Главная
Предметный указатель
СЛОВО (не Логос) —и понятие, мысль |
502. "Чего не мог сказать Сфинкс, но к чему готовились египтяне, — это должно сказать человечество. В образовании слово-движения лежит импульс Христа. Человечество выразило это в словах: В начале было Слово И Слово было у Бога... И жизнь была Свет человеков". "Теперь человеческое развитие ушло так далеко вперед, можно что в иной форме сказать первые слова Ев. от Иоанна: В начале пребывает мысль, И мысль пребывает у Бога, И Божественное есть мысль. В ней есть жизнь. И жизнь должна стать светом моего "я", И да засияет Божественная мысль в моем "я", Дабы тьма моего "я" постигла Божественную мысль". К IV столетию до Р.Х., т.е. через 300 лет после начала греко-латинской культуры, человеческая мысль делается столь зрелой, что приводит к философии Платона. Через 300 лет после начала 5-й, европейской, культуры "человеческая мысль переживает свой высший подъем в Гегеле, когда он говорит: жизнь в ткании мыслей есть, по сути, действующий дух. — И что Гегель выразил столь непонятно, можно облечь в слова: Вначале пребывает мысль, И бесконечное есть мысль, И жизнь мысли есть свет Я. Да наполнит светящаяся мысль Тьму моего Я, Чтобы тьма моего Я постигла Живую мысль И жила, и ткала в ее Божественном начале". "Путь, которым идет человечество, все более и более делает действительными слова: "Не я, но Христос во мне". И этим подготовляется путь, на котором в силы воспоминания постепенно войдет Импульс Христа. Сейчас же Его там нет... через силы воспоминания человек будет знать, как Христос действовал вне Земли до Мистерии Голгофы, как Он подготовил и прошел Мистерию Голгофы и каким образом Он как Импульс действовал даже в истории. ...В будущем для нас, поскольку мы должны будем живо постигать Христианство, будут иметь значение слова: Вначале пребывает воспоминание, И воспоминание живет далее, И Божественное есть воспоминание. И воспоминание есть жизнь, И эта жизнь есть Я человека, Которая стремится к человеку сама. Он не один, Христос в нем. Когда он вспоминает о божественной жизни, В его воспоминании пребывает Христос. И как лучащаяся жизнь воспоминаний Христос будет светить В каждую непосредственно присутствующую тьму". "Духовная наука должна не обрастать в нас простыми теориями, а изливать в нас нечто, делающее нас способными подступающее к нам в мире и то, чем мы являемся сами, воспринимать с другими ощущениями и чувствами. Жизнь наших чувств и ощущений должна обогащаться, когда мы в правильном смысле через Духовную науку проникаем в суть Импульса Христа и в Его господство в человеке и в духовном существе человека. Для нас было бы хорошо часто думать о следующем: Вначале была сила воспоминания, Сила воспоминания должна стать Божественной, И Божественное должно стать силой воспоминания. Все, что выступает в Я, Должно стать таким, Чтобы оно было возникающим Из Христом пронизанного, Богом пронизанного воспоминания. В нем должна быть жизнь, И в нем должна быть лучащаяся жизнь, Которая из воспоминающего себя мышления Во тьму современности светит. И тьма, какой она является сейчас, Да постигнет свет становящегося Божественным воспоминания. Если мы воспримем смысл этих слов, то мы воспримем нечто, подобающее нам как людям ... мы научимся не только ощущать себя как плод прошедших воспоминаний, но с пониманием проникать в будущие воплощения".152 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
623. Немецкое S равнозначно английскому th. Когда этот звук человеческой речи воспринимает Ангел, он знает, что некогда s возникло из t, а t, в свою очередь, возникло из d. "...d возникло потому, что весь человек со всеми своими четырьмя членами в некотором роде образовал центр тяжести в астр.теле: благодаря этому он произнес d. t он произнес благодаря тому, что создал центр тяжести в эф. теле. Рассмотрим для примера слово vhs, dius, Tier (животное). Это, по сути дела, одно слово, только взятое в разное время, абсолютно то же самое слово! v — это то же самое, что th, что S. Из th в готическом образуется d, а затем из d образуется t в немецком — при переходе в эфирное (см. рис.) "Подобный треугольник подходит также для звуков b ,p , f, g, k, ch. Зато значительно большим этот треугольник следует рисовать для е и r. А для гласных, если хотят исследовать ход их развития, получают совсем другие фигуры. Но закон действителен для всех звуков (букв)". Наше мышление совсем мало связано с речью, для мысли слово — это знак. Чувство находится в более интимной связи с ним; и особенно слово связано с волей. "Слово рождается в физ., эф. или астр. телах, делает круг, умирает и затем выступает на новой, более высокой ступени, как другая сила". Если слово, пришедшее от t к th, развивается в d, то потом оно не возвращается снова в t, но претерпевает превращение (спираль). Например, слово "смерть", родившись в греческом, было там юным, а в немецком уже является старым (пройдя через англ. death). К концу 5-й послеатлантической культуры оно отомрет совсем, а его сила перейдет на более высокую ступень. "Воспринимаемое в речи есть отражение жизни высших существ из высшего мира, отражение их внутреннего развития в мире, в котором мы находимся между рождением и смертью". 162 (1)
Перейти к данному разделу энциклопедии
303. ""Внешний мир не есть Бог и вовеки не будет именоваться Богом, но лишь существом, в котором открывается Бог. ... Когда говорят: Бог есть все, Бог — это небо и земля, а также и внешний мир, — то это правда; ибо от Него и в Нем искони пребывает все. Но что мне делать с подобной речью, которая не есть религия?" — На основе такого воззрения слагались в духе Якова Беме его представления о существе всего мира, когда он в известной последовательности производил закономерный мир из безначальной бездны. На семи природных образах возводится этот мир. В темной терпкости получает Первосущество свой образ, безмолвно замкнутый в себе и неподвижный. Эту терпкость Беме разумеет под символом соли. Подобными обозначениями он примыкает к Парацельсу, который заимствовал у химических процессов названия для процесса природного.
Через поглощение своей противоположности первый природный образ переходит в форму второго; терпкое, неподвижное вступает в движение; в него входит сила и жизнь. Символ для этого второго образа — ртуть. В борьбе покоя и движения, смерти с жизнью открывается третий природный образ (сера). Эта борющаяся в себе жизнь получает проявление; она уже не живет больше внешней борьбой своих членов; ее существо потрясается как бы целостно сверкающей молнией, озаряющей самое себя (огонь). Этот четвертый образ природы восходит к пятому, к покоящейся в самой себе живой борьбе частей (вода). На этой ступени, как и на первой, есть внутренняя терпкость и безмолвие; только это не абсолютный покой, не молчание внутренних противоположностей, а внутреннее движение противоположностей. Покоится в себе не покойное, а подвижное, возжженное огневой молнией четвертой ступени.
На шестой ступени само Первосущество познает себя как такую внутреннюю жизнь; оно воспринимает себя через органы чувств. Этот образ природы представляют живые существа, одаренные внешними чувствами. Яков Беме называет его "звуком" или "звоном" и тем самым устанавливает чувственное ощущение звука как символ для чувственного восприятия. Седьмой природный образ — это дух, восходящий на основе своих чувственных восприятий (мудрость). Он вновь обретает себя как самого себя, как первооснову внутри выросшего в безначальной бездне и слагающегося из гармонии и дисгармонии мира. "Святой Дух вводит в существо сияние величия, в котором Божество пребывает явно". "Каким же образом из одного и того же Первосущества может проистекать и добро, и зло? В смысле Якова Беме на это получается следующий ответ. Первосущество изживает свое бытие не в самом себе.
Многообразие мира принимает участие в этом бытии. Человеческое тело живет своей жизнью не как отдельный член, но как множественность членов; точно так же и Первосущество. И как человеческая жизнь излита в эту множественность членов, так излито Первосущество в многообразие вещей этого мира. И если верно, что весь человек имеет лишь единую жизнь, то не менее верно и то, что и каждый член имеет свою собственную жизнь. И как нет противоречия со всей гармонической жизнью человека в том, что его рука может обратиться против собственного тела и ранить его, так нет ничего невозможного в том, чтобы обращались друг против друга и вещи мира, живущие каждая по-своему жизнью Первосущества. Так изначальная жизнь, распределяясь на различные жизни, дарует каждой жизни способность обращаться против целого. Зло вытекает не из добра, а из того, как живет добро. Подобно тому, как свет может светить лишь тогда,
когда он пронизывает мрак, так и добро может прийти к жизни только таким путем, что оно пронизывает свою противоположность. Из "безначальности" мрака излучается свет; из безначальности безразличного рождает себя добро. И подобно тому, как в тени только светлое требует указания на свой источник, тьма ощущается как само собою разумеющееся ослабление света, так и в мире во всех вещах является лишь закономерность, а зло и нецелесообразность принимается как само собой разумеющееся, Таким образом, хотя для Якова Беме Первосущество есть Вселенная, однако нельзя ничего понять в мире, если одновременно с Первосуществом не иметь в виду и его противоположности. "Добро поглотило зло, или сопротивное... Всякое существо имеет в себе доброе и злое, и в своем развитии, приводя себя к раздельности, оно становится сопротивностью свойств, когда одно старается одолеть другое". И потому совершенно в духе Якова Беме видеть добро
и зло в каждом процессе мира; но совсем не в его духе искать Первосущество попросту в смешении добра со злом. Первосущество должно было поглотить зло; но зло не составляет части Первосущества". 7(6) Семичленная последовательность: "форма, сила, число, гармония, слово, мысль, Я". 265, с.187
Перейти к данному разделу энциклопедии
12. "Имя Иоанна (Богослова) связано о городом Эфесом. И тот, кто, вооружившись имагинативным наблюдением мировой истории, подступит к этим значительным словам: "Изначально был Логос. И Логос был с Богом. И бог был Логос", — тот через внутренний путь будет все снова и снова направляться к храму Дианы в Эфесе. И до известной степени посвященный в мировые тайны, решая загадку первых стихов Ев. от Иоанна, будет направляться к Мистериям Артемиды, Дианы в Эфесском храме". Обратимся к этим Мистериям в VI, VII дохристианских столетиях или даже несколько ранее, какими они записаны в мысле-эфирной хронике. "Перед нами здесь все снова и снова в видении выступает то, как учитель указывает ученику на человеческую речь, как он все снова и снова увещевает: чувствуй в своем инструменте речи, что там происходит, когда ты говоришь.
— Процессы в речи не воспринять через грубые ощущения, ибо они тонки и интимны. Но подумаем сначала о внешнем речи. От этого внешнего речи исходило вначале воспитание в Эфесских Мистериях. Внимание ученика обращалось на то, как слово звучит из уст. Ему все снова и снова говорилось: обрати внимание на то, что ты ощущаешь, когда слово раздается из уст. — И ученик должен был сначала заметить, как нечто обращается определенным образом от слова вверх, чтобы воспринять в себя мысли головы, и как, в свою очередь, от того слова нечто обращалось вниз, в человека, чтобы он внутренне мог пережить содержание ощущения слова. Все снова и снова ученику указывалось, что через гортань он должен проводить внешние пределы речи и при этом воспринимать, наблюдать приливы и отливы в словах, что теснятся через гортань. "Я есмь,
я не есмь" — позитивное, негативное утверждения ученик должен был как можно более артикулировано воспроизводить гортанью и затем наблюдать, как чувствуется более восходящее в "я есмь" и более проникающее вниз в "я не есмь". Но затем ученику указывалось на более интимные, внутренние ощущения и переживания слова, как ему воспринять, что от слова нечто исходит как тепло к голове, и это тепло, этот огонь перехватывает мысли. А вниз течет нечто, подобное водному элементу; оно изливается вниз, как изливается в человека выделение желез. Человек пользуется воздухом — это уяснял себе ученик Эфесских Мистерий, — чтобы дать зазвучать слову; но воздух превращается в речи в ближайший элемент — в огонь, в тепло и достает наши мысли вверху, в голове, и вчленяет их в него. И, опять-таки, когда наступает состояние взаимообмена, то огонь посылается вверх, а вниз посылается то, что заложено
в слове; этому дается стекать в некотором роде по каплям, подобным выделениям желез, вниз, как воде, как жидкости. Благодаря этому человек внутренне чувствует слово. Слово, как жидкий элемент, стекает по каплям вниз. А затем ученик вводился непосредственно в тайну речи. Эта тайна связана с тайной человека. Эта тайна человека сегодня для человека науки забаррикадирована, ибо наука невероятную карикатуру на истину ставит во главу всех размышлений: т.наз. закон сохранения силы и материи. В человеке материя постоянно преобразуется. Она в нем не сохраняется. Что как воздух проникает из гортани, преобразуется, сменяется в этом проникновении ближайшим, более высоким элементом — элементом тепла, или огня; и опять все переходит в водный элемент: огонь, вода, огонь, вода. Так внимание ученика
в Эфесе обращалось на то, что когда он говорит, то из его уст исходит поток волн: огонь, вода, огонь, вода. Но это есть не что иное, как подъем слов до мыслей (доставание словом мыслей — hinauflangen) и стекание слова по каплям вниз, к чувствам. Так ткут в речи мысль и чувство, когда живое движение волн речи, как воздух, то утончается до состояния огня, то сгущается в воду. Ученик должен был это чувствовать, когда в Мистериях Эфеса большая истина относительно его собственной речи проводилась перед его душой. Человек, говори, и ты откроешь через себя становление мира. Да, это было именно в Эфесе, что подходившего ко вратам Мистерий ученика предупреждали этим изречением. ... А когда он выходил, изречение говорилось ему в иной форме:
Становление мира открывается через тебя, о человек, когда ты говоришь. И ученик чувствовал постепенно, что своим телом он облекался как оболочкой мировой тайны, которая звучала из его груди и жила в речи. И это было подготовленим к основной глубокой тайне, к которой велся ученик. Ибо т.обр. ученик оказывался в состоянии познать собственное человеческое существо как связанное внутренне с мировой тайной. "Познай самого себя" получало святой смысл благодаря тому, что нечто говорилось не просто теоретически, но могло внутренне празднично чувствоваться и ощущаться. После этого ученик мог быть подведен к мировой тайне, распростертой в далях космоса. И здесь необходимо вспомнить, чем была Земля на переходе от Лемурийской к Атлантической эпохе, когда в ее белковой атмосфере возникла известь, поднимавшаяся в испарениях вверх
и опадавшая в виде дождя вниз. Та известь пронизывала костное животных (сначала своей духовностью) и низводила их из атмосферы вниз. Человек чувствует все это теперь, когда духовно соединяется с земными металлами; они хранят о том память. (См. также лекцию от 1.ХII.1923 г.). На той стадии (в Лемурийскую эпоху) человек чувствовал себя объемлющим собой всю земную планету. Если пожелать набросать это схематически, гротескно, то придется сказать: человек чувствует, что главным образом своей головой он объемлет всю земную планету (рис.). Все происходящие там процессы человек чувствует в себе: как восходит известь, как она связывается со свернувшимся, сгущенным белковой атмосферы Лемурии, сходит вниз в животное существо. Человек переживает в то время все так, что слышит внутренне.
