Главная
Предметный указатель
СОН - см. также СНОВИДЕНИЕ — Люцифер и Ариман |
726. Во время сна наше астр. тело и Я получают опыт в духовном мире. При пробуждении они напечатлевают его только эф. телу и лишь, так сказать, надавливают им на физ. тело. Но если бы не произошло люциферического искушения, то, согласно водительству Ягве, этот опыт в равной мере пронизывал бы и эф. и физ. тела. Согласно своего рода таинственному пакту, заключенному между Люцифером и Ариманом, при пробуждении Люцифер передает Ариману то, что должно проникать в физ. тело. "Возникает значительный феномен: во время сна Ариман переживает в нашем физ. теле переживания Люцифера. Другими словами, в этом заключается причина того, что мы сами не можем внести наши ночные переживания в наше духовное сознание, т. к. Люцифер передает их Ариману при пробуждении". Опыт, который мы получаем в нашей бодрственной жизни с помощью органов чувств, — в нем сидит Ариман, поскольку мы при этом пользуемся физ. телом как инструментом. Во время сна этот опыт в нашем астр. теле и Я переживает Люцифер. Так Ариман отплачивает Люциферу. "Каждую ночь Люцифер высасывает жизнь из науки и нам оставляет лишь абстрактные понятия, мертвые понятия, которые нам дает наука". Отсюда происходят и все идеи о границах познания. По вине Аримана ночной духовный опыт не доходит до конкретного в бодрственной жизни и, переживаемый одним эф. телом, остается верой. ... Вера — это застрявшее в эф. теле знание". Знание же, приобретаемое в течение дня, застревает ночью в астр. теле и выступает затем как лишенное веры знание. Веру у него отнял Люцифер. "Люцифер переживает в нашем Я ариманические переживания". Так мешают они нам обрести гармонию между верой и знанием. Чтобы эту гармонию установить, людям дана Христология, Духовная наука о Христе Иисусе, учение о Мистерии Голгофы и об Иисусе из Назарета. Это выражено также в той деревянной скульптуре.162 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
1053. Во время сна человек наслаждается, буквально переваривает извне астр. телом и Я свое физ. и эф. тела. Тяга к этому наслаждению вызывает чувство усталости. Получив достаточно такого наслаждения, мы просыпаемся — в нас развивается жажда восприятия внешнего мира. Люцифер и Ариман стараются нарушить нормальную, маятникообразную смену бодрствования и сна. Тогда, например, обыватель, придя в концерт, засыпает, предпочитая наслаждаться собой вместо музыки, не имея к ней интереса.161 (11) Перейти к данному разделу энциклопедии
Действие Люцифера и Аримана
1033. "При пробуждении в основном действует ариманическое; при засыпании в основном действует люциферическое. Человек из погруженности в физически-телесное переходит в свободное духовно-душевное состояние. Он переходит в состояние, в котором он больше не мыслит в ариманических понятиях, но только в образах, которые резкие ариманические контуры понятий растворяют, которые позволяют всему сплетаться и плыть. Он погружается в состояние, где это плавание в образах является нормальным. Короче говоря: из состояния сна в состояние бодрствования нас переносит правомерным образом ариманическое, а из бодрственного состояния в состояние сна нас правомерным образом переносит люциферическое". "Ложный путь образуется тогда, когда мы в бодрственное состояние вносим слишком мало люциферических импульсов, и потому во время бодрствования слишком сильно действует ариманический импульс. Тогда ариманический импульс слишком сильно вдавливает человека в телесность, не дает ему удержаться в душевных ощущениях добра и зла, в моральных импульсах. Он окунает его в эмоциональное, в страстное. Он окунает его в жизнь инстинктов, в животность. Он слишком основательно человеческое Я соединяет с телесностью. И опять-таки, когда люциферическое неправомерным образом действует в человеке, то человек слишком много своей бодрственной жизни переносит в состояние сна. Тогда всплывают сновидения, представляющие собой чрезмерные реминисценции дневной жизни. А те, в свою очередь, снова действуют на бодрственную жизнь и вгоняют ее в нездоровую мистику".210 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
1034. "Во всем том эфирном, что находится в тепле, свете, в химических процессах и в жизни, в основе всего этого лежит моральное существо мирового эфира. Но моральное существо мирового эфира имеется лишь вблизи звезд и планет. ... Среди звезд моральное из эфира изгоняется солнечным светом. Сам солнечный свет — не Солнце, ибо Солнце — это мировое тело — содержит для нас, людей, первоисточник морального эфира. Но когда Солнце светит, оно изгоняет своим светом моральную эссенцию эфира. И когда мы смотрим глазами в мир, видим цветы, источники, то мы видим все это не пронизанным моральным, поскольку солнечный свет истребляет моральное. И когда при засыпании мы покидаем наше физ. и эф. тела, то, как духовно-душевные существа, мы обладаем не чем иным, как тем, что выработали во время земной жизни через наблюдение природы. Мы оставляем в постели — быть может, это звучит парадоксально — также и религиозные ощущения и моральные ощущения, и как аморальное существо мы живем между засыпанием и пробуждением. Но в это время мы живем в мире, который в ином случае пронизан солнечным светом. И благодаря тому, что моральный строй мира изгнан из эфира, к нему, к тому эфиру, в который мы отправляемся с засыпанием, открывается доступ ариманическому существу. Это ариманическое существо говорит к человеку во время сна. И то, что оно говорит — это, по сути дела, является чем-то фатальным, поскольку ариманическое существо по праву может быть названо духом лжи; во время сна оно изображает человеку добро как зло, а зло как добро". Как-то спрашивали в газете: почему преступники спят хорошо, а моральные люди — плохо? Кто глубоко вобрал в себя моральные ощущения, берет их с собой и в сон. "И тогда он спит плохо, т.к. полагает, что совершает много зла". У аморального духовный слух открыт для Аримана, и тот выдает ему зло за добро. Поэтому преступник удовлетворен сном. "Человек легко приносит утром из сна демонические искушающие силы". В прошлом люди обладали слабым я-сознанием и потому не подвергались во время сна злу, как теперь; они уходили в групповую душевность. Но сейчас наступил кризис. "Люди должны вооружиться против сил зла, которые к ним подступают". Во время бодрствования мы еще несколько живем в групповой душевности, когда чувствуем себя как члена народа, рода, семьи, сословия. Но сон теперь снимает всю групповую душевность. Во сне человек сегодня больше не может быть хорошим аристократом, да, сон воспитывает больше, чем вы думаете. Конечно, с одной стороны, он воспитывает зло, а с другой — демократию. Сон — это большой учитель".218 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
Пробуждение
1035. Рассмотрим два вида пробуждения. "Вы можете проснуться совершенно без мыслей, но также и полностью сознательно. Между этими двумя видами пробуждения имеется большая разница. Когда вы просыпаетесь совершенно без мыслей, лишь в силу воспитанной привычки, то тогда вы следуете импульсам Духов Формы, Элоимов. ... Итак, представьте себе, вам удалось выключить свое мышление и постоянно вставать как машина. Тогда вы будете вставать не без мыслей, а только без собственных мыслей. Но в вашем вставании, во всей (совершаемой при этом) форме движения лежат объективные мысли; и это не ваши мысли, а мысли Духов Формы. Если вы ужасно ленивы и совершенно не можете вставать, а также, если бы в природе не было заложено вставания, то вы вставали бы только из размышления, против вашей природы, просто из субъективных мыслей. В этом случае вы следовали бы ариманической духовности, вы следовали бы только за своей головой... за Ариманом. В обычной жизни одно смешивается с другим".177 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
|