BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





СОН - см. также СНОВИДЕНИЕ — засыпание

298. "Вернемся в древние времена, когда человек обладал даром инстинктивного ясновидения. Чело­век тогда не имел полного я-сознания. ... Его Я не было пробуждено. Ему было дано то, что думал Ангел, что чувствовал Архангел, что волил Архай". Древняя мудрость вовсе не была человеческой. Те­перь человеку надлежит ее обрести, с помощью Ангела, как собственную мудрость. Для этого ему на определенное время было необходимо оторваться от того, что думает в нем Ангел, Архангел. Но бла­годаря этому он пришел в тесную связь с земным бытием, что делает его свободным, с одной стороны, но с другой — обязывает своей силой устремиться к высшим Иерархиям, сделать возможным для них жизнь в его сознании. Для этого нужны мысли, полученные из духовнонаучных имагинаций, в которых Ан­гел может жить с нами. Связав с ним все наши чувства, мы достигнем царства Архангелов. Иначе человек может совсем утратить всякое чувство того, что в его эфирной субстанции господствует Архангел, а в физической форме — Архай. "Он должен научиться понимать момент засыпания и пробуждения". Ибо, ви­дите ли, продвигаясь к своему Я, человек приходит к переживанию его как приходящего из выс­ших Иерархий. Он становится самостоятельным существом, но по этой причине приходит в другое царство, в ариманическое царство.
     Итак: Я идет — и теперь именно бодрствуя — в царство Аримана (майя Аримана).
     Земная Форма идет в царство Архаев.
     Из человеческой формы нечто переходит в царство Архаев.
     Из человеческого эф.тела нечто переходит в царство Архангелов.
     Из челов. астр. тела нечто переходит в царство Ангелов.
     Опасность подпасть царству Аримана была особенно сильной в 333 г. до Мистерии Голгофы, Это было время, когда переходили просто к интеллекту, просто к логике. Затем наступила Мистерия Голгофы. И с 333 г. после Мистерии Голгофы настало время, когда человек должен был сознательно устремиться к царству высших Иерархий".
     Однако до сего времени он не выходит из ариманического царства. "Но это счастье для человека, что он живет не в действительном царстве Аримана, а в майе Аримана, в простой видимости. ... Поэтому он может выйти отсюда, но только свободно. Ибо образы, в которых мы живем, есть майя; вся интеллектуальная культура есть лишь образ. С 333 г. выход из нее стал свободным делом человека". Католи­ческая церковь приложила все силы к тому, чтобы этому помешать. И в этом отношении ее следует пре­одолеть. Сложите два числа: 333 г. до Рождества Христова и 333 г. по Рождеству Христову. Вы получи­те 666 — "число зверя", где особенно велика опасность утонуть в царстве зверя. Если во время сна Ангел, по причине материалистического настроения человека, не сопровождает его, то человек тогда прино­сит из сна ариманическую инспирацию. По этой причине так бурно нарастает в мире материализм. Ариман старается оторвать человека от его Ангела. Особенно сильно это выступило в 1914 г., когда сознание многих людей было замутненным, и основательно возросло ариманическое влияние.205(17.VII)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

392. "В мире нужны люциферические силы, чтобы мы не дела­лись стариками уже в три года. В мире нужны ариманические силы, чтобы мы не оставались постоян­но детьми. Эти два рода противо­положных сил должны быть в че­ловеке.
     Дело заключается лишь в том, что эти противоположные силы должны быть уравновешены".
 АриманическоеЛюциферическое
телесно:отвердение
обызвествление
размягчение
омоложение
душевно:педантизм
филистерство
материализм
сухой рассудок
фантастика
мечтательность
мистика
теософия
духовно:пробуждениезасыпание

     "Быть христианином — значит искать равновесия между ариманическим и люциферическим. ... Быть хри­стианином в телесном смысле означает: я усваиваю знания о человеке". Человек заболевает плевритом: это означает, что в нем слишком много люциферического, легкого, и ему для восстановления равновесия необходимо добавить тяжести, ариманического. (Нужен порошок, приготовленный из березовой коры).349 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

467. "Отношение человека к окружающему миру.
Круг Зодиака1. Весь облик
Мир планет2. Внутреннее движение
Элементарный мир3. Действие органов
Земля4. Обмен веществ

