Главная
Предметный указатель
притупленное = сна без сновидений |
II. БЫТИЕ
Что есть сущее?
31. "Следует подчеркнутъ, что, в сущности говоря, в мироздании нет ничего другого, кроме сознаний. Наличие помимо сознаний каких-либо существ и всего остального должно быть в конце концов отнесено к области майи, великой иллюзии".148 (17) Перейти к данному разделу энциклопедии
546. «Гномы являются теми существами, которые некоторым образом внешне в мире на духовный лад заканчивают то, чего недостает миру самых низших животных вплоть до амфибий и рыб -- и особенно рыб, -- которые имеют лишь намек на скелет. Так что эта низшая ступень животных некоторым образом становится целым благодаря существованию гномов. ... между низшими существами и гномами царит антипатия. Гномы не хотят становиться такими, как эти низшие существа. ...Гномы создают в дополнение к миру низших животных то, чего он не имеет. Этот мир низших животных обладает смутным сознанием; гномы имеют ясное сознание. Этот низший мир животных не имеет костного скелета, костной опоры. Гномы связывают, я бы сказал, все, что содержится в силе тяжести, и формируют из летучей невидимой силы тяжести свои тела, которым всегда угрожает опасность распасться, потерять субстанцию. Гномы вынуждены все снова и снова творить себя из тяжести, т.к. им постоянно угрожает опасность потерять субстанцию. Поэтому, чтобы спасти свою экзистенцию, гномы постоянно наблюдают за тем, что происходит вокруг них. Нет других более наблюдательных существа на Земле, чем гномы. Их касается все, они должны все знать, все замечать, чтобы спасти свою жизнь. Гном должен постоянно бодрствовать; если бы он был сонным, каким часто бывает человек, то он тут же в этой сонливости умер бы». Существует старая немецкая пословица: будь внимателен как Вихтельман. Вихтельманы -- это гномы. Если бы гнома посадить в класс, то он был бы образцом для подражания. «Кроме этого свойства гномы обладают еще другим: они наполнены непобедимым стремлением к свободе. Они мало беспокоятся друг о друге и все внимание обращают на другой мир, на мир окружения». Человек мог бы видеть гномов во сне, если бы сон снял свою маску символичности, благодаря которой сердце, например, предстает как печь, легкие как крылья и т.д. Это все маски. «Но в обычном состоянии сознания человек защищен от того, чтобы воспринимать эти вещи, будучи к ним не подготовленным, поскольку они напугали бы его. Тот облик, в котором гномы предстают человеку, являет собой отображение всего того, что в человеке работает как разрушительные силы. ...И гномы, если их воспринять неподготовленным, предстают как чистый символ смерти. Человек страшно напугался бы, если бы ничего не зная о них обычным рассудком, увидел во сне, как его погребают, ибо так это и переживает человек в астральном мире. Во сне, с той стороны, человек именно так переживает эти вещи: гномы его погребают. Но так это предстает только в момент засыпания». «Ундины ... стоят в отношении к животным (завершая их), находящимся на более высокой ступени (чем амфибии). ...Эти животные, как высшие рыбы или высшие амфибии, нуждаются в чешуе, в каком-либо твердом панцире. Они нуждаются во внешней твердой оболочке. И силами, создающими эту внешнюю защиту, этот, в некотором роде, внешний скелет, мир обязан деятельности ундин. ...Когда человек входит в глубокий сон без сновидений, однако сон при этом не остается без сновидений, а через дар инспирации делается прозрачным, тогда перед духовным взором человека из моря астрального, в которое гномы как бы погребают человека при засыпании, всплывают ундины. В глубоком сне становятся они видимыми. ... ...