Мировая тайна становится слышимой. Фактически в воспоминании, в рожденном металлом воспоминании это прошлое Земли воспринимается так, как если бы то, что я описал, было звучащим. И в этом звучании, внутри его ткет и живет мировое свершение. Но что же слышит там человек? Это мировое свершение, подобно чему открывается оно? Оно открывается как Слово мира, как Логос. Это звучит Логос, мировое Слово в восходящей и нисходящей извести. И, воспринимая в себе Его речь, человек воспринимает еще нечто". Когда вы смотрите на скелет человека или животного, то можете услышать, как кости превращаются в нечто иное. Однажды в Триесте мне довелось быть в музее истории природы. Там все звучало, как оркестр. Хотя скелеты "были расставлены инстинктивно, они звучали один за другим: в конце одного животного звучали тайны Луны, в конце другого — тайны Солнца.
И целое было пронизано как бы звучащим Солнцем и планетами. Здесь чувствовалась связь между этими живущими в извести костными системами, скелетами, и тем, что из ткущего Мироздания, с которым некогда человек был един, звучало как мировая тайна, как тайна самого человека. Существа, что были там выставлены, животные существа, они высказывали то, чем они являются. Ибо в Логосе, в звучащей мировой тайне, еще жило существо животности. Это не было двояким, что там воспринималось. Воспринималось не животное, а затем каким-либо образом сущность животного, но становление и ткание самого животного в его сути — вот что там говорило. Правильным образом, как это требовалось в древности, ученику Эфесских Мистерий нужно было воспринять в свою душу, в свое сердце то, что выяснялось относительно пра-начала, где Слово, Логос ткал как сущность вещей.
Ученик мог это воспринять, поскольку подготовлялся к тому путем облагораживания, возвышения своей человечности, так что он мог почувствовать себя как оболочку, как малый отблеск этой мировой тайны, заложенной в звучании его собственной речи. ... Что было большим миром, макрокосмической Мистерией, стало микрокосмической Мистерией человеческой речи. И на эту макрокосмическую Мистерию, переведенную в майю, в большой мир, указывает начало Ев. от Иоанна: "Изначально был Логос. И Логос был с Богом. И Бог был Логосом". И это жило и ткало в традициях Эфеса, когда евангелист, автор Ев. от Иоанна, мог читать в Акаше-Хронике то, чего жаждало его сердце, — правильного одеяния для того, что он, как тайну мирового становления, хотел сказать людям". Но мы должны сделать еще один шаг. Мы говорили о том, что извести предшествовал кремний,
выявляющийся в кварце. Внутри его выступают растительные формы: зеленеющие и увядающие облачные образования. Человек все это воспринимал как внутреннее, как свое собственное существо. "И когда человек шел с чувствами далее, к тому, что в кремнии пребывало как способная зеленеть растительность, тогда мировое Слово становилось мировой Мыслью, и растение в кремниевом элементе добавляло мысли к звучащему слову. Человек некоторым образом восходил на ступень выше, и к звучащему Логосу добавляется мировая Мысль, как сегодня звучащим в речи словом, когда речевое катится волнами: огонь, вода, огонь, вода, — в огне схватывается мысль". (В данной связи объясняется лечение кремнием болезней системы органов чувств головы.) "Подумайте только однажды, как тогда жил человек, жил в единстве с космосом. Сегодня, когда человек думает, он должен думать изолированно в своей голове.
Здесь, внутри — мысли, там, вовне — слова. Мироздание вовне. Слова могут только обозначать Мироздание; мысли могут только отображать Мироздание. Такого не было тогда, когда человек еще был един с макрокосмическим; он тогда переживал Мироздание в себе. Слово было в то же время и окружением; мысль была тем, что пронизывало это окружение. Человек слышал, и услышанное было миром. Человек видел это услышанное, но он видел внутри себя. Слово сначала было звуком. Слово сначала было тем, что стремилось к разгадке. В возникновении животного открылось нечто, стремящееся к разгадке. Как вопрос возникло животное царство внутри известкового. Посмотрите в кремниевое: здесь растительная сущность отвечает тем, что она восприняла как сущность чувств Земли и разгадала загадку, которую загадало животное царство. Это были сами существа, которые обоюдно отгадали себя. Одно существо, животное, ставит вопрос,
другое существо, растение, дает ответ. И весь мир становится речью. И следует сказать: такова реальность начала Ев. от Иоанна". 232 (6)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|