     "С этим движением (Земли вокруг своей оси) в его отношении к неподвижному небу связано внутреннее движение обмена веществ в человеке. Так что мы можем сказать: отношение обмена веществ в человеке к его обликообразующим силам есть отношение Земли к неподвижно­му звездному небу". Внутреннее движение в человеке совсем не такое жесткое, как внешне формирующаяся периферия. В человеке есть семь видов движения, с ними связаны отдельные органы, которые являются результатом этих движений (крови, лимфы, нервного флюида и др.). Например, кровь — это нечто внутренне подвижное в себе самом, обладающее своей витальностью; ее движение вызывает пульс сердца, а не наоборот.
     "Ища в космосе эквивалент этому, мы его находим, если посмотрим на движение планет, а именно, если мы изучим движение планет в связи с движением Луны. ... Действие планет на воздух, воду, на землю следует изучать так же, как изучают внутри человека, в циркуляции крови и других циркуляциях действие сил движения на органы. Происходит взаимодействие между элементами и движениями планет, а также имеет место соответствующее отношение между деятельностью органов и внутренними силами движения".
     "Когда вы просыпаетесь, то в отношении своей жизни вы вновь оказываетесь в той же связи с собой и внешним миром, как и при засыпании; моменты засыпания и пробуждения целиком соответствуют один другому; они отличаются лишь направлением.
     При пробуждении все идет от сна к бодрствованию, при засыпании — от бодрствования ко сну. Но в остальном они одинаковы. И если вы хотите движение обмена веществ представить линией, то это не будет прямая или просто кривая ли­ния, поскольку вы тогда не получите в ней пробуждения и засыпания... Это не может быть никакая другая линия, как только эта (см.рис.)". В точке совпадают засыпание и пробужде­ние, но направления разные. "И тут вы действительно можете отличить кругооборот дня от кругооборота ночи.
     Что из этого следует? Если вы поняли, что движение дневного обмена веществ соответст­вует движению Земли, то это движение не выразить точкой, оно не делает круга.
     Мы должны представить себе, что это движение другое, что это в действительности некоторым образом сдвигается вперед, и если рисовать действительное движение, то мы получим эту линию (лемниската). Происходит не просто вращение, но сложное движение Земли, так что каж­дая точка ее поверхности описывает такую лемнискату, которая соответствует той, что мы нарисовали для показа обмена веществ".
     "Мы можем говорить о дневном вращении Земли вокруг своей оси, но мы не можем говорить о том, что обычно называют годовым вращением Земли вокруг Солнца. Ибо Земля идет за Солнцем, и оба претерпевают одни и те же изменения".
     "Если бы Земля действительно вращалась вокруг Солнца, то земная ось не указывала бы постоянно на Полярную звезду, но точка, на которую она указывала бы, вращалась бы вокруг Полярной звезды. Но этого не происходит — ось всегда указывает на Полярную звезду. Именно ту линию, которую следовало бы видеть и которая соответствует движению Земли в отношении к Солнцу, ее не видят. По некоего ро­да винтовой линии движется Земля за Солнцем, как бы ввинчивается в Мироздание".
     Движению Солнца по кругу Зодиака, что выражается в перемещении точки весеннего равноденствия, которая делает круг за 25 920 лет, "...соответствует во внутреннем человека отношение, существующее между внутренними силами движения и обликообразующими силами".
     "Вы видите: тем, что очень крепко сидит в подсознании, своим обменом веществ, человек определен­ным образом, но лишь определенным образом, связан с суточным обращением Земли вокруг своей оси. Но он может из этого выйти. Почему?—Это может произойти потому, что человек, каким он является теперь, в отношении сил периферии, сил внутреннего движения, органов и обмена ве­ществ, является завершенным в отношении своей зависимости от внешних сил и теперь, некоторым обра­зом, со своей готовой организацией может быть вырван из этой взаимосвязи". Как мы не зависим без­условно от внутреннего ритма дня и ночи, так и в остальной жизни можно вырваться из ритма макрокос­моса. На этом зиждется человеческая свобода. "Не современное образование человека, но его прошлое образование связано с макрокосмосом, и то, что человек теперь переживает, является, по сути, образом его прошлой приспособленности к макрокосмосу. Так что теперь мы живем в обра­зах нашего прошлого. Но внутри образов мы можем развивать свободу". И отдельно от природной необхо­димости имеется моральный мировой порядок. Именно когда человек отчетливо видит свою связь с макро­космосом, он может понять возможность человеческой свободы".201 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