Глубокий сон раскрывает окружение человека как подвижное море живых существ, подвижное море ундин». «Гномы и ундины добавляют голову к тем животным, которым ее недостает. Птицы же ... -- это одна голова. Сильфы дополняют птиц духовным образом, давая то, чего им не достает: телесное завершение. ... В воздухе летают птицы с чахлыми ногами; тем мощнее выработаны конечности у сильфов, и духовным образом они являют в воздухе, я бы сказал, то, что корова являет внизу, в физической материи. Поэтому я мог сказать, что сильфы в птичьем племени имеют свое «я», которое связывает их с Землей. Человек на Земле получает свое «я». Что сильфов связывает с Землей? -- Птицы. Птицам они обязаны своим «я», по крайней мере осознанием его». Сильфов человек видит в сновидении перед пробуждением, если опять-таки оно не маскируется в свои образы-символы. «Но сильфы тогда воспринимаются в удивительных обликах. ... если увидеть сон перед пробуждением без масок, то в него впархивает, сущностно впархивает свет. Человеку неприятно это ощущение по той причине, что конечности сильфов некоторым образом опутывают, оплетают его. Он чувствует так, как если бы свет был чем-то таким, что нападает, к чему человек особенно чувствителен. Возможно, что он ощутит это как поглаживание светом то здесь, то там». «Когда вы подходите к существам огня, то они образуют завершение летучей природы бабочек. Бабочка столь мало, сколь это возможно, развивает свое физическое тело, зато она -- световое существо. ...И когда человек, с одной стороны, увидит физическую бабочку и представит ее себе увеличенной, а с другой -- существо огня (вместе эти существа бывают редко), то у него возникнет чувство ... некоего крылатого человека, действительно крылатого человека. Нужно только соответствующим образом увеличить бабочку и существо огня до размеров человека, и тогда вы получите крылатого человека. ... Гномы и ундины завершают животных сверху, со стороны головы, сильфы и существа огня завершают птиц и бабочек снизу». Существа огня находятся в связи с мыслями человека. И если ему удастся в бодрственном сознании выйти из себя, оставаясь при этом совершенно разумным, твердо стоя обеими ногами на Земле, тогда он воспримет существо огня. Для этого нужно видеть, как протекают мысли, которые не связаны с человеком. Они тогда оказываются мировыми мыслями. «Они действуют и ткут как импульсы в мире. Человек тогда замечает: это иллюзия -- будто в голове, в этой коробке, заключены мысли. Они здесь только отражаются. Их отражения -- они здесь, но то, что лежит в основе мыслей, -- это принадлежит миру существ огня. Войдя в сферу этих существ, человек видит в мыслях не просто себя, но мысленное содержание мира, которое имеет имагинативный облик».230 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
Сон и бодрствование
725. "В астр. теле существенным является сознание. Мы обладаем двумя сознаниями: обычным, бодрственным, и сонным. Обычное бодрственное сознание ... в этом состоянии мы особенно сильно отдаемся внешнему миру. ... Так происходит потому, что бодрственное находится под сильным влиянием, господством Аримана. Бодрственное сознание — это Ариман. ... В сонном сознании ... мы все делаем только для развития нас самих. Мы тогда целиком в себе и с такой силой в себе, что всякое сознание выключается. В сонном сознании верх одерживает Люцифер. Сонное сознание — это Люцифер. ... Равновесие возникает тогда, когда мы видим сны...", подвижное равновесие.158 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
1110. "Человек переживает свою карму в самом глубоком состоянии сна, и результаты этих переживаний он вносит в физ. тело".211 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
349. "Растения — это спящие существа. Их сознание мы развиваем между астр.телом и "я", в воле. Что действенно в мире растений — это, в существенном, однородно с тем, что живет в нашей воле. В нашей воле мы спим и бодрствуя. Деятельность, господствующая в нашей воле, господствует надо всем растительным миром. ... Если мы станем в жизни растений искать то, что свойственно жизни животных, то мы не найдем этого в отдельном растении, но во всей земной Душе. Вся Душа Земли обладает сонным сознанием и спит в сознании растений. И лишь в той мере, в какой Земля соучаствует в космическом становлении, она вспыхивает так, что может развить такое полное сознание, какое мы, люди, имеем в бодрственном состоянии между рождением и смертью. Происходит это в зимнее время: Земля тогда как бы просыпается...". 207 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
881а. Херувим с огненным мечом, "Страж Рая стоит точно на том месте, куда мы приходим в состоянии глубокого сна, потеряв сознание". И это благо для нас. "Ибо даже взгляд в мир Архангела, если мы до этого не созрели, уничтожил бы нас". 266-1, с. 548
Перейти к данному разделу энциклопедии
|