: понять совокупность всех явлений как целостную систему, чтобы мы сознанием нашим в каждом отдельном явлении узнавали то или иное звено космоса. В органической науке, напротив, идеалом будет: иметь перед собой в типе и в формах его явления в наивозможном совершенстве то, что мы видим развивающимся в ряде отдельных существ. Проведение типа через все явления — вот что имеет здесь решающее значение. В науке о неорганическом — система, в науке об органическом — сравнение (каждой отдельной формы с типом)". "Метод физики — это просто частный случай общего способа научного исследования. ... Когда этот метод распространяют на органическое, то тем самым не считаются со специфической природой последнего" "Справедливость нашего упрека современному органическому естествознанию состоит в том, что оно применяет в органической природе не принцип научного рассмотрения вообще, а лишь принцип рассмотрения неорганической природы, подтверждается, если мы рассмотрим воззрения одного из несомненно самых выдающихся теоретиков современного естествознания — Геккеля. От всякого научного рассмотрения Геккель требует выявления причинной связи явлений. Он говорит: "если бы психическая механика не была так бесконечно сложна, если бы мы были в состоянии проследить также полностью историческое развитие психических функций, то мы могли бы привести их все к математической формуле души". Отсюда ясно видно, чего он хочет: обращения со всей Вселенной по шаблону физического метода". 2(16)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|