958. "Ребенка или молодого человека в действительности не теряют (со смертью), т.к. после смерти они остаются здесь. Они остаются здесь на том основании, что после смерти выказывают живую потреб­ность действовать в нашем пробуждении в наше пробуждение посылать вести. ... Часто возрастает благочестие людей, у которых есть умершие в раннем возрасте. Это результат их деятельности, их указаний. ... юные души мы не теряем, они остаются с нами; пожилые умершие души не теряют нас, они берут нечто от наших душ с собой. ... они больше притягивают нас к себе, тогда как рано умершие больше тянутся к нам. Поэтому в момент засыпания мы больше должны обращаться к пожилым умершим".
     Обряд погребения ребенка или рано умершего человека должен всегда носить культовый характер, не­сти в себе нечто всеобщее. В случае ранней смерти необходим какой-либо вид культа". Особенно здесь подходит культ католической церкви, который целиком годится только для рано умерших, ибо здесь речь об умершем не носит индивидуального характера.
     Печаль о рано умершем есть рефлексия в нашей душе самого существа ребенка, который остается вбли­зи нас. Мы живем жизнью ребенка, наш траур есть сочувствие с ним. По отношению к поздно умершему такой траур был бы эгоистичным. Мы должны его носить более в мыслях, оставаться связанными с ним че­рез индивидуальные мысли. "Мы остаемся с ним, но мы налагаем на него бремя, если ему приходится вла­чить нас без того, чтобы в нас возникали такие мысли, которые он может соединить с собой, которые он может соответствующим образом духовно созерцать".
     "Мы окружены умершими как воздухом. В будущем это станет реальным ощущением: если кто-то умер в зрелом возрасте, то ты не должен становиться для него кошмаром; а ты станешь кошмаром, если будешь носить в себе мысли, которые он не может воспринять в себя".181 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1054. Ребенок во время сна наслаждается телом, корова — пищеварением. Взрослый человек так пользует­ся своим телом в течение дня, что к вечеру испытывает к нему большую антипатию. "Он засыпает потому, что тело ему больше не симпатично. ... и он спит до тех пор, пока не преодолеет в душе эту антипатию; и он просыпается, когда снова возникает симпатия к телу".349 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

4. Основа самости

Мышление, чувствование, воление — процессы, субстанции
1863. "Тридцатью тремя способами человек связан со своей самостью, которую мы должны преодолеть с помощью нашего Я. Самость закреплена в позвоночнике с помощью 33 течений (эфирных и астральных)".265, с. 295
     "Движения души намного более внутренне связаны с существом человека, чем жизнь представлений. Движения души мы также вносим в сон. Они суть члены души, которые и во сне связаны с нами... Обычное мышление в движения души не проникает". (Пример: мы засыпаем от скучной книги.)
     "Намного более внутренне, чем движения души, с нашей жизнью связана жизнь наших волевых импуль­сов. И кто часто наблюдает момент засыпания, тот чувствует тогда, что если он, обращаясь к прошедшему дню, не находит там никаких добрых волевых импульсов, то это действует в нем как бы убивая нечто из того, что входит в состояние сна. Волевые импульсы, т.обр., связаны со здоровьем и болезнью, с нашей жизненной силой".130 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Засыпание

973. "Если вы знаете, что засыпание означает постановку вопроса перед духовным миром, а пробужде­ние — ответ на этот вопрос, то вы можете сказать: мы вносим утром из духовного мира в физ. тело иной ответ, если накануне уснули в гневе, в обиде... Если вы вносите в духовный мир нечто гневное, то это напоминает огненное извержение вулкана, и внешний душевный мир окрашивается вулканическим пото­ком огня".208 (21)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

974. "Если мы переживаем раскаяние (перед сном), то на следующий день мы чувствуем в теле слабость, тяжесть, оцепенелость; радость же наутро переживается как сила и повышенное самочувствие. ... Поисти­не, ничто не делает нас столь свежими, как то, что в предыдущий день мы дали пронизать себя волевым импульсам".130 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

977. Если вы хотите уснуть, но это вам никак не удается, то подумайте как можно более живо о ступнях, так, чтобы все ваше сознание опустилось в них; вдумайтесь в ступнях в слова: "Моя жизненная сила". Пройдет немного времени, и вы уснете. При этом лишь необходимо, чтобы весь процесс протекал внутренне как можно более непринужденно, так, чтобы в каждый момент представление именно само себя могло бы перевести в бессознательное".264 с.112


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru